АДАТ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АДАТ

(араб.), у мусульман обычное право, в отличие от религиозного права - ШАРИАТА.

Источник: Словарь этнографических терминов

Адат
обычное право у мусульманских народов, противостоящее религиозному праву - шариату.

Источник: Исторический словарь

АДАТ
сохранявшееся в народной памяти обычное право у Кавказцев. А. имел ту же силу, что и писаный закон - шариат.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

АДАТ
от арабского - обычай), обычное право, племенные традиции, регулировавшие наряду с шариатом общественные и племенные отношения у мусульманских народов Кавказа, Средней Азии и др.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Адат
обычаи, присущие различным народам. Их возникновению способствуют различные аспекты общественной жизни. Некоторые ученые в области исламского права отводили адату определенную роль в регулировании общественных отношений. Однако при этом оговаривалось, что адат не должен противоречить шариату. Те же адаты, которые противоречат исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых, как об этом говорится в аяте Корана: «Когда же они совершают какой–либо мерзкий поступок, они оправдываются так: "И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам [поступать] именно так". А ты [, Мухаммад,] отвечай: "Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?"» (7: 28).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

АДАТ
араб. - обычай) - обычное право у мусульм. народов, противостоящее духовному праву - шариату. Многие нормы А. сложились в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и т. д.). В образовании и развитии А. важную роль играли решения третейского суда и постановления сходки сел. общины. Различие местных условий обусловило крайнее разнообразие А. Нормы А., в известной степени воплощавшие демократич. начала, с развитием феод. отношений утратили свой первоначальный характер и как феод. право широко использовались для эксплуатации трудящихся.

Лит.: Ковалевский М. M., Закон и обычай на Кавказе, т. 1-2, М., 1890; Леонтович Ф. И., Адаты кавказских горцев. Мат-лы по обычному праву Сев. и Вост. Кавказа, т. 1-2, О., 1882-83 (Из Зап. Новоросс. ун-та, т. 35 и 37); Мат-лы по обычному праву кабардинцев. Первая пол. XIX в., Нальчик, 1956.

А. С. Омаров. Махачкала.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
529.99 кб

Шариат и/или адат в казахском праве (первая половина XIX в.)

Ж.С. Мажитова
Официальная исламская религия не имела в массе казахского населения достаточно долгое время глубоких корней, поскольку кочевники верили в Небо – Тэнгри, а отношения между ними регулировались нормами обычного права.
Читать PDF
300.00 кб

АДАТ И ШАРИАТ В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ У КУМЫКОВ В XIX-ХХ ВВ

Гусейнов Юсуп Магомедович
Кумыки один из тюркоязычных народов, проживающих на территории Дагестана, имели четко выработанные адатные нормы, которые регулировали их семейную и общественную жизнь, в т.ч.