Алхимия

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Алхимия
лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя и т.д. Алхимики внесли вклад в развитие получения ценных продуктов, а именно минеральных и растительных красок, стекла, эмали, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов, а также в разработку некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АЛХИМИЯ
комплекс теоретических и практических знаний о преобразовании материи, главным образом металлов. Одно из магических искусств, суть которого – превращение неблагородных металлов в благородные, т. е. способ получения золота в лабораторных условиях. В Западной Европе оживленная деятельность алхимиков относится к периоду XII–XVI вв. Было написано множество трактатов, проводили опыты по превращению металлов, вели поиск философского камня, дарующего вечную молодость. Однако получение золота оставалось главной целью алхимиков. Создание золота трактовали как сотворение нового совершенного космоса. Положительным результатом работы алхимиков было открытие новых сплавов, красок, стекла, эмали, лекарственных препаратов.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Алхимия
позднелат. alchemia) — название химии, данное арабами ок. VIII в. Экспериментальная а. в VIII—X вв. получила большое развитие у араб, ученых; в XI—XII вв. проникла на Запад. Цель а. — превращение неблагородных металлов (меди, свинца) в благородные (золото, серебро) при помощи «философского камня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. В процессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, сплавов, кислот, щелочей, а также разработаны или усовершенствованы методы лабораторных исследований: перегонка, возгонка, фильтрование. Европейская а. представлена именами таких крупных ученых, как Арнальдо де Виланова, Альберт Великий, Роджер Бэкон.
Лит.: Джуа М. История химии. М., 1966; Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АЛХИМИЯ
возникш. во времена упадка эллинизма направл. в химии, осн. задачей к-рого было превращ. неблагород. металлов в золото и серебро, а также разработка универсал. лекарства для лечения болезней и предупрежд. смерти. Относящ. к А. теоретич. представл. берут свое начало, по всей видимости, от знаний и методов егип. технитов и натурфилософских идей Бл. Востока и Греции. Алхимики пытались при благополуч. располож. небесных светил превратить неблагород. металлы, в первую очередь ртуть и цинк, путем химич. манипуляций в единое «первич. вещество» (меланоз, «почернение») и обратить его с помощью красящей субстанции (ксерион, тинктура, философский камень) через стадии левкозиса («отбеливания») в серебро и ксанфозиса («пожелтения») в золото. Первые, выраж. в аллегорич. форме наставл. по трансмутации металлов содерж. в осн. труде Псевдо-Демокрита «Физика и мистика», напис. в 1 в. В 4 в. Зосима издал свое энциклопедич. опис. химии и А. в 28 кн. Этот труд имел особенно высокую репутацию в связи с ярко выраж. мистич. хар-ром. Из др. алхимиков первых веков наиболее извест-ны Мария Еврейка (3 в.), к-рой приписыв. изобрет. водяной бани, Христион (6 в.), неоплатоник Олимпиодор (6 в.) и Стефан (7 в.). Назв. «А.» для данного направл. в химии было впервые введено араб. алхимиками. Древ. рукописи греч. алхимиков хранятся в Венеции, в б-ке св. Марка.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Алхимия
возникшее во времена упадка эллинизма направление в химии, осн. задачей которого было превращение неблагородных металлов в золото и серебро, а также разработка универсального лекарства для лечения болезней и предупреждения смерти. Относящиеся к А. георегич. представления берут свое начало, по всей видимости, от знаний и методов егип. технитов и натурфилософских идей Ближнею Востока и Греции Алхимики пыт ались при благополучном расположении небесных светил превратить неблагородные металлы, в первую очередь ртуть и цинк, путем химич. манипуляций в единое «первичное вещество» (меланоз, «почернение») и обратить его с помощью красящей субстанции (ксерион, тинктура, философский камень) через стадии левкозиса («отбеливания») в серебро и ксанфозиса («пожелтения») в золото. Первые, выраж. в аллегорич. форме наставления по трансмутации металлов содержались в осн. труде Псевдо-Демокрита «Физика и мистика» («Physika kai mystika»), написанном в 1 в. В 4 в. Зосима издал свое энциклопедич. описание химии и А. в 28 книгах. Этот труд имел особенно высокую репутацию в связи с ярко выраж. мистич. характером. Из других алхимиков первых веков наиболее известны Мария Еврейка (3 в.), которой приписывается изобретение водяной бани (франц. bain Marie), Христион (6 в.), неоплатоник Олимпиодор (6 в.) и Стефан (7 в.). Назв. «А.» для данного направления в химии было впервые введено араб, алхимиками. Др. рукописи греч. алхимиков хранятся в Венеции, в Библиотеке св. Марка.

