Язычество

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Язычество
термин, обозначающий дохристианские и нехристианские, как правило, политеистические религии.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Язычество
обозначение нехристианских религий, политеистических. Характерная черта - вера во множество богов.

Источник: Глоссарий исторических терминов

Язычество
феномен духовной культуры древних народов, в основе которой лежит вера во многих богов (идолопоклонство).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Язычество
религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы(солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия(земледелие, торговля, война).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Язычество
религиозные верования, для которых характерно многобожие (политеизм) и обожествление предметов и животных (фетишизм и тотемизм). За природой, космосом признается судьбоносная, творческая сила.

Источник: Краткий исторический словарик

ЯЗЫЧЕСТВО
(от церк.-славян. языцы — народы, иноземцы) — обозначение нехристианских, а в более узком смысле немировых религий. Для язычества характерно многобожие — обожествление конкретных сил природы и общества как добрых и злых духов или божеств.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Язычество
комплекс ранних политеистических верований (многобожие), основным признаком которых является одухотворение природы, отраженное в культах богов, духов, предков. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Религия восточных славян »)
 

Источник: Краткий исторический словарь

ЯЗЫЧЕСТВО
термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий и служивший для обозначения религиозных верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многих веков до появления монотеизма. Магия, анимизм, аниматизм, фетишизм, тотемизм, политеизм и другие формы религии, к которым применяется этот термин, послужили «строительным материалом» для всех позднейших религий, в частности иудаизма, буддизме, христианства, ислама.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Язычество
принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле язычество - политеистические религии. Термин язычество происходит из Нового Завета, в котором под язычеством подразумеваются народы или языки (отсюда - язычество), противополагаемые первохристианским общинам. Этот смысл термин язычество сохраняет и в других произведениях раннехристианской литературы 1- 3 вв.

Источник: Исторический словарь

Язычество
принятый в богословии и в исторической науке термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. Слово также обозначает политеистические религии, основанный на поклонении многим богам, фетишам и т.д. Боги язычества олицетворяли стихии природы - например, славянский Даждьбог - бог Солнца; были и более низшие божества - демоны, духи лесов, источников - нимфы, дриады, лешие, водяные. Суть языческого культа - магическое воздействие на природу. На Руси языческая религия существовала до 988 гг., т.е. до принятия христианства.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ЯЗЫЧЕСТВО
традиционное обозначение нетеистических рел. по их противоположности к теизму; общее условное название древних форм рел., присущих родовому строю и рабовладельческим государствам, характеризующихся, в отличие от прежних религий (христианства, буддизма, ислама), своим многобожием. Термин богословского происхождения, применяемый по отношению к первобыт. верованиям, идолопоклонству. Образцом Я. является "Слово о полку Игореве", пронизанное народным языческим мировоззрением. В совр. науке чаще употребляют термин "политеизм" ("многобожие").

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Язычество
от церковного "языцы" - народы, иноземцы)    традиционное обозначение дохристианских и нехристианских верований, распространенных среди народов, населявших У. до его христианизации. В основе культа Я. лежит магическое воздействие на природу. Я. признает не только существование духов, но и богов. Бог в Я. - реальный предмет (идол, истукан) из дерева, камня, металла. Его надо было кормить, поить, одевать; ему требовалось жилище; его можно было умилостивить, разгневать, обмануть и обратиться к нему с просьбой. Языческий бог носил локально-этнический характер. В совр. науке вместо термина Я. употребляется термин "политеизм" (многобожие).    Медведев А.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ЯЗЫЧЕСТВО
от церковно-славянского "языцы" - народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле - политеистических. В современной науке чаще употребляют термин "политеизм" ("многобожие"). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун - громовержец, Дажбог -бог солнца. Наряду с ними почитались низшие демоны - леший, домовые. После принятия в 10 в. христианства (см. Крещение Руси) языческие боги в народных верованиях отождествлялись с христианскими святыми (Перун - Илья пророк, Велес, покровитель скота,- Власий и т. д.), Я. было вытеснено официальной церковью в область народной культуры, с другой стороны - в число христианских праздников были включены главные языческие праздники (Масленица и др.).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ЯЗЫЧЕСТВО
в православной традиции общее обозначение многообразных вероучений, обожествляющих природные стихии и человеческие страсти. Образцом язычества служит натуралистическое многобожие (политеизм), свойственное греческой и римской культурам античного периода. Русский термин «язычество» происходит от церковно-славянского «языцы» (народы) и отражает узконациональные направления языческих культов, предполагающие особого бога для каждого отдельного племени, но не отрицающие существование остальных богов. В своем высшем проявлении (религиозность философов Древней Греции) язычество является уже верой не в Бога или богов, но в тотальный, самодовлеющий природный порядок, в круговорот смертей и рождений, определяющий функциональное единство космоса. Боги язычества – лишь проявления потенций и сил самосущей природы.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Язычество
в православной традиции суммарное обозначение многообразных вероучений, обожествляющих природные стихии и противостоящих религии единого, запредельного миру личностного Бога. Образцовым типом Я. служит натуралистическое многобожие (политеизм), свойственное греческой и римской культурам античного периода. Русский термин «Я.» происходит от церк. – слав. «языцы» (народы). По первоначальному смыслу он подразумевает политеистические верования и культы первобытных народов. В своей сущности Я. – вера не в Бога или богов, но в тотальный, самодовлеющий природный порядок, в круговорот смертей и рождений, определяющий функциональное единство космоса. Боги Я. – лишь проявления потенций и сил самосущей природы. Поскольку Я. – религия безусловно самобытного космоса, постольку мистика Я. – это мистика соединения человека с самодовлеющей космической реальностью, растворения в ней человеческой души, а этика Я. – этика не свободного творческого делания и духовного подвига, а индивидуального служения безличному космическому порядку.

