Аблесимов Александр Онисимович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аблесимов Александр Онисимович

Аблесимов, Александр Онисимович, сатирик и популярный драматург второй половины XVIII века. Родился в 1742 году, происходил из бедной дворянской семьи, Галичского уезда, Костромской губернии. Образование А. получил элементарное, не выучившись ни одному иностранному языку. В 1758 году А. поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766 году, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 году А. вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 году А. снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер А. в 1783 году в большой бедности. Литературные наклонности проявились у А. благодаря влиянию Сумарокова , которому он переписывал сочинения. На литературное поприще А. выступил впервые в 1759 году в издаваемом Сумароковым журнале ""Трудолюбивая Пчела"" элегией: ""Сокрылися мои дражайшие утехи"". Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, А. долго не появлялся в печати. Только в 1769 году он выпустил собрание басен, назвав их ""Сказками"" и посвятив гр. А.П. Шувалову . В ""Сказках"" в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769 - 70 годах А. сотрудничал в ""Трутне"" Новикова , где поместил несколько сатирических произведений - ""Былей"", без подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов. В 1769 году А. написал комедию в пяти действиях: ""Подьяческая пирушка"". Комедию, вследствие интриг писателя В.И. Лукина , постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До конца 70-х годов А. знали только небольшие литературные круги. В 1779 году А. сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала А. комическая опера - ""Мельник, колдун, обманщик и сват"", поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779 года; музыка была составлена из русских песен Соколовским. ""Мельник"" имел громадный успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782 году, ""Мельник"" появился в 1783 году в ""Росс. Феатре"" и выдержал много изданий (последнее - М., 1890, и СПб., 1900). Ободренный успехом ""Мельника"", А. вслед за ним написал еще две комические оперы: ""Счастье по жребию"" (М., 1780) и ""Поход с непременных квартир"". Первая несоизмеримо слабее ""Мельника"", второй рукопись утрачена. ""Счастье по жребию"" не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене. ""Поход с непременных квартир"" был поставлен на сцене, и, по свидетельству ""Драматического Словаря"" 1787 года, пьеса ""была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части"". В 1780 году А. выступил с аллегорическим диалогом ""Странники"", написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 году А., при содействии Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал - ""Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего"". А. потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями. ""Рассказчик"" успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. А. - по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только ""Мельник"", где меньше всего сатирического элемента. В сатире А. нет захвата, силы; дальше обличения мелких общественных пороков он не шел, общественных язв только вскользь коснулся, хотя по своим воззрениям он должен быть причислен к передовым представителям тогдашней интеллигенции. Иногда довольно остроумная, сатира А. широкого общественного значения не имела. Первые сатирические произведения А. - ""Сказки"" и ""Были"" - по своему достоинству выше последующих. Не обладая большим литературным талантом, А. обладал самостоятельностью. Благодаря этому, начав литературную деятельность в тисках ложно-классицизма, А. уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в ""Мельнике"": здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне. В ""Мельнике"", однако, много и подражательности. Многие исследователи отрицают влияние иностранных образцов на ""Мельника"" на том основании, что А. не знал иностранных языков; но, несомненно, на этом произведении сказывается довольно ярко влияние французской комической оперы. А.Н. Веселовский указывает сходство в общем замысле ""Мельника"" с ""Le Devin du village"" Руссо, замечая, что А. мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче. Русские подражания французским комическим операм уже были у нас до появления ""Мельника"". Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно разукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и ""Мельника"". Тем не менее, комические оперы нанесли серьезный удар ложно-классицизму, и в этом видную роль сыграл ""Мельник"", вместе с ""Деревенским праздником"" В. Майкова , ""Несчастьем от кареты"" и ""Сбитеньщиком"" Княжнина , ""Анютой"" Попова , ""Розальтом и Любимой"" Николева и др. Сочинения А. изданы Смирдиным в 1849 году в одной книге с сочинениями Кострова . Это издание неполно и небрежно. В полном виде стихотворения А. напечатаны С.А. Венгеровым в первом томе его ""Русской Поэзии"" (СПб., 1879) с ценными статьями и примечаниями. Полный список литературы об А. дан также С.А. Венгеровым в первом томе его ""Источников словаря русских писателей"" (СПб., 1900). - Ср. А. Богумил, ""Начальный период народничества в русской художественной литературе"" (Киев, 1907). А.Г. Фомин.

