Аборт

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АБОРТ
метод искусственного прерывания беременности. А. был легализован в странах Запада в ходе кампании за эмансипацию женщин (см. ФЕМИНИЗМ), а во многих странах ТРЕТЬЕГО МИРА-в ходе борьбы за сокращение рождаемости. Его сторонники считают, что зародыш-это еще не человек, а следовательно, нет никаких моральных причин отказа от абортов. Противники (А. запрещен или даже объявлен преступлением для верующих почти всех мировых религий) считают, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, значит, А. является убийством. Всемирная конференция ООН по народонаселению в 1994 г. исключила А. из списка средств планирования семьи. Противники А. во многих странах Запада требуют его законодательного запрета, пикетируют клиники и организуют кампании против врачей, практикующих А.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

Аборт
лат. abortus — выкидыш) — самопроизвольное или преднамеренное прерывание беременности, имеющее следствием прекращение жизни человеч. существа в лоне матери. В повседневном употреблении А. связывают только с преднамеренным прерыванием беременности. В действительности А. — это прерывание двух различных процессов в жизни двух индивидуумов. Для одного из них, для матери, — это прерывание непродолжительного, по сравнению со всей жизнью человека, физиологического процесса, протекающего в течение 9 месяцев после зачатия. Для другого индивидуума А. — это полное и необратимое прерывание только что начавшейся жизни. Преднамеренный А. является прерыванием жизни плода в полости матки или фаллопиевых трубах путем технологического вмешательства в процесс его развития или в среду его обитания, создающего условия, несовместимые с жизнью. Современные контрацептивные (противозачаточные) технологии в большинстве своем являются раннеабортивными технологиями или содержат наряду с противозачаточными также раннеабортивные факторы воздействия.
Нравственно-богословский аспект. Церковь всегда учила и учит, что «человеческая жизнь с момента зачатия должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере. С первого момента его существования за человеком должны быть признаны все права личности, среди которых — неотчуждаемое право каждого человеческого существа на жизнь» (CIC 2270; ср. Иер 1, 5; Пс 139, 15). Поэтому преднамеренный А. всегда считался одним из тягчайших грехов.
В нравственно-богосл. оценке прерывания беременности различают: а) самопроизвольный А., являющийся несчастным случаем, даже если он возник вследствие врачебного вмешательства с целью спасения здоровья и жизни женщины; смерть ребенка в этом случае является не преднамеренной, а объективно неизбежной, а потому не влечет за собой нравственной ответственности; б) преднамеренный А. — сознательное лишение жизни человеч. существа, т.е. убийство. Уже в ранней Церкви преднамеренный А. рассматривался как убийство. Эльвирский (306), Анкирский (314) и Трулльский (692) соборы отлучали от Церкви виновных в совершении А., а на раскаявшихся налагали многолетнее покаяние. Не изменилась позиция Церкви и в последующие столетия. В XIX и XX вв. традиционное отношение Католической Церкви к А. выразили папы Пий IX (AAS 7, 285–287, 460–462, 516–519), Лев XIII (AAS 17, 556; 22, 784; 35, 162), Пий XI (Casti connubii), Пий XII (AAS 43, 784–794, 838–840), Павел VI (Humanae vitae) и Иоанн Павел II (Evangelium vitae). В документах II Ватиканского собора А. и детоубийство названы «отвратительными преступлениями» (GS 51). Проблеме А. посвящены также два документа Конгрегации вероучения (декларация De abortu procurato, 1974 и инструкция Donum vitae, 1988).
Церковно-канонический аспект. Преднамеренный А. является преступлением против человеч. жизни. Церковь по отношению к этому преступлению применяет каноническое наказание отлучения (экскоммуникация). «Тот, кто совершает А., подлежит отлучению latae sententiae», т.е. автоматически (CIC 1398; CCEO 1450 § 2). Участие в совершении А. является препятствием для принятия священства (CIC 1041 § 4; CCEO 762 § 4) и совершения священнического служения (CIC 1044 § 3; CCEO 763 § 2). Снять предусмотренные ККП наказания за грех А. может лишь правящий епископ. Освободить от препятствия, предусмотренного каноном 1041 § 4, может только Апост. Престол.
Вину за преднамеренный А., по нормам канонического права Католической Церкви, несет: 1) отец ребенка, не желающий нести ответственность за свое репродуктивное поведение, не обеспечивший матери надлежащих условий и заботы, не сумевший создать атмосферу, дающую матери и ребенку реальную защищенность в любых условиях; 2) мать, применяющая различные внутр. и внеш. средства с целью удаления плода, либо идущая на процедуры, совершаемые третьим лицом с той же целью; 3) каждый, кто советует, учит, принуждает женщину употреблять средства, ведущие к преднамеренному А., а также распространяет и предлагает такие средства или сознательно выполняет действия, ведущие к преднамеренному А.
Не совершает преступления: 1) выполняющий действия, которые могут привести к преднамеренному А., но не преследующий такой цели; 2) пассивный свидетель, не имеющий возможности вмешаться, либо ассистирующий при преднамеренном А. по чьему-либо принуждению. От отлучения освобождает неустранимое неведение (invincibilis ignorantia) нравственно-богосл. и церковно-канон. правового предписания и грозящей санкции.
Государственно-правовой аспект. В рим. праве преднамеренный А. был запрещен и трактовался наравне с убийством. В ср.-век. Европе уничтожение плода считалось одним из тягчайших преступлений и практически повсеместно каралось смертной казнью; после Французской революции казнь во Франции была заменена 20-летним тюремным заключением. В 1944 А. были разрешены в Швеции; в 1955–57 их легализовали во всех социалистических странах. А. легализованы в Великобритании (1967), США (1973), Франции (1975), Италии (1981). В Польше (согласно закону 1993) А. может быть сделан в следующих ситуациях: 1) угроза для здоровья или жизни матери или тяжелая, неустранимая патология в развитии зачатого ребенка; 2) изнасилование или инцест.
А. в России. Первым гос-вом, отменившим ответственность за А. (1920), была Сов. Россия. В дореволюционной России А. были запрещены. Совместным постановлением Наркомздрава и Наркомюста от 18.11.1920 А. стали легальными, бесплатными и неограниченными. Однако уже с 1924 органы здравоохранения стали создавать специальные «абортные комиссии» и начали вводить разного рода ограничения. 27.06.1936 было издано постановление ЦИК и СНК СССР О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах, разрешавшее производить А. только по медицинским показаниям. 23.11.1955 был издан Указ Президиума Верховного совета СССР Об отмене запрещения абортов, позволявший женщине совершать А. по желанию, при сроке беременности до 12 недель и только в больничных условиях. Рамки легальности А. были радикально расширены в 1987, когда Минздравом СССР был издан приказ № 1342 о прерывании беременности по социальным показаниям; в 1996 правительством РФ был увеличен перечень медицинских показаний, который значительно расширил право на А. Открытая в эпоху гласности офиц. статистика по А. показала, что в СССР был самый высокий в мире показатель числа А. К 1996 в РФ по офиц. статистике число А. снизилось на 25%. Однако большинство ранних А. в наст. время не регистрируются.
Противодействие А. в мире. Со времени легализации А. в разных странах возникали общественные движения против них. Широко известны такие организации, как Human Life International, Right to Life и др. Наиболее активную борьбу против А. в России ведет правосл. медико-просветительский центр «Жизнь» (Москва).
Лит-ра: Уилк Дж., Уилк Б. Аборт — вопросы и ответы. М., 1994; Пултавска В. Влияние прерывания беременности на психику женщины // XVIII Международный конгресс семьи. Б.–Варшава–М., 1995, с. 256–283; Введение в биоэтику. М., 1998; Noonan J.T. The Morality of Abortion: Legal and Historical Perspectives. C., 1970; Connery J. Abortion: The Development of the Roman Catholic Perspective. Chicago, 1977; United Nations. Population Division of United Nations Secretariat «World’s Abortion Policies 1999».
А. Доброер, Г. Масленникова

