ВОЛКОВ Федор Григорьевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Волков Федор Григорьевич
(1729-1763) – актер, создатель первого русского профессионального драматического театра в Ярославле

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ВОЛКОВ Федор Григорьевич
(1729—1763) — актер, создатель русского драматического профессионального театра. Из купеческой семьи. Организовал в Ярославле любительскую труппу, на основании которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый публичный профессиональный драматический театр. Играл в трагедиях А. П. Сумарокова. В 1763 г. — постановщик уличного маскарада в Москве в честь коронации Екатерины II — «Торжествующая Минерва».

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ВОЛКОВ Федор Григорьевич
9.02.1729 - 4.04.1763), актер, создатель русского профессионального драматического театра. Из купеческой семьи. Детские и юношеские годы провел в Ярославле, в 1741-49 обучался "заводскому и купеческому делу" в Москве, где увлекся театром. По возвращении в Ярославль занимался управлением заводами и одновременно организацией домашнего театра, который затем стал публичным.
В 1752 по указу Елизаветы Петровны труппа Волкова была вызвана в Петербург. По ее же повелению Волков, его брат Григорий и товарищи по театру И.А. Дмитревский, Я.Д. Шуйский были оставлены для обучения театральному делу и другим наукам в Сухопутном шляхетском корпусе.
Указом от 30 августа 1756 на основе ярославской труппы в Петербурге был учрежден "Русский для представления трагедий и комедий театр". Волков был директором театра (с 1761), его актером, а также режиссером, капельмейстером, декоратором.
Волков в совершенстве владел исполнительской манерой театрального классицизма, наполняя ее естественностью и ярким темпераментом. Волков выступал как режиссер, постановщик и оформитель грандиозного массового зрелища-маскарада "Торжествующая Минерва", поставленного по случаю коронации Екатерины II 30 января - 1 февраля 1763 в Москве. По преданию, Волков простудился, руководя этим представлением, что и стало причиной его преждевременной смерти.
Л.Н. Вдовина

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Волков, Федор Григорьевич

— основатель русского театра; родился 9 февраля 1729 г. в Костроме. Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства, а мать вышла замуж вторично за ярославского купца Полушкина. Отчим В. был человек состоятельный и добрый. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Бироне, сосланном в Ярославль; затем был отправлен в Москву в Заиконоспасскую академию, где пробыл около трех лет, и в 1743 г. был взят оттуда отчимом. Последний сделал В. и его братьев товарищами своих промышленных и торговых предприятий. В 1746 г. молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1747 году Полушкин †, и Волкову пришлось возвратиться в Ярославль. Здесь он организовал труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 г.; была дана драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа". Ближайшими соучастниками были два брата В., Григорий и Гаврило, Дьяконов (впоследствии Дмитревский), Чулков, Попов и др. Представления имели успех, и вскоре был выстроен на пожертвования настоящий деревянный театр. Слух о нем дошел до императрицы, и в 1752 г. В. со своей труппой вызван в Петербург. Молодые ярославцы дебютировали в Царском Селе в трагедии "Хорев". Затем они все были определены в кадетский корпус и всем было назначено казенное содержание. 30 августа 1756 г. последовал указ об учреждении русского театра, а В. присвоено звание первого "придворного актера". С этого времени растет слава В.; его талант засвидетельствован и иностранцами. В 1759 г. он был посылаем в Москву для упорядочения тамошнего театра. В перевороте при восшествии на престол Екатерины II В. принимал деятельное участие, за что и получил дворянство и 700 душ крестьян. Для коронации в 1763 г. он сочинил маскарад "Торжествующая Минерва". Умер 4 апреля 1763 г.


Как актер, В. стремился к реальности; его декламация, по словам Новикова, была "только что природная и не украшенная искусством". Вот это-то отсутствие аффектации и перешло к русским артистам. В общем, однако, В. не создал школы. Он исполнял больше 60 ролей; лучшие его роли были трагические. Главная заслуга В. — в создании у нас самого театра, чему способствовали его многие таланты: он был актер, драматург, поэт, музыкант, живописец и скульптор. Литературная деятельность В. заключалась в писании бытовых пьес и переводе французских трагедий и комедий; все они погибли, за исключением переводов Мольера, хранящихся в парижской библиотеке.


Ср. "Ф. Г. Волков", А. А. Ярцева (СПб., 1891, в "Биографической библиотеке" изд. Ф. Павленкова).


М. М.


{Брокгауз}





Волков, Федор Григорьевич


— "основатель русского театра" и первый русский оперный композитор, род. в 1729 в Костроме, ум. 1763 в СПб. Написал первое русское непереводное оперное либретто ("Титово милосердие", 1751, муз. Арайи). В 1756 последовал указ об учреждении русского театра, причем В. было присвоено звание "первого придворного актера". Как композитор В. известен своей 1-актной оперой "Танюша, или Счастливая встреча" (либретто А. Дмитревского), представленной 27 ноября 1756 на Новом театре (на Царицыном лугу) в СПб.


