Летописи

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Летописи
русские рукописные исторические произведения, рассказы о событиях каждого года, преимущественно краткие, расположенные в хронологическом порядке. Обычно начинались словами: «В лето». До наших дней дошло большое количество списков разных летописей. Они являются одним из важнейших источников наших знаний о Древней Руси.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ЛЕТОПИСИ
исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - летописные своды. Л. были общерусскими (например, "Повесть временных лет", Никоновская Л. и др.) и местными (Псковские и др. Л.). Сохранились главным образом в поздних списках.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Летописи
исторические сочинения на Руси XI-XVII вв., в которых изложение событий велось по годам и сопровождалось календарными датами. По видовым признакам близки западноевропейским анналам (лат. annales libri - годовые сводки) и хроникам (греч. chronikos - относящийся ко времени). Как правило, под летописями подразумеваются комплексы списков, объединяемых в одну или несколько редакций.

Источник: Краткий исторический словарик

ЛЕТОПИСИ
памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «В лето…» – отсюда и название «летопись»).
Большинство Л. дошло до нас в виде летописных сводов, в которых соединены в единое повествование отдельные летописные записи, акты, повести, жития святых. Летописцы были и учеными, и писателями, и публицистами. Они соединяли в своих текстах труды предшественников, давая им свою интерпретацию и сопровождая своими дополнениями. Русские Л. почти всегда политизированы. Древние Л. XI–XII вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список Л. с датой – краткий летописец константинопольского патриарха Никифора, дополненный русский статьями до 1278 г., содержащийся в Новгородской кормчей книге 1280 г. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедших до нашего времени, – это «Повесть временных лет». Текст повести оканчивается 1110 г. Создателем «Повести временных лет» принято считать Нестора – монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 г. Первоначальная редакция «Повести» не сохранилась.
В Киеве в XII в. летописание велось в Печерском и Выдубецком монастырях, а также при княжеском дворе. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской Л. Во Владимире-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль (Лаврентьевская, Радзивилловская Л., Летописец Переяславля – Суздальского), большое развитие получило летописание в Новгороде. В XIX–XV вв. крупнейшими централи летописания являлись Новгород, Псков, Тверь, Ростов, Москва. Политика Московских великих князей нашла свое отражение в общерусских сводах – Московском своде 1479 г., Воскресенской Л.«Царственной книге», Никоновской Л., Александре-Невской Л.
В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Л. имеют громадное значение как основной источник для изучения истории Киевской Руси, а также России, Украины, Белоруссии в XIII–XVII вв.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

