АФРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
АФРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА
сложилась на кон-тиненте, где были зафиксированы все стадии развития человека, где существовало и существует многообразие, расовых, этнических и языковых различий, где тради-ционная архаическая культура уживается со средневе-ковыми и современными художественными формами. Изза недостаточной археологической изученности большей части африканского материка можно соста-вить лишь самое общее представление о культурном развитии африканцев.
Различия природных и социально-экономических условий, пестрота этнического состава, наличие или отсутствие контактов с древними высокоразвитыми обществами определили различия в культурном уровне как родоплеменных, так и классовых образований. Становление художественной культуры на этом континен-те связывают с эпохой верхнего палеолита, когда первобытная община, владевшая речью, занимавшаяся собирательством и охотой, была организована по принципам общиннородового способа производства и воплощала свои представления об окружающем мире в виде мифов, а мифы воспроизводила в форме обря-дов. Мифологические представления древних народов Африки отличалась устойчивостью, многофункцио-нальным характером персонажей, переплетением арха-ических мифов с более поздними мифологиями. Древними по происхождению являются тотемические мифы бушменов, готтентотов, ашанти и других племен, населявших югозападную Африку. Цен-тральный персонаж в них совмещает в себе функции божества — демиурга, культурного героя, обладавшего магической силой, и прародителя. Мифологические представления бамбара, догонов и других народов, живших в бассейнах рек Нигер и Сенегал, отличались большим разнообразием: в них присутствует идея со-творения мира из пустоты, идея созидающего творческого слова, символика числа, цвета, множественность миров. Развитыми политеистическими мифологиями обладали племена фон, родственные им дагомейцы, йоруба, бини и др., выделившие из множества духов «хозяина неба», господина земли, богиню домашнего очага, бога воды, бога железа, войны и других антропо-морфных богов. Сходство мифологических представлений ряда африканских народов ученые объясняют непосредственным влиянием и заимствованием.
Африканская первобытная художественная культу-ра, имевшая синкретический характер, отличавшаяся анонимностью, сюжетной и стилистической однородностью, устойчивостью, представлена немногими ве-щественными изобразительными памятниками. Самыми древними являются остатки жилищ или ветровых заслонов из выложенных кругом камней так называемой Олдованской археологической культуры. К этому периоду относится и появление палеолитических наскальных росписей в Южной Африке, выполненных одной краской (красная, коричневая). Повидимому, их создавали предки банту или бушменов. К числу древ-нейших памятников относится также многослойная живопись, покрывающая стены гротов. В нижних слоях изображены фантастические животные, в верхних — сцены охоты. Более широко представлено наскальное искусство, изображения на слоновьих бивнях, ритуальные маски, относившиеся к мезолитической (10–8 тыс. до н.э.) и неолитической (6–5 тыс. до н.э.) эпохам в Са-харе, Центральной — Тропической, — Южной, Восточной и Западной Африке. Среди наскальных мезолитических рисунков преобладали силуэтные, контурные одноцветные росписи и условносхематические знаки - символы (петроглифы). Ведущее место в них отводилось охотнику. Народы Южной Африки украшали геометрическими орнаментами сосуды для воды, изготовленные из тыквы и из скорлупы
 страусовых яиц. Великолепным памятником неолитической живописи являются наскальные росписи Тасси-ли-Аджер в Алжирской Сахаре, обнаруженные фран-цузским археологом А.Лотом в 1956–1957 гг. К наиболее древним рисункам Лот относит выполненные лиловатой охрой маленькие фигурки со схематически изображенными туловищами и круглыми большими головами, увенчанными рогами или перьями. Лиловатая охра сменяется красной в сценах плясок «с рогатыми, похожими на дьяволят человечками». Эволюция стиля «круглоголовых» связана с увеличением размера фигур, более искусным их исполнением и появлением многоцветных рисунков, в которых, по-прежнему, нет разграничений между плечом и предплечьем, пальцами рук и ног. С течением времени во фресках кроме человеческих фигур появляются изображения животных (носороги, антилопы, слоны и др.), повышается качество рисунков, более разнообразными становятся дета-ли одежды, украшения в виде точек, полукругов, напо-минающих татуировку. Их сменяют многоцветные композиции, имеющие массу оттенков; темно-красная охра, шоколадная, кирпично-красная, светло-красная, желтая с примесью зеленого. В более поздних росписях фигуры пастухов-скотоводов даны в движении, в естественных позах. С большим мастерством воссозданы домашние и дикие животные, дающие представление о тропической фауне Сахары того периода. Сюжеты фресок самые разнообразные: люди в пирогах, охотящиеся на гиппопотама, мужчины с топорами в руках, женщины у очага или работающие в поле, сцены плясок, игры на инструментах и т.д.