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
337.94 кб

Изменение ситуативной тревожности беременных женщин, планирующих аборт, под воздействием клинико-пси

Усова Анна Владимировна
Вопрос о прерывании беременности давно вышел за рамки медицинской тематики и исследуется в социологии, политологии, этике, демографии, юриспруденции и других областях знаний.
Читать PDF
453.89 кб

Копинг-стратегии женщин, решившихся на медицинский аборт

Сушков Игорь Рудольфович, Якухина Валерия Игоревна
Проблема медицинского аборта на данный момент является чрезвычайно актуальной для современного российского общества в связи с переживаемым демографическим кризисом.
Читать PDF
370.44 кб

Аборт: правовое регулирование и общественное мнение россиян

Солодников В. В.
В статье приводится краткая история правового регулирования абортов, обсуждается отношение к запретительным мерам и снижению числа абортов.
Читать PDF
188.85 кб

Репродуктивные установки женщин в контексте законодательного права на аборт

Балина Татьяна Николаевна
В статье представлены результаты исследования, проведенного в процессе доабортного консультирования женщин, обратившихся в медицинскую организацию с целью прерывания беременности на сроке до двенадцати недель.
Читать PDF
175.26 кб

2018.04.020. УОТТ Х. АБОРТ В СИЛУ УГРОЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ ФЕТАЛЬНОЙ АНОМАЛИИ: ВЫГОДНО КОГДА И ДЛЯ КОГО? WAT

Летов О.В.