ЛЕТОПИСИ
записи важнейших событий по годам. Наиболее древний из рус.
летописных сводов, дошедших до нас, - Повесть временных лет (ПВЛ). Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первоначальная редакция ее не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская и Ипатьевская редакции. Причем сами летописи, в которых сохранились эти редакции, были созданы в более позднее время. Лаврентьевская содержит копию летописного свода 1305 г., сделанную в 1377 г. под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. При перечислении событий до 1282 г. в Л. используются копии других летописей, а с 1282 г.
описываются события Тверского княжества. Ипатьевская Л. также начинается с ПВЛ, вторая ее часть - события 1118-1199 г. в Киевском княжестве, третья (до 1292 г.) - галицко-волынские Л. Название Л. получила по местонахождению ее в Ипатьевском монастыре (Кострома). ПВЛ, по мнению ряда историков, предшествовали Киевский свод 1037 г., Киевско-Печерский 1073 г. и Новгородский 1079 г., которые не дошли до нас. В ПВЛ рассказывается о расселении славянских племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом они расселились по Висле, Днепру, Волге. Автор указывает, какие племена говорили на славянском языке, а какие - на других языках: "Се бо токмо, словенски язык в Руси: Поляне, Древляне, Новгородци, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, после де же Велыняне. А се суть инии языци иже дань дают Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова, Либь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже живуть в странах полунощных".
Летописец дает и описание быта и обычаев славян: "...живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим на своих местах" и т.
Конечно, не все в Л. можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. Напр.
поляне - земляки летописца - были, по его мнению, самым хорошим племенем, а другие племена хуже: "Древляне живаху звериньским образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядяху вся нечисто; и браку у них не бываше, но умыкивалу у воды девиця..."; "И Радимичи, и Витячи, и Север один обычаи имяху, живяху в лесах, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто. И срамословье в них.
Имяху же по две и по три жены"; "Поляне бо своих отець обычаи имуть, кроток и тих, и стыдение к снохам своим, и к сестрам, и к матерям, и к родителям своим, к свекровем и к деверем, велико стыдение имеху". Избегание родственника, отмеченное летописцем, - показатель родовых отношений. В ПВЛ имеются и сведения об археологических памятниках. Там пять раз упоминаются длинные валы, которые будто бы провел Кирило Кожемяко плугом, в котором был запряжен дракон - Змий, для защиты Киева с ю. от кочевников.
В XII - XIV вв. почти в каждом княжеском центре велись летописные своды. В Киеве летописание велось в Печорском и Выдубецком монастырях; во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переславль-Залесский. Велись летописные записи и в других городах.
Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV - XV вв. начинается новый этап его развития. Крупнейшими центрами летописания стали Новгород, Псков, Тверь, Москва. В Л. детально описываются местные события - рождение и смерть князей, выборы посадников, военные походы, битвы и т.
Из памятников XVI в. любопытна "Казанская история", написанная ок. 1550 г. Автор приводит интересные сведения об истории Казани и народах Поволжья.
К концу XV - началу XVI в. относят "Сказание о человецах незнаемых в восточной стране", рассказывающее о 9 племенах "незнаемых" людей на востоке, "за Югорской землей", называемых "самоедью" или "самоядью", с интересными подробностями, иногда фантастического плана. Любопытные сведения о древностях содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и в другие отдаленные места. Важные сведения по истории окраин России можно найти в ясачных книгах и "росписях". Данные этих книг были доступны лишь чинам высшей приказной администрации и использовались для составления всевозможных инструкций воеводам и другим начальникам.
К XVII-в. летописные формы изложения событий на окраинах страны еще продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью отмирают.
Издание рус. Л. началось еще в XVIII в. С 1767 г. Академия наук начала издавать "Библиотеку Российской истории". В 1767 - 1768 г. появилась 2-я часть "Летописи русской по Никонову списку". Полное собрание рус. Л. (ПСРЛ) начали публиковать в 1841 г. К настоящему времени вышло 35 томов.
Летописание сохранилось в ряде мест в XVIII - XIX вв. Напр., известно 6 вариантов "Соликамских летописцев", сохранившихся в местных и центральных архивах. Известный пермский краевед В. Н. Шишонков собрал объемистый труд "Пермская Л.", охвативший историю Урала с древнейших времен до середины XVIII в.

