Митрополит
г лав а русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.
Митрополит
второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха).
Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018
Митрополит
в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.
Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков
МИТРОПОЛИТ
греч. metropolites) - в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев; глава крупной епархии, подчинен патриарху.
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
МИТРОПОЛИТ
высший духовный сан в православной и некоторых других церквах. В церквах, где установлено патриаршество — второй после патриарха сан в церковной иерархии.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МИТРОПОЛИТ
в иерархии нек-рых христ. церквей духовный сан, принадлежащий главе крупной церк. организации. Сан М. по церк. иерархии ниже патриарха, но выше архиепископа; появился в 4 в. в Рим. империи.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Митрополит
(греч. человек столичный) – архиерей, управляющий крупной епархией, а также почетное звание, следующее после титула «архиепископ». Отличительной особенностью облачения митрополита является белый клобук.
Источник: Краткий православный словарь.
Митрополит
греч. - "человек из главного города") - в христианской церкви один из высших санов (3-я степень) архиереев; глава крупной епархии, подчиненной патриарху. С конца X в. до учреждения патриаршества (1589) возглавлял церковную организацию на Руси.
Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002
МИТРОПОЛИТ
Титул епископа главного города данной области или провинции. В православной церкви сан митрополита выше сана архиепископа, но ниже патриарха. Титул митрополита возник благодаря тому факту, что некоторые епископы (больших городов, т.е. метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных епископов.
Источник: Основы православной культуры. 2011
МИТРОПОЛИТ
(от греч. metropolites) — человек из главного города. В ряде христианских церквей один из высших чинов, глава крупной епархии (области), подчиненный, как правило, патриарху. До середины XV в. (1448) русская митрополия с момента принятия христианства подчинялась Константинопольской патриархии. С 1448 г. стала автокефальной (самостоятельной) митрополией. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Митрополит
греч. mitropolitis - человек из главного города) - один из высших чинов христианской церковной иерархии. С конца X в. и до учреждения патриаршества митрополит возглавлял церковную организацию на Руси. В церкви Византийской империи термин означал епископа столичного города той или иной провинции. До середины XV в. Русская митрополия являлась одной из провинций Константинопольской патриархии.
Источник: Краткий исторический словарик
МИТРОПОЛИТ
(греч. «человек столичный») – первоначально архиерей, глава митрополии – крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту.
Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук. См. Епископ, Священнослужители.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Митрополит
в первоначальном значении глава митрополии, обширной церковной области, в которую входили несколько епархий. Руководящие епархиями архиереи подчинялись митрополиту. Но в связи с тем что церковное разделение страны территориально совпадало с государственными границами областей, кафедры митрополитов находились в столицах республик. Позднее звание митрополита стали присваивать архиереям, которые руководили особо крупными епархиями. В наши дни Православная церковь присваивает звание митрополита особо отличившимся архиереям в качестве награды за достойные подражания труды. Титул «митрополит» стал почетным званием, которое на иерархической лестнице стоит выше звания «архиепископ». Главным отличием облачения митрополита от других представителей духовенства является клобук белого цвета.
Источник: Православная энциклопедия.
Митрополит
высшее звание православных и католических епископов со времени введения христианства и вплоть до XIV в. Русская Православная Церковь представляла единую митрополию, находившуюся под юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Митрополиты направлялись на Русь Константинопольским Патриархом или согласовывались кандидатуры, выдвинутые из русского духовенства. Впервые в 1448 г. собор русских епископов избрал митрополита Иону, не согласовав его кандидатуру с Константинополем, и провозгласил Русскую Православную Церковь автокефальной. Однако и до 1448 г. русские митрополиты не всегда проходили процедуру утверждения патриархом. Огромное влияние на избрание и удаление митрополитов оказали великие князья. В 1458 г. Русская Православная Церковь перестала быть единой. Кроме Московской, появилась Западно-русская митрополия.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Митрополит
второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально Митрополиты назначались на Русь из Византии , хотя в своей деятельности сохраняли значительную независимость. Первым Митрополитом русского происхождения считается известный церковный писатель Иларион (Киевский Митрополит в 1051-1062 гг.). Резиденция Митрополита на Руси была сначала в Киеве. После разрушения Киева (1240 г.) татаро-монголами, кафедра митрополита влачила в этом городе жалкое существование, пока не была перенесена (1209 г.) во Владимир на Клязьме, а в сер. XIV в. - в Москву. С этого времени устанавливается титул «Митрополит всея Руси».