Источник: Словарь античности. 1989

Алхимия
(нем. Alchimie, от араб. ´al-kimiya) — позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. сложилась в III в. н.э. в Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п.), космологической мистики Ближнего Востока и философии неоплатонизма. Термин возник в VII в. у арабов, а нынешнее понимание А. (получение золота и серебра из иных металлов) появилось лишь в XVII в., с рождением химии.

В течение столетий единственным основополагающим соч. А. была Tabula Smaragdina (Изумрудная скрижаль), приписанная мифическому древнему автору Гермесу Трисмегисту; в этом соч. золото отождествлено с солнцем, а серебро — с луной; мир объявлен единым целым, которому солнце — отец, а луна — мать. Смутное предписание Изумрудной скрижали («Отдели землю от огня...» и т.д.) и пророчество («Так свершится единение всех вещей... И вот уже вселенская слава в дланях твоих») были поняты как призыв подчинить природу путем златодельческих манипуляций. От той же эпохи (III в. н.э.) дошли два папируса, описывающие приемы получения сплавов, похожих на серебро и золото, а также подделки жемчуга, пурпурного крашения тканей и т.п. С самого начала алхимическое учение было неразрывно связано с герметической философией (герметизм). Неоплатонизм дал всему этому теоретическую базу, в т.ч. антиатомизм (утверждение непрерывности материи) и параллель макро- и микрокосма. Античная идея четырех стихий преобразилась в учение о порождении всех металлов за счет соединения серы и ртути при содействии соли (причем направлять превращение металлов в золото должен был катализатор, «философский камень» — таинственное вещество, получение которого А. ставила главной целью). Отсюда идея Tria Prima — трех первоэлементов, из которых якобы создано все сущее, в т.ч. и все живое. Все прочие элементы мыслились получаемыми из основных путем перехода, который называли трансмутацией. Тем самым А. выражала претензию быть общей натурфилософией: экспериментируя с Tria Prima, можно сделать все, вплоть до искусственного человека (гомункулуса).

В XIV–XVI вв. успехи А. в подделке золота привели к наводнению рынка фальшивой монетой, которую чеканили многие монархи Европы. В 1317 Папа Иоанн XXII издал буллу против алхимиков-фальшивомонетчиков, отметив связь А. с магией. Однако А. продолжала развиваться при королевских и княжеских дворах. В XVI в. А. способствовала развитию медицины, в частности, фармакологии (Парацельс и др.). Языческий характер учения А. и его близость к колдовству вызывали запреты и преследования А., иногда вплоть до сожжения алхимиков. На Тридентском соборе была определена позиция Церкви в отношении А.: занятия А. допустимы, если они способствуют познанию свойств веществ и не противоречат нормам христ. веры и нравственности.

Идея единой вещественной природы живого и неживого родила мысль, что тело человека можно совершенствовать теми же приемами, что и металлы, причем универсальным лекарством должен служить философский камень (который поэтому называли и панацеей, и эликсиром жизни). Отсюда — поиск универсальных приемов лечения (т.е. возврат к идее Гиппократа) и получение химическим путем лекарств, что преобразило медицину. В ходе попыток найти филос. камень были открыты многие важные химические факты. С утверждением основной идеи химии (элементы друг в друга не переходят) А. в XVIII в. перестала считаться наукой и сохранилась лишь как эзотерическая область знаний.

