Деметра

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕМЕТРА
в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ДЕМЕТРА
Dnmntra) - в др.-греч. мифологии богиня плодородия и земледелия. Миф о Д. связан с первобытным представлением о причинах возрождения растительности весной. Дочь Д. Персефона была похищена богом подземного царства Аидом. Разгневанная Д. лишила землю плодородия, и Аид был вынужден ежегодно на определенную часть года возвращать дочь матери.

Лит.: Dietrich B. С., Demeter, Erinys, Artemis, "Hermes", 1962, Bd 90, Н. 2.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Деметра
в греческой мифологии богиня земледелия и плодородия (от греч. Demeter — корень «мать»). После похищения своей дочери Персефоны богом подземного царства Аидом избегала общества богов. Она блуждала из страны в страну в поисках дочери. До возвращения дочери она прекратила на земле развитие растений. К образу Деметры неоднократно обращались художники и писатели («Гомеровский гимн», гимн Каллимаха. «Элевсинские празднества» Шиллера и др.). Соответствует римской богине Церере.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Деметра
(греч. Demeter — корень «мать»), греч. богиня земледелия и плодородия (рим. Церера — Ceres), дочь Кроноса и Реи, мать Персефоны и (от Иасиона) Плутоса. После похищения своей дочери богом подземного мира Аидом избегала общества богов. В поисках дочери, блуждая из страны в страну, прибыла в Элевсин в Аттике к царю Келею, жена которого Метанира узнала богиню. До возвращения Персефоны на поверхность земли Д. прекратила на земле развитие растений. Основала в Элевсине свой культ (мистерии). Через Триптолема Д. научила людей земледелию. В месяц посевов греки праздновали в ее честь Фесмофории. К образу Д. неоднократно возвращались художники и писатели (элевсинский священный рельеф Д. Книдская, Гомеровский гимн Д., гимн Д. Каллимаха, «Фалисии» Феокрита, шутка Г. Сакса, «Элевсинские празднества» Ф. Шиллера).

Источник: Словарь античности. 1989

Деметра
широко почитаемая древнегреческая богиня земледелия и плодородия, согласно легенде, научившая людей земледелию. Мать Персефоны и Плутоса (Плутона) - владыки богатств подземного царства (отождествлялся с Аидом). После похищения своей дочери Аидом, Деметра впала в глубокую скорбь и избегала общества богов. В поисках дочери она блуждала из страны в страну, а в это время на земле прекратился рост растений, который возобновился только тогда, когда Персефона, по просьбе Зевса, была отпущена Аидом. Некоторое время она должна была проводить на Земле, в обществе матери, а потом возвращаться к мужу в мир мертвых. В этом греки видели причину чередования зимы и лета. Когда наступал сев, они устраивали в честь Деметры празднества - Фесмофории, в которых, прежде всего, участвовали женщины. При этом совершались ритуалы, с помощью которых стремились увеличить плодовитость людей, животных и плодородие природы.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Деметра
в мифах древних греков богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Ее изображали античные авторы как благостную к людям богиню, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощницей в крестьянских трудах. Она научила людей пахоте и посеву. Ее повсеместно прославляли на празднике Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Главное священное место Деметры - Элевсин в Аттике, где в течение девяти дней в сентябре проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры-матери, ее странствия в поисках дочери Персефоны. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в этих мистериях и повиновались обету молчания. Деметре соответствует древнеримская богиня Церера.