(Ф.).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Волков Федор Григорьевич

Волков Федор Григорьевич - первый русский профессиональный актер (1729 - 1763). За ним утвердилось имя основателя русского театра. Формально это не совсем верно, но действительно лишь с Волковым наш театр вступил на правильный путь. Сведения о нем и о его деле не отличаются ни полнотой, ни достоверностью. По всей вероятности, родина Волкова - Кострома, а не Ярославль, как предполагали раньше. Отец его, костромской купец, умер, когда он был еще ребенком. Мать его вступила во второй брак с ярославским купцом Полушкиным, оказавшим доброе влияние на пасынка. Учась в Москве, Волков, по свидетельству Шаховского , ""отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты"". Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, ""пристрастно прилежал, - по словам Новикова, - к познанию наук и художеств"". Он рано стал принимать участие в делах отчима, быть может, даже управлял ими. Это вызвало ряд его поездок в Петербург, где увидал впервые и итальянскую оперу, и немецкие спектакли труппы Аккермана, и русские любительские спектакли. После смерти Полушкина (1747), Волков решил завести театр у себя в Ярославле. Первые попытки его в этом направлении относятся к 1750 - 1751 гг. Не точно установлено и место первых спектаклей, как происходивших еще в мало приспособленном помещении, так и перенесенных уже в настоящий театр. Лишь приблизительно известен и репертуар этих ярославских спектаклей. Несомненно, что Волков с товарищами, среди которых был Нарыков, позднее прославившийся под именем Дмитревского, сыграли в Ярославле комедии Дмитрия Ростовского, комедию Грегори и оперу ""Титово Милосердие"", Метастазио, причем либретто было, вероятно, переведено самим Волковым. Есть догадка, что было в репертуаре и несколько пьес Волкова, написанных на ярославские нравы. Молва о театре ярославских юношей дошла до императрицы Елизаветы . Последовал приказ привезти ярославцев в Петербург. В январе 1752 г. ярославцы были уже в Петербурге, поместились в Смольном дворе, а 18 февраля они, в присутствии императрицы и ""некоторых знатных персон"", ""отправляли"" комедию ""О покаянии грешного человека"" Дмитрия Ростовского. Опыт был удачен; волковскую труппу оставили в Петербурге и поместили в кадетский корпус, где будущие актеры занимались словесностью, иностранными языками, гимнастикой, а также декламацией и сценическими приемами. Волков стал учиться с увлечением, тратил последнее на выписку из-за границы ""театральных и проспективических книг"". Вероятно, давались и спектакли, не только закрытые, но и открытые. 30 августа 1756 г. состоялся указ, начинавшийся словами: ""повелели мы нынче учредить русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдал Головинской каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома"". Указом этим открывается официальная история российского театра. ""Дирекция того русского театра поручается от нас, - говорится дальше в указе, - бригадиру Александру Сумарокову"". Приблизительно через месяц Сумароков составил труппу, в которую, как основное ее ядро, вошли ярославцы, затем семь человек певчих и четыре актрисы: ярославка Мусина-Пушкина , Зорина и две Ананьины . Об этом периоде жизни Волкова мы имеем всего меньше точных сведений. Волков, выделявшийся и своей подготовленностью, и своим развитием, и своими сценическими способностями, был облечен званием ""первого русского актера"". Он был и актером, и режиссером, по некоторым сведениям - и драматургом; никаких пьес его, оригинальных или переводных, не сохранилось. Приписываются ему, между прочим, переводы Мольера; всего с его именем связывают около 15 произведений, им сочиненных или только переделанных или переведенных. Как актер, Волков производил впечатление очень большое. В ""Чистосердечном признании о делах моих и помышлениях"" Фонвизин передает впечатления от виденного им в Петербурге, когда ему было 14 лет, спектакля. О Волкове он пишет так: ""Муж глубокого разума, исполненный достоинства, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным"". Новиков, также говоря о ""проницательном и обымчивом разуме"" Волкова, признает в нем ""редкие дарования, украшенные многими учением и прилежанием"". ""Театральное искусство, - прибавляет Новиков, - Волков знал в высшей степени"". По-видимому, в игре его были простота и большая страстность; по крайней мере, один из современников свидетельствует, что ему лучше всего удавалась роль бешеного. В декламации его были, по-видимому, дефекты; она была далека от того совершенства, которого добился Дмитревский. Волков читал стихи, по одному свидетельству, протяжно и нараспев, но голосом гармоничным и звучным, и ""исполненной страсти игрой увлекал и соотечественников, и иностранцев"". В 1759 г. Волков, вместе с актером Шумским, был командирован в Москву, чтобы устроить и там публичный театр. Театр Локателли , в котором в ту пору игрались итальянские оперы и русские драмы, пришел в расстройство; Волков, по-видимому, занялся приведением его в порядок, выписал для этого театра несколько актеров из Петербурга. Ему приписывается видная роль в том перевороте, который возвел на престол Екатерину II . Легенда рассказывает, что он в критическую минуту прочитал, держа перед собой чистый лист, не бывший написанным манифест. Рассказывается, далее, что Екатерина, воцарившись, предложила Волкову быть кабинет-министром, возлагала на него орден Андрея Первозванного, но Волков будто бы от всех этих почестей отказался, сохранив за собой доступ в кабинет государыни без доклада. П.О. Морозов делает вероятную догадку, что все эти рассказы относятся не к актеру Федору Волкову, но к кабинет-секретарю Петра III , Дмитрию Волкову . Невыясненным остается и пожалование Екатериной Волкову дворянства и семисот душ крестьян. В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарадного гулянья, носившего название: ""Торжествующая Минерва"", по программе, написанной Херасковым , с хорами, написанными Сумароковым. Описание этого грандиозного маскарада дает, заимствовав его из старинной брошюры, И. Горбунов в своих ""Очерках из истории театра"". Волкову это гулянье стоило не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Он похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине девяностых годов на кладбище установлена памятная доска. Н. Э.

Источник: Биографический словарь. 2008