В России идеи А. распространились довольно поздно, в XVII–XVIII вв. Соч. древних и ср.-век. алхимиков имели хождение в рукописных переводах с нем. яз., в основном в среде масонов (см., напр., крупнейшее собрание рукописных алхимических трактатов в коллекции В.С. Арсеньева в Российской гос. библиотеке).

Лит-ра: Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М., 1980; Алхимии золотые сны: Сборник. М., 1995; Chemical, Medical and Pharmaceutical Books Printed before 1800 / Ed. by J. Neu. Madison–Milwaukee, 1965; Lindsay J. The Origins of Alchemy in Graeco-Roman Egypt. L., 1970; Vereno I. Studien zum Кltesten alchemistischen Schrifttum. B., 1992.

Ю. Чайковский

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
321.57 кб

Я. Плампер. Алхимия власти: культ Сталина в изобразительном искусстве

Душенко К. В.
Читать PDF
184.18 кб

Халтурин Ю. Л. , Кучурин В. В. , родиченков Ю. Ф. "Небесная наука". Европейская алхимия и российское

Панин Станислав
Читать PDF
127.28 кб

Бергман М. Иероним Босх и алхимия

Автор реферата И.Л.Галинская
Читать PDF
334.19 кб

Алхимия души. Повесть августа Стриндберга «На круги своя»

А. Е. Лыжина
Читать PDF
339.22 кб

Алхимия: elixir vitae и искусство умирать

Винокуров Владимир Васильевич
Статья посвящена феномену алхимии, целью которой было получение Философского камня и Эликсира бессмертия. Поиск Философского Камня или Эликсира Бессмертия неизбежно предполагает изменение самого ищущего, самого субъекта.
Читать PDF
341.25 кб

Дыхание звука или акустическая алхимия (к вопросу о прагматических функциях речевого акта молчания)

Щербак Н.Ф.
Целью данной статьи является рассмотрение тех эстетических приемов, которые используются авторами художественных произведений при обращении к таким понятиям как молчание и тишина.
Читать PDF
1.07 мб

Алхимия в раннем СССР

Зотов Сергей Олегович
Данная статья является попыткой показать ретроспективу упоминаний, практик алхимии, алхимических аллюзий и влияний в раннем СССР в контексте «алхимического мышления».
Читать PDF
279.65 кб

СИРИЯ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ АЛХИМИЯ

Данилов Дмитрий Александрович
В статье рассматриваются мотивы военной атаки, предпринятойСША, Великобританией и Францией по Сирии 14 апреля 2014 г. под предлогом ответа наприменение «режимом Асада» химического оружия в Восточной Гуте.
Читать PDF
270.85 кб

Алхимия как книга зеркал

С.М. Телегин
Статья посвящена анализу соотношения между алхимическим дискурсом и феноменологией зеркал.
Читать PDF
770.50 кб

Символика цвета в средневековой алхимии

Седова Олеся Валерьевна
В статье рассматривается значение цвета в алхимии особой области натурфилософии, сформировавшейся на основе герметической традиции.
Читать PDF
89.50 кб

Ранний английский фарфор: от алхимии к становлению производства

Исаева Ольга Анатольевна
Период становления фарфорового производства, как показали недавние исследования, растянулся почти на семьдесят лет.
Читать PDF
115.88 кб

Практика алхимии и актуальное искусство

Секацкий Александр Куприянович
Читать PDF
1.62 мб

В ПОИСКАХ "ЖЕНСКОЙ АЛХИМИИ": ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "НЮЙ ДАНЬ ХЭ БЯНЬ"

Белая Ирина Витальевна
Читать PDF
2.16 мб

Натурфилософия поздней алхимии: трактат XVI-XVII вв. Как отражение распада

Родиченков Ю. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Отчет о научной конференции "феномен алхимии в истории науки, философии, культуре" (Смоленск, 27-28

Родиченков Юрий