Агиография
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: Основы православной культуры. 2011
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
вид цер-ков. лит., включающий рассказы о жизни святых (жития), мучеников (мартирологи), монахов.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Источник: Словарь историка 2011
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Источник: Словарь античности. 1989
По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывался из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включавшее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса.
Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X-XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие.
Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Kлимент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках.
Древнейший сборник житий святых на Востоке принадлежит Дорофею, епископу Тирскому (IV в.) – «Сказание о семидесяти апостолах», затем «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея (IV в.), сборник Феодора Kиррского (V в.), «Лимонарь» (или «Цветник») Иоанна Мосха.
Жития святых встречаются и в сборниках смешанного содержания (прологи, синаксари, минеи, патерики), и в календарях, месяцесловах и святцах.
Прологом называется книга, содержащая описание житий святых и указания относительно празднований в их честь. У греков эти сборники назывались синаксарями. Самый древний из них – рукописный синаксарь из собрания епископа Порфирия (Успенского); затем следует синаксарь императора Василия (X в.). Русские прологи представляют собой переделки этого Синаксаря.
С введением на Руси христианства минеи являются первыми сборниками житий святых. Затем появляются патерики, вначале переводные: синайский («Лимонарь»), азбучный, скитский, египетский; затем по их образцу был составлен первый русский «Патерик Kиево- Печерский». Kалендари стали составляться уже в I в. христианства, а в IV в. они были настолько полны, что содержали имена на все дни года.
Месяцесловы не столь давнего происхождения. Они обычно прилагаются к богослужебному Евангелию или Апостолу. Древнейший из них приложен к Остромирову Евангелию (XII в.).
Святцы – разновидность календарей, но содержание их более подробно, и они существуют отдельно. Древнейшие русские агиографические сказания – Жития святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, составленные прп. Нестором в XII в. В XV в. как составитель агиографических сборников известен митрополит Kиприан: Жития святителя Петра Московского, прп. Сергия Радонежского, прп. Никона, св. Kирилла Белозерского, св. Новгородских архиепископов Моисея и Иоанна, Слово о перенесении мощей св. Петра. XVI в. является периодом расцвета русской агиографии. При непосредственном участии Макария, митрополита Московского, были составлены «Великие Минеи-Четьи», в которые были внесены все имевшиеся к тому времени жития русских святых.
Центром христианской культуры на юге России была Kиево-Печерская Лавра. Kиевский митрополит Петр Могила собрал материалы, относящиеся к житиям главным образом южнорусских святых, а киево-печерские архимандриты Иннокентий и Варлаам продолжили его дело. Затем к работе был привлечен св. Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский, который, пользуясь сборником Метафраста, «Великими Четьями- Минеями» Макария и другими пособиями, составил Четьи-Минеи святых всей Церкви, включая южнорусских. Первое издание Житий святых Димитрия Ростовского было в 1711- 1718 гг.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.
Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь "другом Божиим", входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.
В принципе, житие святого - это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции - Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.
Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994
Эпоха патристики. А. возникла во II в. н.э. вместе с почитанием святых. Первыми документами агиогр. характера были записи о подвигах мучеников (Акты мучеников), а также списки святых, которые получили название мартирологов. Древнейшими из таких списков на Западе были составленные в IV в. в Риме Depositio martyrum и Depositio episcoporum, а также т.н. Мартиролог Иеронима (Martyrologium Hieronymianum). Из скупых хронологических записей А. вскоре превратилась в лит. жанр со своими худож. приемами и определенным набором стандартных образов и выражений, тем самым во многом утратив ист. достоверность. В период гонений на христиан в Римской империи типичным агиогр. произведением было Passio (мученичество, страдание), затем доминирующее положение приобретает Vita (жизнеописание, житие). Одной из самых древних христ. биографий считается Vita et passio Cypriani (сер. III в.). Образцом для жизнеописаний монахов стало созданное ок. 360 Афанасием Великим Житие Антония Великого.
В V в. стали появляться агиогр. сборники — патерики, наиболее известными из которых являются: на Востоке — Синайский патерик, Луг духовный Иоанна Мосха, на Западе — Dialogi de vita patrum Italicorum et de aeternitate animarum (Диалоги о жизни италийских Отцов и о бессмертии душ) Григория I Великого и Liber de vita patrum (Книга о жизни Отцов) Григория Турского. В это время сформировалась агиогр. традиция, которая получила широкое распространение в Средние века: описание чудесных событий, связанных с данным святым и произошедших после его смерти (de miraculis post mortem).
