от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчиненных единому ритму, размещенных с учетом определенных точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесенных друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Растрелли, 1748–54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).
Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.
В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656–65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчеркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через ее центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.
Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806–23) расположен на набережной Невы. Протяженный фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединенными связующими их звеньями. Подчиненность боковых частей центру подчеркивает взлет башни с высоким шпилем, помещенной над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.
В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зеленая архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определенных видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.
Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647–52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зеленые насаждения, газоны и цветники.
885.49 кб
Архитектурный ансамбль Киккского монастыря
Статья посвящена описанию архитектурного ансамбля Святого Императорского Ставропигиального монастыря Пресвятой Богородицы Киккской на Кипре. Автор прослеживает историю формирования ансамбля.