Ад

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

"АД"
террористич. орг-ция ишутинцев в России 60-х гг. 19 в.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Ад
от греч. hades — подземное царство) — местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АД
Преисподняя, бездна, геенна, тьма кромешная. Слово многозначное: 1. Место посмертных мучений грешников. 2. перен. Невыносимо мучительная жизнь.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Ад
(в переводе с греческого означает «место, лишенное света») – в христианском учении духовная темница, то есть состояние духа, в котором человек отчужден от Бога и сопровождающего Его света и блаженства.

Источник: Православная энциклопедия.

Ад
древний языческий народ, проживающий в песчаных горах Йемена и упоминающийся в аятах Корана 51: 41–42. Несмотря на увещевания и призывы к вере в единого Бога со стороны посланного к ним пророка Худа, они отвергли его и продолжали пребывать в язычестве. За свое упрямство и беззаконие Аллах уничтожил их ураганным ветром, который бушевал над ними в течение семи ночей и восьми дней без перерыва. Подробнее см. Худ.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

ад
евр. шеол-пустота, греч. гадес-невидимое)-подземное царство смерти (Пс 15.10; От 1.18; 6.8; 20.13,14), называемое также преисподняя. Ад по верованиям древних является местом душ усопших, которые пребывают в забвении, без движений и звуков, не добрые и не злые, без проклятия и благословения в ожидании вечного суда (Иов 10.21-22; 17.16; Пс 93.17; Иер 32.17-32; 2Пет 2.4). Греческое слово «геена», также означающее ад, не вполне эквивалентно этому понятию, но символизирует лишь «адские мучения». (См. геенна)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Ад
местопребывание и состояние умерших грешников. Слово «ад» (греч. ????, ?????, от ????? — Аид, позже — также «подземное царство»), вероятно, изначально означает «темный»; лат. infernus — «находящийся внизу» (т.е. «подземный»). В НЗ для А. нередко используется слово геенна.
В Библии. Учение об А. восходит к древнеевр. понятию, ?eol (преисподняя). Это темная бездонная пещера, куда сходят все люди после смерти (Быт 37, 35; Втор 32, 22; Пс 88, 7; Иез 32, 23). Об этой бездне говорится как о «ненасытной» (Притч 30, 16). По мере развития представлений о посмертном воздаянии, зависящем от того, как человек прожил свою жизнь, появляются типичные образы, обещающие вечное наказание отступающим от Бога, — огонь и черви, постоянно пожирающие их (Ис 66, 24). В Дан 12, 2 говорится о предстоящем воскресении праведников для вечной жизни, а грешников — для вечного наказания. Тема А. как места наказания грешников развивается в Ис 33, 14–16 и Мал 4, 1–3. Иисус Христос говорит об А. как о месте вечного осуждения, приготовленном для дьявола и ангелов его (Мф 25, 41), а также и для всех тех, кто отвергает данное им Богом спасение. В А. горит вечный огонь, царит тьма, плач и скрежет зубов (Мф 13, 42.50; 25, 30). Ап. Павел говорит о посмертном наказании в терминах вечной погибели (2 Фес 1, 9) и отлучения от Царства Божия (1 Кор 6, 9–10; Еф 5, 5). В Откр 20, 10 и 21, 8 А. описывается как горящее серное озеро.
