язык

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Язык
система знаков, служащая средством человеческого общения, развития культуры и способная выразить всю совокупность знаний, представлений и верований человека о мире и о самом себе. Как факт духовной культуры, язык в своем развитии и функционировании обусловлен всей совокупностью процессов материального и духовного производства, общественных отношений людей. Является средством познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЯЗЫК
одно из средств общения, основаное на способности человека производить звуки (артикуляция) и соотносить комплексы звуков с предметами и понятиями (семантика). Общение на языке называется речью. Потребности речи привели к изучению и описанию языка, так появилась наука о языке (языкознание, лингвистика). Главным стимулом для изучения языка стало письмо, необходимость установить для него знаки (графика) и правила их использования (орфография). Современная лингвистика основана на представлениях о языке как системе единиц нескольких уровней – звука (фонетика), морфемы, слова, предложения и текста. Каждый из уровней описывается как совокупность единиц и как их типология в системных отношениях (грамматика) в современном состоянии и в его истории. У всех уровней, начиная с морфем, два плана: содержательный (семантика) и формальный. Этими аксиомами лингвистика обязана Ф. де Соссюру. Человечество располагает тысячами языков, одни из них мертвы (санскрит, латынь, прусский), на других говорят миллионы людей (русский, китайский, английский, испанский).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

