последователи стоицизма, направления в античной философии, согласно которому необходимо освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму.
Стоики
Стоики
последователи философской школы Стой (стоицизм). Жизн. идеалом С. являются невозмутимость и спокойствие. С. не должны реагировать на внешние и внутр. раздражающие факторы.
Источник: Словарь античности. 1989
Стоики
Деян. 17:18), представители философского учения, возникшего в Греции и основанного философом Зеноном из города Ситиума на Кипре (род. в 340 г. до Р. Хр.) и получившего свое название от крытой колоннады или портика (стоа), украшенного картинами кисти художника Полигнота. Учение Зенона получило дальнейшее развитие благодаря его последователям: Клеанфу из Асе (около 260 года до Р. Хр.), а еще более Хризиппу из Киликии (около 240 г. до Р. Хр.), который и оформил его. Стоики считали всю вселенную в целом живым существом, тело которого — материя, и душа которого — Бог. Бог, или мировая душа, есть блаженное, святое и совершенное Существо, человеколюбивое и благодетельное, попечитель и отец всего, наказывающий нечестивых и награждающий добрых. Из Своего собственного Существа, которое представляет субстанцию огня или горящего воздуха, Он создал мир, прекрасный и совершенный, как и Он сам; зло существует только для того, чтобы яснее обнаруживалось добро. Подобно тому, как мир имел начало, он также будет иметь и конец, вследствие всеобщего пожара вселенной, во время которого все погибнет, кроме самого Бога После этого пожара начнется новая эпоха, подобная предыдущей, которая опять окончится всеобщим пожаром, после которого начнется новая эра и т.д. без конца. Душа человека продолжает свою жизнь после смерти, но только до пожара вселенной; после пожара она вновь входит в мировую душу или Бога; в этом мире ее величайшей задачей является жизнь в согласии с природой, т.е. следование тем законам, которые даны ей и ее положением во вселенной Она должна жить, во-первых, как часть целого, приноравливаясь к определенному порядку вещей, во-вторых, жить как член общества, состоящего из разумных существ. Такая жизнь в согласии с природой является добродетелью, а добродетель есть единственное добро.
Стоики
Философская школа Стоя была основана Зеноном из Кития (335-263 до н. э.), приехавшим в Афины и занимавшимся с учениками в Пестром портике ("Стоя пойкиле"). В дальнейшем учение Зенона развивали Хрисипп (ок. 290-207 до н. э.), Панэтий и Посидоний, и в середине 2 в. до н. э. оно достигло Рима, где сразу же стало популярным среди римской знати (см. Сципион Эмилий). В 1 в. учение Стои развивал младший Сенека. На этические положения стоиков опиралась во времена Нерона и Домициана группа политиков, выступавших против идеи единоначалия: таких сенаторов, как Тразея Пэт и Гельвидий Приск, часто называли "стоической оппозицией". После Эпиктета самым известным стоиком был император Марк Аврелий.
Стоики учили, что природа управляется божественным разумом и что человеческое сознание - лишь отблеск божественного. Стоики считали своим моральным долгом жить в гармонии с рациональными принципами, а знание этих принципов они считали добродетелью. Таким образом, чем человек мудрее, тем он добродетельнее, и высшая стоическая мудрость и добродетель состоят в том, чтобы при всех поворотах судьбы сохранять выдержку и самообладание, оставаться безразличным к боли и смерти, быть свободным от предрассудков. Такой свободный человек, считали стоики, обязательно станет справедливым, праведным. Стоики считали также, что божественный разум должен привести к гармонии все человеческое общество целиком, преобразовав его в мировое братство.
