Аббасиды

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АББАСИДЫ
династия араб. халифов (750 — 1258), воз-водивших свое происхожд. к Аббасу — дяде пророка Мухаммеда. Пришли к власти в результате восстания Абу Муслима. Основатель династии — Абу-ль-Аббас ас-Саффах. Наиболее крупные правители — Мансур, Харун-ар-Рашид и Мамун.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Аббасиды
династия арабских халифов (750 - 1075 гг.), сменившая Омейядов. Один из самых знаменитых ее представителей - Харун ар-Рашид (785 - 809 гг.), впрочем, незаслуженно возвеличенный и, на самом деле, не очень удачливый, как правитель. При Аббасидах начался упадок Арабского халифата с центром в Багдаде.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

АББАСИДЫ
династия арабских халифов в 750— 1258 гг. Происходят от Аббаса, дяди Мухаммеда. Расцвет при халифах аль-Мансуре (754—775), аль-Махди (775-785), Харун ар-Рашиде (786-809), аль-Мамуне (813—833). Усиление феодального гнета А. вызвало ряд народных восстаний (под руководством Бабека, Мухамны и др.). С конца VIII века от Халифа А., включавшего страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, начали отпадать отдельные области. В 945 г. Бунды, захватив столицу А. Багдад, лишили А. светской власти. Последний халиф династии казнен Хулагу-ханом (1256— 1265), внуком Чингисхана, основателем монгольской династии хулагуидов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Аббасиды
Аббасиды (Abbasids), мусульм. династия, правившая на большей части центр, терр. Бл. Востока (750- 1258) и ведущая происх. от Аббаса, дяди Мухаммеда. Разжигая с помощью экстремистской группировки хашимитов племенные, сектантские и этнические конфликты, А. свергли династию Омейядов, вначале в пограничной пров. Хорасан. Халиф аль-Мансур основал новую столицу в Багдаде, к-рый при Тарун-аль-Рашиде стал процветающим городом и культурным центром. Прибл. с 850 г. усиление влияния местных династий ослабило центр, власть, особенно после того, как Аглабиды захватили Ифрикию (Сев. Африка), Фатимиды завоевали Египет, а саму династию А. покорили шииты Бунды (Бувейхиды). Позже турки-сельджуки захватили Багдад, овладев фактически всем халифатом (1055), однако их господство пошатнулось вследствие вторжений крестоносцев (после 1095) и закончилось разрушением Багдада монголами в 1258 г.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

АББАСИДЫ
династия араб. халифов (750-1258), возводивших свое происхождение к Аббасу - дяде пророка Мухаммеда. Пришли к власти в результате восстания Абу Муслима. Основатель династии - Абу-ль-Аббас ас-Саффах. Наиболее крупные правители - Мансур, Харун-ар-Рашид и Мамун. Историю гос-ва А.- см. Аббасидов халифат.

Халифы Аббасидской династии: Абу-ль-Аббас ас-Саффах (750-754), Мансур (754-775), Махди (775-785), Хади (785-786), Харун-ар-Рашид (786-809), Амин (809-813), Мамун (813-833), Мутасим (833-842), Васик (842-847), Мутаваккиль (847-861), Мунтасир (861-862), Мустаин (862-866), Мутазз (866-869), Мухтади (869-870), Му-тамид (870-892), Мутадид (892-902), Муктафи (902-908), Муктадир (908-932), Кахир (932-934), Ради (934-940), Муттаки (940-944), Мустакфи (944-946), Мути (946 - 974), Таи (974-991), Кадир (991-1031), Каим (1031-1075), Муктади (1075-94), Мустазхир (1094-1118), Мустаршид (1118-35), Рашид (1135-36), Муктафи (1136-60), Мустанджид (1160-70), Мустади (1170-80), Насир (1180-1225), Захир (1225-26), Мустансир (1226-42), Мустасим (1242-58).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АББАСИДЫ

