АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ
293 — 373 гг.) — святитель, один из отцов церкви. Родился в Александрии, с 326 года — александрийский епископ. Участник Первого Вселенского собора, один из самых неутомимых и последовательных обличителей арианской ереси. Претерпел множество гонений, неоднократно высылался из Александрии. В середине IV века на протяжении определенного времени оставался единственным православным архиепископом. Автор исторических, полемических, апологетических сочинений и нравоучительных посланий, а также жития св. Антония Великого, первого в христианской литературе, послужившего образцом для средневековой агиографии. В полемике с арианами Афанасий Великий разрабатывает систему доказательств истинности воплощения второго лица Троицы — Иисуса Христа. Ему принадлежит также развернутое изложение учения о троичности Бога, единосущности и ипостасном различии и учения о существенных ипостасных свойствах. Память 18(31) октября.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Афанасий Великий
(ок. 293–373) – крупный богослов, архиепископ Александрийский, отец Церкви, именуемый еще «отцом православия». Приобрел церковный авторитет своей борьбой с ересью Ария (арианством), который учил, что БогСын по существу отличен от БогаОтца, не вечен, ибо создан Им в качестве орудия творения. В многочисленных полемических сочинениях А. В. отстаивал Божественность Сына, развивая мысль, что Он есть Сын собственной сущности Отца, Отцу соприроден, но инороден и иносущен сотворенному миру. Вместе с тем Боговоплощение связало Сына Божия с человечеством, сделало Его совершенным человеком. Так Богочеловек стал условием соединения Божественного и земного миров. А. В. впервые говорит о Боге как Абсолютной Личности, составляющей основу существования и залог спасения христианина. Борьба с влиятельным арианством весьма осложнила жизнь А. В., который из 47 лет своего епископства более 15 провел в изгнании. Память А. В. 31 января по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ
Александрийский, патриарх (ок. 295-373), родился в Александрии в христианской семье. С детства, полюбив храм Божий, он и в играх со сверстниками копировал церковные службы. Детям из языческих семей он рассказывал о Спасителе и по их просьбе совершал над ними обряд крещения на берегу моря. Эти игры увидел еп. Александрийский Александр и, убедившись в правильности совершаемого таинства, признал его действительным. Когда Афанасий вошел в возраст, свт. Александр рукоположил его в диаконы и взял на Никейский Собор (325), где молодой клирик выступил с опровержением ереси Ария. По смерти свт. Александра диакон Афанасий был избран его преемником и возглавил Александрийскую Церковь. Всю свою жизнь святителю пришлось продолжать борьбу, начатую им в юности. Арианство то почти исчезало, то вновь распространялось. Был момент, когда свт. Афанасий оставался единственным православным епископом, все же другие уклонились в ересь. Более двадцати лет терпел свт. Афанасий гонения и преследования от еретиков. Неоднократно его ссылали, пытались умертвить... Но вновь и вновь призываемый верующими на свою кафедру, он неуклонно продолжал отстаивать чистоту Православия. Свт. Афанасий оставил огромное духовное наследие: комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, апологетические и догматические сочинения, а также житие прп. Антония Великого, с которым был очень близок.
Афанасий Великий в русском простонародье известен под именем Ломоноса, так как обыкновенно около дня его памяти бывают сильные морозы, во время которых многие замораживали себе лица. Потому крестьяне справедливо замечали: "На Афанасия береги нос". От имени этого святого лютые морозы эти назывались Афанасьевскими. На основании подобного же наблюдения русские люди по созвучию имени другого угодника, Кирилла, говорили: "Афанасий и Кирило забирают за рыло".
Память свт. Афанасия Великого отмечается 2/15 мая.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ
295 – 373) – знаменитый александрийский епископ, последовательный сторонник ортодоксального христианства, непримиримый противник Ария и его приверженцев. Будучи диаконом и секретарем александрийского епископа Александра, Афанасий выступил против ариан на Никейском соборе 325 г. В 328 г. он стал александрийским епископом, но 5 раз отлучался императорами от епископской кафедры: в 330 г. он был низложен по решению собора в Тире и отправлен императором Константином I в ссылку; в 340 г. он был осужден арианским собором в Антиохии и вынужден был скрываться в Риме у римского епископа Юлия; церковные соборы в Арле (353) и в Милане (355) низложили Афанасия, бежавшего к коптским монахам в египетскую пустыню, где он оставался до 361 г., пока император Юлиан не возвратил ему епископского сана; последний раз богослов подвергся изгнанию в годы правления императораарианина Валента (364 – 478) в 366 г. В своих богословских сочинениях «Слово против язычников», «Защитительная речь против ариан», три речи «Против ариан», написанных в форме диатрибы, Афанасий провозгласил тождество БогаСына (Иисуса Христа) с БогомОтцом («единосущие»). В послании к Маркеллину «Об истолковании псалмов» он первым раскрыл эмоциональноэстетическое значение музыки как эффективного средства воздействия на души верующих. Афанасий рассмотрел 30 разрядов псалмов (пророческие, хвалебные, благодарственные, исповеднические, молитвенные, повествовательные, жалобные и др.) в соответствии с их ритмикомелодической структурой и дал рекомендации по их использованию с целью укрепления духа. В письмах «К Серапиону», выступив в защиту представления о Святой Троице, он утверждал божественность и единосущие Святого Духа. Афанасий ввел в агиографическую литературу новый жанр монашеского жития, создав «Житие преподобного отца нашего Антония» (ок. 357 г.), основателя монашества. Оно написано в форме послания к монахам и рассказывает о чудесах, совершенных Антонием, о преодолении им бесовских наваждений на пути к добродетели. Это сочинение Афанасия стало образцом для средневековой агиографии. Не менее важны 13 праздничных (пасхальных) посланий этого выдающегося церковного деятеля, в которых он рассматривает хронологию и историю формирования канона Священного Писания. За свою церковную деятельность Афанасий был назван «великим», «отцом церкви», «отцом православия». Его мистическое учение о «единосущии» было принято в качестве церковного догмата на I (Никейском, 325 г.) и II (381 г.) Вселенских соборах.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
94.99 кб

«Апостольский престол» в творениях свт. Либерия римского и свт. Афанасия Великого

Захаров Георгий Евгеньевич
Статья посвящена сравнительному анализу двух первых упоминаний в источниках о Римской кафедре как об «апостольском престоле» в творениях папы Либерия и свт. Афанасия Великого (50-е гг. IV в.).
Читать PDF
130.40 кб

Связь корпуса из семи Посланий прп. Антония Великого с богословием Оригена и свт. Афанасия александр

Ковалец Анна Сергеевна
Корпус Посланий, авторство которых приписывается прп. Антонию Великому, уже в течение достаточно долгого времени привлекает к себе внимание исследователей.

Похожие термины:

  • Свт. Афанасий Великий

    колониальная земледельческо-скотоводческая страна в Западной Азии; расположена на восточном берегу Средиземного моря, между Турцией (на севере) и Палестиной с Трансиорданией (наюге); на востоке г