Источник: Археологический словарь. 1996

ЛЕТОПИСИ
на Руси велись с XI по XVIII в. До сер. XVI в., времени Ивана Грозного, они были основным видом исторического повествования, лишь с этого времени "уступая первенство другому историографическому жанру — хронографам. Л. составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. Летописцы почти никогда не были частными лицами, а ыполняли поручение или заказ духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. Именно поэтому Л. нередко противоречили друг другу не только в оценках событий, но и в собственно фактической основе, что создает значительные трудности для исследователей летописания и историков, на основании Л. воссоздающих действительный ход событий. По структуре своей древнерусские Л. представляли своды погодных статей, т. е. сообщений о произошедших в каждом году событий. Чаще всего летописец ограничивался краткой информацией о случившемся, Например: “В лето 6751 (1143). Всеволод ожени сына своего Святослава Василковною, Полотскаго князя. То е же зимы иде Изяслав к строеви (дяде.— Я. Л.) своему Гюргю и не уладивъся с ним, иде к брату Смолиньску, и оттуда иде к другому брату своему Святополку Новугороду, тамо и зимова”. Но в ряде случаев летописец прибегал к литературной форме изложения, создавая сюжетное повествование о наиболее значительных событиях отечественной истории. Именно из Л. мы знаем в подробностях о походе, пленении и бегстве из плена князя Игоря Святославича, о трагедии битвы на Калке, о Куликовской битве, обстоятельствах захвата Москвы Тохтамышем, о феодальной войне XV в., кульминационным эпизодом которой явилось пленение и ослепление великого князя Василия II Васильевича и т. д. Даже в погодные записи летописцы зачастую включают обращения князей, их диалоги, широко используют в них литературные штампы: устойчивые речевые формулы, красочные эпитеты, риторические обороты и т. д. Л. не только основные источники по политической истории Руси, но и самые обширные памятники древнерусской светской литературы, а летописание—один из ведущих ее жанров. Русское летописание имеет длительную историю. При современном уровне знаний пока не удается установить, когда начали вести записи об исторических событиях, сменяя предшествующую форму исторических знаний — устные рассказы, предания и легенды. По мнению большинства ученых, последователей акад. А. А. Шахматова, Л. обретает устойчивую форму и начинает систематически вестись с сер. XI в. Древнейшей из дошедших до нас Л. является Повесть временных лет. Уже этот летописный свод нач. XII в. отличает сочетание собственно погодных записей с памятниками иных жанров и даже документами. В Повесть временных лет вставлены тексты договоров с Византией, предания о возникновении Киево-Печерского монастыря, изложение священной истории в форме рассказа “философа”, побуждавшего князя Владимира к принятию христианского вероисповедания, и т. д. Подобный синкретический характер Л. сохранит и позднее в дальнейшем. Особый интерес представляют так называемые летописные повести — сюжетные рассказы о наиболее значительных событиях отечественной истории. До настоящего времени сохранилось несколько сотен списков Л. (некоторые Л. известны в нескольких списках, другие — в единственных), и учеными выделено по крайней мере несколько десятков летописных сводов. Сводом является, собственно говоря, каждая Л., так как соединяет в себе — в переработанном, сокращенном или, напротив, дополненном виде — предшествующую Л. и записи о событиях последних лет или десятилетий, принадлежащие самому летописцу. Сводный характер Л. сделал возможным тот путь исследования летописания, который был открыт и развит акад. Шахматовым. Если две или несколько Л. до определенного года совпадают между собой, то из этого следует, что либо одна списана с другой (это встречается редко), либо у них был общий источник, доходящий до этого года. Шахматову и его последователям удалось определить целую цепь летописных сводов, предшествовавших дошедшим до нас Л. XIV—XVII вв.: сводов XIV, XV и более ранних веков, вплоть до XI в. Конечно, определение точной даты и места составления сводов носит гипотетический характер, но эти гипотезы, опирающиеся на реально дошедшие до нас тексты и взаимоотношения между ними, позволяют ориентироваться в памятниках, вошедших в издающуюся уже полтораста лет серию — “Полное собрание русских летописей” (ПСРЛ). Летописным сводом содержащим изложение древнейшей истории Руси, является Повесть временных лет. Л. южнорусских княжеств XII—XIII вв. дошли до нас в составе Ипатьевской Л. (см. Летопись Ипатьевская). Летописные своды Ростова Великого, Владимира и Переяславля Суздальского конца XII— нач. XIII в. лучше всего сохранились в составе Лаврентьевской и Радзивиловской Л. (см. Летопись Лаврентьевская, Летопись Радзивиловская), а также Летописца Переяславля Суздальского. Летописный свод, связанный с митрополитом Киприаном и доведенный до 1408 г., дошел в Троицкой Л., сгоревшей в московском пожаре 1812 г. Ее текст был реконструирован М. Д. Приселковым (Троицкая летопись: Реконструкция текста — М.; Л., 1950). Около 1412 г. был создан летописный свод в Твери, отразивший дополненную переработку общерусского летописного свода конца XIV— нач. XV в., близкую к Троицкой Л. Он отразился в Симеоновской Л. (ПСРЛ.— Т. 18) и Рогожском летописце (ПСРЛ.— Т. 15.