Источник: Биографический словарь. 2008

Аблесимов, Александр Онисимович

Аблесимов Александр Онисимович


(Александр Анисимович) — даровитый сатирик и драматург второй половины XVIII в. Происходил из бедной дворянской семьи и родился около 1740 г. (в 1742 ?), умер в Москве в начале 1783 г. Образование получил самое ограниченное и еще в детском возрасте, в 1751 году, записан был в военную службу, но действительно начал ее лишь в 1758 г. солдатом по артиллерии; в 1759 г. произведен в подпрапорщики; с 1760 по 1762 г., в звании сержанта, находился в походах до Бреславля, Глогау и Франкфурта-на-Одере, а также по Висле; в 1765 году состоял фурмейстером, в 1766 году уволен с чином прапорщика; в 1767 г. определился в комиссию по составлению проекта нового уложения, но в 1770 г. снова поступил в военную службу и, находясь в штате генерал-майора А. Н. Сухотина, сопровождал его в походе в Грузию, Имеретию и Мингрелию, причем участвовал в блокаде турецкой крепости Поти; в 1772 г. возвратился в Россию и затем, достигнув капитанского чина, служил экзекутором при управе благочиния в Москве, где и умер. Аблесимов был женат; он жил и умер в бедности, оставив по себе дочь. Литературная деятельность Аблесимова началась в ранние годы его жизни, под несомненным влиянием А. П. Сумарокова, который покровительствовал ему и еще в 1759 г. печатал его стихотворения в своем журнале "Трудолюбивая Пчела". Под тем же влиянием написаны "Сказки" Аблесимова, вышедшие первым изданием в 1769 г., с посвящением графу А. П. Шувалову. В 1768 году Аблесимов сочинил комедию в 5-ти действиях в прозе: "Подьяческая пирушка", желал напечатать ее в журнале "Всякая Всячина", 1769 г., и поставить на сцену; но редакция журнала отклонила его предложение, а на театр пьеса не была принята, по-видимому, по интригам писателя В. Я. Лукина. Зато Аблесимов осмеивал его прозой и стихами в "Трутне", 1769 г.; комедия же не была напечатана и не сохранилась в рукописи. Крупные литературные успехи Аблесимова относятся уже к последним годам его жизни. В 1779 г. он поставил на московском театре комическую оперу в трех действиях: "Мельник, колдун, обманщик и сват", с музыкой Соколовского; она имела большой успех. Содержание ее было взято из народной жизни, действующие лица говорят простой народной речью, и самая музыка заимствована из народных напевов; "Мельник" был игран с большим успехом не только в Москве, но и в Петербурге, где исполнялся как на придворном театре, так и на частном, который содержал Книппер; вообще "Мельник" не сходил со сцены до 20-х годов нынешнего века, даже возобновлялся позже и вызвал много подражаний; первое издание "Мельника" появилось в Москве в 1782 г. и впоследствии было неоднократно перепечатываемо. Другая комическая опера Аблесимова, в одном действии, "Счастие по жребию", с сюжетом так же из русского быта, не была представлена, но появилась в печати в 1779 г. Наоборот, третья его комическая опера, в трех действиях, "Поход с непременных квартир", с музыкой Эккеля, не была напечатана, но исполнялась в Москве. По свидетельству "Драматического Словаря" 1787 г., она была "довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части"; рукопись этой пьесы не сохранилась. Кроме того, Аблесимов сочинил, для открытия нового Петровского театра в Москве, аллегорический диалог "Странники", напечатанный там же, в 1780 году. В течение 1781 г. Аблесимов, при материальном содействии Н. И. Новикова, издавал в Москве еженедельник под заглавием: "Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего". Журнал этот наполнялся по большей части сочинениями самого издателя, который печатал здесь сатирические сказки в стихах (частью переделанные из его же прежних сказок) и прозаические рассказы про взяточников, игроков, кокеток и т. и., а также вел полемику со своими литературными противниками, которые находили его сатиру слишком резкой, а тон его произведений — слишком грубым. С этой же точки зрения некоторые нападали и на "Мельника", но большинству публики пьеса правилась своей близостью к народной жизни. Должно, впрочем, сказать, что изображение народности в произведениях Аблесимова хотя и отличается живостью, однако совершенно чуждо идеальной подкладки: это — писатель-реалист в самом прямом значении этого слова, способный только изображать действительность без всяких рассуждений; но кругозор его наблюдений не отличается широтой. Собрание сочинений Аблесимова было издано только однажды, в Смирдинском издании русских авторов, в С.-Петербурге, 1849 г., но оно очень неполно.