Источник: Исторический словарь

ДЕМЕТРА
богиня земледелия, главным образом покровительница злаковых. Она была дочерью Кроноса и Реи, сестрой Зевса и Аида. От Зевса у нее была дочь Персефона, которую Аид увез в свое подземное царство. Узнав о похищении своей дочери, Деметра, удрученная горем и гневом, запретила земле производить плоды, так что Зевс вынужден был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее к матери, но заставил ее сначала проглотить косточку граната — этим он обязывал ее проводить с ним третью часть года, а на остальные две трети года отпускал ее к матери. Тогда земля стала снова производить плоды. Это сказание, очевидно, навеяно периодичностью появления растительности на земле и ее временным исчезновением. Деметра считалась милостивой, благодатной богиней, кормилицей людей. Отчасти через посредство Триптолема, отчасти сама она научила людей земледелию. В честь нее праздновались так называемые Элевзинские мистерии. Ей приносились в жертву коровы, свиньи, плоды, пчелиные соты. Римляне отождествляли Деметру со своей богиней Церерой.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ДЕМЕТРА
в греч. миф. богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от к-рого она родила Персефону. Одно из самых почит. олимпийских божеств. Древ. хтонич. происхождение Д. засвидет. ее именем (букв. «земля-мать»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она — благост-ная к людям богиня, прекрасн. облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьян. трудах. Д. — прежде всего богиня, почитавш. земледельцами, но отнюдь не изнежен. ионийской знатью. Ее повсеместно прославляют на празд-нестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельч. порядков. Д. относится к числу древ. жен. великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь». Гл. свящ. место Д. — Элевсин в Аттике, где в теч. 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии. Элевсинские таинства, воспринимавш. как «страсти» Д., считаются одним из источ. др.-греч. трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описыв. храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса. В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источ. В Фигалее (Аркадия) почиталось древ. дерев. изображение Д. Мелайны («черной»). В рим. миф. Д. соотв. Церера.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Деметра
греч. Demeter)
   в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Крона и Реи, сестра Зевса и мать Персефоны. Поскольку земледелие было основой оседлой жизни и благосостояния, Д. почитали как одну из главных богинь Олимпа, в ее честь проводились праздники Фесмофории. Наиболее популярным был миф, связанный с похищением дочери Д. Персефоны (Коры) богом подземного мира. В римской мифологии Д. соответствует Церера.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   «земля-мать» - богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Считается, что Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Исионом. Плодом этого ритуального брака был Плутос - бог богатства и избилия. Широко известен миф о похищении Персефоны богом подземного мира Аидом. Девять дней Д. безуспешно разыскивала дочь, а на десятый узнала от Гелиоса, что Персефону с согласия Зевса похитил Аид. Разгневанная Д. покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по миру. Земля перестала давать урожай, наступил голод, и Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери, но перед расставанием Аид дал Персефоне съесть несколько гранатовых зерен, чтобы она не забывала царство мертвых. С тех пор Персефона две трети года проводила на земле с Д., а треть - с Аидом в подземном царстве. По другому варианту мифа, Д., уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея Метанира приветливо встретила Д. и взяла ее в няньки к своему сыну Триптолему (вариант: Демофонту). Чтобы отблагодарить царскую семью, Д. решила сделать ребенка бессмертным. Она натирала его амброзией и держала ночью над огнем, но однажды мать увидела сына в пламени, и Д. вынуждена была отказаться от своего намерения. Перед уходом из Элевсина богиня подарила Триптолему колос пшеницы, научила его возделывать землю и велела обучить людей земледелию. Известен миф о том, как Д. превратилась в кобылицу, чтобы избегнуть домогательств Посейдона, но тот превратился в жеребца и породил с ней чудесного говорящего коня Арейона. Д. изображали женщиной, полной сил, сходной с Герой, но с более мягкими чертами лица, в венке из колосьев, с факелом и корзиной плодов. Часто ее изображали вместе с Персефоной, иногда с Триптолемом.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с римской Церерой. Она также покровительница материнства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или Коры, т. е. "девы"), похищенной Аидом, описаны Гомером в "Гимне Деметре". Поиски привели ее в Элевсин, где она вновь обрела свою дочь Персефону (Аид согласился отпускать ее на поверхность земли на полгода). В благодарность богиня дала юному сыну царя Триптолему семена пшеницы и повелела ему обучить земледелию людей по всему свету. Эта легенда изображена на известном барельефе 5 в. в Элевсине. Деметру связывали с доэллинскими "Великими таинствами" и ритуалами, представлявшими борьбу и смену жизни и смерти, а также мистическое возрождение через очищение от смерти. Культ Деметры был широко распространен, но особенно ей поклонялись в Аркадии, на Сицилии и Книде.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ДЕМЕТРА
   • ???????,