—Вып. 1). Другим источником Рогожского летописца был Тверской свод 1375 г., отразившийся также в Тверском сборнике XVI в. (ПСРЛ.—Т. 15). Особый интерес представляет общерусский, так называемый Новгородско-Софийский свод, составленный, по-видимому, в 30-х гг. XV в. (часто его определяют как “свод 1448 г.”) и включивший расширенные летописные повести о битве на Калке, нашествии Батыя и отсутствовавшие в Троицкой Л. рассказы о борьбе тверских князей с татарами, пространные редакции повестей о Куликовской битве, повесть о нашествии Тохтамыша, “СЛОВО О ЖИТИИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО” и т. д. Свод этот, составленный, по-видимому, при митрополичьей кафедре во время феодальной войны в Москве, соединил общерусское летописание с новгородским. Свод дошел в Софийской I Л. (ПСРЛ.—Т. 5; 2-е изд. не завершено: в 1925 г. вышел только первый выпуск этого тома) и Новгородской IV Л. (Т. 4, вып. 1 и 2; 2-е изд. не завершено). Первые памятники московского великокняжеского летописания, дошедшие до нас, сложились не ранее сер. XV в. Летописный свод 1472 г. отразился в Вологодско-Пермской Л. (ПСРЛ.—Т. 26) и Никаноровской Л. (ПСРЛ.— Т. 27). В основе его лежал Новгородско-Софийский свод, отредактированный великокняжеским летописцем (исключившим, в частности, упоминание о новгородских вольностях). Более радикальная переработка предшествующего летописания была произведена великокняжескими сводчиками в конце 70-х гг. XV в.: Новгородско-Софийский свод был соединен со сводом, близким к Троицкой Л. (с цензурной обработкой материала обоих источников), и с др. памятниками. Великокняжеский московский летописный свод 1479 г., отразивший эту переработку, лег в основу всего официального летописания конца XV—XVI в. Он сохранился в не изданном пока списке XVIII в. (в Эрмитажном собрании в РНБ), а его более поздняя редакция, доведенная до 1492 г , издана в 25-м томе ПСРЛ Летописная компиляция, положенная в основу Московского свода 1479 г, отразилась и в первой части Ермолинской Л. (ПСРЛ.—Т 23), названной так Шахматовым в связи с тем, что в ней содержится подборка известий о деятельности архитектора В. Д. Ермолина в 1462—1472 гг. Вторая часть Л. содержит материал, независимый от великокняжеского летописания и восходящий, очевидно, к своду, составленному в Кирилло-Белозерском монастыре. Этот же свод отразился и в так называемых Сокращенных летописных сводах конца XV в. (ПСРЛ.—Т. 27). Ростовский архиепископский свод 80-х гг. XV в отразился в Типографской Л. (ПСРЛ.— Т. 24). В Софийской II (ПСРЛ.—Т 6) и Львовской (ПСРЛ.—Т. 20) Л. отразился свод 1518 г, в свою очередь, опиравшийся на некий летописный свод 80-х гг. XV в., составленный в неофициальных церковных кругах. В конце 20-х гг. XVI в. при московской митрополичьей кафедре была составлена летопись, охватывающая события 1437—1520 гг., названная по имени своего владельца Иоасафовской (текст ее опубликован в 1967 г. А А. Зиминым отдельным изданием). К тем же годам относится и составление первой редакции крупнейшей из русских летописей — Никоновской (см. Летопись Никоновская). Между 1542—1544 гг. была составлена другая обширная летопись — Воскресенская (ПСРЛ — Т. 7—8). Во 2-й пол. 50-х гг XVI в. первоначальная редакция Никоновской Л. была соединена с извлечениями из Воскресенской Л. и Летописца начала царства (летописи, излагавшей события 1533— 1552 гг., т е. начала великого княжения, а затем царствования Ивана Грозного). Наконец, в 1568—1576 гг. при Иване Грозном создается многотомная иллюстрированная Л.—так называемый Лицевой свод. Это были последние общерусские летописные своды, уступившие затем место иному виду историографического труда — хронографам (см Хронограф Русский). Л., ведшиеся в XVII—XVIII вв., представляли собой памятники не общерусского, а скорее местного провинциального летописания. Изд.: Полное собрание русских летописей.— СПб.; М, 1843; М., 1989.—Т. 1—38; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.— М.; Л., 1950; Псковские летописи.—М , Л., 1941—1955.—Вып. 1—2; Рассказы русских летописей XII—XIV вв./ Перевод и пояснения Т. Н. Михельсон.— М., 1968; 2-е изд.— М., 1973; Рассказы русских летописей XV—XVII веков / Перевод и пояснения Т. Н. Ми-хельсон — М., 1976, Севернорусский летописный свод 1472 года / Подг текста и комм Я С Лурье; Перевод В, В Колесова // ПЛДР: Вторая половина XV века.—М., 1982.—С. 410—443, 638— 655. Лит.: Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном.— СПб., 1856; Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв.—М., Л., 1938, Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв.— Л , 1940; Л и-хачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.— М ; Л., 1947; Дмитриева Р. П. Библиография русского летописания.— М.; Л., 1962; Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII века.— М.. 1969, Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI—XIII вв. // Истоки русской беллетристики.—С. 31—66, Лурье Я. С.; I) К изучению летописного жанра // ТОДРЛ.— 1972.— Т. 27.— С. 76—93; 2) Общерусские летописи XIV—XV вв.— Л., 1976; 3) Две истории Руси XV века. СПб., 1994; Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII века.—М., 1986. Статьи об отдельных летописях см.: Словарь книжников.—Вып. 1.—С. 234—251; Вып. 2, ч. 2.—С. 17—18, 20—69. См. также: Летописи Новгородские, Летописи Псковские, Летопись Ипатьевская, Летопись Лаврентьевская, Летопись Никоновская, Летопись Радзивиловская, Лицевой свод, Повесть временных лет. Я. С. Лурье