Сведения о жизни его можно найти: в "Опыте словаря о российских писателях" Новикова, по перепечатке Ефремова, стр. 7; в "Словаре светских писателей" митр. Евгения, ч. I, стр. 1 и 2; в Энциклопедическом Словаре, т. I, стр. 92 и 93 (где приведены данные из его формулярного списка); в журнале Зауервейда: "Russische Theatralien", 1784 г., откуда статья переведена в "Летописях рус. литературы и древности" Тихонравова, т. І, отд. 3, стр. 200—202. Статья о нем Макарова в "Репертуаре рус. театра", 1841 г., ч. II, не заслуживает доверия. — О сочинениях Аблесимова см. разбор "Мельника" из лекций Мерзлякова в "Вестнике Европы", 1817 г., № 6, и замечания Незеленова в книге "Литературные направления в Екатерининскую эпоху", стр. 68, 69; кроме того, в "Драматическом словаре", 1787 г., по перепечатке 1881 г., стр. 77, 78, 108, 159 и 160; в "Истор. разыскании о рус. поврем. изданиях" Неустроева, стр. 319—324; в "Материалах для русской библиографии" Губерти, вып. II, стр. 36—38, 58—73.


Л. Майков.


{Половцов}





Аблесимов, Александр Онисимович



— писатель; род. в 1742 г. в семье небогатого помещика Костром, губернии, образование получил очень незначительное, и только благодаря тому, что попал на службу в лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там Сумарокову стихи его, в А. пробудились природные способности к литературному творчеству. Из этой канцелярии А. перевелся в комиссию для составления нового уложения, затем поступил на военную службу, был адъютантом ген. Сухотина и, дослужившись до капитанского чина, перешел экзекутором в моск. управу благочиния. В этой должности А. и † в 1783 г., в крайней бедности, так как жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы употреблял исключительно на воспитание единственной дочери. Литературную деятельность свою А. начал в 1759 г. в "Трудолюбивой пчеле" Сумарокова элегией "Сокрылися мои дражайшия утехи" и шуточным стихотворением "Подьячий здесь зарыт". Затем А. напеч. сборник стихотворных басен под заглавием "Сказки" (СПб., 1769), а в Новиковском "Трутне" 1769—70 г. поместил ряд сатирич. стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова. В этих своих произведениях А. по преимуществу подражает сатирам и басням Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щеголи; язык местами не лишен выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью. 20 января 1779 г. впервые поставлена была знаменитая комическая опера А. "Мельник колдун, обманщик и сват" (М., 1782, 1817, 1886; СПб., 1831 и чаще) с музыкою Соколовского, составленною из русск. песен. Это одна из тех "народных" опер прошлого столетия, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполоненные немецко-французским псевдоклассицизмом. А. не был в этом инициатором. Есть известие, что еще в 1740-х годах поставлена была "комедия на музыке" Колычева, взятая автором "из древних русск. сказок"; при Елизавете в Головинском "вольном театре" дана была комич. опера "в русск. нравах" "Танюша, или Счастливая встреча", текст которой был написан Дмитревским, а музыка Ф. Г. Волковым; затем появились такие же оперы Михайлы Попова "Анюта" (впервые поставлена в 1772 с музыкою Фомина), Михаилы Матинского "Перерождение" (1777). Но из всех опер, "Мельнику" предшествовавших и за ним последовавших ("Сбитеньщик" Княжнина), опера А. имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине текущего столетия. Другие соч. А.: "Счастье по жребию" (М., 1780), оперетка "Странники" (М., 1780), драматич. диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии "Подьяческая пирушка" и "Поход с непременных квартир". В 1781 г. А., без означения своего имени, издавал в Москве сатирич. журнал: "Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево", который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел. Собрание соч. А. издал Смирдин (С.-Петербург, 1849).


