Агафий Миринейский

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Агафий Миринейский
ок.536 — ок.582) — визант. историк, поэт. Происходил из знатной семьи г. Мирина в Малой Азии. Получив блестящее образование в Константинополе и Александрии, он занялся адвокатской практикой в столице империи, но больше всего его привлекал труд ученого, историка, писателя. A.M. написал довольно много произведений различных жанров; как историк и поэт оставил значительный след в визант. историографии и лит. Главный труд A.M. — «О царствовании Юстиниана» (в 5 кн.) охватывает сравнительно небольшой отрезок времени — семь лет правления императора (552—558). В нем описаны главным образом войны под руководством полководца Нерсеса против готов, вандалов, франков и персов. Соч. A.M. — ценный источник по истории Византии.
Лит.: Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М.; Л., 1953; Культура Византии. IV — первая половина VII в. М., 1984; Левченко М.В. Византийский историк Агафий Миринейский и его мировоззрение // Визант. временник. Т. 3. 1950; Удалъцова З.В. Мировоззрение византийского историка Агафия Миринейского // Визант. временник. Т. 29. 1968.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Агафий Миринейский
византийский историк и поэт VI в. Родился в городке Мирины, в малоазийской области Эолида около 536 г., умер не позднее 582 г. Был сыном ритора Мемнона, вскоре после рождения Агафия переехавшего с семьей в столицу империи. Первоначальное образование получил в Александрии, потом в Константинополе, где посвятил себя юридической карьере, а на досуге занимался литературным творчеством. Получил широкую известность как автор эпиграмм, преимущественно эротического характера, из которых 101 стихотворение сохранилось до наших дней. Кроме того, Агафий был автором сочинения «О царствовании Юстиниана» в 5 книгах, продолжавшего исторические работы Прокопия Кесарийского и написанного под сильным влиянием стилистики предшественника. Сочинение Агафия охватывает временной период с 552 по 558 гг. и содержит описания войн с готами, вандалами, франками и гуннами, а также персидских войн. Работа Агафия является ценным источником информации по истории, религии и этнографии современного ему периода. В ней, например, содержатся сведения об указе императора Юстиниана о закрытии неоплатонической Академии в Афинах в 529 г. Это событие некоторыми историками расценивается как важная веха, знаменующая завершение периода античности и начало средневековья.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

АГАФИЙ МИРИНЕЙСКИЙ
ок.536 – ок.582) – уроженец малоазийского города Мирина, поэтхристианин, усвоивший многие положения античных философов, автор назидательных эпиграмм, стихотворений и эпитафий. В Александрии и в Константинополе он изучал риторику и юриспруденцию, составлял прошения и жалобы клиентам. Сблизившись с сановником императора Юстиниана, главой литературного кружка Павлом Силентиарием, Агафий опубликовал первые сборники стихов «Дафниака» и «Цикл», включив наряду с эпиграммами греческих поэтов (свыше 100) собственные эпиграммы анакреонтического типа, в которых он вслед за Эпикуром восхваляет того, «кто в игре да и в жизни умерен, В радости, в горе всегда мудрую меру блюдет». В стихотворные миниатюры он вставляет имена античных персонажей (Геро, Леандр, Гефест, Киприда, гетеры и др.), воспевает праведный суд Фемиды, которую нельзя умаслить «изворотливостью речи» и «пестротой слов». Как истый христианин он восхваляет смерть, означающую конец жизненных «бедствий и горя». Вот почему жадность, погоня за богатством кажутся ему совершенно бессмысленными: «Все у смертных пройдет и не вернется вовек!». В эпиграммах Агафий выступает против аскетизма, воспевает возвышенную любовь, целомудренных и добродетельных женщин. Его эпитафии посвящены красотам природы, описанию архитектурных памятников и их создателям. Решающую роль в становлении Агафия как историка сыграло знакомство с сочинением Прокопия Кесарийского ««История войн Юстиниана». Увлекшись историей, он написал обширный труд «О царствовании Юстиниана» в 65 книгах, в котором использовал различные исторические документы: рассказы византийских военачальников, послов, купцов, судебные протоколы, персидские хроники. В его сочинении, освещавшем семилетнее правление Юстиниана (552 – 258), большое внимание уделялось войнам императора с аварами, готами, персами, вандалами, славянами и другими народами. Агафий оправдывал военные походы Юстиниана, так как император, по его мнению, укреплял империю и защищал ее границы от варваров. Но в то же время война показана как величайшее зло, не имеющее ничего общего с божественной волей точно так же, как и императорская власть. Вслед за Платоном Агафий утверждал, что идеальный правитель – это философ на троне, заботящийся о всеобщем благе. Образец государственного устройства он искал в государстве Платона, где «философия и царство объединены в одно целое». «Высшим благом» для писателя является верховное божество, пронизывающее всю природу и обладающее совершенным разумом, а высшей формой деятельности Агафий объявляет труд ученого и историка. Из современных ему наук он выделил философию – вершину человеческой мысли – и историю, цель которой – «полезные деяния восхвалять, а бесполезные порицать». Свою задачу как историка он видел в том, чтобы соединить харит с музами, то есть сочетать изысканную форму с глубоким содержанием. В сочинении Агафия нет драматических сюжетов, ярких описаний, красочных индивидуальных характеристик. Его плавное, хронологически последовательное повествование насыщено назидательными нравоучениями, естественнонаучными экскурсами в духе александрийской школы.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012