Могила

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Могила

(Могиленко), казацк. гетм., XVII в.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Могила

Могила - молдавская дворянская фамилия, родоначальником которой одно предание считает Муция Сцеволу, другое - Пурига, герольда воеводы молдавского Стефана IV (XV в.). Первое историческое сведение о фамилии Могила относится к 1499 г. Около 1531 г. в числе трех претендентов на валахский престол был Моисей Могила. Около половины XVI в. Иоанн Могила занимал высшую в Молдавии должность - логофета. Сын его Иеремия - господарь молдавский (1595 - 1606), второй сын, Георгий - митрополит молдавский, третий, Симеон - воевода воложский, отец знаменитого митрополита Петра Могилы . Дочь Иеремии, Раина, бабка польского короля Михаила, была ревнительницей православия и учредительницей монастырей (см. ""Киевская Старина"", 1887, кн. 11).

Источник: Биографический словарь. 2008

МОГИЛА
лит. псевдоним - Евсевий Пимин), Петр Симеонович (31.XII.1596 - 11.I.1647) - церковно-политич. и культурный деятель Украины 1-й пол. 17 в. Сторонник политич. союза Украины с Польшей. Сын господаря Валахии и Молдавии. Образование получил в Львовской братской школе, затем слушал лекции в ряде зап.-европ. ун-тов. В юности служил в польск. войске. В 1627 избран киево-печерским архимандритом, в 1632 - митрополитом киевским и галицким. Активно выступал против унии православной церкви с католической. При его участии создан Киево-Могилянский коллегиум (1632), позднее ставший академией (см. Киевская академия). При его же участии в 1640 в Яссах открылась первая рум. высшая школа - Славяно-греко-латинская академия. Основал типографию во Львове. М. - автор многочисл. соч. и проповедей, часть из них применялась в духовных учебных заведениях в качестве учебников даже в нач. 19 в.

Лит.: Голубев С. Т., Киевский митрополит П. Могила и его сподвижники. (Опыт историч. исследования), т. 1-2, К., 1883-98; Укра?нськi письменники. Бiо-бiблiографiчний словник, т. 1, К., 1960, л. 415-27; Panaitescku P. Р., L´influence de l´oeuvre de P. Mogila archev?que de Kiev dans les principant?s roumaines, P., 1926.