{Брокгауз}





Аблесимов, Александр Онисимович


— даровитый сатирик и драматург, род. около 1740, ум. в Москве в начале 1783. С 1758—1772 г. состоял на военной службе, а затем служил в Москве при управе благочиния. Написал текст знаменитой в свое время комической оперы на сюжет из русского народного быта: "Мельник, колдун, обманщик и сват" (с музыкой Фомина; Москва, 1779); а также опер "Счастье по жребию" (представлена не была, напечатана в 1779); "Поход с непременных квартир" (с музыкой Эккеля; исполнялась в Москве). Собрание сочинений А. было издано Смирдиным, СПб. 1849.


(Ю.)


{Риман}





Аблесимов, Александр Онисимович


(1742—1783) — сатирик и драматург; вышел из бедной дворянской семьи, образование получил, даже по тому времени, скудное. В молодости был на военной службе, в малых чинах. Жил в большой бедности, особенно последние годы. А. писал басни, названные автором "сказками", комедии, комические оперы, сатирические стихи, сотрудничал в журналах Сумарокова и Новикова, и сам издавал журнал "Разкащик". Известность пришла к А. поздно и ненадолго. В начале литературной деятельности Д. находился под влиянием Сумарокова, но в лучшем своем произведении, комической опере "Мельник, колдун, обманщик и сват", имевшей в свое время успех, влияние это преодолено. Значение А. в том, что в его произведения внесены, хотя и в очень скромных размерах, элементы реализма и народности. Причина отхода А. от "высокого штиля" та, что литература его времени впервые стала просачиваться из придворных кругов в массу и нащупывать нового потребителя. В "Мельнике" изображен крестьянский быт, даны народные песий, язык диалога живой, близкий к народному. В эпоху господства ложноклассицизма все это было ново и свежо.



Лит.: Соч. А. изд. Смирдиным в одной книге с соч. Кострова (СПб, 1849), стих, в I т. Русской Поэзии С. Венгерова, в "Дешевой Библиотеке" Суворина. Об А. см. Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. I, СПб, 1889, и в Источниках словаря русских писателей, т. I, СПб, 1900.





Аблесимов, Александр Онисимович


[1742—1783] — драматург-сатирик, из мелкопоместных дворян. Печататься начал с 1759 в "Трудолюбивой пчеле" Сумарокова. А. писал комические оперы, басни, сатирические сказки. Наибольший успех имела комическая опера "Мельник, колдун, обманщик и сват" [1779]. Преодолев влияние Сумарокова, А. отказывается от так наз. "высокого штиля" и один из первых у нас выдвигает элементы реализма и народности (впервые изображается крестьянская среда).



Библиография: I. Собр. сочин., изд. (неполно) в одном томе Смирдиным, 1849; Стихи в "Русск. поэзии" Венгерова, т. I, СПб., 1897.


II. Список произведений: Венгеров С. А., Источники словаря русск. писателей и ученых, СПб., 1910.; Eго же, Кркт.-биогр. словарь, СПб., 1915.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008