АФОНСКИЙ Николай Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АФОНСКИЙ Николай Петрович
(1894 - 20 мая 1971)— основатель церковного хора и регент. Воспитывался в Киевской Дух. академии, впитал в себя традиции церковного песнопения в Софийском и Владимирском соборах, в Киево-Печерской лавре. Начал заниматься пением в Киеве у проф. Гондольфи. Впервые стал рук. хором на фронте во время Первой мировой войны. Будучи офицером 139-го Бессарабского Вел. кн. Михаила Александровича полка организовал два хора — полковой хор (светский и церковный) и татарский. В полку было много татар. В конце Гражданской войны, уйдя за рубеж, сосредоточился главным образом на церковном пении. В 1922 был назначен регентом при рус. церкви в Висбадене, в Германии. Из Висбадена переехал в 1925 в Париж, где создал при Александро-Невском кафедральном соборе митрополичий хор. Этот хор стал необычайно популярным и занял первое место на объединенном концерте европейских хоров в Антверпене. Начал работать с солистами на фоне хора. Это его качество ценили Шаляпин, Смирнов, Мозжухин, Гречанинов, Рахманинов, а позже, в Америке, Николай Гедда. «Сугубая ектенья» Гречанинова, спетая Шаляпиным с хором Афонского, получила в 1935 первый приз на международном конкурсе в Париже.
После оконч. Второй мировой войны Николай Петрович приглашен в Соединенные Штаты занять должность регента хора Покровского кафедрального хора в Нью-Йорке. Помимо кафедрального хора управлял многие годы мужским хором «Капелла», лучшим хором Америки. Он также создал Рус. национальный хор, был у него и детский хор. Как регент пользовался международной известностью. Выступал со своим хором на радиостанциях «Голос Америки» и «ЭнБиСи». Помимо многочисленных грамот от высшего духовенства награжден Серб. Кор. правительством орденом Святого Саввы. Записи всех выступлений хоров под его управлением сохранились. Родственники: вдова Ольга Семеновна (? - 27 марта 1980, Толстовский центр); ее сын Гари Нова — эстрадный певец.
Погребен в Свято-Тихоновском монастыре, в Пенсильвании.
Лит. Завалишин Вяч. Николай Афонский, о себе// НРС (Нью-Йорк). 1971. 22 мая; Кулико- вич Ник. Поющие Ти (К 30-летнсму юбилею Н.П. Афонского) // Там же. 1952. 18 мая; Свет Г. Юбилейный концерт Н.П. Афонского // Там же. 1952. 29 мая; Скидан Ал. Николай Афонский, каким мы его знали //Там же. 1971.30 мая; Спасский Н. Н.П. Афонский и его деятельность// РМ. 1971. 1 июля.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

АФОНСКИЙ Николай Петрович
1892, Киев - 9.5.1971, Нью-Йорк) - регент русской православной церкви. Образование получил в Киевской духовной академии. Всю 1-ю мировую войну провел на фронте: там же впервые проявил дирижерские способности, организовав хор 129-го Бессарабского полка (где служил в чине поручика). Впоследствии находился в Добровольческой армии, эвакуировался в Германию, попал в русский лагерь в Вюнсдорфе под Берлином, где были собраны расформированные части Добровольческой армии, беженцы и т.д. В Вюнсдорфе А. также организовал церковный хор, который был во время пасхального богослужения отмечен митрополитом Евлогием. Некоторое время А, работал в канцелярии митрополита, затем псаломщиком и регентом русской церкви и Висбадене. В 1925 переехал в Париж и, получив назначение регентом в кафедральный собор Св.Александра Невского (на rue Daru), приступил к созданию парижского Митрополичьего хора, которым руководил затем в течение 22 лет, до переезда в США в 1947.
Хор под управлением А. не только пел службы в соборе, но и давал очень много концертов русской духовной и народной музыки, выступая как в залах, так и в храмах разных конфессий. В 1926 А. и его певцы приняли участие в первом исполнении «Демественной литургии» А.Гречанинова (во 2-Й ред.) в парижском католическом храме Богородицы Белых Покрывал. В 1928, через три года после создания, Митрополичий хор занял 1-е место на объединенном концерте европейских хоров в Антверпене. В 1934 по приглашению Ф.Шаляпина хор осуществил записи двух пластинок русской церковной музыки с участием великого певца: «Сугубая ектения» А.Гречанинова и «Верую» А.Архангельского, «Покаяния отверзи ми двери» А.Веделя и «Ныне отпущаеши» М.Строкина. Первая пластинка получила премию на Международном конкурсе в Париже в 1934, вторая - в Нью-Йорке в 1954, где вместе с другими записями, лучшими в серии «Золотой век музыкального искусства», была замурована в стене Музея современного искусства. В 1936 хор дал ряд концертов в США и Канаде; в 1938 совершил турне по Бельгии, Германии, Голландии, скандинавским странам, Все выступления пользовались очень большим успехом. Постоянно участвуя в богослужениях в парижском православном соборе, А. исполнял там со своим хором целиком композиции Божественной литургии Чайковского, Гречанинова, Рахманинова, Архангельского, Кедрова и др. Отдельные песнопения из этих циклов и др. сочинения были записаны на пластинки.
В 1950 А. по приглашению митрополита Феофила занял место регента православного кафедрального собора в Нью-Йорке. Организованный им соборный хор много концертировал и записал четыре долгоиграющих пластинки (песнопения литургии Чайковского и Архангельского, песнопения Всенощного бдения и др.). А. создал в США еще три хора: молодежный Русский национальный хор, Детский хор и мужской хор «Капелла» (назван в честь петербургской Придворной певческой капеллы); все эти коллективы сосредоточивались в основном на исполнении русской хоровой музыки, духовной и светской. С «Капеллой» А. осуществил запись нескольких пластинок (в том числе православной Панихиды).
Стиль А. современники характеризуют как особенно нарядный, пышный, отмеченный сильными динамическими и тембровыми контрастами. Репертуар регента был весьма обширен, включая произведения русской церковной музыки разных стилей, преимущественно XIXXX вв., в том числе авторов из русского зарубежья. По оценке историков культуры эмиграции, А.
стал первым регентом, создавшим за пределами России хоры высокого уровня, которые привлекли интерес широких кругов зарубежных слушателей к православному церковному пению.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции