Абдо Мухаммад

Найдено 1 определение
Абдо Мухаммад
1265/1849–1322/1905)–известный мусульманский реформатор, общественный деятель, ученик и соратник Джамал адДина аль–Афгани (См. Афгани Джамал адДин). Родился в Египте в туркменской семье. Начальное образование получил в медресе, выучил наизусть весь Коран. Затем его отец отправил его на учебу в Танту в школу суфийского шейха Саида Бадави при мечети «Ахмадия». После окончания этой школы Мухаммад Абдо поступил в каирский университет «Аль–Азхар». Окончив обучение он, в 1394/1877 году, получил докторскую степень и стал преподавать в этом университете. Помимо религиозных наук, М. Абдо интересовался и другими науками, занимался общественнополитической деятельностью. Его статьи выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете «Аль–Ахрам». В те же годы он познакомился с Джамал адДином аль–Афгани. За участие в восстании Орабипаши в 1300/1883 году М. Абдо был выслан из Египта и жил во Франции. Вместе с Джамал адДином аль–Афгани выпускал там газету «Урва аль–Вуска», которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции. В 1302/1885 году он приехал в Бейрут, где написал несколько книг. После возвращения в Египет в 1305/1888 году он занимал высокие государственные посты, читал лекции в каирском университете «Аль–Азхар». Затем Мухаммад Абдо стал главным муфтием Египта. Он сумел провести реформу системы образования в «Аль–Азхаре». Считал недопустимым закрытие иджтихада (См. Иджтихад), отвергал слепое следование (См. Таклид) религиозным авторитетам и мазхабам, издавал фетвы, которые вступали в противоречие с фетвами правоверных суннитских мазхабов. За эти действия он вызвал на себя огонь критики ортодоксов. В частности против его фетв и реформаторской деятельности выступил турецкий ханафитский традиционалист шейх ульислам Мустафа Сабри Эфенди, который также был известным преподавателем университета «Аль–Азхар». Мухаммад Абдо развил идеи Джамал адДина аль–Афгани и считал необходимым проведение реформ в Исламе через возврат к его основам. Он отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии. В области политического устройства общества, М. Абдо считал, что любой правитель в первую очередь представляет сугубо земную власть, которая не освящена Божественными мотивами. Причем, глава государства обязан исполнять роль политического лидера общества, без вмешательства в собственно религиозную сферу. Абдо отрицал его особую компетентность и тем более исключительность как выразителя Божественной воли. Но в то же, время правитель должен защищать религию и пропагандировать ее идеалы. Что же касается кадиев, шейхульисламов и других религиозных деятелей, то они не составляют духовной иерархии (наподобие церкви), а являются лишь учеными, специалистами в своих областях. Мухаммад Абдо также был сторонником народовластия и идеи выборности руководителей государства. Он указывал на преимущества парламентского строя, ибо, по его словам, "сама идея справедливого управления, когда уважаются интересы народа, заложена в мусульманском вероучении, подкреплена хадисами и высказываниями религиозных авторитетов". Он считал, что конституционного строя можно добиться путем мирного соглашения с правительством. Позднее муфтий М. Абдо стал сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление сильной, но справедливой личности диктатора. В его обязанности должно было входить поддержание справедливости в обществе и недопущение произвола и хаоса. Но власть диктатора должна была постепенно быть трансформированной в парламентаризм и демократию. В теории М. Абдо идеи свободы должны были созревать постепенно, а не реализоваться сразу, так как это могло привести к нежелательным последствиям для государства. При этом Абдо был противником любого бунта против существующей власти, считая, что бунтарство является показателем неготовности народа к подлинной свободе. Мухаммад Абдо был автором книг по толкованию Корана, реформам шариата, системы образования.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
153.72 кб

Мухаммад Абдо о запрете изображений человека в исламе (по материалам арабоязычного журнала «Байан ал

Наврузов А. Р.
В статье затронут вопрос о пользе и смысле изображения человека в виде рисунков, портретов и памятников в исламе, который не теряет своей актуальности и среди мусульман Дагестана на современном этапе.