Средневековье. В Средние века А. стала доминирующим жанром лит-ры. Хотя в некоторых своих образцах она приобрела характер фантастического повествования, в ней всегда сохранялось определенное фактологическое содержание, вследствие чего она не перестала быть ист. источником, а при скудости ср.-век. хроник — подчас и единственным, по которому возможно восстановить реальный образ святого, факты его жизни и деятельности. Получали развитие все агиогр. жанры: мартирологи, наиболее значительными из которых были мартирологи Беды Достопочтенного, Адона Виеннского, Рабана Мавра, а также жития, наиболее известными авторами которых были Хукбальд, Одон Клюнийский, Флодоард, Петр Дамиан, Фома Челанский. В XIII в. возник жанр компилятивных агиогр. сборников дидактического характера — легендариев, представлявших собой собрания сокращенных житий святых и совершенных ими чудес. В числе таких соч. — Speculum historiale (Зерцало историческое, ок. 1244) Винсент из Бове, Legenda aurea (Золотая легенда, ок. 1258) Иакова Ворагинского. Особую разновидность агиогр. трудов составляли офиц. материалы процессов канонизации.
Новое время. В XVII в. было положено начало критич. подходу в А. Разработка науч. методов в А. связана с именами Ж. Болланда и Ж. Мабийона, а впоследствии — с основанными ими конгрегациями болландистов и мавристов. Проделанная ими работа по изданию ср.-век. агиогр. текстов до сих пор не утратила своего науч. значения. В XVIII в. появились национальные агиогр. издания, напр., во Франции — Gallia christiana, в Германии — Germania sacra, в Швейцарии — Helvetica sacra, в Италии — Italia sacra.
В XIX в. начали выходить критич. издания агиогр. текстов, снабженные ист. исследованиями и комментариями, а также издания энциклопедического характера: Dictionnaire hagiographique (1850), VollstКndiges Heiligen-Lexikon (4 Bd., 1858–82). В XX в. продолжалось развитие всех направлений А.: научно-ист. исследования с критич. изданиями текстов, как правило, с параллельным переводом на совр. языки; издание энциклопедий, наиболее представительной из которых является Bibliotheca sanctorum в 16 томах (1961–99); издание материалов совр. канонизационных процессов; а также художественная лит-ра, сюжетом которой стала жизнь и деятельность святых (в числе авторов — Т.С. Элиот, Г.К. Честертон, Р. Брандштеттер и др.).
А. в России
Первым агиогр. соч. на слав. языке стал выполненный во 2-й пол. IX в. архиеп. Мефодием (Кирилл и Мефодий) или его ближайшими учениками перевод одного из патериков (вероятно, Диалогов Папы Григория I Великого). После принятия крещения на Руси появилось много переводной агиогр. лит-ры. Первыми памятниками русской А. являются сказания о Борисе и Глебе. Центром А. в Киевской Руси стала Киево-Печерская лавра, в которой был написан первый рус. патерик. Помимо доминирующего визант. влияния на рус. А., было ощутимо влияние также и западной А. (жития Людмилы, Вячеслава). В XV в. в Москве под руководством митр. Макария Московского был создан огромный агиогр. свод Великие Минеи-Четии, в состав которого вошли также памятники латинской А. Следующее крупное многотомное агиогр. собрание появилось на рубеже XVII–XVIII вв. Его автор, митр. Димитрий Ростовский, во многом опирался на труды болландистов, используя опубликованные ими источники. В XIX в. в связи с пробуждением интереса к нац. древностям было издано много древнерус. житийной лит-ры, а также появились серьезные ист. исследования по А., среди которых особое значение имели труды Голубинского и Ключевского. В XX в. продолжилась работа по изданию древнерус. агиогр. текстов и их исследованию. Центром этой работы стал Отдел древнерусской литературы Пушкинского дома в Ленинграде.
Лит-ра: Соболевский А.И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910; Ключевский В.О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1988; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998; Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Йge. P., 1908; Delehaye H. Cinq leНons sur la mОthode hagiographique. Bru., 1934; Aigrain R. L’hagiographie: Ses sources, ses mОthodes, son histoire. P., 1953; Meinhold P. Geschichte der kirchlichen Heiligen. Fr., 1967. 2 Bd.; Witkowska A. // EK 6, 475–484.
В. Задворный
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002