Династия халифов Каира в 1261-1517 гг.
После разрушения монголами Багдада и казни в 1258 г. халифа ал-Мустасима, мусульмане оказались без авторитетного суннитского правителя, который обладал бы законным правом на власть. Тогда египетский султан Бейбарс I решил использовать сложившуюся ситуацию для упрочнения своего авторитета в исламском мире. В 1261 г. в торжественной обстановке он провозгласил халифом некоего ал-Мустансира. (Сами мусульманские историки мало верили в подлинность этого Аббасида. Ал-Мустансир, по их свидетельствам, был чернокожий с явными негроидными чертами. Тем не менее он был вызван в Каир, где свидетелями в его пользу выступили прибывшие с ним арабы и, кроме того, какой-то евнух. Представители духовенства, которым было поручено рассмотреть дело, признали эти свидетельские показания достаточными, после чего султан торжественно принес присягу новому халифу.) Халифат ал-Мустансира не был продолжительным. Через несколько дней после возведения его на престол, он во главе небольшого отряда вторгся в Месопотамию и двинулся вниз по Евфрату. В 40 км от Багдада его войско атаковали монголы. Халиф был убит, а его голову победители торжественно пронесли по улицам Багдада. После этого Бейбарс провозгласил халифом другого Аббасида - ал-Хакима I (он считался дальним потомком багдадского халифа ал-Мустаршида). Его потомки сохраняли свой пост на протяжении двух с половиной веков. Правда, все значение каирских халифов заключалось в том, что они должны были своим призрачным авторитетом освещать власть султанов как светских правителей. Никакого внешнего блеска это звание не имело. Даже в хутбе имени халифа не упоминали. Конец Каирскому халифату положило османское нашествие. Последний халиф ал-Мутаваккил III был взят в плен турками в битве при Дабике. Тогда в Каире вновь провозгласили халифом его отца ал-Мустамсика, который в 1508 г. сложил с себя это звание вследствие старости и слабости зрения. В 1517 г., когда мамлюки были окончательно разбиты турками, ал-Мутаваккил III вернулся вместе с победителями в Египет, но вскоре был отослан в Стамбул. Существует легенда, что халиф формально отказался здесь от своего звания в пользу турецкого султана, но большинство историков сомневается в ее истинности. После смерти Селима I ал-Мутаваккил возвратился в Каир и вплоть до 1543 г. считался халифом, но после его кончины турки не разрешили избрать его преемника.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004

Аббасиды
132/749–656/1258)–династия халифов, которые правили Арабским халифатом на протяжении более чем 5 веков. Халифы этой династии были потомками Аббаса ибн Абд аль–Муталлиба ибн Хашима, который был родным дядей пророка Мухаммада. После воцарения в Халифате династии Омейядов, потомки Аббаса поначалу были лояльны к ним. Однако затем, они включились в антиомейядское движение и возглавили его. Во времена правления Абдуллы ибн Зубайра, некий аль–Мухтар ас–Сакафи начал проводить в Ираке пропаганду в пользу Мухаммада ибн аль–Ханафии (это один из сыновей Али ибн Абу Талиба), призывая отомстить за гибель внука пророка–Хусайна ибн Али (см.Кайсаниты). Его усилиями, в Таифе сформировалась группа, которая объявила о том, что после Мухаммада ибн аль–Ханафии имамом является его сын Абдулла, который был известен под именем Абу Хашим. Абу Хашим начал выступать против Омейядов. Затем он поехал к своему родственнику Мухаммаду ибн Али ибн Абдулле, который был потомком Аббаса (дяди пророка Мухаммада), и начал призывать к восстановлению «законного права» семьи пророка Мухаммада на власть, узурпированную Омейядами. Мухаммад ибн Али ибн Абдулла поддержал его в этом призыве и, с 100 года хиджры, присоединился к пропаганде против Омейядов. Когда Абу Хашим умер, начали распространяться слухи о том, что он был отравлен халифом Сулейманом ибн Абд аль–Маликом. Но перед своей смертью он сделал завещание в пользу Мухаммада ибн Али. Длительное время Аббасидская пропаганда велась тайно. Большую роль в подготовке решающего восстания против Омейядов сыграли сторонники Аббасидов в Куфе. Основным объектом Аббсидской пропаганды стал Хорасан. После смерти Мухаммада ибн Али в 124 году, лидером движения стал его сын Ибрахим ибн Мухаммад, который в 129 году приказал своему доверенному человеку–рабувольноотпущеннику Абу Муслиму, поднять восстание. После этого Абу Муслим со своими сторонниками, захватил Герат. Тем временем омейядские власти, установив непосредственную связь Абу Муслима с Ибрахимом ибн Мухаммадом, арестовали Ибрахима. Он был убит или умер в темнице. После него Аббасидское движение возглавил Абдулла ибн Мухаммад ас–Саффах. Абу Муслим же в 130 году захватил столицу Хорасана Мерв. Все попытки остановить наступление восставших со стороны омейядских властей окончились безрезультатно. Последний Омейядский халиф Марван потерпел поражение в битве при Забе и бежал в Харран, а затем в Египте, где он был убит в 132 году. В результате всех этих событий Арабский халифат возглавили Аббасиды. Первым Аббасидским халифом стал Абдулла ибн Мухаммад ас–Саффах. После прихода к власти Аббасидов, начался их конфликт со сторонниками Алидов (потомков Али ибн Абу Талиба), которые поначалу подвергались репрессиям. Однако некоторые Аббасидские халифы более позднего периода иногда приближали к себе Алидов. Алиды также являлись родственниками пророка, и их сторонники стремились привести их к власти. Естественно, что это вызывало ответную реакцию правящей власти. При Аббасидах также усилилось иранское культурное влияние в жизни Халифата, которое несколько потеснило арабское. Период правления Аббасидов условно разделяется на 4 периода: – могущества (132/750–247/861); – упадка (247/861–334/946); – нахождение под властью Бувайхидов (334/946–467/1075); – нахождение под властью Сельджукидов (467/1075–560/1194). То есть, период могущества первых Аббасидов сменился периодом их упадка. Они попали под влияние тюркского военного командования и не обладали реальной властью. В этот же период начался процесс стремительного распада Арабского халифата. После этого Аббасиды чисто формально считались халифами, но реально находились под властью вначале персидской (дейлемитской) империи Бувайхидов (Буидов), а затем тюркской империи Сельджукидов. После падения Сельджукидов, Аббасидский халифат просуществовал еще около 60 лет и был разгромлен монгольским завоевателем Хулагуханом. После этого разгрома, мамлюкские султаны Сирии и Египта пригласили к себе оставшихся в живых представителей Аббасидской династии и формально возродили Халифат. В X/XVI веке, при турецком султане Салиме I, последний аббасидский халиф Мутаваккиль передал Османским султанам свои права на Халифат.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
253.76 кб