Источник: Краткий православный словарь.

Язычество
традиционные верования древних славян (дохрис-тианские), включающие в себя мифологию, магию, обрядность. Мифологическая часть включала представления древних о происхождении вселенной, природы, человека, животных, растений, фактов прошлой жизни и их отношения между собой. Магия - производственная, лечебная и др. - определяла отношения конкретного человека с окружающим миром. Обрядность являлась связующим звеном и внешним проявлением язычества. С принятием христианства, в X в., на Руси язычество не было полностью вытеснено и в XV-XVI вв. имело в народе параллельное хождение с христианством. Отдельные его проявления замечены еще в XIX-XX вв.
С освоением восточных территорий от Урала до Тихого океана в состав России попали коренные народы этого региона: тунгусы, тофалары, эвенки и др. Их традиционные верования с XVII в. по настоящее время можно квалифицировать как язычество (как объективно, так и по их собственным сегодняшним оценкам).
Видным исследователем этого явления был Б.А.Рыбаков (Язычество древних славян; Язычество Древней Руси и др. книги).

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

ЯЗЫЧЕСТВО
принятый в христианском богословии и частично в историч. литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле, Я. - политеистические религии (см. Политеизм, а также Анимизм, Фетишизм, Шаманство и др.). Термин "Я." происходит из Нового завета - второй, христианской, части Библии, в к-рой под Я. подразумевались народы или "языки" (отсюда Я.), противополагаемые первохристианским общинам. Этот смысл термин "Я." сохраняет и в др. произведениях раннехристианской литературы 1-3 вв. Однако по отношению к исламу и иудаизму - развитым мировым религиям - термин "Я." применялся лишь отд. богословами и широкого признания не получил. В свою очередь, ислам предписывает мусульманам относиться к христианам лучше, чем к идолопоклонникам. В лит. традиции термин "Я." иногда применяется для обозначения миросозерцания, противоположного христи- анскому аскетизму.

Я. на Руси. До принятия христианства славяне обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья; культ сил природы довольно рано принимает антропоморфный характер. Напр., культ воды перерастает в поклонение человекоподобному божеству - виле, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение обрядов, верований, связанных с земледельческим культом (зимние, весенние, летние и осенние празднества, нек-рые черты к-рых прослеживались впоследствии в христианских праздниках: масленице, пасхе, троицыном дне и др.). С семейно-родовым погребальным культом связаны обряды похорон (сожжение покойника, возведение кургана, обрядовый плач), поминок, игр-состязаний. Развитие родо-племенной организации, создание союзов племен, выделение родо-племенной верхушки приводят к изменениям религ. представлений. Культ семейно-родового предка-владыки, патриарха (род, рожаница, дед, шур, чур) становится основой культа плем. бога; боги отдельных племен постепенно сводятся в общий пантеон, в к-ром устанавливается более или менее сложная иерархия, выделяются главные божества, к-рых почитают все или мн. племена. У вост. славян накануне принятия христианства на первом месте среди богов стоит Перун - бог грома и молнии, бог дождя. Бог солнца имел несколько названий - Хорс, Дажь-бог, Ярило, Купала. Стрибог был богом ветра, Волос (Велес) - богом скота, Мокошь - женским божеством прядения и ткачества, Сварог - богом кузнечного дела. Образование Древнерус. гос-ва, объединившего вост.-слав. племена, сопровождалось попыткой вел. киевского князя Владимира Святославича создать общегос. пантеон из божеств различных племен, был учрежден их обязательный культ. У вост. славян существовали языч. святилища, особые служители языч. культа - волхвы. С принятием христианства Я. постепенно вытесняется или приспосабливается к христианским верованиям, обрядам, хотя борьба православной церкви с Я. продолжалась много столетий.

Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Древняя Русь, СПБ, 1914; Катаров Е. Г., Религия древних славян, М., 1918; Рыбаков Б. A., Основные проблемы изучения славянского язычества, М., 1964.

В. И. Буганов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЯЗЫЧЕСТВО
совокупность народных представлений о сверхъестественных силах, управляющих миром и людьми. На своем пути к истинному Богу русский народ неуклонно отвергал жестокие культы и обряды древних верований, отбирая среди них только то, что было близко его душе. В стремлении к свету и добру русский народ еще до принятия христианства пришел к идее единобожия.
Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира (см.: Философия) несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра) преобладала над магической. Нравственный, поэтический взгляд наших древних предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих божках олицетворялись нравственные основы бытия. Язычество для наших предков - скорее духовно-нравственная культура, чем религия. В основе поклонения - всесоздающие силы природы, которые для русского человека суть благо, добро и красота. Обоготворяется все, что связано с добротой и благом.
Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Он считал их своими предками. Как справедливо отмечает А.Н. Афанасьев: "Со светлыми, белыми божествами славянин чувствовал свое родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле... "Слово о полку Игореве" говорит о славянах как о внуках Солнца - Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе".
Крупнейший специалист по язычеству Б.А. Рыбаков полагает, что первоначально славяне "клали требы упырям и берегиням", олицетворявшим два противоположных начала - злое и доброе, враждебное человеку и оберегающее человека.
Позднее в сознании древнего русского человека высшие (по сути дела, нравственные) силы выражались в представлении о Роде. Это был не просто Бог, а скорее идея Вселенной, включавшая в себя все высшие и жизненно важные понятия существования русского человека. Б.А. Рыбаков отмечает, что с именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, в котором корнем является "род":
Род (семья, племя, династия) Природа Народ Родить, рожать Родина Урожай
Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай воплощаются в едином символе. Представление о Роде и почитание его сохранялось и через много веков после принятия христианства. Только напрасно Церковь преследовала своих чад, когда они наполняли свои кубки в честь Рода. Это было не поклонение языческому божеству, а традиционное почитание нравственного принципа мироздания, который воплощало понятие Род.
Расшифровав рельефы древнего памятника русской языческой культуры Збручского идола (X в.), Б.А. Рыбаков так представляет мир языческих верований русского народа:
НЕБЕСНАЯ СФЕРА
Дажьбог - божество света, Солнца, податель благ, мифический родоначальник русских людей - "дажьбожьих внуков".
Перун - бог грозы и молнии, покровитель воинов. Земное пространство.
Мокошь - "мать урожая", хозяйка символического рога изобилия. Одна из двух рожаниц.
Лада - вторая рожаница, покровительница весенней ярой вегетативной силы и браков.
Люди - хоровод мужчин и женщин, помещенных у подножия божеств.
ПОДЗЕМНЫЙ МИР
Велес (Волос) - доброжелательный бог Земли, в которой покоятся предки. Бережно держит на своих плечах плоскость земного пространства с людьми на нем.
Рассматривая мир верований дохристианской Руси, следует еще раз подчеркнуть его скорее нравственный, чем религиозный характер. Боги - предки, осуществляющие постоянную нравственную опеку над живущими и требующие исполнения своих заветов. Божества - отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться. Культ добра и культ предков - главное содержание древнерусских верований.
Древнейший пласт верований на Руси после периода "упырей и берегинь" явно тяготеет в сторону единобожия. Языческая идея о Роде как творце вселенной, создателе всего видимого и невидимого мира приближается к христианским представлениям о Боге Саваофе - Боге Отце, Творце всего сущего. Славяне, писал в сер. VI в. Прокопий Кесарийский, считают, что "один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми". В мире идет борьба Света и Тьмы, Добра и Зла. Главные атрибуты Бога суть Свет и Добро. Ближайшее к Богу существо есть Светло. Оно символизируется Солнцем. Существо Светло явилось на землю и воплотилось в русском народе, который, по древним поверьям, происходит от Солнца. Б.А. Рыбаков дает очень убедительную схему проявлений солнечного культа в Древней Руси и связи его с судьбой и мировоззрением русского народа.
