МАСКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Маска
лат. mascus - голова, лицо) – декоративный элемент архитектуры классицизма в виде горельефного или барельефного изображения головы человека или животного. Помещается на замковом камне свода, арки, на наличниках оконных и дверных проемов или же в композиции орнаментального ряда, например, фриза.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Маска
греческое понятие, обозначавшее с конца II тысячелетия до н. э. участников культовых обрядов, которые стремились представить себя божествами или злыми духами, надевали маски с изображением различных животных или человеческих лиц. Появление театральных масок связано с культом Диониса. В античную эпоху широко использовали маски с изображением страшных мифологических существ (например, голова Медузы Горгоны). Позднее маски применялись для украшения зданий или гробниц.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МАСКА
еще в кон. 2-го тыс. до н.э. участники культовых обрядов, стремясь представить себя различ. божествами или злыми духами, надевали маски с изображ. голов животных или человеч. лиц. Появл. театральных М. связано с культом Диониса. В культе предков микенских греков в период Рим. империи значит. роль играли спец. маски, надеваемые на лицо покойника (М. погребальные, напр., на егип. мумиях, парадные шлемы и т.д.). В антич. эпоху широко использовали М. с изображ. страшных миф. существ (голова Горгоны Медузы) и М., якобы обладающие магич. силой (отвращающие беду). Позднее М. в осн. применялись для украшения зданий или гробниц.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Маска
еще в кон. 2-го тыс. до н. э. участники культовых обрядов, стремясь представить себя различными божествами или злыми духами, надевали маски с изображением голов животных или человеч. лиц. Появление театральных М. связано с культом Диониса. В культе предков микенских греков в период Римской империи значительную роль играли спец. маски, надеваемые на лицо покойника (М. погребальные, например на егип. мумиях, парадные шлемы и т. д.). В античную эпоху широко использовали М. с изображением страшных мифологич. существ (голова Горгоны Медузы) и М., якобы обладающие магич. силой (отвращающие беду). Позднее М. в осн. применялись для украшения зданий или гробниц.

Источник: Словарь античности. 1989

МАСКА
накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифологического существа . М. ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культурах. М. театральные употреблялись в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии дель-арте, традиционном театре Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др. М. также — слепок из гипса и других материалов, снятый с лица умершего. У многих народов на лицо погребенного накладывались погребальные М. из золота и др. В медицине М. — для наркоза, физиотерапевтических процедур, марлевая, антисептическая. В косметике — слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для лечения, ухода за кожей. Кроме того, М. — предмет защитного снаряжения спортсмена, например в фехтовании, хоккее.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
846.57 кб

Средневековая боевая маска-личина из музея искусств Метрополитен (Нью-Йорк)

Бобров Леонид Александрович
В статье рассмотрена уникальная боевая маска-личина, хранящаяся в Музее искусств Метрополитен (г. Нью-Йорк, США). Маска выполнена из железа и снабжена медным бортиком по периметру.
Читать PDF
261.51 кб

«Улыбающаяся» маска-личина из Музея искусств Метрополитен (город Нью-Йорк, США)

Бобров Леонид Александрович
Рассмотрена уникальная боевая маска-личина, хранящаяся в Музее искусств Метрополитен (Нью-Йорк, США). Маска выполнена из железа и украшена золотой и серебряной насечкой.
Читать PDF
103.37 кб

\ событие \ «Золотая маска» поздравила Сбербанк

Канноне Саша
Читать PDF
1.62 мб

«Сползающая маска нейтральности». Советско-шведские отношения в конце 1940-х начале 1950-х гг

Рупасов А. И.
В статье рассматривается комплекс причин, обусловивших постепенное ухудшение советско-шведских отношений в конце 1940-х начале 1950-х гг. Краткий период потепления в двусторонних отношениях (1945-1946 гг.
Читать PDF
115.23 кб

\ культурное событие \ новая «Маска»

Канноне Саша
Читать PDF
110.91 кб

\ событие \ "Золотая маска": последние сборы

Канноне Саша
Читать PDF
268.26 кб

Маска провинциала

Канноне Саша
Читать PDF
288.31 кб

\ Золотая маска \парад регионов прошел в столице

Канноне Саша
Читать PDF
175.16 кб

"Маска" превосходства

Канноне Саша
Читать PDF
76.68 кб

Маска

Осьмухина Ольга Юрьевна
Читать PDF
254.59 кб

Маска пришельца

Канноне Саша
Читать PDF
1.15 мб

Рецензия на книгу: Штайн О. А. Маска как форма идентичности: введение в философию образа (СПб. : Изд

Устинкин Дмитрий Николаевич
Читать PDF
1.74 мб

Маска в древнегреческой религии

Пантелеев Алексей Дмитриевич
Целью статьи является очерк использования масок в греческой религиозной традиции на основании анализа данных литературной традиции, иконографии (вазописи) и археологии.
Читать PDF
122.62 кб

Маска в западно-европейской театральной педагогике

Толшин Андрей Валерьевич
Маска как средство обучения актера, как инструмент развития его выразительности появилась в западно-европейской театральной педагогике сравнительно недавно в начале ХХ века.
Читать PDF
1.66 мб

Театральная маска в древней Греции: ее истоки и контексты функционирования

Кулишова Оксана Викторовна
В данной статье анализируется контекст бытования маски у древних греков, автор обращается к погребальным, зооморфным маскам, маскам мифологических персонажей и др.

Похожие термины:

  • Маттиол и Эрколо Антонио, железная маска

    Маттиол и Эрколо Антонио, «железная маска» (Mattioli, Ercolo Antonio, The Man in Iron Mask), таинственная личность, герой легенды, созданной Вольтером. Нек-рые полагают, что неизвестным пленником сначала Пиньероле, а з
  • ГРОБНИЦА, САРКОФАГ И МАСКА ИЗ ПАЛЕНКЕ

    Город Паленке — один из центров цивилизации майя — располагался на Юкатане, у подножия невысоких холмов, покрытых непроходимой сельвой. Среди других городов, построенных майя (Чичен-Ица, Ушмаль и
  • Маска театральная

    принадлежность антич. театра, надеваемая на лицо актера. Употребление М. в классич. эпоху было вызвано неск. причинами: размеры театров делали неразличимой для зрителя мимику актера, а М. укрупняла
  • Железная маска

    Железная маска" (Iron Mask, Man in the), см. Маттиоли.