Учение Церкви и богословие. Церковь неоднократно утверждала реальность А. как вечного наказания за совершенное в жизни зло (DH 72, 76, 801, 1351). Ориген изложил (возможно, как гипотезу) альтернативное учение об апокатастасисе («восстановлении») — спасении всех, даже грешных, душ, хотя последним предстоит пройти очищение огнем, о котором говорит Писание. Это учение, нашедшее определенное одобрение у некоторых Отцов Церкви (напр., у Григория Нисского), все же не было принято Церковью. Различают два рода наказаний в А. — вечная утрата возможности лицезрения Бога (poena damni) и чувственные страдания (poena sensus). Правосл. богословы, отвергая существование чистилища, полагают, что, хотя после смерти души праведников испытывают блаженство в раю, а души грешников — муки в А., вопрос об окончательной судьбе всех людей решит только Страшный суд. Согласно катол. вероучению, после смерти одни души попадают в рай, другие перед этим должны пройти определенные испытания в чистилище, а третьи сразу после смерти, еще до Страшного суда, отправляются в А. Такое определение принято II Лионским и Ферраро-Флорентийским соборами (DH 858, 1306). В Катехизисе Католической Церкви написано: «Церковное учение утверждает, что ад существует и что он вечен. Души тех, кто умирает в состоянии смертного греха, после смерти немедленно нисходят в ад, где претерпевают адские муки, огонь вечный. Главная адская мука состоит в вечной разлуке с Богом, тогда как в Нем Одном может человек иметь жизнь и счастье, для которых сотворен и к которым стремится» (п. 1035).
А. — состояние после смерти, не желаемое Богом, а вызванное человеком. А. — утрата общения с Богом и Его спасительным действием, вечное «неосуществление» человека, ставшее необратимым. Возможность этого вечного «неосуществления» основана на свободе человека принимать решение относительно самого себя; в условиях этой свободы человек может отречься от Бога. Не случайно Иисус Христос, говоря об этом, пользуется суровыми, даже пугающими (хоть и традиционными) образами.
Иконография. Первые изображения А. связаны с двумя сюжетами: сошествием в А. Христа, освобождающего из него Адама, Еву и в.-з. праведников, и притчей о богаче и Лазаре (Лк 16, 19–31). Позже появляются изображения Страшного суда (нередко на зап. стенах храмов), часть которых занимает А.: демоны, наказывающие грешников, разделенных по типам грехов. Другие сюжеты — огонь, пылающий между скал или в печах; ворота; крепость; пожирающие грешников громадный червь, змей, гигантская пасть или голова сатаны. В позднем Средневековье грешников нередко представляли в одеяниях королей, князей, ростовщиков и т.д., изображаемые наказания стали более изощренными. В эпоху Возрождения в Италии заметно влияние Данте (напр. у Джотто, Микеланджело). Для североевроп. изображений были характерны гротеск, хаотические расположения фигур, апокалиптические пейзажи (Босх, Брейгель Старший). Связанные с А. мотивы в искусстве XIX–XX вв. носят скорее психологический характер (Роден, Мунк).
Лит-ра: Encyclopedia of Theology: The Concise Sacramentum Mundi / Ed. K. Rahner. NY., 1975, p. 602–604; Moser G. Die Botschaft von der Vollendung. DЯsseldorf, 1983; Balthasar H.U. von. Was dЯrfen wir hoffen? Einsiedeln, 1986; Idem. Kleiner Diskurs Яber die HЪlle. Ostfildern, 1987; Vorgrimmler H. Geschichte der HЪlle. MЯ., 1993.
о. З. Кияс, А. Горелов