1. Хорс ("круглый") - божество Солнца как светила. В "Слове о полку Игореве" назван "Великим Хорсом". По всей вероятности, очень древнее божество, представления о котором предшествовали идее светоносного небесного бога вроде Аполлона. Культ Солнца-светила ярко проявился у земледельцев энеолита, а уже в бронзовом веке появилось представление о ночном солнце, совершающем свой подземный путь по "морю мрака". Имя Хорса сохранилось в ритуальной лексике XIX в. ("хоровод", "хорошуль", "хоро").
2. Колаксай - мифический царь сколотов - праславян. Интерпретируется как Солнце-царь (от "коло" - круг, солнце).
3. Сколоты - приднепровские праславяне пахари, названные по имени своего царя Колаксая. В основе самоназвания лежит тот же корень "коло" - солнце, который есть и в имени царя. Записанная Геродотом легенда позволяет перевести слово "сколоты" как "потомки Солнца".
4. Дажьбог. Божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем. Бог-податель благ. В изменении имени отразилось расширение представлений о солнечном божестве.
5. "Дажьбожьим внуком", т.е. "внуком Солнца", назван русский князь из Приднепровья, что позволяет сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до XII в. н. э., с древними мифами о потомках Солнца, существовавшими в этих же местах в V в. до н.э.
6. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений о "внуках Солнца" является раздел русских богатырских сказок "Три царства", или "Золотое царство".
В 980 кн. Владимир, придя к власти, произвел своего рода реформу язычества и приказал устроить в Киеве новый пантеон главных языческих божеств. В него вошли Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семарагл, Мокошь. Б.А. Рыбаков, сличивший состав пантеона Владимира и перечни богов по другим источникам, установил, что расхождение между ними касается части Рода и Сварога. По его мнению, это не различные божества, а лишь различные наименования одного божества. Небесное божество язычников могло именоваться и Родом (преобладает творческое, рождающее начало), и Сварогом ("небесный"), и Стрибогом (небесным богом-отцом). Небесным божеством был и Перун, бог грозы.
Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. В культурном смысле древнерусская языческая мифология ни в чем не уступала древнегреческой языческой мифологии, а в духовно-нравственном смысле была выше ее. В мифах Древней Греции главный акцент делался на поклонение силе, сексуальной стороне жизни, равноправии добра и зла. В мифах Древней Руси акценты были расставлены иначе - поклонение свету и добру, осуждение зла, культ производительной силы как функции плодородия и продления рода, а не эротического смакования чувственных подробностей.
Поклонение единому Богу в образе солнца, символизирующего свет и добро, Роду, Дажьбогу - одухотворяло всю жизнь предков русского народа. Мотивы этого поклонения прослеживаются в сколотский период, даже в самом названии сколоты - потомки Солнца. Каждая неделя начиналась с воскресенья, которое в древнейшие времена именовалось днем Солнца, а позднее Дажьбожьим днем. По отношению к Богу (Роду, Дажьбогу) все остальные божества были производны ему и, возможно, даже являлись разными его наименованиями и воплощениями. Во времена, когда русские люди считали себя Дажьбожьими внуками, четверг был посвящен Перуну, а пятница - Мокоши, суббота - Велесу и предкам, которые покоятся в земле.
Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые значительные ритуальные действия совершались в дни зимнего и летнего солнцеворота - на стыке января и декабря и в июне.
26 декабря праздновался бог Род, творец всего сущего, и сопутствующие ему рожаницы. Почти две недели, вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые гулянья, так называемые колядки, или зимние русалии. С ритуальной целью обряжали сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось солнце-младенец, новорожденное молодое солнце, т.е. солнце будущего года. В образе Коляды, по-видимому, подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы светлого и доброго начала над злым. Злым божеством этого времени считался Карачун, именем которого у древних славян назывался день зимнего солнцеворота. По древним поверьям, сильные морозы и разгул злых духов и ведьм можно преодолеть веселыми гуляниями и радостными заклинаниями в честь солнечного бога. На зимние коляды приходилась самая великая пятница в честь богини Мокоши, которой особо молились женщины. 6 января язычники обращались к богу скота и богатства Велесу, прося его о плодородии, хорошем урожае и благополучии.
В начале февраля древние русские язычники отмечали Громницу - праздник в честь бога Перуна и почитания огня. 11 февраля обращались к богу скота и богатства Велесу, умоляя его сохранить домашних животных в последний зимний месяц. Вместе с Велесом (Волосом) в этот же день праздновали Волосынь, по-видимому его жен, представлявшихся русским в виде созвездия Плеяд. Совершали особый ритуал окликания звезд. Существуют сведения, что именно в этот день женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами, зарывали в землю.
В языческой Руси год начинался 1 марта. В этот день праздновали Авсеня, божество смены времен года, благополучия, плодородия, а также Позвизда, божество ветров, бурь и непогоды.
В марте проходили т.н. Мертвые Коляды. Чтобы преодолеть мертвые силы зимы и закликать весну, выпекали из теста жаворонков, забирались с ними на деревья и крыши и просили ранней теплой погоды. Два раза в этот месяц - 9 и 25 марта праздновали богиню любви Ладу. Со дня весеннего равноденствия (25 марта) отмечали Комоедицы - медвежий праздник (в христианские времена получивший название Масленицы). Совершали обряд поклонения Перуну. Зажигали костры, прыгали через огонь для очищения себя от нечистой силы, благодарили Перуна за начало весны. В конце праздника сжигали на костре соломенную куклу, символизирующую зло и смерть.
В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением рода и семейной жизнью, - Ладе, Яриле и Лелю. 22 апреля все вставали до рассвета и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть восход солнца. Это был один из ритуалов культа Дажьбога.
Первого и второго мая язычники снова славили богиню любви Ладу. 10 мая молились о плодородии Земли, считая, что в этот день Земля - именинница. 11 мая поклонялись Перуну - Царь-Огонь, Царь-Гром, Царь-Град. В этот день, как правило, были первые майские грозы.
В июне, после завершения тяжелых сельскохозяйственных работ, русские язычники молили свои божества о сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем урожае. Плодородие земли и продолжение человеческого рода в их сознании были связаны в едином образе ритуального персонажа, а возможно даже божества, Ярилы, олицетворяющего плодородие и сексуальную мощь. Ритуалы, связанные с Ярилой, начинались 4 июня и повторялись в этом месяце еще два раза. 19-24 июня шла русальная неделя, кульминацией которой был праздник Купалы, божества лета, покровителя полевых плодов и летних цветов. На полях жгли костры, вокруг них устраивались хороводы с пением. Чтобы очистить себя от нечисти, прыгали через костры, а затем прогоняли между ними свой скот. 29 июня отмечался праздник Солнца - поклонялись Дажьбогу, Сварогу, Хорсу и Ладе. Перед праздником Купалы (24 июня) совершали ритуалы Мокоши.
Языческие ритуалы июля и августа были преимущественно связаны с молениями о дожде, а после начала жатвы (24 июля) - с молениями о прекращении дождей. После окончания жатвы 7 августа - праздник первых плодов и урожая. 19 июля праздновали Мокошь, а на следующий день - самого Перуна. После завершения жатвы на поле оставляли небольшой кусок неубранного хлеба - "Велесу на бородку".
Проводы лета в сентябре начинали с обрядов, посвященных Белбогу, божеству света, добра, удачи и счастья. 8 сентября почитали Рода и рожаниц. 14 сентября, по древним поверьям, язычники считали, что птицы, змеи отправлялись в Ирье, теплую райскую страну, где царит вечное лето и растет мировое дерево.
Октябрь в языческих ритуалах был посвящен Мокоши (Мать Сыра Земля), божеству плодородия, судьбы, женского начала. С наступлением холодов в ноябре русские язычники обращались к богу огня Перуну и богине Мокоши, моля их согреть и сохранить, а 26 ноября совершали ритуалы владыке света и добра - Дажьбогу, одновременно моля злого божка Карачуна избавить их от смерти и падежа скота.
Крещение Руси в 988 преобразило русский народ. Добротолюбие, духовно-нравственные ценности, которым с древности поклонялись наши предки, нашли в русском Православии идеальное воплощение. Только в христианстве русский народ получил настоящее религиозное сознание. В свою очередь, русские святые и подвижники подняли христианство до огромных духовных высот. Ни в одной другой стране мира не было такого количества святых и подвижников, которые своей жизнью подтвердили торжество Православия. В то время как на Западе вера умирала, в России совершался религиозный подъем, в XX в. увенчанный терновым венцом миллионов мучеников за Православие. На фоне всего этого нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем в России двоеверии - одновременном исповедании христианства и язычества. На самом деле из древних языческих обрядов русский народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент - хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды не носили религиозного характера, а были лишь продолжением народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов были забыты, а оставшиеся - Купала, Лада, Ярило - воспринимались как игровые персонажи в народных обрядах.
Часть бывших языческих божеств и злых духов в народном сознании приобрели характер нечистой силы и вполне органично вписались в христианскую демонологию, рассматриваясь как воплощение сатаны. Общение с миром демонов считалось у русских людей страшным преступлением. Ведьмы и колдуны, уличенные в этом, уничтожались, крестьяне самосудом их жгли или топили в воде.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
609.10 кб