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

ЛЕТОПИСИ
рус. ист. произведения, в к-рых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. обычно начинался словами: "в лето". Слова "летопись" и "летописец" равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Большинство Л. дошло до нас в виде летописных сводов, в к-рых соединены в единое повествование отд. летописные записи, акты, повести, жития святых и пр. Древние Л. 11-12 вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список Л. с датой - краткий летописец константинопольского патриарха Никифора, дополненный рус. статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280 (ПСРЛ, I, и "Археографич. ежегодник за 1963 г.", М., 1964). Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, - это "Повесть временных лет". "Повесть" начинается рассказом о расселении народов и о древнейших судьбах славян и Руси. Более подробным становится рассказ со 2-й пол. 10 в. (княжения Ольги и Святослава); описание событий 11 в. сделано уже по записям современников. Текст "Повести" оканчивался 1110. Составитель ее пользовался разнообразными источниками: более ранними Л., актами и сказаниями, подвергнутыми соответствующей обработке. Создателем "Повести временных лет" считают Нестора - монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок. 1113. Первоначальная редакция "Повести" не сохранилась, но к ней восходят 2 позднейшие редакции: 2-я составлена Сильвестром - игуменом Выдубицкого монастыря в Киеве, в 1116 (Лаврентьевская, ПСРЛ, I), 3-я редакция создана в Печерском монастыре в Киеве ок. 1118 (Ипатьевская Л., ПСРЛ, II). "Повесть временных лет" не была первым летописным сводом. По схеме А. А. Шахматова, ей предшествовали Древнейший Киевский свод 1037, Киево-Печерский свод 1073 и Новгородский свод 1079. На их основе возник т. н. Начальный, или Киево-Печерский, свод 1093, послуживший, в свою очередь, основой для "Повести временных лет". Нек-рые исследователи (И. И. Срезневский, M. H. Тихомиров и др.) предполагают, что начатки летописания на Руси появились уже в 10 или в нач. 11 вв. "Повесть временных лет" рассказывает о событиях во всех рус. землях, являясь, т. о., общерус. летописным сводом.

Феод. раздробленность 12-14 вв. нашла отражение и в летописании: летописные своды этого времени имеют местный характер. В Киеве в 12 в. летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях, а также при княж. дворе. Галицко-волынское летописание в 13 в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорус. летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, к-рая состоит из "Повести временных лет", продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и галицко-волынской Л. (кончая 1292) (ПСРЛ, II, Л. по Ипатьевскому списку, 1908). Во Владимиро-Суздальской земле гл. центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, к-рая начинается "Повестью временных лет", продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 (ПСРЛ, I, Л. по Лаврентьевскому списку, 1925), а также Летописец Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и Радзивиловская Л. (см. Кенигсбергская летопись), украшенная большим количеством рисунков (отд. фототипич. издание). Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Как составители и переписчики Л. известны монах Юрьева монастыря Кирик, священник при церкви Иакова в Новгороде Герман Воята (ум. в 1188), пономарь Тимофей.

Татарское разорение привело к врем. упадку летописания, к-рое получает новое развитие в 14-15 вв. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Тверь, Ростов, Москва. В летописных сводах этого времени отражены зачастую не общерус, а областные интересы: местные политич. события (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, воен. походы, битвы и т. д.), церк. события (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), городские события, неурожай и голод, цены на продукты, эпидемии, явления природы и пр. События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких Л. слабо. Новгородское летописание 12-15 вв. наиболее полно представлено Новгородской Первой летописью старшего и младшего изводов. Старший, или более ранний, извод представлен единственным Синодальным пергаменным (харатейным) списком 13-14 вв.; младший извод дошел в списках 15 в. (Новгородская Первая Л. старшего и младшего изводов, 1950, ПСРЛ, III). В Пскове летописание было связано с посадниками и гос. канцелярией при соборе Троицы (ПСРЛ, IV-V; Псковские летописи, вып. 1, 1941; вып. 2, 1955). В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нем дают Тверской сборник (ПСРЛ, XV) и Рогожский летописец (ПСРЛ, XV, вып. 1). В Ростове летописание велось при дворе епископов и нашло отражение в ряде сводов, в т. ч. в Ермолинской летописи кон. 15 в. (ПСРЛ, XXIII).

Новые явления в летописании отмечаются в 15 в., когда складывалось Рус. гос-во с центром в Москве. Политика моск. великих князей нашла свое отражение в общерус. сводах. О первом моск. общерус. своде дают представление Троицкая пергаменная Л. нач. 15 в. (исчезла при моск. пожаре 1812) и Симеоновская Л. в списке 16 в. (ПСРЛ, XVIII). В основу Троицкой Л. положена Л., сходная с Лаврентьевской, дополненная известиями 14 в., преим. московскими. Она кончается 1409 (М. Д. Приселков, "Троицкая летопись. Реконструкция текста", М.-Л., 1950). Для составления Троицкой Л. были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и пр. Происхождение и политич. направленность этой Л. подчеркиваются преобладанием моск. известий и общей благоприятной оценкой деятельности моск. князей и митрополитов. Предполагают, что другой общерус. свод возник в Москве при дворе митрополита Фотия в 1418-23, но до нашего времени не дошел.

Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, появился в Новгороде. Это "Софийский временник", согласно заглавию, помещенному в тексте Л. Название указывает на св. Софию в Новгороде и на составление свода при дворе новгородских архиепископов. "Софийский временник" не сохранился в первоначальном виде, но восстанавливается на основании Новгородской Четвертой (ПСРЛ, IV) и Софийской Первой (ПСРЛ, V) Л., сохранившихся в списках 15-17 вв. В основе этих Л. лежит общий источник - свод 30-х гг. 15 в. Обе эти Л. дополнены в ряде списков известиями 15-16 вв. Большой летописный свод появился в Москве вскоре после 1492. Это Московский свод 1479 (ПСРЛ, XXV). Известия за последние годы 15 в., помещенные в этом своде, имеют уже характер записей современников, сделанных при дворе великих князей. Количество таких офиц. записей увеличивается в Л. 16 в. Особенно характерна Воскресенская летопись (ПСРЛ, VII-VIII), основанная на Московском своде кон. 15 в. и кончающаяся 1541 (составление осн. части Л. относится к 1534-37). В нее включены записи о приемах посольств, о церемониях при великокняж. дворе, даже протокол заседания Боярской думы в 1541. Такие же офиц. записи вошли в обширную Львовскую летопись (ПСРЛ, XX), включившую в свой состав "Летописец начала царства вел. кн. Ивана Васильевича", до 1560. В описи царского архива 16 в. сохранились указания на существование в архиве тетрадей для записи в "Летописец", что свидетельствует об офиц. происхождении нек-рых летописных записей. При дворе Ивана Грозного (в 70-х гг. 16 в.) был создан лицевой летописный свод, т. е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании "Хронографа" и др. произведений), следующие 6 томов - рус. истории с 1114 по 1567. Последний том лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил назв. "Царственной книги". Текст лицевого свода осн. на более ранней - Никоновской летописи, получившей свое название от принадлежности одного из ее списков патриарху Никону в 17 в., к-рому неправильно приписывалось ее составление. Осн. часть Никоновской Л., по-видимому, была доведена до 1520. Никоновская Л. (ПСРЛ, IX-XIII) представляет собой огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. Весь этот материал был подвергнут обработке и дополнениям, в силу чего многие известия Никоновской Л. требуют проверки, в особенности те, к-рые не находят подтверждения в более ранних источниках. Из Л., непосредственно созданных при дворе Ивана IV, сохранились также "Летописец начала царства" и Александро-Невская летопись (ПСРЛ, XXIX). В 16 в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. При дворе пермского епископа Филофея ок. 1500 был составлен летописный свод на основе Софийской Первой Л., дополненной, по др. источникам, известиями 15 в. Дефектный список этого свода хранится в Лондоне, а копия с него нач. 19 в. - в библиотеке им. В. И. Ленина в Москве. Свод Филофея особенно интересен сведениями по истории рус. севера и коми-зырян. На основе этого свода, дополненного моск. известиями и доведенного до 1538, возникла Вологодско-Пермская Л. (ПСРЛ, XXVI). Л. велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В 16 в. появились и новые виды ист. повествования, уже отходящие от летописной формы - "Степенная книга царского родословия" (ПСРЛ, XXI) и "История о Казанском царстве" (см. "Казанский летописец", ПСРЛ, XIX).

В 17 в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. В это время появились местные Л., из к-рых наиболее интересны сибирские. Начало составления сибирских Л. относится к 1-й пол. 17 в. Из них наиболее известны Строгановская и Есиповская Л. В кон. 17 в. тобольским сыном боярским С. У. Ремезовым была составлена "История Сибирская" ("Сибирские летописи", 1907).В 17 в. летописные известия включаются в состав степенных книг и хронографов. Слово "Л." продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, к-рые только слабо напоминают Л. прежнего времени. Таким является Новый летописец (ПСРЛ, XIV), повествующий о событиях кон. 16 - нач. 17 вв. (польско-шведская интервенция и крестьянская война).

Летописание, получившее значит. развитие в России, в меньшей степени было развито в Белоруссии и на Украине, входивших в состав Вел. княжества Литовского. Наиболее интересным произведением этого летописания нач. 16 в. является "Краткая Киевская летопись" ("Супрасльская рукопись", содержащая Новгородскую и Киевскую сокращ. Л., 1836). Древняя история Руси представлена в этой Л. на основании более ранних летописных сводов, а события кон. 14 - нач. 16 вв. описаны современником. Летописание развивалось также в Смоленске и Полоцке в 15-16 вв. Белорусские и смоленские Л. легли в основу нек-рых Л. по истории Литвы (ПСРЛ, XVII). Иногда Л. называют и нек-рые укр. ист. произведения 17 в. (Летопись Самовидца и др.).

