Афина

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

АФИНА
   • Ath?ne,
         см. Афина Паллада.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Афина
одно из главных божеств греческого пантеона, наделенная разнообразными функциями. Почиталась как Афина Паллада (дева), вечно девственная богиня (Афина Партенос), покровительница города (Афина Полиада), богиня - победительница, спасительница (Афина Сотейра), боги мудрости и разума, любимая дочь Зевса, согласно мифам, рожденная из головы. Как правило, ее изображали в виде величественной женщины в шлеме, с копьем, щитом и эгидой. Афина, прежде всего, считалась покровительницей мирного труда, ремесел и наук.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Афина
в мифах древних греков богиня мудрости и справедливой войны. Родилась от Зевса и Метиды (мудрости). Зевс проглотил свою беременную супругу, затем Гефест (или Прометей) расколол его голову топором, и оттуда появилась Афина в полном боевом вооружении и с воинствующим кличем. Силой и мудростью Афина равна Зевсу. Ее атрибуты - змея и сова, а также эгида - щит из козьей шкуры с головой змееволосой Медузы, который обладает магической силой и устрашает богов и людей. Священное дерево Афины - маслина. Афина периода героической мифологии борется с титанами и гигантами. Она убила горгону Медузу. Ни один смертный не может ее увидеть (она лишила зрения юного Тиресия, когда тот случайно увидел ее омовение). Она покровительствует героям, защищает общественный порядок. Ее любимец - Одиссей, она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев во время Троянской войны. Она помогала гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля Арго, всем ремесленникам. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Ее собственные изделия - подлинные произведения искусства. Она также законодательница и покровительница афинской государственности. Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции, особенно Афина почиталась в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини). Огромная статуя Афины Промахос (передовой боец) с копьем, сияющим на солнце, украшала Акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Афине посвящались многие земледельческие праздники. Всеобщий характер носил праздник Великих Панафиней (во время праздника приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса - покрывала богини, на котором изображались ее подвиги в гигантомахии - борьбе с гигантами). В Риме Афина отождествлялась с Минервой.