Происхождение термина «Язычество»: к постановке проблемы

Севастьянов И. А.
The author gives a brief overview of the use of the term «heathenism» in historiography, and also its understanding by contemporary public figures, who are regenerating pre-Christian Slavic culture.
Читать PDF
147.38 кб

Рецензия на монографию Ю. А. Коловрата-Бутенко «Язычество восточных славян i–XI веков (По материалам

Куделко Сергей Михайлович
Рецензия на книгу: Коловрат-Бутенко Ю. А. Язычество восточных славян I–XI веков (По материалам Верхнего Подонцовья) / Ю. А. Коловрат-Бутенко. – М.; Х. : Русская Правда, 2016. – 400 с.
Читать PDF
109.84 кб

Язычество в Украине: верования, столкновение с христианством, развитие после...

Виталий Валентинович Прошак
В статье раскрывается тема язычества как главной религии на Украине, предшествую щей христианству, с целью описания периода столкновения язычества с христианством, чтобы оценить причины возрастания интереса к язычеству в настоящее
Читать PDF
154.25 кб

Ю. А. Коловрат-Бутенко. Язычество восточных славян I-XI веков (по материалам верхнего Подонцовья). -

Кутарев Олег Владиславович
Читать PDF
233.67 кб

’’язычество” как проблема антиковедения: к вопросу о ’’теологии истории”

Е. В. Кузьмина
Читать PDF
136.86 кб

Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования

Белов Алексей
Читать PDF
171.40 кб

РОК-Н-РОЛЛ СЛАВНОЕ ЯЗЫЧЕСТВО... (источники интертекста в поэзии А.Башлачева)

О.В.Палий
Читать PDF
916.07 кб

Современное русское язычество как пример «Воображаемого сообщества»

Шиженский Роман Витальевич
Возникнув в конце 70-х годов XX столетия, современное русское язычество заявило о себе не только как о новом религиозном проекте.
Читать PDF
257.04 кб

Христианство и язычество в контексте становления византийской государственности. Отзыв на монографию

Игорь Анатольевич Иванов, Игорь Борисович Гаврилов, Ольга Александровна Джарман
Статья представляет собой полемический отзыв на монографию М. А. Ведешкина «Языческая оппозиция христианизации Римской империи (IV–VI вв.
Читать PDF
266.86 кб

Язычество и христианство: два пути возвышения человеческого существа

Новиков И. А.
В статье даётся сравнительный анализ двух идеалов человека: сформировавшегося в пределах античного (языческого) сознания героя, и сформировавшегося в пределах христианского сознания мученика.
Читать PDF
265.15 кб

Рец. На: Максимов г. , диак. История религий: язычество. Иудаизм. Ислам. - Сергиев Посад: Издательст

Никулин Иван Александрович
Читать PDF
218.21 кб

Славянское язычество и мифология

Грищенко В. В.
в статье рассматривается основное направление славянской мифологии, электорат славянских Богов и функционально-структурированные отношения.
Читать PDF
225.33 кб

Язычество как комплекс дохристианских верований восточно-финских народов: мировоззренческий аспект

Семёнов Юрий Валерьевич
Статья посвящена язычеству системе до-монотеистических восточно-финских верований, которая, определяя их мировоззрение и поведение, в течение тысячелетий была основой духовного единства народов, проживавших в лесной зоне северо-во
Читать PDF
228.27 кб

Язычество и национальное самосознание народа

В. С. Соловьёв
Статья посвящена определению места и роли языческой религии в формировании национального самосознания народов. При этом речь идет о том, что не язычество само по себе определяло этнический менталитет народа.
Читать PDF
187.04 кб

ЯЗЫЧЕСТВО

Романо Гвардини

Похожие термины:

  • Антоний (в язычестве Нежила)

    Антоний, в язычестве Нежила, мученик, придворный боярин великого князя литовского Ольгерда . Обращен в христианство пресвитером Нестором, духовником супруги Ольгерда, Марии Ярославны, вместе со с