Л. имеют громадное значение как осн. источник для изучения истории Киевской Руси, а также России, Украины и Белоруссии в 13-17 вв., хотя они и отражали в основном клас. интересы феодалов. Только в Л. сохранились такие источники, как договоры Руси с греками 10 в., Русская правда в краткой редакции и т. п. Громадное значение имеют Л. для изучения рус. письменности, языка и литературы. Л. содержат также ценный материал по истории др. народов СССР. Изучением Л. занимались В. Н. Татищев, А. Л. Шлецер, А. А. Шахматов, М. Д. Приселков, А. Н. Насонов, M. H. Тихомиров, Д. С. Лихачев и др. ученые.

Лит.: ПСРЛ, т. I-XXVIII, СПБ-М.-Л., 1841-1963; Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Сибирские летописи, СПБ, 1907; Шахматов А. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938; Приселков М. Д., История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Очерки истории ист. науки в СССР, т. I, М., 1955.

M. Н. Тихомиров. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
350.54 кб

Дискуссионные аспекты изучения Новгородской четвертой летописи в отечественной историографии

Фомина Т. Ю.
Одним из ключевых памятников новгородского летописания XV в. является Новгородская четвертая летопись.
Читать PDF
682.86 кб

Летописная статья 6714 г. Ипатьевской летописи и вопрос о возникновении Галича

Жих Максим Иванович
Читать PDF
743.64 кб

Образ русской земли в Галицко-Волынской летописи

Василик Владимир Владимиров
Читать PDF
283.38 кб

Миниатюры Радзивиловской летописи как источник биографии Владимира Мономаха

Ищенко Александр Сергеевич
Рассматривается литература, посвященная изучению Радзивиловской летописи и особенностям изобразительного повествования. Выделяются миниатюры, связанные с именем Владимира Мономаха и событиями, участником которых он был.
Читать PDF
494.78 кб

Изображения доспехов Ермака на рисунках XVII века (по материалам Ремезовской летописи)

Худяков Юлий Сергеевич
В статье анализируются миниатюры Ремезовской летописи, на которых изображены доспехи, подаренные атаману Ермаку царем Иваном Грозным.
Читать PDF
903.67 кб

Открытие Берлинского списка Новгородской первой летописи

Жих Максим Иванович
Читать PDF
101.44 кб

Функции князя в Древней Руси (на материале Новгородской i летописи)

Мешкова Татьяна Сергеевна
Читать PDF
674.20 кб

Славный юбилей летописи Лесного дела (к 175-летию «Лесного журнала» и 50-летию серии «Известия высши

Неволин О. А.
Читать PDF
670.72 кб

Повесть о нашествии Батыя в Ипатьевской летописи. Часть вторая

Майоров Александр Вячеславович
В работе сделан вывод о том, что первоначальный текст южнорусской Повести о нашествии Батыя в наиболее исправном виде дошел в составе летописей новгородско-софийской группы, откуда затем этот текст с некоторыми изменениями попал в
Читать PDF
0.00 байт

Из ранней истории башкир (по материалам одной Древней летописи)

Мазитов Вадим Радикович
In the article there are examined unique information on the history of the Bashkirs which is set forth in the chronicle drawn up under Emir Gazi Baradzh.
Читать PDF
15.04 мб

Повесть о нашествии Батыя в Ипатьевской летописи. Часть первая

Майоров Александр Вячеславович
В работе сделан вывод о том, что первоначальный текст южнорусской Повести о нашествии Батыя в наиболее исправном виде дошел в составе летописей новгородско-софийской группы, откуда затем этот текст с некоторыми изменениями попал в
Читать PDF
374.37 кб

Эсхатологические представления в Галицко-Волынской летописи

Василик Владимир Владимирович
Статья посвящена эсхатологической тематике в Галицко-Волынской летописи. Эсхатологические представления в ГВЛ не характеризуются напряженностью или пессимизмом.
Читать PDF
1.02 мб

Новые задачи по изучению древнего памятника византийской историографии летописи преподобного Феофана

П. Г. Преображенский
Читать PDF
216.80 кб

Предметы быта в миниатюрах Радзивиловской летописи XV века

Кулаков В.
Читать PDF
364.31 кб

Тема Нового Иерусалима в Галицко-Волынской летописи

Василик Владимир Владимирович
Статья посвящена образу Нового Иерусалима в Галицко-Волынской летописи.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЛЕТОПИСИ БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКИЕ

    летописные соч., возникшие в Вел. княжестве Литовском. Известны краткая и пространная ред. Л. б.-л. Краткая ред. Л. б.-л., созданная в сер. 15 в., состоит из общерус. свода в зап.-рус. обработке сер. 15 в. и "Ле
  • БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ

    исторические хроники восточных бурят с древних времен до 2-й половины 19 в. Составлены на литературном монгольском языке. Авторы И. Ломбоцыренов, Т. Тобоев, В. Юмсунов и др. использовали исторические
  • Иоанн, составитель Новгородской летописи

    — "поп", новгородский священник, составитель Новгородской летописи, драгоценной, между прочим, тем, что при ней найден Татищевым первый список "Русской Правды". {Брокгауз}
  • ЛЕТОПИСИ, ЛЕТОПИСЬ

    исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" - отсюда название - летопись. Слова "летопи
  • Неполнота летописи

    (палеонтологической, геологической) – понятие, введенное Ч. Дарвиным (1859) для объяснения неполных сведений о развитии организмов прошлого, отсутствия в ископаемом состоянии каких-то известных нау
  • ЛИЦЕВЫЕ ЛЕТОПИСИ

    рус. летописи, украшенные иллюстрациями, передающие содержание ист. событий не только при помощи слова, но и средствами изобразительного искусства. Используя возможность передавать скупыми линия
  • ЛЕТОПИСИ МАРКСИЗМА

    н.-и. журнал, орган Ин-та К. Маркса и Ф. Энгельса. Издавался в Москве с 1926 по 1930. Публиковал неизданные рукописи К. Маркса и Ф. Энгельса, исследовательские материалы по вопросам развития междунар. рабо
  • НОВГОРОДСКИЕ ЛЕТОПИСИ

    списки летописных сводов, посвященные истории Новгородской и других русских земель с XI по XVII вв.
  • ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ

    летописные своды, составлявшиеся в Пскове в 14-17 вв. П. л. содержат богатый материал по истории рус. города, клас. борьбы, о народах Прибалтики, о борьбе с нем. рыцарями. В основе сохранившихся П. л. лежи
  • СИБИРСКИЕ ЛЕТОПИСИ

    летописи по истории Сибири конца 16-18 вв.: Есиповская, Кунгурская, Ремезовская, Строгановская и др. Всего известно свыше 40 С. л.
  • ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЕ ЛЕТОПИСИ

    летописи по истории г. Великого Устюга: 1) Летопись (1212-1788), сост. штаб-лекарем Я. Я. Фризом. 2) Летопись, сост. священником Успенского собора Л. Вологдиным в 1780; в 1819 С. Воробьев пополнил ее сведениями за
  • ЛЕТОПИСИ РУССКИЕ

    исторические письменные произведения, излагавшие в хронологическом (по годам — то есть «в лето») порядке события истории восточных славян, народов России и соседних стран с древнейших времен. Ист
  • ВОЛОГОДСКИЕ ЛЕТОПИСИ

    ряд кратких вологодских летописей: 1) Летопись Ивана Слободского (1341-1686); 2) Ист. летопись (1351-1664); 3) Новая ист. летопись (1147-1655); 4) Ист. и топографич. известия по древности о России и частно о городе Волог
  • ЛЕТОПИСИ ЗАПАДНОРУССКИЕ

    литовские) - условное назв. летописей, составленных на белорус. яз. в Вел. княжестве Литовском; опубл. в ПСРЛ, т. 17 (см. Летописи белорусско-литовские).
  • Лаврентий (переписчик летописи)

    монах, переписчик летописи по заказу нижегородского князя Дмитрия Константиновича в 1377 г. (Лаврентьевский список). {Половцов}
  • Малуша (по летописи дочь Малка Любчанина)

    Малуша, по летописи дочь Малка Любчанина - ключница святой Ольги , наложница Святослава . Ольга сослала Малушу в село Будутино (Будник, близ Пскова?), где Малуша родила сына Владимира . Д. Прозоровски
  • Летописи белорусско-литовские (западнорусские)

    Летописи белорусско-литовские (западнорусские) – летописи XV–XVI вв., представленные тремя основными сводами. Свод 1446 г., дошедший в нескольких вариантах XV–XVI вв. (Никифоровский, Академический, Супр
  • Геронтий, летописатель

    (Карамзин VI Прим. 140 и 199), иеродьякон новгородский, при Иване III. {Половцов}
  • ЛЕТОПИСЕВЕДЕНИЕ

    субдисциплина в рамках источниковедения, изучающая древнерусские (русские, украинские, белорусские) летописи. Особый статус летописеведения связывается с ключевой ролью летописей в корпусе исто
  • Летописец Постниковский

    См.: Постник Губин