язык
звуковой и письменный строй речи определенного народа. Вначале у всех людей язык был один (Быт 11.1), который, быть может, был понятен даже и всему творению (ср. Быт 2.19; 6.19-20). Возможно, этот же первозданный и чистый язык был дан в день Пятидесятницы Апостолам Христовым, ибо его понимали все (Деян 2.4,6). Аналогичный дар получили и другие ученики (Деян 10.46; 19.6; 1Кор 12.10; 14.2), и в особенно большой степени ап. Павел (1Кор 14.18). Есть мнение, что этим языком был тот изначальный еврейский язык, на котором говорили Авраам и его ближайшие потомки. В пользу такого мнения говорит то обстоятельство, что этот язык в отличие от всех других оперировал в основном понятиями. В нем каждое имя и название есть характеристика и назначение лица или предмета, чего нет в других языках. Этот язык отличался от арамейского (или сирийского) языка (Быт 31.47; 4Ц 18.26) и со временем был им вытеснен. В Лк 24.38; Ин 19.13,17,20; Деян 21.40; 22.2; 26.14; От 9.11 еврейским языком назван именно этот арамейский язык, на котором во времена Христа объяснялся весь ближний восток (ср. Мф 27.46; Мк 5.41). В настоящее время древнееврейский язык сохраняется лишь учеными для расшифровки древних письменных документов. На письме он не имел гласных букв (сплошные тексты рукописей состояли только из согласных букв), что представляет дополнительную трудность для понимания и перевода таких текстов.
Греческий язык, упоминаемый в книгах Нового Завета (Ин 19.20; Деян 21.37; От 9.11), не являлся истинно греческим языком того времени, но был еллинизированным наречием еврейского (арамейского) языка. На этот язык был переведен Ветхий Завет семьюдесятью переводчиками и на этом же языке был написан почти весь Новый Завет (за исключением Евангелия от Луки, книги Деяний Апостолов и всех Посланий ап. Павла, которые написаны на более точном греческом языке). Это является одной из наибольших трудностей перевода и толкования книг Нового Завета.
Римский язык (Ин 19.20)-это официальный язык Римской империи, известный теперь под названием латинского. (См. Арамеи, Библия, имя, Филистимляне, шибболет)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЯЗЫК
как речь или наречие. “На всей земле был один язык и одно наречие,” говорит бытописатель (Быт 11:1-9). Предание об одном первоначальном языке находилось у язычников. Они думали, что во времена Сатурна все животные говорили одним языком; но люди, не умея ценить своего счастья, посольством просили Сатурна избавить их от смерти, дабы они не казались униженными пред змием, который обновляется ежегодно. Разгневанный Сатурн лишил их общего языка, и они рассеялись (Plat. in Politic. Phil. de confus. ling). Спрашивается: какой был первый и всеобщий язык человеческого рода? Некоторые толкователи утверждают, что хотя следы оного более или менее видимы в древних восточных языках, однако ни один из них не есть более первоначальный, подобно как в наши времена ни французский, ни итальянский, ни испанский не есть древний латинский. Другие отдают первенство еврейскому, не отвергая однако же, что и он потерпел изменение от времени. Сие мнение оправдывается: а) Историею. При помощи долголетней жизни патриархов и их постоянства во мнениях и обыкновениях, язык Адама без великого повреждения долженствовал сохраниться до Ноя, язык Ноев до Авраама, язык же Авраамов есть еврейский. Священная история не подает нам причины смешивать благословенное племя с сынами человеческими (Быт 11:5) как в преступлении столпотворения, так и в наказании смешения языков. Некоторые природным языком племени Авраамова полагают Халдейский, потому что находят его в отечественной стране сего племени, и даже в устах Лавана — иегар сагадуфа, холм свидетельства (Быт 31:47); но не вероятнее ли то, что племя Нахора, оставленное посреди смешения языков и народов, мало помалу переменило язык своих предков на язык своих соседей, нежели то, что сие сделал Аврам, Богом отделенный от всех народов и не желавший ни с кем иметь близкого сообщения, как только с своим древним родом? б) Свойством самого языка еврейского. В нем доселе преимущественно сохраняется то достоинство первоначального языка, что в его наименованиях видимы свойства вещей. В Св. Писании он из себя самого изъясняет древнейшие имена мест и лиц, кроме весьма немногих, коих корни утратились, или сохранились только в других ближайших к нему языках. Что сие преимущество не может быть отнесено к искусству писателя св. книг, сие доказывают имена, которых образование не было в его власти и которые долженствовали получить начало вместе с языком, в) Сравнением его с другими древними языками. Более всех имеет он чистоты, простоты и правильности в своем образовании. Древнейшие имена народов, стран, божеств языческих, и многие другие слова, коих начало невидимы в других языках, изъясняются из еврейского. Вообще в нем сближаются древности языков, как потоки при источнике. Язык и уста как органы слова. Осторожность в слове заповеданы нам в 3, 6 и 9 заповедях закона Божия. Кроме того, в Св. Писании весьма много встречается изречений с целью вразумить, с какою пользою для себя и для ближнего может быть употребляемо нами слово и какой страшный вред может принести оно от неблагоразумного употребления (Прит 12:18, 10:20, 20:15, 15:4, Еф. 4:20, Иов 5:21, Иак. 3:1-10 и др.). “Говорю же вам, сказал Спаситель, что за всякое, праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф 12:36-37).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Язык
стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и возможностей выражения отличает язык от так называемых искусственных, или формализованных, языков, которые используются в других отраслях знаний (искусственные языки, язык программирования и др.) и от различных систем сигнализации, созданных на основе языка (азбука Морзе, знаки уличного движения и др.). По признаку способности выражать отвлеченные формы мышления (понятие, суждение) и связанному с этой способностью свойству дискретности язык качественно отличается от так называемого языка животных, представляющего собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определенных условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредственном опыте. Оно не разложимо на различные элементы и не требует речевого ответа: реакцией на него служит определенный образ действий. Владение языком составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных. Язык есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры. Будучи в первую очередь средством выражения и сообщения мыслей, язык самым непосредственным образом связан с мышлением. Не случайно единицы языка (слово, предложение) послужили основой для установления форм мышления (понятия, суждения). Связь языка и мышления трактуется в современной науке поразному. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой мышление человека может совершаться только на базе языка, поскольку само мышление отличается от всех других видов психической деятельности абстрактностью (абстрактными понятиями). Вместе с тем результаты научных наблюдений врачей, психологов, физиологов, логиков и языковедов показывают, что мышление происходит не только в абстрактно-логической сфере, но и в ходе чувственного познания, в пределах которого осуществляется материалом образов памяти и воображения; мышление композиторов, математиков, шахматистов и т.п. не всегда выражается в словесной форме. Начальные этапы процесса порождения речи (интенция) тесно связаны с различными невербальными (несловесными) формами мышления. Повидимому, мышление человека представляет совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга, а словесное мышление – лишь главный из этих типов. Поскольку язык тесно связан со всей психической сферой человека и выражение мыслей не составляет его единственного назначения, он не тождественен мышлению. Компоненты, характеризующие состояние языка, слагаются из форм существования языка и форм их реализации (устная, письменная). К основным формам существования языка относят диалект (территориальный и социальный) и литературный язык. Между этими крайними позициями располагаются различные типы обиходно-разговорного языка – койне и просторечие. Территориальный диалект является территориально-ограниченной формой существования языка. Его коммуникационная сфера замыкается бытовым общением, функционально-стилевые возможности минимальны. В донациональный период общественного развития диалекты были основной формой существования языка. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Биологическими предпосылками человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных, прежде всего у антропоидных обезьян, сравнительно высокое развитие их мозга, периферического голосового аппарата и стадный образ жизни со сложными внутристадными отношениями. В процессе перехода от животных предков к человеку, длившегося миллионы лет, на стадии питекантропов и синантропов, когда возник труд в собственном смысле этого слова, связанный с изготовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая, сигнальная система; звуки из средств выражения эмоций и инстинктов поведения постепенно становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и ощущениями речедвигательного аппарата со слуховым образом звука. От элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди – по мере усложнения процесса материального производства, общественных отношений и сознания – постепенно переходили ко все более сложным обобщенным звуковым комплексам. Как показывают археологические материалы, формирование членораздельной речи с ее специфическими чертами происходило на стадии кроманьонца, о чем свидетельствует, частности, строение его периферических органов речи. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Первоначально родоплеменные языки по мере слияния племен и образования народностей трансформировались в языки народностей, в дальнейшем с образованием наций возникли единые национальные языки. См. Языки мира, Письменность, Речь.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
266.96 кб