Природно-климатические условия и традиция определяли тип жилища, его строение и материалы. Преобладали овальные или круглые хижины с конусообразными и плоскими крышами из соломы и камыша или
 крытые травой шалаши на коническом каркасе из жер-дей. Некоторые народы Южной Африки не имели постоянных жилищ, местом их обитания были шалаши—навесы, а в горных районах — гроты и пещеры. Было распространено два типа поселений - круговое, цен-тром которого было жилище вождя, и осевое. Мезоли-тическая и неолитическая скульптура была частью ре-лигиозного культа и использовалась, чтобы воздействовать на силы природы, обеспечить удачную охоту, хороший урожай, военную победу и охранять от болезней. Ее отличительной особенностью является объемность, чисто механическое, произвольное соединение самостоятельных масс, соответствующих опреде-ленным частям тела, подчеркнуто геометрические формы; трактовка лиц, близкая к маскам, увеличенные размеры головы как вместилища «жизненной силы», разнообразное положение рук, почти не отделенных от туловища, сложенных на животе или груди, приложенных к губам, своеобразная техника обработки глины, дерева, камня, истоки которой — искусство масок. Древний скульптор создавал не бога или зверя, а его маску, используя различные материалы: шляпки гвоздей или раковины, вставленные вместо глаз, насаженные друг на друга металлические кольца имитирующие непропорционально длинную шею. С культом предков были связаны небольшие статуэтки — олицетворения душ умерших. Они изображали фигуры стоящих или сидящих мужчин и женщин, нередко с деформированными пропорциями (укороченные ноги и удлиненные лицо и шея), единой выпуклой линией лба и носа, с различными формами причесок, с символическими знаками—насечками на щеках и на лбу. У многих африканских народов погребальные деревянные и терракотовые статуэтки ставились на алтари предков как вместилища души умершего. Скульптурные изображения различных духов, выполненные из дерева, камня, а позднее — из бронзы, украшали оружие, инструменты, утварь, ритуальные барабаны, коробки для жертвоприношения.
Разнообразие местных художественных форм отличало искусство масок (у догонов, например, было до 80 видов масок). К числу древних относились маски игбо, представляющие собой узкую, заостренную кни-зу доску, с глазами в виде дисков, носом, напоминающим якорь, и прямой едва вырезанной линией рта. В аграрных культах, перед началом полевых работ и после уборки урожая, использовались зооантропоморф-ные маски, в которых соединялись черты человека с плоским удлиненным лицом без рта и животного или птицы. Их основание напоминало опорный столб. Ри-туальные маски-шлемы применялись в обряде инициации и были украшены растительными волокнами в виде волос или воротника вокруг шеи. На лбу и на под-бородке вырезались геометрические знаки, а длинный нос был закручен вверх наподобие птичьего клюва. Подобные маски употреблялись и во время похоронных обрядов. С культом огня были связаны шлемовидные маски с двумя или тремя лицами, украшенными зернами растений, рогом, перьями, раковинами. У не-которых африканских племен маски были увенчаны рогами буйвола. Зооморфные маски—наголовники, изображавшие мифических предков - антилопу, гип-попотама, обезьяну и др. животных, как правило, за-крывали всю фигуру участника ритуальной церемонии. Маски являлись неотъемлемой частью древнейших элементов театрального искусства, связанного с перевоплощением в различных животных. Во время обря-довой охоты ее участники облачались в шкуры живот-ных, подражали их повадкам, имитировали выслеживание зверя, его преследование, копировали действия человека при исполнении охотничьих тотемистических плясок. Не менее зрелищным было изображение умерших родственников и духов предков во время по-гребальных и поминальных церемоний, сопровождавшихся сольным и хоровым пением, ритуальными дви-жениями и жестами, возгласами удивления, ужаса, драматическими диалогами духов предков с умершим. У некоторых народов (йоруба) существовали тайные ритуальные религиозно-магические общества, члены которых изображали посланников из загробного мира, взывавших к умершему. Они надевали маски и костю-мы, так как, по поверьям, было опасно взирать на от-крытое лицо человека, выступавшего в роли умершего. Еще большие сценические возможности заключал в себе обряд инициации, кульминацией которого была битва юноши с чудовищем, состоявшая из трех эпизодов: проглатывание посвященного чудовищем, его пребывание в желудке и «изрыгание» в виде новорож-денного. По мере того, как обряды, ритуальные игры и танцы утрачивали сакральный смысл, они превраща-лись в светские представления.