Митрополит возглавлял Русскую православную церковь и подчинялся Константинопольскому патриарху до 1589 г., когда в России было введено патриаршество.
Источник: Краткий исторический словарь
МИТРОПОЛИТ
греческое metropolites -человек из главного города), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (третьей) степени. До 14 в. Русь в церковном отношении представляла собой единую митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриарха. Резиденцией М. были Киев, Владимир (с 1299), Москва (с 1325). После провозглашения в 1448 автокефалии М. всея Руси стал избираться без участия Константинопольского патриарха. В 1458 русская митрополия окончательно разделилась на Киевскую и Московскую. С учреждением в 1589 патриаршества М. Московский стал патриархом, титул М. присвоен 4 архиереям: Новгородскому, Казанскому, Ростовскому и Крутицкому. При Петре I архиереев не возводили в сан М. При Елизавете Петровне в сане М.-архиереи Киевской, Московской и С.-Петербургской епархий. В настоящее время М.- главы самостоятельных церквей в составе Русской православной церкви (Украинской православной церкви, Белорусской православной церкви, Православной церкви в Молдове, Японской автономной церкви). Титул М. носят также епархиальные архиереи: М. Санкт-Петербургский и Ладожский, М. Крутицкий и Коломенский, М. Смоленский и Калининградский.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
МИТРОПОЛИТ
греч. metropolis-человек из главного города), священнослужитель высшей (третей) степени христианской церковной иерархии. С IV в. титул М. присваивается епископам главных городов – метрополий. Духовная власть М. распространялась на церковный округ (митрополию), объединявший христианские общины метрополии и прилегающей области. М. мог иметь наместников (заместителей) в лице викарных епископов. Со времени введения христианства на Руси в качестве государственной религии и вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриархата. М. на Руси были, как правило, греками, поставлялись Константинопольским патриархом. Первым М. из русских был Иларион (1051–1062). После падения Константинополя (1453) избрание М. окончательно перешло к русскому епископату. Главными городами русской метрополии последовательно были Киев, Владимир, Москва.
Власть М. была двоякая: с одной стороны, он был главой Русской церкви, с другой – имел свою отдельную епархию. Он избирал и рукополагал епископов, вместе с епископами он судил епископов. Как глава Русской церкви, М. председательствовал на соборах русского духовенства.
Ближайшее управление церковью М. ведал вместе с собором епископов, которых он призывал для совещания к себе. М. являлся главным начальником епархиальных архиереев. Ко времени татаро-монгольского нашествия на Руси было 15 епархий: черниговская, ростовская, владимиро-волынская, новгородская, туровская, полоцкая, тмутараканская, белгородская, переяславская и юрьевская, смоленская, галичская, рязанская, владимирская, перемышльская и угровская.
Власть епископа по отношению к подчиненному ему духовенству имела такое же значение и такую же силу по каноническим правилам, как и власть М. над епископом. Подобно тому, как М. правил церковью с помощью собора епископов, так и каждый владыка управлял епархией с помощью коллегии из местных священников. Эта коллегия называлась клиросом. В нее входили все соборные священники, имевшие также и свои приходские церкви.
М. и епископы с духовной властью соединили в Древней Руси значительную долю власти светской: кафедры обладали большими недвижимыми имуществами, оттого около духовных властей рано образуется «двор» из лиц светских. В ряду этих домовых людей выделяются бояре, частью поступившие на службу к М., частью получившие от него землю в пожизненное владение или купившие на таких же условиях. По волостям и селам назначались М. волостели и посельские. Казну архиерейскую сохранял казначей или эконом.
Права и преимущества русского духовенства в светском отношении в эпоху татаро-монгольского нашествия определялись ханскими ярлыками и льготными жалованными грамотами русских князей. Ярлыками запрещалось нарушать права духовенства, отнимать что-либо у духовных лиц и вообще вступаться в церковные дела под страхом смертной казни. Духовенство, на основании ярлыков, управлялось и судилось по своим уставам, будучи свободным от всех податей и повинностей; люди, жившие на землях церковных и монастырских, также были свободны от всех даней и повинностей.
В 1448 г. собор русских епископов провозгласил русскую церковь автокефальной (независимой). И с этого времени глава церкви – М. «всея Руси» – стал избираться без всякого участия Константинопольского патриарха. В 1458 г. русская митрополия окончательно разделилась на, две – Киевскую и Московскую. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011