Родной язык и этническое сознание русинов Молдавии

Иванов Юрий
Читать PDF
309.82 кб

Отзыв на рукопись Александра Каревина «Украинский язык.История становления и развития»

Толочко Петр
Читать PDF
245.97 кб

Русский язык в Молдавии

Суляк Сергей Георгиевич
Читать PDF
434.10 кб

Тайный язык символов в хантыйской культуре

Черемисина Ксения Петровна
Речь идет о правилах поведения при контакте с вместилищами жизненной силы в хантыйской культуре, таких как волосы, ногти, зубы и пр., и об определенных обрядах, направленных на ее сохранение.
Читать PDF
265.32 кб

Латгалы. Этнос и язык

Виноградова Виктория Дмитриевна
Исследуется латгальское этническое сообщество, существующее на территории восточной Прибалтики по крайней мере с VI в. н.э. По одной из версий этноним латгалы стал общим для обозначения латышского этноса в целом.
Читать PDF
122.96 кб

Язык, патронаж и создание исторической парадигмы

Мерридейл Кэтрин
Замысел этой статьи родился в процессе редактирования мною английских переводов научных текстов, в оригинале написанных на русском языке 2. Возникли трудности, потребовавшие практического решения. Поиск его одна из задач статьи.
Читать PDF
248.67 кб

Латвийский опыт организации референдума за русский язык

Гапоненко Александр Владимирович
Читать PDF
160.40 кб

Владимир Даль и «Язык Ижевский» (к статье С. Н. Селивановского)

Сурнина Наталья Витальевна
Читать PDF
305.22 кб

«ПО ПУСТЫНЕ, ПО САХАРЕ ВЫСУНУВ ЯЗЫК!». Русские во французском Иностранном легионе в начале 1920-х го

Хохлова Валентина Павловна
Читать PDF
239.68 кб

Шевцова О. Н. Язык русской исторической науки конца XVIII – первой половины XIX В. / отв. Ред. Л. А.

Трапш Н. А.
Читать PDF
254.60 кб

Русский язык, культура и менталитет глазами венгров

Бакони Иштван
Статья посвящена проблемам межкультурной коммуникации, решение которых в условиях глобализации, все более тесных экономических и научных контактов между странами, становится одной из важнейших задач профессионального образования.
Читать PDF
99.05 кб

Переводы Евангелия на карельский язык в XIX начале XX в

Пулькин Максим Викторович
Предметом статьи является переводческая деятельность приходского духовенства Олонецкой епархии в XIX начале XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Русский язык для будущих дипломатов: традиции и новации

Ельникова С. И.
Статья посвящена разработке учебно-методического комплекса для студентов гуманитарных специальностей.
Читать PDF
0.00 байт

Как я выучил немецкий язык

Цвиллинг М. Я.
В центре внимания статьи подготовка военного переводчика в Военном институте иностранных языков и последующая работа переводчика на фронте.
Читать PDF
0.00 байт

«Югра же людье есть язык нем»: опыт исторического анализа дискурса

Трахтенберг А. Д.