Стоицизм критиковали гуманисты Возрождения, особенно Эразм Роттердамский, считавший, что стоические моральные принципы противоположны христианскому смирению. "Стоический характер" предполагает стойкость, способность переносить тяжелые испытания. Так как все предопределено заранее, случайность в судьбе невозможна, нужно быть открытым жизни, ничего не отторгать - так учили стоики, и их мужественный фатализм остается привлекательным поныне.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. филос. школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э. Происх. от названия портика в Афинах, расписанного Полигнотом (Пестрая Стоя). Обычно различают: Древнюю Стою -кон. IV - нач. II в. (Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.); Среднюю Стою - сер. II - сер. I в. (Панзтий, Посидоний) и Позднюю Стою -сер. I - кон. II в. (Сенека Младший, Мусоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий). Осн. положением стоической философии было учение о сферич. космосе, имеющем одушевленную природу, к-рый сотворен Зевсом из огненной стихии и управляется при помощи всеобщего закона - Логоса. Логос явл. воплощением Зевса, объединяющим все космич. начала и создающим разум, организм. Развитие мира представляет собой циклический процесс рождения из огня и сгорания. Понятие Логоса включает в себя судьбу и необходимость. Логос обеспечивает внутр. космич. связь при помощи огненной пневмы (дыхания). Все существующее, согласно С., имеет телесную природу, одн. значение сказанного (лектон) нематериально. По мнению С., цель челов. жизни (счастье) состоит в умении жить согласно природе-Логосу и следовании судьбе, к-рые возможны лишь в результате приобщения к добродетели (знание единств, блага) и достижения полного безразличия ко всему остальному. Из того, что достойно безразличия, Панэтий выделял «надлежащее» и «непредпочтительное». Логика С. была тесно связана с изучением значения сказанного (лектона) в слове, предложении, речи и т. д., учением о звуках речи (диалектика) и включала в себя риторику. В рамках диалектики С. разработали положения, к-рые легли в основу науч. языкознания: разд. о подлежащих и сказуемых, прямых и обратных высказываниях, родах и видах, звуках, частях речи, о словах и т. д, В свою очередь, риторика подразделялась на совещательную, судебную и хвалебную. Традиц. деление антич. философии на логику, этику и физику у С. впервые приобрело догматический характер.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Стоики учили, что природа управляется божественным разумом и что человеческое сознание - лишь отблеск божественного. Стоики считали своим моральным долгом жить в гармонии с рациональными принципами, а знание этих принципов они считали добродетелью. Таким образом, чем человек мудрее, тем он добродетельнее, и высшая стоическая мудрость и добродетель состоят в том, чтобы при всех поворотах судьбы сохранять выдержку и самообладание, оставаться безразличным к боли и смерти, быть свободным от предрассудков. Такой свободный человек, считали стоики, обязательно станет справедливым, праведным. Стоики считали также, что божественный разум должен привести к гармонии все человеческое общество целиком, преобразовав его в мировое братство.
Стоицизм критиковали гуманисты Возрождения, особенно Эразм Роттердамский, считавший, что стоические моральные принципы противоположны христианскому смирению. "Стоический характер" предполагает стойкость, способность переносить тяжелые испытания. Так как все предопределено заранее, случайность в судьбе невозможна, нужно быть открытым жизни, ничего не отторгать - так учили стоики, и их мужественный фатализм остается привлекательным поныне.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. филос. школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э. Происх. от названия портика в Афинах, расписанного Полигнотом (Пестрая Стоя). Обычно различают: Древнюю Стою -кон. IV - нач. II в. (Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.); Среднюю Стою - сер. II - сер. I в. (Панзтий, Посидоний) и Позднюю Стою -сер. I - кон. II в. (Сенека Младший, Мусоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий). Осн. положением стоической философии было учение о сферич. космосе, имеющем одушевленную природу, к-рый сотворен Зевсом из огненной стихии и управляется при помощи всеобщего закона - Логоса. Логос явл. воплощением Зевса, объединяющим все космич. начала и создающим разум, организм. Развитие мира представляет собой циклический процесс рождения из огня и сгорания. Понятие Логоса включает в себя судьбу и необходимость. Логос обеспечивает внутр. космич. связь при помощи огненной пневмы (дыхания). Все существующее, согласно С., имеет телесную природу, одн. значение сказанного (лектон) нематериально. По мнению С., цель челов. жизни (счастье) состоит в умении жить согласно природе-Логосу и следовании судьбе, к-рые возможны лишь в результате приобщения к добродетели (знание единств, блага) и достижения полного безразличия ко всему остальному. Из того, что достойно безразличия, Панэтий выделял «надлежащее» и «непредпочтительное». Логика С. была тесно связана с изучением значения сказанного (лектона) в слове, предложении, речи и т. д., учением о звуках речи (диалектика) и включала в себя риторику. В рамках диалектики С. разработали положения, к-рые легли в основу науч. языкознания: разд. о подлежащих и сказуемых, прямых и обратных высказываниях, родах и видах, звуках, частях речи, о словах и т. д, В свою очередь, риторика подразделялась на совещательную, судебную и хвалебную. Традиц. деление антич. философии на логику, этику и физику у С. впервые приобрело догматический характер.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
СТОИКИ
• Stoici,
??????? или o?? ??? ???? ?????? ?????????, назывались последователи философской школы, основанной Зеноном Киттийским (из города ??????). Название это они получили от Афинской стои (??????? ????, см. Stoa, Стоя), в которой Зенон беседовал со своими учениками. Направление их философии было практическое. Хотя более поздние С. внесли кое-что новое в философию Зенона, однако главное и существенное во всей системе принадлежит самому основателю школы. Больше всего содействовал развитию и усовершенствованию стоической философии Хрисипп, родом из Сол, города Киликии. Отрывки стоического учения, которые мы находим особенно у Секста Эмпирика, Стобея, Плутарха, Цицерона и Сенеки, заимствованы большей частью из сочинений Хрисиппа. С. в своих учениях и наставлениях не столько предлагали нечто новое, сколько старались существовавшее уже в прежних учениях и системах применить и сделать пригодными для практики. Особенно они пользовались для этой цели этикой Сократа. Нравственный героизм, доходивший часто до ригоризма (суровости), составляет отличительный характер их учения. По примеру своего предшественника Ксенократа они делили философию на 3 части:
1. диалектику (логику и риторику),
2. физику (психологию и теологию) и
3. этику (мораль и политику).