         Ceres, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса (Hesiod. theog. 454), в качестве божественной матушки-земли (???????=??? — ?????) была покровительницей растительного царства и преимущественно хлебных плодов. Это была.; милостивая, благодатная богиня, кормилица людей. У Гомера, воспевающего войну, сражения и дальние морские плавания, Д., как и Дионис, упоминается редко и не находится в числе олимпийских богов. Он упоминает только про миф о Д. и Иасионе (Ноm. Od. 5, 125; ср. Hesiod. theog. 969), по которому они на троекратно вспаханной земле плодоносного острова Крита производят Плута (богатство); но Зевс из ревности убивает Иасиона молнией. Средоточие, на котором вращается миф и культ Д., это — отношение ее к дочери своей Персефоне, похищенной Аидом (см. Proserpina, Прозерпина). Гомер не упоминает об этом мифе, но он знает о происхождении Персефоны от Зевса и Д. (Il. 14, 326. Ноm. Od. 11, 217); в гомеровском же гимне (№ 4) в честь Д. этот миф рассказывается подробно. Д. ищет похищенную дочь девять дней; на десятый день она узнает от светлозоркого Гелия, что она похищена Аидом. Удрученная печалью и исполненная гнева на Зевса, с согласия которого произошло похищение ее дочери, она странствует по земле до тех пор, пока не приходит в образе старухи по именем Део (???=ищущая) в Элевсин, в дом Келея (сына Элевсинова). Супруга Келея, Метанейра, поручает ей попечение о своем маленьком сыне Демофоонте. Богиня захотела сделать его бессмертным; с этой целью она смазывала его амбросией и держала ночью в огне. Когда же Метанейра, застав ее за этим занятием, вскрикнула от ужаса, Д. разгневалась и бросила свое намерение; но Демофоонт все-таки удостоился вечных почестей за то, что покоился на руках богини. Д. открылась богинею, повелела воздвигнуть себе храм у источника Каллихора и научила людей служить себе. На Олимп, однако, она не являлась и сделала землю неплодородною, пока Зевс не успокоил ее гнева, приказав вызвать Персефону из подземного мира. Две трети года дочь с тех пор может оставаться у своей матери на земле (см. Proserpina, Прозерпина). Прежде чем Д. возвратилась со своею дочерью на Олимп, она научила элевсинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолиа и Келея приношению священных жертв и элевсинским таинствам. Элевсин был древнейшим местом почитания Деметры; ее чествовали здесь преимущественно как учительницу земледелия, приучившую этим занятиям людей к оседлости и учредившую гражданский порядок, брак и мирную жизнь. Поэтому она называется ??????, ??????????, законодательницею. О совершавшихся в честь ее элевсинских мистериях см. Eleusinia, Элевсинский культ. Рарийское поле близ Элевсина ежегодно торжественно вспахивалось на память о том, что здесь были посеяны первые хлебные семена. Триптолем, сын Элевсинов (или же Келеев, следовательно, заместивший Демофоонта), имел здесь алтарь и так называемый триптолемов ток; он, по преданию, изобрел плуг и по поручению Д. распространил земледелие и соединенную с ним культуру, разъезжая по земле в колеснице на драконах. И сама Д., странствуя на поисках за своею дочерью, во многих местах научила людей земледелию. В качестве богини земли, выводящей из почвы растения и особенно хлебные посевы (?????????, воссылающая дары, ????, зеленеющая), Д. вместе с тем была и подземною богиней (??o???) и потому издревле во многих местах представлялась в брачном союзе с Посейдоном, представителем влажной стихии. Служение Д. в древние времена пеласгов (поэтому ????????) было распространено по всей Греции, в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегарах, Коринфе, Пелопоннесе и т. д. Из Мегар и Коринфа культ Д. перенесен был в Сицилию, которая по причине плодородной почвы сделалась любимым местопребыванием богини. Здесь в честь Д. и похищенной Аидом дочери ее Персефоны справлялся целый ряд празднеств по названиями: ??????????, ????????, ?????????????, ??????, ??????????. Со времени переселения дорян, вследствие перевеса дорийского образования, мирный культ Д., не соответствовавший характеру этого геройского племени, во многих местах Греции потерял свое значение, пока ожившее вновь влияние ионийского племени мало-помалу не распространило уважение к нему повсюду и не перенесло его из Аттики опять в Пелопоннес в обновленной форме. Д. приносились в жертву кроме быков и коров преимущественно свиньи, по причине их плодородия, затем плоды и пчелиные соты. Ей были посвящены также колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. Искусство изображало ее наподобие Геры, только с чертами лица более материнскими, мягкими и кроткими, с венком из колосьев на голове, с мистическим факелом и корзиною плодов (как на помпейской стенной живописи) или с колосьями и маком в руках. В позднейшие времена стали смешивать ее с Геей и Реей-Кибелой. Римляне отождествляли Д. с римской богиней Церерой, Ceres, и чтили ее совершенно по греческому обряду (Cic. Balb. 24). Особенно ее чествовали плебеи, которые в весенний месяц, 11 или 12 апреля, совершали праздник Cerealia. Торжественным шествием отправлялись в цирк, где устраивали конские скачки, продолжавшиеся 8 дней, надевали белые платья, пересылали друг другу венки из цветов и устраивали у себя праздничные угощения. Жертвенным животным служила свинья. Перед жатвою земледелец также проносил богине в жертву свинью (рогса рrаеcidanea) и первые собранные плоды (praemetium). В Риме первый храм в честь Цереры был построен в 496 г. до Р. X. во время голода Авлом Постумием недалеко от Цирка, у подошвы авентинского холма, где жили преимущественно плебеи. В позднейшие времена римляне смешивали Цереру с Теллурой, Tellus.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
307.46 кб