Похожие термины:

  • Летописец от 72-х язык

    представление политического курса КПСС. Используется для оценки решений советского руководства и характеристики коммунистических правительств. Д. п. объявляется любая деятельность советского р
  • арамейский язык

    см. язык.
  • ЦЕРКОВНО СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

    язык, на который в IX в. был сделан перевод Священного Писания и богослужебных книг первоучителями славян свв. Kириллом и Мефодием. На Руси удерживался в качестве литературного языка до середины XVIII
  • ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

    см. Старославянский язык.
  • ЧАГАТАЙСКИЙ ЯЗЫК

    средневековый, среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык, достигший наибольшего оформления и единообразия как язык классический в тимуридских уделах во второй половине XV–XVI вв. Среди
  • Дакский язык

    язык, на котором говорили даки, принадлежавшие к фракийским племенам, проживавшим севернее Нижнего Дуная. Незначительные сохранившиеся остатки Д. я. принадлежат к фракийскому яз.
  • еврейский язык

    Лк 24.38; Ин 19.13,17,20; Деян 21.40; 22.2; 26.14; От 9.11)-см. язык.
  • греческий язык

    Ин 19.20; Деян 21.37; От 9.11)-см. язык.
  • Римский язык

    Ин 19.20)-см. язык.
  • Язык древнегреческий

    язык населения материковой Греции, о-вов Эгейского моря и побережья М. Азии с II тыс. до н. э. до сер. I тыс. н. э. Занесен на Балк. п-ов в результате миграции греков. Первая ее волна, возглавляемая ахейцам
  • Древнеславянскии язык

    Важные исторические данные доставляет анализ славянских ЯЗЫКов. Все они — русский, польский, полабский, лужицкии, чешский, словацкий, болгарский, сербохорватский и словенский — происходят от дре
  • Этрусский язык

    (язык этрусков). Сохранились многочисл. надписи (в большинстве случаев короткие и в осн. ритуальные) на Э. я., часть этих надписей восходит к 7 в. до н. э. Несмотря на редкость билингв (лат. — Э. я. и пуник
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК

    по имени баснописца Эзопа) – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных» приемов (аллегория, перифраз, ирония и др.), псевдонимам,
  • ФИНИКИЙСКИЙ ЯЗЫК

    язык финикийских надписей. Относится к ханаанской группе сев.-зап. семитских языков и разделяется на две ветви: 1) угаритскую, распростр. в Угарите до 12 в. до н.э.; 2) финикийскую, распростр. в прочих го
  • Фракийский язык

    индоевроп. яз., на к ром говорили фракийские племена, населявшие Балканский полуостров и о. Самофракия. За исключением неск. географич. назв. и имен, не сохранилось письменных свидетельств Ф. я. До си
  • Воловий язык

    другое название чинкуэды. Так же называние длинного древкового оружия (одной из разновидностей протазана) с наконечником той же формы.
  • Японский язык

    (112 млн. чел.) – государственный язык Японии. По звуковому и грамматическому строю близок к алтайским языкам. Японскому языку близко родственен рюкюский язык (на островах Рюкю). Однако место японско
  • Государственный язык

    язык, объявляемый в некоторых многонациональных государствах обязательным для ведения документации в государственных учреждениях на всей территории этих государств, преподавания в школах и т. п
  • ГОТСКИЙ ЯЗЫК

    язык готов, относящ. к вост. группе герм. языков. Все вост.-герм. яз. в настоящее время исчезли. Только на Г. я. сохранились памятники, позволяющие судить о его словарном составе и грамматич. строе. Пам
  • Хеттский язык

    язык государства Хатти, многочисл. памятники которого найдены начиная с 1906 при раскопках в Богазкее (М. Азия). X. я. использовал вавилонскую клинопись на глиняных табличках (а также хеттское иерогли