Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба
Поделиться с друзьями:

Софисты

Вы можете помочь развитию отечественного образования в сети Интернет!

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим за поддержку и участие!

Таких терминов — 6. Вот самый краткий и полный. Статей для чтения — 9.
Определение

Софисты

Изначально софистом называли каждого, кто отличался выдающимися познаниями или редкими умениями (например, солона, Пифагора, семь мудрецов и натурфилософов). С середины V в. до н. э. так стали называть себя странствующие учителя мудрости. Однако насмешки староаттической комедии, а прежде всего диалоги Платона (Протагор, Горгий, Гиппий, Эвтидем) придали этому первоначально высокому определению уничижительное значение. Платон упрекал софистов в том, что они ищут не истины, а собственной славы и богатства (запрашивая высокие гонорары за индивидуальные или групповые занятия). Кроме этого, он критиковал их самовосхваление, болтливость и стремление победить противника любой ценой (не всегда при помощи корректных аргументов). Большая часть сочинений софистов утрачена. Сохранились только некоторые произведения Горгия, отрывки из Протагора, Двойные речи неизвестного автора и пара других фрагментов. Софисты были соединительным звеном между досократической натурфилософией и сократистами, занимавшимися этическими проблемами, но не составляли единой группы и часто расходились во взглядах. Сами они полагали, что занимают среднее положение между философами и политиками (Продик) или философами и риторами (Алкимад). Черты, общие для большинства софистов: 1. Тенденция обучать житейской мудрости и добродетели. Правда, они различались методами софистического воспитания (например, Протагор считал, что ученики Гиппия напрасно изучают арифметику, астрономию, геометрию и музыку), но все они учили риторике (искусству доказательства) и эристике (искусству ведения спора). Целью софистов было формирование политических лидеров, умеющих убедительно выступать перед толпой. Даже Горгий, который утверждал, что он не учит житейской мудрости, стремился к той же цели. Софисты сами писали учебники по риторике (например, Горгий). 2. Энциклопедическая эрудиция. Протагор, Горгий, Продики прежде всего Гиппий рассказывали в своих трудах о различных областях знания. 3. Лингвистические интересы. Занись этимологией, лексикографиейи синтаксисом, они заложили основы античного языкознания. Синонимика Продика оказала влияние на сократико-платоническое и аристотелевское искусство дефиниций. Занимались они также эстетикой и поэтикой. 4. Критика онтологии элеатов (Зенон Элейский, Парменид). Протагор и Горгий отрицали онтологию и эпистемологию элеатов, считавших, что существует единое вечное и неизменное бытие, познаваемое только разумом. Софисты провозгласили сенсуализм и релятивизм, отрицая существование объективной истины. Некоторые из них (например, Ксениад из Коринфа) вообще отвергали возможность познания. Зато диалектика элеатов, а особенно их парадоксальные доводы против движения, оказала значительное влияние на эристику софистов. 5. Убежденность в противоречии между природой (physis) и условностями (nomos). Сочинения ионийских логографов и Геродота объяснили грекам, что в разных государствах господствуют разные, часто противоречащие друг другу обычаи и законы, которые не могут происходить от богов и должны быть делом людей. Этим человеческим законам софисты противопоставляли законы природы. Человеческий закон стали считать либо выдумкой слабых людей, сдерживающей развитие выдающихся личностей (Калликл в Горгии Платона), либо созданием сильных личностей для подчинения слабых (Антифон). Некоторые считали, что государство - результат договора, который гарантирует его участникам личную безопасность. Закон природы воспринимался как право сильнейшего, но некоторые софисты (Гиппий, Антифон, Алкимад) провозглашали, что все люди (даже рабы) равны от природы. Софисты также начали размышлять над происхождением религии и дали два риционалистических ответа (теории Продика и Крития). Они создали концепцию развития общества от примитивных, почти животных, форм ко все более совершенным (следы этих взглядов - у Крития, Продика, Протагора), отбросив старое представление о золотом веке человечества (выступающий у Гесиода). Значение софистов не ограничивается их собственными достижениями, а основано на том, что они впервые поставили определенные вопросы, ответы на которые ищут по сей день. Влияние софистов было огромным. Они в значительной степени повлияли на литературу. Староаттическая комедия показывает, как обсуждались их тезисы (Тучи Аристофана). Сократисты хотели одолеть софистику, но именно поэтому оказались в кругу поднятой ею проблематики. Аристотель в своих этических, политических и риторических воззрениях гораздо в большей степени зависит от софистов, чем он сам признает. Отзвуки софистики очевидны у Фукидида и в некоторых медицинских сочинениях из Гиппократова корпуса, а также у скептиков. Еврипида считали софистическим поэтом, поскольку он вкладывал в уста своих героев софистические изречения. Во времена Римской Империи, особенно начиная со II в. н. э., понятие софистики приобрело новое значение (хотя софисты этой эпохи имели достаточно оснований полагать, что придерживаются традиций Горгия). Софистами часто называли риторов и учителей риторики, которая служила в основном для составления образцовых речей все более литературного характера. Этот период в истории греческой литературы называют второй софистикой. Этот термин появился впервые в Жизнеописаниях софистов Филострата (II), который и сам был софистом, представителем второй софистики. Другие ее представители - это прежде всего Дион Прусский, Герод Аттик, Элий Аристид, Максим Тирский, Лукиан. Поскольку риторика господствовала в школе, особенно в высшей, софистика играла чрезвычайно важную роль в культурной жизни. В IV в. н. э. софисты оказались на стороне язычников против победившего христианства. К наиболее выдающимся представителям поздней софистики принадлежат Либаний и Фемистий.
У других авторов

У других авторов:

А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.
софисты искусник, мудрец, лжемудрец — в Древней Греции люди, сведущие в какой либо области: ...

Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней).Oxford University Press, Инфра-М, Весь Мир, 2000 г.
софисты Софисты (sophists, греч. sophistes "мудрец", "знаток"), странствующие профессиональные ...

Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах Центрполиграф, 1998 г.
софисты первонач. в Др. Греции С. назыв. мудрого, искусного в к. л. делах человека. После греко ...

И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима, 1997 г.
софисты Первоначально греческое слово "софист" означало "мудрый, знающий человек", однако в 5 в. ...

Реальный словарь классических древностей / Под ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. 1914.
софисты    • Σοφισταί, ...

Кроме того, определение дают: философы, педагоги, социологи, политологи
Статьи по теме

Статьи по теме:

«СОКРАТИКИ» КАК АДРЕСАТЫ ЭПИДЕЙКТИЧЕСКИХ РЕЧЕЙ ИСОКРАТА (ПРОТИВ СОФИСТОВ, ЭНКОМИЙ ЕЛЕНЕ, БУЗИРИС) Авторы Усачева, А. В. Журнал Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия Выпуск № 41 (3) / 2012 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

СОФИСТЫ КАК УЧИТЕЛЯ МУДРОСТИ Авторы Старшинов, А. В. Журнал Бюллетень медицинских интернет-конференций Выпуск № 11 / том 4 / 2014 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

«Странствующие» софисты в культурном пространстве провинции (на примере биографии Либания) Авторы Перфилова, Татьяна Борисовна Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 7 / том 4 / 2004 Коды ГРНТИ: 13 — Культура. Культурология ВАК РФ: 24.00.00; 22.00.06 УДK: 008

СОФИСТЫ И ЕПИСКОПЫ В РИТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ГАЗЫ Авторы Болгова, А. М. Журнал Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика Выпуск № 15 (70) / том 12 / 2009 Коды ГРНТИ: 03.09 — Всеобщая история ВАК РФ: 07.00.03 УДK: 94 Указанные автором: УДК: 94(495)01

СОФИСТЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ: «СУЩЕСТВУЕТ ЗАКОН О ТОМ, ЧТО ГЛАЗА ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, И ЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ» Авторы Омладич, Лука Журнал Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология Выпуск № 3 / 2010 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 1(091)

В ПОГОНЮ ЗА СОФИСТОМ, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ НЕОЧЕВИДНЫЕ АКСИОМЫ СОЦИОЛОГИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Авторы Богатов, Михаил Александрович Журнал Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Выпуск № 3 / том 2 / 2011 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

БЫЛ ЛИ ГОРГИЙ СОФИСТОМ: ГОРГИЙ, ПЛАТОН, ДОДДС Авторы Алымова, Елена Валентиновна Журнал Вестник Русской христианской гуманитарной академии Выпуск № 3 / том 14 / 2013 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

ТУВАЛ-КАИН, ГИППИЙ, ПЛАТОН И ВОЗМОЖНЫЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ КОРНИ ОБРАЗА СОФИСТА В ОДНОИМЕННОМ ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА Авторы Светлов, Роман Викторович Журнал Вестник Русской христианской гуманитарной академии Выпуск № 3 / том 13 / 2012 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (СТАРШИЕ СОФИСТЫ) Авторы Федотова, Ольга Алексеевна Журнал Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Выпуск № 1 / том 4 / 2010 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: ББК: 63.3(0)321.4; УДК: 94(3)"4":34

показать еще →

РИТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА : СОФИСТЫ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ // Алымова Е.В. »

СОКРАТ И СОФИСТЫ: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА // Харийс Туманс »

ГЕНЕЗИС ПРИНЦИПОВ МЫСЛЯЩЕГО СОЗНАНИЯ В ПАЙДЕЙЕ СОФИСТОВ // Андрей Владимирович Душин »

СОФИСТЫ И ЕПИСКОПЫ В РИТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ГАЗЫ // Болгова А.М. »

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ ЗАДАЧ И МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ В ДИАЛОГЕ «СОФИСТ» // Елашкина А.В. »

СОФИСТЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ: «СУЩЕСТВУЕТ ЗАКОН О ТОМ, ЧТО ГЛАЗА ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, И ЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ» // Омладич Л. »

ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОФИСТА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛЕ ПОЛИТИКИ // Соловей И.В. »

«СТРАНСТВУЮЩИЕ» СОФИСТЫ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОВИНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БИОГРАФИИ ЛИБАНИЯ) // Перфилова Т.Б. »

ПРИГЛАШЕНИЕ ИСТОРИКА НА ПИР: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ПОСИДОНИЯ В «ПИРУЮЩИХ СОФИСТАХ» АФИНЕЯ // Хазина А.В. »

показать еще →
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. рокруа
    город во Франции, близ которого во время Тридцатилетней войны 1618- 1648 гг. французские войска во ...
  2. покровский сергей иванович
    Покровский (Сергей Иванович, родился в 1858 г.) - духовный писатель, преподаватель тульской духовной...
  3. нестор (около 1050–1100-е гг.)
    Инок Киево-Печерского монастыря; писатель Древней Руси, – агиограф, основоположник ...
  4. власов, степан (стефан) григорьевич
    [28.9(10.10)1854 (в нек-рых источ. 1858), станица Гундоровская, Обл. войска Донского, ныне Ростов. о...
  5. элевтера
       • Eleuthĕras,          см. Attica, Аттика, 16....
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Загрузить свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
69
33K
Pedagogics
115
33K
Sociology
71
23K
Political science
92
62K
Jurisprudence
179
310K
History
134
60K
Philosophy
230
161K
Economics
161
91K
Psychology
19
Познавательный
20К
Presentation
51К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!