Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

Софисты

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Таких терминов — 6. А вот наиболее краткое и самое полное определения
Определение

Софисты

Изначально софистом называли каждого, кто отличался выдающимися познаниями или редкими умениями (например, солона, Пифагора, семь мудрецов и натурфилософов). С середины V в. до н. э. так стали называть себя странствующие учителя мудрости. Однако насмешки староаттической комедии, а прежде всего диалоги Платона (Протагор, Горгий, Гиппий, Эвтидем) придали этому первоначально высокому определению уничижительное значение. Платон упрекал софистов в том, что они ищут не истины, а собственной славы и богатства (запрашивая высокие гонорары за индивидуальные или групповые занятия). Кроме этого, он критиковал их самовосхваление, болтливость и стремление победить противника любой ценой (не всегда при помощи корректных аргументов). Большая часть сочинений софистов утрачена. Сохранились только некоторые произведения Горгия, отрывки из Протагора, Двойные речи неизвестного автора и пара других фрагментов. Софисты были соединительным звеном между досократической натурфилософией и сократистами, занимавшимися этическими проблемами, но не составляли единой группы и часто расходились во взглядах. Сами они полагали, что занимают среднее положение между философами и политиками (Продик) или философами и риторами (Алкимад). Черты, общие для большинства софистов: 1.

Тенденция обучать житейской мудрости и добродетели. Правда, они различались методами софистического воспитания (например, Протагор считал, что ученики Гиппия напрасно изучают арифметику, астрономию, геометрию и музыку), но все они учили риторике (искусству доказательства) и эристике (искусству ведения спора). Целью софистов было формирование политических лидеров, умеющих убедительно выступать перед толпой. Даже Горгий, который утверждал, что он не учит житейской мудрости, стремился к той же цели. Софисты сами писали учебники по риторике (например, Горгий). 2.

Энциклопедическая эрудиция. Протагор, Горгий, Продики прежде всего Гиппий рассказывали в своих трудах о различных областях знания. 3.

Лингвистические интересы. Занись этимологией, лексикографиейи синтаксисом, они заложили основы античного языкознания. Синонимика Продика оказала влияние на сократико-платоническое и аристотелевское искусство дефиниций. Занимались они также эстетикой и поэтикой. 4.

Критика онтологии элеатов (Зенон Элейский, Парменид). Протагор и Горгий отрицали онтологию и эпистемологию элеатов, считавших, что существует единое вечное и неизменное бытие, познаваемое только разумом. Софисты провозгласили сенсуализм и релятивизм, отрицая существование объективной истины. Некоторые из них (например, Ксениад из Коринфа) вообще отвергали возможность познания. Зато диалектика элеатов, а особенно их парадоксальные доводы против движения, оказала значительное влияние на эристику софистов. 5.

