лат. mascus - голова, лицо) – декоративный элемент архитектуры классицизма в виде горельефного или барельефного изображения головы человека или животного. Помещается на замковом камне свода, арки, на наличниках оконных и дверных проемов или же в композиции орнаментального ряда, например, фриза.
МАСКА
Маска
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Маска
греческое понятие, обозначавшее с конца II тысячелетия до н. э. участников культовых обрядов, которые стремились представить себя божествами или злыми духами, надевали маски с изображением различных животных или человеческих лиц. Появление театральных масок связано с культом Диониса. В античную эпоху широко использовали маски с изображением страшных мифологических существ (например, голова Медузы Горгоны). Позднее маски применялись для украшения зданий или гробниц.
МАСКА
еще в кон. 2-го тыс. до н.э. участники культовых обрядов, стремясь представить себя различ. божествами или злыми духами, надевали маски с изображ. голов животных или человеч. лиц. Появл. театральных М. связано с культом Диониса. В культе предков микенских греков в период Рим. империи значит. роль играли спец. маски, надеваемые на лицо покойника (М. погребальные, напр., на егип. мумиях, парадные шлемы и т.д.). В антич. эпоху широко использовали М. с изображ. страшных миф. существ (голова Горгоны Медузы) и М., якобы обладающие магич. силой (отвращающие беду). Позднее М. в осн. применялись для украшения зданий или гробниц.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Маска
еще в кон. 2-го тыс. до н. э. участники культовых обрядов, стремясь представить себя различными божествами или злыми духами, надевали маски с изображением голов животных или человеч. лиц. Появление театральных М. связано с культом Диониса. В культе предков микенских греков в период Римской империи значительную роль играли спец. маски, надеваемые на лицо покойника (М. погребальные, например на егип. мумиях, парадные шлемы и т. д.). В античную эпоху широко использовали М. с изображением страшных мифологич. существ (голова Горгоны Медузы) и М., якобы обладающие магич. силой (отвращающие беду). Позднее М. в осн. применялись для украшения зданий или гробниц.
Источник: Словарь античности. 1989
МАСКА
накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифологического существа . М. ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культурах. М. театральные употреблялись в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии дель-арте, традиционном театре Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др. М. также — слепок из гипса и других материалов, снятый с лица умершего. У многих народов на лицо погребенного накладывались погребальные М. из золота и др. В медицине М. — для наркоза, физиотерапевтических процедур, марлевая, антисептическая. В косметике — слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для лечения, ухода за кожей. Кроме того, М. — предмет защитного снаряжения спортсмена, например в фехтовании, хоккее.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998