В. С. Бакулин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Могила
евр кевер. Могила (гроб). Евреи заботливо оберегали все, относящееся к выражению горя по умершим. См. «Похороны». Могилами у них служили или простые ямы, выкопанные в земле (Быт. 35:8; 1 Цар 31:13), или пещеры, которых так много в Палестине (Быт. 23:17). Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами, которые соединялись коридорами. Могилы охотнее всего делали под тенистыми деревьями и в садах, вне городов (Лук. 7:12; Иоан. 11:30). Только цари и пророки погребались в городах (3Цар. 2 10; 16:6; 1 Цар. 25: 1; 28:3, Деян. 2.29). Богатые, обыкновенно имели фамильные могилы (Быт. 23:20; Суд. 8-32). Из развалин могил близ города Петры можно судить, что богатые люди, как, напр. Севна (Ис. 22:16) — любили высекать себе могилы высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов (3Цар. 1322; 2 Пар. 28:27). Об общих кладбищах говорится в 4 Цар. 23 6; Иер. 26:23 (евр. «могилы сыновей народа»). Могилы, высеченные в скалах, заваливались большими камнями (Мат. 27:60; 28:2; Иоан. 11:38). Над могилами иногда ставили памятники, сделанные из камней или высеченные из скалы (Быт. 35:20; Иов. 21.32); такой памятник Авессалом построил для себя еще при жизни (2 Цар 18:18), хотя его похоронили потом в яме, набросав над ним груду камней «Памятник Авессалома» предание указывает в долине Кедрона Он частью высечен из скалы, частью построен из камней в виде четыреугольной пирамиды с небольшим уклоном около 15 метров в вышину. В Кедронской долине земля усыпана старыми надмогильными камнями и памятниками. Склон горы Мориа на восточной стороне от стены храма весь покрыт такими могильными памятниками с еврейскими и арабскими надписями. Всюду путешественник встречает там могильные пещеры, которые иногда служат убежищем для стад отец моавитян (Быт 19:37), которые жили на восток от Мертвого моря, к югу от Арнона. Они изгнали емимов, многочисленный и рослый народ (Втор. 2:10 и дал.), и распространили временно свою власть к северу до Иавока, так что земля напротив Иерихона называлась землею Моава (Чис. 22: 1; Втор. 1:5; 29:1; И. Нав. 13:32); затем аморреи опять оттеснили их обратно за Арнон (Чис. 21:13,26; Суд. 11:13 и дал.); Моисей отнял владения у аморреев и определил их колену Рувимову (Чис. 32). Моавитский народ во главе со своим царем Валаком строил опасный для израильтян план (Чис. 22-24); хотя они избегли меча израильтян (Втор. 2:83), но все-таки над ними был произнесен тяжкий приговор (23:3 и дал.). Это были грубые язычники, поклонники Хамоса и Ваал-Фегора, которых они чтили безнравственным богослужением (Чис. 25:1-5; 3 Цар. 11:7; Ос 9:10); поэтому они называются «Народом Хамоса» (Чис. 21:29). Они воевали с израильтянами во дни Еглона (Суд. 3:12 и дал., Давида (2 Цар. 8:2, 12), Иорама и Иосафата (4 Цар. 3:13,20 и дал.). После покорения израильтян Навуходоносором моавитяне также воевали с израильтянами (4 Цар. 24:2; Срав. Иез. 25:8 и дал.). Из Ис. 15-16 можно полагать, что они снова приобрели свои прежние владения к северу от Арнона. Страна их, бывшая раньше богатой и плодовитой, в настоящее время является дикой пустыней, которая своими развалинами храмов, могил, каменных стен и пр. подтверждает истину пророчеств (Чис. 24.17; Иер. 48:9; Ам. 21:1 и дал.). В наше время нашли в пределах Моава громадные каменные памятники, называемые археологами — дольменами, т.е. древними каменными могилами, а также истуканы и доисторические надмогильные холмы из камней. Некоторые из овец или для бедуинов, подобно тому, как в древние времена бедняки находили приют в таких пещерах (Лук 8 27) Суеверные идолопоклонники совершали в них свои таинственные волхвования (Ис 65 4) Букоторф в виде примера приводит следующие надписи на еврейских памятниках — «Этот камень я поставил в память уважаемого покойного Елиакима да даст ему Бог покой в Едеме между другими святыми земли Аминь Аминь Села» Памятник одной девушки имеет такую надпись — «Этот памятник я поставил над святейшей чистейшей, добродетельной и нравственной Ревеккой, дочерью святого раввина левита Самуила, о которой все хорошо отзывались Умерла она 8 декабря 135 г Да покоится ее душа в Едемском саду» После зимних дождей могилы белились мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле (Чис 19 16), и потому Господь Иисус уподобляет фарисеев окрашенным т е наружно красивым гробам, внутри наполненных костями мертвых и всякой нечистотою (Мат 23 27 и дал ) Срав Лук 11 44, где фарисей, из-за своего лицемерия, которое затуманивает глаза людей, уподобляется незаметным для глаза могилам Охрана и украшение гробниц пророков впоследствии стали вытекать из лицемерия Суеверное и наружное поклонение могилам и праху, на которое Иисус указывал и которое обличал в Своих современниках ставя этих строителей памятников на одну доску с их отцами, убившими пророков, и до сих пор можно встретить во всей своей неприглядности Местам где как считают, умер и погребен Иисус поклоняются и воздают почести тысячи людей которые в то же время презирают Закон Божий До сего времени охраняют могилу Давида на горе Сионе и гроб Авраама в Хевроне с величайшей заботливостью, тогда как многие Божеские и человеческие законы безнаказанно попираются Могилами царей называются прекрасные надмогильные постройки недалеко к северу от Иерусалима, где в твердой скале высечено большое четыреугольное углубление, по сторонам которой помещаются высокие и богато украшенные склепы. Вероятно, это дело царицы Елены из Адиабены, которая во времена Иисуса вместе со своим сыном перешла в еврейство Она умерла в Иерусалиме, построив для себя могильный памятник Языческие писатели воспевали этот памятник Могилу Христа показывают в одной из многих часовен, находящихся внутри храма ев Гроба Господня в Иерусалиме Внутри этой небольшой мраморной часовни показывают настоящую скалу с могильной пещерой, камень отваленный ангелом от гроба и прочее См «Голгофа»

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.67 мб

О золотом предмете из кургана Передериева Могила

Мец Ф.
Читать PDF
257.38 кб

Петр Могила и «Могилянская эпоха»: история и современность

Егорова В.С.
Рассмотрены основные вехи жизни и деятельности Петра Могилы, установлены место и роль владыки в общественно-политической и культурно-религиозной жизни Украины, раскрыто значение Петра Могилы в популяризации образования среди украи
Читать PDF
10.34 мб

Курган «Тягунова могила» и Проблемы колесного транспорта ямно-катакомбной эпохи в восточной Европе

С. Ж. Пустовалов
Читать PDF
2.44 мб

Кёнигсбергский кафедральный собор и могила Иммануила Канта в советском Калининграде

Костяшов Юрий Владимирович
На основе вновь выявленных архивных документов прослеживается послевоенная история Кёнигсбергского кафедрального собора XIV века и могилы философа Иммануила Канта на территории бывшего Кнайпхофа, исследуется отношение к ним власте
Читать PDF
2.00 мб

Скифский курган «Турецкая могила» в бассейне Северского Донца

Окатенко Виталий Николаевич, Скорый Сергей Анатольевич
Публикуются результаты исследований достаточно крупного кургана скифской эпохи, располагавшегося на окраине г. Харькова, содержащего два захоронения. Одно из них, по всей видимости, относится к концу VI в. до н.э.
Читать PDF
405.16 кб

Распоряжение останками: могила как место поклонения

Евтушенко Андрей Григорьевич
Статья раскрывает один из материальных аспектов исторической памяти: распоряжение останками выдающейся личности.
Читать PDF
177.57 кб

Проблематика, композиционное строение, образная система повести М. Алданова «Могила воина» (1939)

Орлова Юлиана Анатольевна
Анализируется повесть М. Алданова «Могила воина» (1939), повествующая о последних годах жизни английского поэта Байрона. Произведение исследуется в аспекте проблематики, композиционной структуры и системы образов.
Читать PDF
224.40 кб

Природа жанровой поливалентности поэмы Р. Блэра «Могила»

Токарева Галина Альбертовна
В статье рассматривается жанровая структура элегической поэмы Р. Блэра «Могила» в контексте процесса формирования новой жанровой парадигмы индивидуально-творческой эпохи.
Читать PDF
2.90 мб

Реконструкция систем счисления времени культуры плиточных могил Забайкалья и семантика образов худож

Ларичев В. Е.
Читать PDF
238.28 кб

Практика постингумационного нарушения могил в культурах ранней и развитой бронзы Западной Сибири: ар

Бондаренко Анастасия Владимировна
Поднимаются проблемы интерпретации могил со следами древнего постингумационного проникновения. Дается обобщенная характеристика основных черт потревоженных захоронений елунинской и федоровской культур.
Читать PDF
218.54 кб

Выборы во Всероссийское Учредительное собрание на территории рогачевскогои Чериковского уездов Могил

Воробьев Александр Александрович, Яковицкий Олег Чеславович
Статья посвящена выборам во Всероссийское Учредительное собрание на территории Рогачевского и Чериковского уездов Могилевской губернии.
Читать PDF
342.15 кб

Бластомогены в лесах зеленой зоны Могилева

Дмитрий Груммо
Читать PDF
276.87 кб

Особенности памятников культуры плиточных могил в Прибайкалье как источников по изучению взаимоотнош

Цыбиктаров Александр Дондопович
Статья посвящена реконструкции взаимоотношений между древними группами населения бронзового века в Прибайкалье: пришельцами скотоводами культуры плиточных могил (КПМ) и местными охотниками-рыболовами прибайкальской тайги.
Читать PDF
0.00 байт

Материалы из древних могил с территории поселка качуг и у деревни Шишкино на верхней Лене (раскопки

Зубков В.С.
The aim of this paper is to publish the data of ancient necropolises situated close to settlement Kachug and village Shishkino in Kachug region of Irkutsk oblast’.
Читать PDF
0.00 байт

Поясные наборы древнетюркского времени из памятников междуречья Енисея и Чулыма (по материалам могил

Сахьянов Гурьян Гурьянович, Тетерин Юрий Витальевич
Наборные пояса, получившие широкое распространение в древнетюркскую эпоху, являются важнейшим источником, отражающим культурные и этнические связи народов, населявших территорию Сибири и Центральной Азии.

