АНСАМБЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ

Найдено 1 определение
АНСАМБЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ
от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчиненных единому ритму, размещенных с учетом определенных точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесенных друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Растрелли, 1748–54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).
Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.
В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656–65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчеркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через ее центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.
Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806–23) расположен на набережной Невы. Протяженный фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединенными связующими их звеньями. Подчиненность боковых частей центру подчеркивает взлет башни с высоким шпилем, помещенной над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.
В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зеленая архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определенных видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.
Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647–52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зеленые насаждения, газоны и цветники.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
885.49 кб

Архитектурный ансамбль Киккского монастыря

Победимская Светлана
Статья посвящена описанию архитектурного ансамбля Святого Императорского Ставропигиального монастыря Пресвятой Богородицы Киккской на Кипре. Автор прослеживает историю формирования ансамбля.
Читать PDF
195.34 кб

Принципы формирования и развития архитектурного ансамбля

Амельянц А. А., Куликов А. С.
Рассматриваются этапы, принципы и последовательность создания архитектурного ансамбля, взаимодействие создателя (архитектора), объекта (ансамбля) и общества.
Читать PDF
375.92 кб

Классификация архитектурных ансамблей по типу происхождения

Амельянц А. А., Куликов А. С.
Рассматриваются варианты взаимодействия источника информации с получателем информации, и дается классификация архитектурных Ансамблей по типу их происхождения
Читать PDF
529.74 кб

Архитектурно-художественный ансамбль «Открытый двор – Якшур-Бодья»

Сорокина Алёна Ивановна, Сорокин Иван Васильевич
Статья посвящена актуальности сохранения и умножения народных традиций в регионах; воспитанию у населения исторической памяти.
Читать PDF
369.44 кб

Архитектурные стили ансамблей крупных городов Сибири (XVIII-XIX вв. )

Вольская Лариса Николаевна, Бежанова Марина Викторовна
В статье рассмотрены особенности архитектурных стилей барокко и классицизма и примеры архитектурных ансамблей, выполненных в этих стилях в крупных городах Западной Сибири.
Читать PDF
715.99 кб

Ревалоризация архитектурного ансамбля Чудотворской церкви в г. Иркутске

Козлова Галина Серафимовна
Статья посвящена эволюции формирования ансамбля Чудотворской церкви в XVIII начале XX в. в г. Иркутске. Кульминационным этапом развития ансамбля явилось размещение Иркутской таможни на прилегающей к храму территории в 1880-е гг.
Читать PDF
13.58 мб

Образно-смысловые трансформации архитектурного ансамбля Кенигсплац в Мюнхене

Гельфонд Анна Лазаревна, Моисеенко Владимир Алексеевич, Ерофеева Ирина Владимировна
В статье рассматривается градостроительная судьба Королевской площади в Мюнхене и её пребывание в таких, например ипостасях, как музейный комплекс, мемориальный ансамбль, парадный въезд в город, символ воцарения на греческом прест
Читать PDF
2.53 мб

Санкт-Петербург как архитектурный ансамбль в статьяхалександра Бенуа 1899–1902 гг

Хазова Наталья Викторовна
Статья посвящена проблеме архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Рассматриваются взгляды Бенуа на архитектуру Санкт-Петербурга XVIII–XIX вв.
Читать PDF
863.09 кб

История и архитектурный ансамбль Свято-Успенского Космина монастыря Владимирской губернии

Соловьев К.А.
Статья посвящена одному из малоизвестных монастырей нашего Отечества Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю, расположенному в Александровском районе Владимирской области.
Читать PDF
8.21 мб

Архитектурный облик ансамбля культовых зданий села Пурех Чкаловского района Нижегородской области

Волкова Елена Михайловна
Рассматривается архитектурный облик села Пурех Чкаловского района Нижегородской области, пространственно-видовой каркас которого сформирован системой доминант, состоящих из разновременного ансамбля культовых зданий, каменных церкв
Читать PDF
2.45 мб

Архитектурный ансамбль Омского городка нефтяников как памятник жилищного строительства 1950–60-х гг

Жидченко А. В.
Статья посвящена анализу архитектурно-планировочного ландшафта одного из новых городских районов 1950-60-х гг., омского Городка Нефтяников.
Читать PDF
2.84 мб

Архитектурный ансамбль Чикойского иоаннопредтеченского монастыря как объект исторического изучения.

Дроботушенко Евгений Викторович
Статья посвящена малоизученной теме анализу архитектурных особенностей одного из памятников православия Забайкалья Чикойского Иоанно-Предтечинского мужского заштатного монастыря, существовавшего со второй четверти XIX в.
Читать PDF
181.20 кб

Изменение архитектурной среды Ярославля на рубеже XIX — XX веков (на примере ансамбля главного здани

М. В. Стовичек
Читать PDF
7.06 мб

Архитектурно-парковый ансамбль Кубанского сельскохозяйственного института как локальный ландшафт в п

Маркова Оксана Николаевна
В статье освещены обстоятельства создания ансамбля Кубанского сельскохозяйственного института (в настоящее время Кубанского государственного аграрного университета).
Читать PDF
2.36 мб

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ БОГАДЕЛЬНИ МЕЩАНСКОГО ОБЩЕСТВА В Г. ТОМСКЕ (KVII - НАЧАЛО ХХ В.

Ситникова Елена Владимировна, Сергеева Кристина Евгеньевна
Статья посвящена изучению истории строительства богадельни мещанского общества в г. Томске в историческом районе «Воскресенская гора».