Убежденность в противоречии между природой (physis) и условностями (nomos). Сочинения ионийских логографов и Геродота объяснили грекам, что в разных государствах господствуют разные, часто противоречащие друг другу обычаи и законы, которые не могут происходить от богов и должны быть делом людей. Этим человеческим законам софисты противопоставляли законы природы. Человеческий закон стали считать либо выдумкой слабых людей, сдерживающей развитие выдающихся личностей (Калликл в Горгии Платона), либо созданием сильных личностей для подчинения слабых (Антифон). Некоторые считали, что государство - результат договора, который гарантирует его участникам личную безопасность. Закон природы воспринимался как право сильнейшего, но некоторые софисты (Гиппий, Антифон, Алкимад) провозглашали, что все люди (даже рабы) равны от природы. Софисты также начали размышлять над происхождением религии и дали два риционалистических ответа (теории Продика и Крития). Они создали концепцию развития общества от примитивных, почти животных, форм ко все более совершенным (следы этих взглядов - у Крития, Продика, Протагора), отбросив старое представление о золотом веке человечества (выступающий у Гесиода). Значение софистов не ограничивается их собственными достижениями, а основано на том, что они впервые поставили определенные вопросы, ответы на которые ищут по сей день. Влияние софистов было огромным. Они в значительной степени повлияли на литературу. Староаттическая комедия показывает, как обсуждались их тезисы (Тучи Аристофана). Сократисты хотели одолеть софистику, но именно поэтому оказались в кругу поднятой ею проблематики. Аристотель в своих этических, политических и риторических воззрениях гораздо в большей степени зависит от софистов, чем он сам признает. Отзвуки софистики очевидны у Фукидида и в некоторых медицинских сочинениях из Гиппократова корпуса, а также у скептиков. Еврипида считали софистическим поэтом, поскольку он вкладывал в уста своих героев софистические изречения. Во времена Римской Империи, особенно начиная со II в. н. э., понятие софистики приобрело новое значение (хотя софисты этой эпохи имели достаточно оснований полагать, что придерживаются традиций Горгия). Софистами часто называли риторов и учителей риторики, которая служила в основном для составления образцовых речей все более литературного характера. Этот период в истории греческой литературы называют второй софистикой. Этот термин появился впервые в Жизнеописаниях софистов Филострата (II), который и сам был софистом, представителем второй софистики. Другие ее представители - это прежде всего Дион Прусский, Герод Аттик, Элий Аристид, Максим Тирский, Лукиан. Поскольку риторика господствовала в школе, особенно в высшей, софистика играла чрезвычайно важную роль в культурной жизни. В IV в. н. э. софисты оказались на стороне язычников против победившего христианства. К наиболее выдающимся представителям поздней софистики принадлежат Либаний и Фемистий.
У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.
софисты искусник, мудрец, лжемудрец — в Древней Греции люди, сведущие в какой либо области: ...

Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней).Oxford University Press, Инфра-М, Весь Мир, 2000 г.
софисты Софисты (sophists, греч. sophistes "мудрец", "знаток"), странствующие профессиональные ...

Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах Центрполиграф, 1998 г.
софисты первонач. в Др. Греции С. назыв. мудрого, искусного в к. л. делах человека. После греко ...

И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима, 1997 г.
софисты Первоначально греческое слово "софист" означало "мудрый, знающий человек", однако в 5 в. ...

Реальный словарь классических древностей / Под ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. 1914.
софисты    • Σοφισταί, ...

Кроме того, определение дают: философы, педагоги, социологи, политологи
Статьи по теме

Статьи по теме:

ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОФИСТА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛЕ ПОЛИТИКИ // Соловей И.В. »

СОФИСТЫ И ЕПИСКОПЫ В РИТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ГАЗЫ // Болгова А.М. »

РИТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА : СОФИСТЫ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ // Алымова Е.В. »

ПРИГЛАШЕНИЕ ИСТОРИКА НА ПИР: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ПОСИДОНИЯ В «ПИРУЮЩИХ СОФИСТАХ» АФИНЕЯ // Хазина А.В. »

«СТРАНСТВУЮЩИЕ» СОФИСТЫ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОВИНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БИОГРАФИИ ЛИБАНИЯ) // Перфилова Т.Б. »

СОФИСТЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ: «СУЩЕСТВУЕТ ЗАКОН О ТОМ, ЧТО ГЛАЗА ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, И ЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ» // Омладич Л. »

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ ЗАДАЧ И МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ В ДИАЛОГЕ «СОФИСТ» // Елашкина А.В. »

У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. духоборы (духоборцы)
    приверженцы течения в среде духовных христиан; течение Д. возникло в России во 2-й половине 18 в. От...
  2. соколов александр алексеевич
    Соколов (Александр Алексеевич) - журналист, драматург и романист, родился в 1840 г.; воспитание полу...
  3. сомма, битва на
    Сомма, битва на (Somme, battle of the) (июль-нояб. 1916 г.), сражение между англ, и нем. войсками на...
  4. иероним, архим. соловецкого мон.
    Архангельск. еп., с 1777 г. уволен на покой 1793 г. {Половцов}...
  5. тонасси пьетро
    Гитарист середины XIX века. Автор “Собрания попурри для гитары”, изданного Джованни Рикорди. Это сол...
Ads By Exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
195
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!