Подходы М. Р. Деметрадзе и Т. Зварта в отношении к традиционным ценностям в диалоге цивилизаций

Мишучков Андрей Александрович
Актуальными представляются инструментальные подходы М.Р. деметрадзеи т.
Читать PDF
330.08 кб

Сведения Юстина (Помпея Трога) о помощи бактрийцев селевкидскому царю Деметрию II

Попов Артем Анатольевич
Статья представляет собой комментарий фрагмента труда Юстина (Помпея Трога), где этот селевкидский царь получил помощь от бактрийцев (Just. XXXVI. 1, 1-4).
Читать PDF
300.38 кб

Еще раз к проблеме датировки брака будущего Деметрия ii и Стратоники

Зелинский Андрей Леонидович
В статье «Заметки о матримониальной политике Антигонидов в 5020-е гг. III в. до н.э.», опубликованной в первом номере ПИФК за 2012 год, Ю. Н. Кузьмин и О. Л.
Читать PDF
173.39 кб

Культ Деметры в Боспорском царстве (по материалам археологических источников)

Вахрамеева Анна Викторовна
Терракоты Деметры выполнялись по определенным канонам, к которым относится изображение богини в головном уборе, закутанной в покрывало.
Читать PDF
1.21 мб

Керносы в святилище Деметры и Коры на азиатском Боспоре («Береговой 4»)

Завойкин А.А.
Изучаются специфические культовые предметы, керносы, фрагменты которых были найдены в святилище Деметры и Коры на азиатском берегу Киммерийского Боспора, на поселении «Береговой 4».
Читать PDF
412.55 кб

Фрески склепа Деметры

Ярулова А.И.
В статье охарактеризованы аспекты творчества известных крымскотатарских художников: М. Чурлу, Р. Усеинова и Р. Стахурского, показаны основные особенности их тематики, стилистики, колористики.