Торговые отношения арабов до династии Аббасидов

Кункова Вероника Ильинична
Арабский халифат в пору расцвета при Аббасидах (750-1258) был важнейшим участником международной многосторонней торговли на средневековом Востоке.
Читать PDF
176.66 кб

Город как главный участник торгово-экономических отношений эпохи Аббасидов (на примере Египта и ирак

Кункова Вероника Ильинична
Читать PDF
171.71 кб

2009. 04. 032. Ал-мусави М. Массовая культура во времена Аббасидов: возникновение круга читателей и

Демидов К. Б.
Читать PDF
189.96 кб

Придворный этикет и церемониал в эпоху ранних Аббасидов

Хуснуллина А. А.
В статье анализируется придворный этикет и церемониал как механизм управления. Рассматриваются различные функции и способы репрезентации правил этикета, особенности их соблюдения
Читать PDF
225.48 кб

Этноконфессиональная структура придворного общества ранних Аббасидов

Хуснуллина А. А.
В статье анализируется художественная литература о средневековом арабо-мусульманском придворном обществе.
Читать PDF
83.08 кб

2001. 01. 031. Кроун П. Аббасидские "абна" и сасанидская конная гвардия. Сrone P. The Abbasid abna'

Демидов К. Б.
Читать PDF
226.48 кб

Социальная структура придворного общества в эпоху ранних Аббасидов

Хуснуллина А. А.
В статье рассматривается теория Н.Элиаса, которая применяется в анализе арабо-мусульманской средневековой культуры и придворного общества ранних Аббасидов.
Читать PDF
802.19 кб

Византийские солиды и аббасидский дирхам 8 В. Из Фанагории

Абрамзон Михаил Григорьевич, Остапенко Сергей Николаевич
В статье публикуются три византийских солида и аббасидский дирхам 8 в., найденные при исследовании хазарского квартала на городище Фанагории в 2016 г.
Читать PDF
267.10 кб

Церемониалы встреч и проводов послов аббасидских халифов при Газневидах

Хусенов Фаррух Рахимович
В статье на основе анализа средневековых источников, в частности произведений Бейхаки, Утби, Гардези, анализируется церемониал встречи и проводов послов аббасидского халифа при дворе Газневидов.
Читать PDF
353.20 кб

Торгово-экономическая активность городов Кавказа в составе Аббасидского халифата

Кункова Вероника Ильинична
Статья посвящена анализу торгово-экономических связей кавказских городов, вошедших в результате арабских завоеваний в состав Аббасидского халифата (750–1258), и их важной роли в качестве посредников в торговле арабов с северными о
Читать PDF
208.64 кб

Армения и Арминийа в составе Аббасидского халифата во второй половине VIII и в начале IX века

Шагинян Арсен Карапети
При 'Аббасидах (750-1258) во второй половине VIII и в начале IX в. Армения и вся арабская провинция Арминийа (т. е.
Читать PDF
154.19 кб

2012. 01. 022. Фахреддин Х. Дж. Метапоэтический процесс в аббасидскую эпоху. Fakhreddin H. J. defini

Демидов К. Б.

Похожие термины:

  • Аббасидов халифат

    Staatliche Bürgschaft. Stateguarantee В России – способ обеспечения гражданскоправовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ (гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, котором