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

АД
(греч. «преисподняя»). В ветхозаветных текстах этим термином 70 толковников переводят древнееврейское слово «шеол». Наименования шеола различны: не только «преисподняя», но и «царство смерти», «земля забвения», «страна безмолвия», «царство мрака», «неизведанная глубина». Наряду со словом «ад» в ветхозаветных текстах встречаются его синонимы и поэтические наименования, имеющие тот же смысл: «забытая страна», «пропасть», «яма», «безмолвие», «гибель» и др.
В отличие от рая, о котором сказано, что его насадил Бог в Едеме на востоке (см. Быт. 2, 8), о происхождении ада в Божественном Откровении никаких сведений нет. На основании того, что все созданное Богом было «хорошо весьма» (слав. «добро зело») (см. Быт. 1, 31), ад, несущий в себе негативное начало, не мог присутствовать ни в Божественном замысле о творении, ни в реализации этого замысла. Ада Бог не создавал. Однако Богом созданы разумные существа (Ангелы и люди), свободная воля которых открывает для них возможность или жить в Боге, или отказаться от Него. Возможность отказа от Бога не входит в противоречие с тем, что все сотворенное было «хорошо весьма». Парадоксальным образом она вписывается в то высокое достоинство, каким разумные существа наделены в творческом акте. Личность есть высочайшее творение Божие именно потому, что Бог вкладывает в нее способность любви, а следовательно, и отказа. Однако отказ от Бога, возможность которого свидетельствует о величии существа, обладающего свободой воли, попирает это величие и подвергает самое совершенное творение Божие риску вечной погибели, потому что вне Бога нет ни жизни, ни истины, ни добра. Разумное существо, захотевшее остаться без Бога, само себя ставит в условия аномального существования. Kак наделенное Богом даром жизни, оно продолжает жить, но там, где нет жизни (такое существование становится по сути существованием-в-смерти, или вечным умиранием). Состояние богооставленности, таким образом, не требует особого «места», где оно могло бы быть реализовано. Оно зарождается в волевом акте отпадения от Бога и переживается непосредственно самим существом, совершившим этот акт. «И рай, и ад, – гласит христианская мудрость, – зарождаются в сердце человека». При всей справедливости этого изречения следует, однако, иметь в виду, что по аналогии с раем, который не только зарождается в сердце, но и является местонахождением первых людей до совершения ими греха, библейские свидетельства дают основание полагать, что ад, появившийся в тварном мире вместе с появлением греха в человеческом сердце, также занимает какое-то место, недоступное чувственному восприятию.
Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (см. Быт. 37, 35); приложился к народу своему Авраам (Быт. 25, 8); к смерти и в дом собрания всех живущих (Иов 30, 23) будет приведен Иов. Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (см. Иов 10, 21-22). Тех же, кто совершил тяжелые преступления (например, Kорей, Дафан и Авирон), может поглотить земля, и тогда они нисходят в шеол живыми (см. Чис. 16, 30-33). В отношении их в Израиле существовала даже псаломская молитва, в которой говорилось: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их (Пс. 54, 16; ср.: Притч. 1, 12).
Но в Израиле вообще не могли допустить мысли о существовании каких-то областей или пространств, лишенных присутствия Яхве.
В эпоху второго иерусалимского храма место, где грешники пребывают после смерти, получило название «геенна». Это название носила расположенная к югу от Иерусалима долина Хинном (в синодальном переводе Енном), в которой евреи, зараженные идолопоклонством, совершали языческие обряды и даже приносили в жертву своих детей (см. Иер. 7, 31). Впоследствии это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви. Это и побудило евреев назвать ад «геенной» и составить о нем соответствующие представления, которыми пользовался и Христос, изображавший «геенну огненную» как место, где червь... не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 47-48). Kроме наименования «геенна» новозаветные тексты используют для обозначения ада такие слова и определения, как «бездна» (см. Лк. 8, 31), «печь огненная», где будет плач и скрежет зубов (Мф. 13, 50), озеро огненное, горящее серою (Откр. 19, 20) и др.
В Kнигах Иова, Притчей Соломоновых и Откровении при упоминании об аде (преисподней) или о смерти иногда встречается слово «аваддон» (евр. «погибель»). «Аваддон» олицетворяет поглощающую бездну, смерть и пропасть преисподней.
Иисус Христос, будучи подобным человеку во всем, кроме греха, разделил с ним его судьбу не только в жизни, но и в смерти. Находясь во гробе, Он, по свидетельству новозаветных текстов, сошел в ад и проповедовал Евангелие находящимся в темнице духам... некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя... (1 Пет. 3, 19-20). Благодаря этой проповеди и Своему всемогуществу Христос вывел из ада не только ветхозаветных праведников, ожидавших пришествия Мессии, но и тех «непокорных», для кого пребывание в аду стало периодом их очищения и духовного созревания для принятия обращенного к ним евангельского благовестия. Не осталась в аду и душа Самого Христа, и плоть Его не видела тления (Деян. 2, 31), ибо Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2, 24). Своей смертью Сын Человеческий восторжествовал над «последним врагом» – смертью (см. 1 Kор. 15, 26) и сокрушил «врата медные и вереи адовы», что и явилось основанием для жизнеутверждающих слов апостола Павла: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Kор. 15, 55).
Победа Иисуса Христа над адом не означает исчезновения последнего. Не означает она и упразднения вечных мучений, которые ожидают грешников в аду. Любви Божией не лишаются даже грешники, пребывающие в аду. Но если для праведных эта любовь служит источником блаженства, то для грешных она превращается в «бич».
Радость, порождаемая злом, естественно, не имеет ничего общего с радостью жизни в Боге. Она, подобно червю (ср. «геенский червь»), будет вечно пожирать грешников в аду; адские страдания будут тяжелыми и безысходными, хотя и различными по своей силе в зависимости от глубины падения того или иного грешника. Встречающиеся в христианской литературе чувственно-детализированные описания ада носят, как правило, символический характер. И «червь», и «огонь», и «тьма кромешная», и т.п. – все это в соответствии со словами апостола Павла скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2, 9), символы, помогающие лучше понять состояние грешника.

Источник: Православие. Словарь-справочник.