Похожие термины:

  • Амвросий Могила

    псевд. А. Л. Метлинского (см.). {Венгеров}
  •  АСКОЛЬДОВА МОГИЛА В КИЕВЕ 

    Жемчужиной Киевского некрополя можно было бы назвать «Аскольдову могилу» — бывшее городское кладбище, которое во время своего существования считалось самым замечательным как по месту расположе
  • Бай-могила

    памятник средневековой истории и архитектуры. Находится на юге Домбаровского р-на Оренб. обл., в пограничной зоне с Респ. Казахстан. Представляет собой кирпичный мавзолей с куполом, имеющим отверс
  • ЧЕРНАЯ МОГИЛА

    археологический памятник, курган 10 в. в Чернигове. Содержал трупосожжение, вероятно, двух знатных воинов с рабами, жертвенными животными, посудой, оружием украшениями и др. Серебряные оковки турьи
  • МОГИЛА ЧИНГИСХАНА

    Осенью 1225 года Чингисхан вернулся из похода на восток. Основы Монгольской империи к этому времени были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Располагалось оно на сотн
  • Могила Давида

    3 Цар 210) на горе Сионе существовала еще во времена апостолов (Деян 2 29) Магометане утверждают, что она сохранилась и до сего дня В предместье Неби Дауд (пророк Давид), недалеко к югу от Иерусалима на С
  • ПЕТР МОГИЛА

    см. Петр. {Венгеров}
  • САУР‑МОГИЛА

    курган в Шахтерском районе Донецкой области, одна из высочайших точек Донецкого кряжа (277,9 м). На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус‑фронта. С 1941 по 1943 Донбасс был
  • МОГИЛА НАПОЛЕОНА В ДОМЕ ИНВАЛИДОВ

    В последние месяцы своего заточения на острове Святой Елены император французов чувствовал себя очень плохо, а 17 апреля 1821 года врач сообщил, что у Наполеона полный упадок сил. Через три недели, не
  • П е т р Могила

    Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович
  • МОГИЛА М.И. КУТУЗОВА В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ

    После 11-дневной болезни 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау скончался фельдмаршал М.И. Кутузов. Тело прославленного полководца набальзамировали и поместили в цинковый гроб, с левой стороны от головы
  • КАМЕННАЯ МОГИЛА

    песчаниковый останец у с. Терпенье (Украина). На потолках древних навесов и гротов, а также под лежачими плитами сохранились сотни вырезанных фигур животных (быков, лошадей, оленей, антилоп, хищнико
  • КУЯВСКАЯ МОГИЛА

    (англ. Kujavish grave), тип могильного сооружения, характерный для района Нижней Вислы (Польша) в период развитого неолита (культура воронковидных кубков). Треугольная или трапециевидная насыпь, иногда до
  • МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

    памятник-символ в честь воинов, погибших в боях. Впервые сооружена в Париже (1921). В Москве - мемориал в Александровском салу у Кремлевской стены (открыт и мае 1967; архитекторы Д. И. Бурдин, В. А. Климов, Ю
  • РЯБАЯ МОГИЛА

    курган на западном берегу реки Прут, близ устья реки Калмацуй (Лимацуй), в районе которого 17(28) июня 1770 во время русско-турецкой войны 1768-1774 произошло сражение между русской армией под командованием
  • ШАХТОКАМЕРНАЯ МОГИЛА

    (англ. shaft-and-chamber tomb), тип погребального сооружения, в котором захоронение совершается в боковой камере, вход в нее открывается на дне шахты.
  • ШАХТОВАЯ МОГИЛА

    (англ. shaft grave, нем. Schachtgrab), тип погребального сооружения, в котором захоронение совершалось на дне глубокой узкой ямы. Ш. м. встречаются в различных частях света, принадлежат к различным периодам. На
  • ТОЛСТАЯ МОГИЛА

    археологический памятник, скифский курган 4 в. до н. э. близ железнодорожной станции Чертомлык в Днепропетровской области (Украина). Обнаружены погребения с конями, золотые нектораль (шейное украше
  • МОГИЛАТ Елена Тихоновна

    (18 дек. 1896- 16 дек. 1980, Толстовская ферма, В аллей Коттедж, шт. Нью-Йорк) — преподаватель рус. яз., общественный деятель. В США с 1921. В теч. 44 лет преподавала рус. яз. в Колумбийском ун-те. В отставке с 1965. Од
  • Могилев, М

    авт. брош. "Церковное право применит. к программе юр. комиссии" (Житомир, 1889). {Венгеров}