Источник: Исторический словарь

Афина
греч. Athena)
   в греческой мифологии одно из главных божеств микенского происхождения. В древнейших мифах - богиня неба, плодородия, покровительница мирного труда. Считалась также покровительницей наук и богиней мудрости. В Аттике почиталась как главное божество страны и города, который носил ее имя. Главный храм богини Парфенон находился на Акрополе. В Риме А. приравнивалась к Минерве, богине ремесла, медицины, скульптуры, музыки, поэзии и мудрости.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Одна из важнейших богинь греческого пантеона, богиня мудрости, справедливости и военной мощи. Иногда по своей значимости превосходит даже Зевса, "отца богов", что доказывает древность ее культа, восходящего к "богине со змеями" крито-микенского периода и даже глубже - к матриархату. Атрибутами Афины являлись змея и сова, а священным деревом - олива. Ее рождение было необычным. Зевс, услышав предсказание оракула о том, что его первая супруга Метис, беременная Афиной, следом родит сына - будущего повелителя мира, проглотил жену. Но Афина все же родилась - из головы Зевса. Чтобы избавиться от чудовищной головной боли, Гефест (или Прометей) по просьбе Зевса расколол ему голову топором. Афина вышла на свет с боевым кличем, в полном военном облачении. Изображение Афины, так называемый Палладий, чудесным образом упало с неба. Поэтому Афину называют Палладой. Богиня всегда изображалась в военном шлеме, со щитом, к которому прикреплена голова Медузы Горгоны. Несмотря на то что Афина принимает живое участие в делах людей, нет ни одного мифа, который бы рассказывал о ее любви или приключениях. Афина понималась скорее как дух государственной мудрости и благоразумия. Греки почитали ее как Афину Парфенос (деву), и ее 12-метровая статуя работы Фидия была установлена в 5 в. до н. э. в Парфеноне.
   Римляне отождествляли Минерву с греческой Афиной.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АФИНА
в греч. миф. богиня мудрости и справедл. войны. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовш. ему голову топором, сам произвел на свет А., к-рая появ. из его головы в полном боевом вооружении и с воинств. кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у оз. (или реки) Тритон в Ливии, А. получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. А. — одна из главнейших фигур не только олимпийской миф., по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место ее — ближайшее к Зевсу. Среди непремен. атрибутов А. — эгида — щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, к-рый обладает огромной магич. силой, устрашает богов и людей. Ее рожд. сопровожд. золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Ее изображ., т.н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту А. — дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отожд. А. с дочерьми Кекропа — Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («световоздушной»). Свящ. деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать. Огромная статуя А. Промахос («передовой боец») с копьем, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящ. храмы Эрехтейон и Парфенон. Гл. эпитеты А., наделенной гражд. функциями, — Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась А.-Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»). Хотя культ А. был распростр. по всей материковой и о-вной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почит. А. в Аттике, в Афинах (назв. г. Афины греки связывали с именем богини-покровительницы города). Ей посвящены земледельч. праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи А., юноши приносили клятву гражд. служения богине. Всеобщий хар-р носил праздник великих панафиней — апофеоз А. — гос. мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на к-ром изображ. ее подвиги в гигантомахии. В Риме А. отожд. с Минервой.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Афина
также А. Паллада (дева), вечно девственная богиня (А. Парфенос с культовым храмом Парфеноном в Афинах), дочь Зевса. Согласно мифу, царь богов проглотил свою супругу океаниду Метиду, беременную А. Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет появилась Афина в полном снаряжении (изображение на вост. фронтоне Парфенона). Существует мнение, что А. как божество имеет догреч. происхождение. В частности, ее воинств, характер и снаряжение — шлем, копье, щит и эгида — заимствованы у богини войны и города эпохи бронзы, т. е. из той эпохи, к которой примыкал раннегреч. культ А. Победив в споре с Посейдоном, А. стала покровительницей афинского народа и даровала ему свящ. дерево — маслину (изображение на зап. фронтоне Парфенона). Как А. Полиада она покровительствовала и другим городам (например, Приене) и почиталась как богиня-победительница (например, в Пергаме). А. принимала участие в борьбе богов с гигантами и покровительствовала многим греч. героям (Диомеду, Одиссею, Гераклу). А. покровительствовала также развитию ремесел и охраняла их. Как богиня мудрости и разума А. покровительствовала наукам (статуя А. из Пергамской библиотеки). Она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, строить и управлять колесницами (как опытная участница поединков колесниц). А. передала людям искусство строить корабли, научила женщин прясть и ткать, даровала жителям земли флейту, законы и учредила ареопаг. Функции, которые исполняла богиня, отражали обществ, и социальный статус ее почитателей. Так, очевидно при Писистрате, она стала покровительницей Афин, ремесленников и отдельных ремесел. В период правления Перикла произошло ее превращение в богиню мира (например, статуя А. Лемнии). Ее культовыми животными были сова (отсюда прозвище «совоокая») и змея, а свящ. деревом — маслина. В Риме с А. отождествляли Минерву. А., как правило, изображали в виде суровой и величеств, девы в шлеме, с копьем, щитом и эгидой. От знаменитого культового изображения А. — покрытой слоновой костью и золотом гигантской статуи работы Фидия, сделанной в 30-х гг. 5 в. до н. э. и стоявшей в Парфеноне на Афинском акрополе, — сохранился ряд копий и реплик (например, статуя А. из Пергама, голова А. в Копенгагене, гемма Аспасия и другие). Статуя А. Лемнии, также выполн. Фидием и установл. на Афинском акрополе в нач. 2-й пол. 5 в. до н. э., отождествляется с сохранившимися до наших дней фрагментами статуи, наиболее выразительные из которых хранятся в Дрездене и Болонье (голова). На ней А. представлена в облике умиротвор. богини, олицетворяющей тогдашний миролюбивый политич. курс Афин. Многочисл. статуи А. 5 и 4 вв. до н. э. отражают стремление Афин и возглавляемого ими союза восстановить прежние позиции. Пергамский ренессанс образа А. в эллинизме явился выражением притязаний атталидов по отношению к классич. наследию (изображение А. на фризе Пергамского алтаря). Об А. — живописные полотна Боттичелли и Рубенса, комедия Г. Сакса «Паллада и Венера».

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
275.80 кб

А. Ф. Лосев Афина Паллада

Гудимова С. А.
Лосев А.Ф. Афина Паллада // Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999. С. 227-328.
Читать PDF
1,009.00 кб

Инфраструктурная революция в философии: Афина из головы Зевса?

Касавин И.Т.
Знак современной философии в том, что она особенно озабочена не собственно философскими проблемами, а тематикой своего социального бытия. Сегодня снимается «вечный вопрос» о том, является ли философия наукой.

Похожие термины:

  • АФИНА ПАЛЛАДА

    Strafrecht. Criminal law Правовые нормы, которые запрещают определенное поведение и предполагают санкции при их нарушении; призваны гарантировать мирное сосуществование людей. Правовой основой является Уг
  • Афина Парфенос

    систематический свод законов, определяющих, какие действия и при каких условиях являются преступлениями, какие наказания и в каких размерах должны применяться за то или иное преступление, направ
  • Афина (Афина Паллада)

    в греческой мифологии дева, вечно девственная богиня, дочь Зевса. Согласно мифу, Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет появилась Афина в полном снаряжении (в шлеме, с копьем, щитом и