Мытарь
МЫТАРЬ
сборщик мыта (налога, подати). Из- за воровства и притеснений мытари возбуждали общую ненависть у населения Палестины. Слова «мытарь» и «грешник» у древних евреев отождествлялись. Однако многие из мытарей не оставались глухи к Христовой проповеди. Один из мытарей был в числе апостолов (см. Мф. 10, 3; Лк. 5, 27).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Мытарь
сборщик пошлин и податей, которыми Римский император облагал иудеев. Главные сборщики пользовались уважением и доверием, но их подчиненные часто допускали хищения и вымогательство, поэтому иудеи нередко запрещали таким людям посещать храм и участвовать в богослужениях. Таким образом, понятия «язычник», «грешник» и «мытарь» были для благочестивых иудеев тождественными, поэтому Господа часто укоряли в том, что Он «друг мытарей и грешников», поскольку ел и пил с ними (Евангелие от Луки, 7, 34).
Источник: Православная энциклопедия.
мытарь
сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского (Мф 18.17). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними (Мф 9.11), но одного из них избрал Своим Апостолом (Мф 10.3). Русское слово «мытарь» происходит от слова «мытарство»-страдание, мука. В оригинале везде: «сборщик податей и налогов».
Мытарь
У римлян богатые и почетные мужи, обыкновенно римского дворянского сословия, за известную плату на точно определенное количество лет, получали у римского правительства право на собирание податей в какой-либо римской провинции. Эти откупщики на таможенных заставах ставили своих чиновников (Мат. 9:9; Map . 2:14), которые и взымали с населения пошлины для откупщиков. Эти подчиненные чиновники и называются в Новом Завете — мытарями; они были или римлянами, или уроженцами данной страны. Их положение и деятельность делали их людьми подозрительными и, поэтому, они упоминаются вместе с грешниками, блудницами и язычниками (Мат. 9:11; 21:32). По Талмуду, еврей, поступивший на эту службу, считался отлученным от общества израильского (Ср. Мат. 18: lang=EN-US v 17). Иисус ел вместе с мытарями и грешниками (Лук. 15:1 и дал.) и приобрел последователей также и из них, напр., Закхей (Лук. 19:2 и дал.); один из них даже стал Его апостолом (Мат. 9:9; 1А:3).
МЫТАРЬ
Лк 18:10) — сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У Евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей. Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что “Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними” (Лк 7:34).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990