Похожие термины:

  • ДЕМЕТР И ГИСАНЭ

    в армян. миф. божества. Имя Деметр, по-видимому, восходит к им. богини Деметры (называвш. иногда армянами Сандарамет); вероятно, в р-не, где стояли идолы Д. и Г., у древ. армян почиталось божество Сандара
  • ДЕМЕТРИАДА

       • Demetrias,          ?????????, сильно укрепленный фессалийский город в области Магнесии, в самом углу Пагасейского залива, основанный Димитрием Полиоркетом в 290 г. до Р. X. и долго бывший ключом Греции (
  • ДЕМЕТРИЙ I COTEP

    Царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 162-150 гг. до Р.Х. Сын Селевка IV. В 175 г. до Р.Х. отец отправил Деметрия заложником в Рим вместо своего брата Антиоха, который, вернувшись в Сирию, сделался царем
  • ДЕМЕТРИЙ II ЭТОЛИЙСКИЙ

    Царь Македонии в 239-229 гг. до Р.Х. Сын Антигона II Гоната. Род. в 269 г. до Р.Х. Умер 229 г. до Р.Х. Ж.: 1) Стратоника, дочь сирийского царя Антиоха I; 2) Фтия, дочь эпирского царя Александра; 3) Хризеида. Вдова эпирс
  • ДЕМЕТРИЙ III ЭВКЕР

    Царь Дамаска из рода Селевкидов, правивший в 95-88 гг. до Р.Х. Сын Антиоха VIII Грипа. Когда погибли отец Деметрия и его брат Селевк V, царь Египта Птолемей VIII Лафур провозгласил Деметрия царем Дамаска. А
  • Деметрий Фалерский

    греч. Demetrios Phalereos) (350 - 283 до н.э.)    афинский философ и государственный деятель, сторонник македон. партии, противник демократии. В 317 - 307 гг. управлял Афинами, был изгнан и стал советником Птолемея I. С
  • ДЕМЕТРИЙ I

    царь Греко-Бактрийского царства в 189 - 167 гг. до н.э., которое при нем достигло наибольшего могущества. Д. I завоевал часть земель Индии и Афганистана и основал новую столицу своего царства в северо-за
  • ДЕМЕТРИЙ И НИКАТОР

    Царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 145-141, 129-126 гг. до Р.Х. Сын Деметрия I . В 150 г. до Р.Х. Деметрий I, начиная войну с самозванцем Александром Баласом, поручил своих двоих сыновей заботам проксена
  • ДЕМЕТРИЙ I Полиоркет

    греч. Poliorketes) (ок. 337 - 283 до н.э.)    македон. царь 294 - 287 гг. из династии Антигонидов; принимал активное участие в борьбе диадохов, подчинил своей власти греческие полисы.    Бенгтсон Г. Правители эпохи
  • Деметрий Каллатидский

    греческий географ II в. до Р.Х., родом из Каллатиды, составивший несохранившееся до нашего времени компилятивное сочинение «О Европе и Азии» в 20 книгах. На этот труд ссылался Псевдо-Скимн.  
  • Деметрий Магнесийский

    греческий писатель I в. до Р.Х., родом из Магнесии в Малой Азии, автор сочинения «О соименниках», несохранившегося до нашего времени.  
  • ДЕМЕТРИЙ ПОЛИОРКЕТ

    Dnmntrios o Poliorxntns - осаждающий города) (ок. 337-283 до н.э.) - полководец эпохи эллинизма, сын Антигона Одноглазого - сподвижника Александра Македонского. Вместе с отцом принимал активное участие в борьбе диа
  • Деметрий Сагаласский

    греческий историк II в. от Р.Х., родом из города Сагаласса, автор несохранившегося сочинения «Победоносная война с парфянами», посвященного описанию боевых действий римлян под началом императора Л
  • Деметрий Скепсийсий

    греческий писатель II в. до Р.Х., родом из Скепсиса, автор сочинения «Троянское обозрение» в 30 книгах, представлявшего собой обширный, ученый комментарий к гомеровскому каталогу кораблей с подробны
  • Деметрий Византийский

    греческий историк III в. до Р.Х., родом из Византия, автор несохранившихся сочинений о галатах и о Первой сирийской войне.  
  • СКЛЕП ДЕМЕТРЫ

    В 1895 году в Керчи на территории усадьбы Зайцевой, расположенной на так называемом Глинище, случайно был открыт неразграбленный склеп, который стал широко известен под названием «Склеп Деметры». А