В VII в. н.э., с началом арабских завоеваний в Северной и Западной Африке начался процесс ислами-зации различных племен, сопровождавшийся уничтожением местных художественных традиций. На севере Африки формируется магрибская культура, представлявшая собой сплав пуническо-берберской и арабской культур. Берберские традиции наиболее ощутимы в мавританском искусстве (города Фес, Рабат, в современном Марокко, Тлемсен в Алжире, Кайруан в Тунисе и др.): глухие внешние стены с зубцами, выложенные сырцовым рельефным орнаментом; шахтные дворы, окруженные трех- и четырехэтажными зданиями с башнями по углам; общественные кладовые с узкими проходами и сводчатыми камерами. К числу древнейших мечетей, сооруженных в Магрибе, относится ме-четь Сиди-Укба в Кайруане (VII в.). Она напоминает крепость: глухие массивные стены, укрепленные контр-форсами, минарет в форме мощной квадратной баш-ни, большой внутренний двор, окруженный мрамор-ными и гранитными колоннами с подковообразными арками. Неф перед михрабом (ниша) мечети увенчан двумя сферическими ребристыми куполами, минбар украшен резными панелями с геометрическим и растительным рисунком. В период правления Фатимидов был завоеван Египет, началось интенсивное строительство мечетей, многоярусных минаретов, нередко ци-линдрической формы в виде четвериков и восьмериков (византийское влияние), мавзолеев-усыпальниц, медресе с внутренними двориками, аркадами, цветной инкру-стацией на панелях (мечеть ибн–Ту луна, мечеть султана Хасака в Каире, мавзолеи-усыпальницы Мамлюков и др.). Вместе с исламом в Магрибе и Египте стали созда-ваться исторические хроники, повести о путешествиях с обилием этнографических подробностей, религиозные сочинения, деловые документы на арабском языке.
Крупнейшими очагами мусульманской культуры в Западной Африке в период зрелого Средневековья стали города Тимбукту, Дженне, Гао (государства Мали, Сонгаи). В Тимбукту воздвигались дворцы к мечети, в университете со 180 медресе велись записи местных фольклорных и авторских произведений на арабском языке. Прямоугольная в плане мечеть Джикгеребер с плоской крышей к глинобитными стенами, приникавший к ней приземистый минарет с глиняными башен-ками и мечеть Санкоре были украшены витиеватыми резными узорами к орнаментом в мавританского духе. В период позднего Средневековья черты арабской культуры получили своеобразное преломление в архитектуре Зимбабве, религиозном и торговом центре государства Каранга (Мономотапа) названном «Вели-ким Зимбабве» («дом из камня»).
Eгo грандиозный ком-плекс, самый большой в Африке памятник из камня после пирамид, состоял из крепости на холме (длина 244 м, ширина у основания 9 м, высота 9 м) с зигзаго-образным узором из тесаного камня, конической баш-ни, украшенной волнообразным узором, и храма. В XII–XVII вв. на юге Западной Африки существовала развитая культура городов-государств Ифе, Ойо, Бенин. Священный город народа йоруба Ифе прославил-ся своей скульптурой, отличавшейся жизненной достоверностью, тонкостью исполнения, внутренней напряженностью, стремление передать душевное состояние. Чаще всего, это изображения голов в нату-ральную величину, небольшие полуфигуры и группы, выполненные из бронзы или золота методом «утраченного воска». У йоруба существовал развитой народный театр, в котором главными были члены тайного ритуального общества Эгунгун («духи»). Они устраивали маскарадные шествия, исполняли танцы, пантомимы, гадали в костюмах и масках наиболее почитаемых предков. Искусство йоруба повлияло на культуру Бенина. В XIII–VI вв. в бассейне реки Конго появились раннеклассовые государства Конго, Лунда, Луба, Бу-шонго, в которых сложился культ священного правите-ля, зародилось жречество, возникло профессиональное ремесленное искусство. Но их самостоятельное разви-тие было прервано, начавшейся колонизацией африканских регионов, которая сопровождалась разрушени-ем традиционной культуры, истреблением коренного населения, вывозом богатств из порабощенных стран, созданием невольничьих рынков. К началу ХХ в. почти вся Африка была захвачена европейскими империалистическими державами. После второй мировой войны в среде африканской интеллигенции окрепло движение за независимость и возрождение национальной культуры. С образованием самостоятельных государств начался новый этап в развитии и взаимодействии различных художественных форм.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
113.92 кб

К вопросу об африканском культурном пространстве

Багана Жером , Хапилина Елена Владимировна
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся мультикультурного пространства франкоязычной Африки.
Читать PDF
238.13 кб

Образ демиурга и культурного героя в африканской мифологии

Татаровская Ирина Геннадьевна
В статье показано символическое значение образа змеи в мифологии народов Тропической и Южной Африки как демиурга и культурного героя.
Читать PDF
426.89 кб

Искусство слова и его мастера как хранители культурных традиций африканских народов

Татаровская Ирина Геннадьевна
В статье говорится, что в отсутствие письменной традиции в Африке сложилась особая культура передачи исторических знаний, преданий, мифов, культурных ценностей, религиозных и философских взглядов.
Читать PDF
106.03 кб

Роль африканских провинций в политической. Экономической и культурной жизни римской империи

Никитин A. H.
The work is devoted to revealing the role of the African provinces in a political, economic and cultural life of Roman Empire.
Читать PDF
468.54 кб

Влияние африканской культуры на формирование субкультурной идентичности современных растафари

Гатиатуллина Эльвира Ринатовна
Статья посвящена молодежным движениям как форме личностной самоидентификации, одному из наиболее распространенных способов изучения субкультур.