К диалектике они относили также пиитику и музыку; логику считали наукой первой необходимости, т. к. от нее существенно зависит умение правильно мыслить и хорошо говорить. Логика их основывалась на теории о представлениях, которой Хрисипп, как кажется, предпослал учение об обозначении представлений (т. е. о способе обозначения их, об их названии и т. п.). В физике и психологии они учили, что все то есть тело, что действительно существует, действует или страдает. Тела бывают плотные или неплотные.
Представление, пространство и время есть бестелесные предметы. Во всех предметах существуют два начала или принципа (??????):
a) начало страдательное или пассивное, а именно материя, лишенная способности самоопределения (´???);
b) начало деятельности или активное, это — бог, от которого происходит любая деятельность, форма и целесообразность в мире. Сам бог есть живой огонь, но не обыкновенный, — иначе эфир, который, все творит, образует и проникает по законам разума, словом — мировой разум, действующий в природе, или закон всей природы. Он находится поэтому в самом мире, а не вне мира. Но как мир произошел через огонь, так он и погибнет от него.
Впрочем, некоторые С. отвергали это учение об уничтожении мира огнем. По психологии С., душа человека (или жизненная сила в нем) есть тот же огонь или огненный эфир, следовательно, частица божества, но преходящая и невечная. Она состоит из 8 сил. Самая высшая и господствующая сила есть разум; от нее исходят все остальные 5 чувств, дар слова и детородная сила (способность воспроизводить себе подобных). Из мыслительной способности происходят также ощущения, душевные настроения или аффекты (????): страх, желание или страсть, похоть, печаль, радость. В своей этике С. старались резче и сильнее развить особенности человеческой природы, разум и свободу и соединить их с требованиями природы. Бог был для них высший законодательный разум, и закон бога был закон природы. Высшим началом их нравственности было — жить согласно с природой или, что значит то же самое, с законом божественным, с разумом. Это для них была высшая цель, к которой должен был стремиться человек в своей жизни. Несмотря на свои недостатки, стоическая мораль имела большие преимущества, заключая в себе благородные зародыши прекрасных учений и правил. Поэтому С. отличались несокрушимым мужеством и твердостью в самых трудных обстоятельствах жизни, особенно в борьбе с деспотизмом. Благодаря этим своим качествам стоическая философия приобрела себе также между римлянами в конце Республики и во времена Империи многочисленных друзей, которыми были, напр., Катон из Утики, Цицерон, Сенека и др. Самым благородным и верным приверженцем этой философии был император Марк Аврелий Антонин, прозванный философом (Philosophus). В первый раз римляне познакомились со стоической философией в 155 г. до Р. X, когда прибыл в Рим ученик Хрисиппа, стоик Диоген Вавилонский, в качестве посла от Афинской республики вместе с перипатетиком Критолаем и академиком Карнеадом. Позже действовал в Риме стоик Панеций, друг Сципиона Африканского Младшего и Лелия; за ним следовали Посейдоний, Афенодор, Антипатр Тирский. Римляне, занимавшиеся стоической философией, не были в настоящем смысле философами, а только любителями; они старались извлечь из нее пользу для своей юриспруденции и для своей практической жизни. Наряду со стоической философией они изучали и другие философские учения, как, напр., Цицерон. Известными С. среди римлян во времена Империи были: Сенека, Лукан, Корнут, Персий, Фрасея Пет и Марк Аврелий Антонин. Из греческих С. более поздних времен достойны упоминания: Эпиктет, Арриан и Секст из Херонеи.