Агиография

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Агиография
жития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АГИОГРАФИЯ
от греческого hagios - святой и grapho - пищу), вид церковной литературы - жизнеописания святых (см. Жития святых).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

АГИОГРАФИЯ
от греч. agios - святой и grapo - пишу, описываю) - вид церковно-ист. лит-ры, содержащий описание жизни "святых". См. Жития святых.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АГИОГРАФИЯ
Раздел христианской литературы. С греческого языка слово переводится как «описание святых». По жанрам агиография разделяется на жития святых, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах.

Источник: Основы православной культуры. 2011

АГИОГРАФИЯ
греч. — описание святых) — раздел церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний святых, а также литературного, исторического, археологического, литургического и народно-культового материала, связанного с ними.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Агиография
греч. agios - святой, grapho - писать)
   вид цер-ков. лит., включающий рассказы о жизни святых (жития), мучеников (мартирологи), монахов.
   Я.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АГИОГРАФИЯ
1) вид церковной литературы – жизнеописания святых. А. – ценный источник знаний, используемый представителями различных гуманитарных наук: историками, литературоведами, археографами, лингвистами, искусствоведами, религиоведами; 2) в переносном смысле – напыщенное, неправдоподобное жизнеописание.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Агиография
греч.) - жизнеописания святых, жития, деяния мучеников. Авторы их - агиографы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках современной им истории и повседневной жизни. Поэтому при соответствующем критическом подходе агиографическая литература дает ценную информацию как исторический источник.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Агиография
В узком смысле слова агиография - это рассказы о жизни святых и о совершенных ими чудесах. В Средние века не было четкого различия между историей и агиографией. Этот термин употребляется также для обозначения научных исследований, посвященных культу святых. Поскольку жития святых всегда представляли собой апологии, данным термином - в широком смысле слова и зачастую с критической коннотацией - называют биографические сочинения и речи, содержащие безоговорочное восхваление героя.

Источник: Словарь историка 2011

Агиография
греч. hagios — святой, grapho — пишу, описываю) — вид церк. лит. — жизнеописания святых. Западная и визант. агиографическая лит. имеет ценность для культурной, социальной и языковой истории, так как ее авторы (главным образом монахи), давая жизнеописания святых, описывали и современный им мир. Агиографич. сочинения начали издаваться с 1643 г. обществом иезуитов-болландистов (Антверпен); одним из его основателей был Иоганн Болланд (1596—1665). «Деяния святых» («Acta Sanctorum»), изданные болландистами, — ценнейший ист. источник.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АГИОГРАФИЯ
от греч. hagios – святой и grapho – пишу), жития святых, описание жизни, благочестивых деяний, подвигов или страданий людей, которых церковь после смерти канонизировала (причислила к лику святых); один из основных жанров средневековой литературы. Агиографическая литература, возникшая на основе сказаний о первых христианских мучениках, книг Нового Завета, др. памятников ранней христианской литературы, постепенно выработала канон, по которому писались жития (рождение в благочестивой семье; ранняя набожность; аскетизм; подвиги – мученические, проповеднические, военные и др.; гибель; чудеса, творимые мощами святого; похвальное слово святому). От близкого к ней жанра биографии агиографическая литература отличается религиозной целью прославления своего героя.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

АГИОГРАФИЯ
(греч. Hagios — святой + graphio — пишу — жизнеописания святых) — литература о жизни и деяниях святых: знаменитых патриархов, еписко-пов, монахов — основателей тех или иных монастырей, а также светских лиц, признанных церковью святыми. Канон этого жанра требовал трехчастного изложения — вступления, собственно жития и заключения. Во вступлении автор просил прощения у читате-лей за свое неумение писать. Основная часть перечисляла деяния святого, его подвиг и обычно дава-лась на контрасте с отрицательным героем. Заключение содержало похвалу герою. Жанр жития неподви-жен, он исключает описание становления характера героя и сводится к подбору материалов, подтверждающих его святость. Поэтому можно провести параллель между житийной литературой и иконописью, построенной на основе тех же требований.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Агиография
(греч.), жизнеописания святых, охватывают деятельность мучеников и жития святых. Позднее были сведены в сборники для литургич. употребления, причем имена святых и мучеников последовательно были отнесены на отдельные дни месяца. Обширная визант. и зап. агиографич. литература имеет определ. ценность для социальной, культурной и языковой истории, т. к. авторы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках совр. им истории. Читателю предоставляется возможность заглянуть в малоизвестную повседневную жизнь низших слоев народа. Конечно, оценка этих источников затрудняется принятой в них датировкой событий и назидательными тенденциями. С 1643 кружок брюссельских иезуитов-болландистов (основатель — Иоганн Болланд, 1596 — 1665) издавал агиографич. источники в «Acta Sanctorum», из которых до сих пор вышло 67 томов.

Источник: Словарь античности. 1989

АГИОГРАФИЯ
(греч. «описание святых») – обширный раздел христианской литературы. При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых, мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах. Жития и мартирии разделялись, в свою очередь, на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь.
По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывался из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включавшее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса.
Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X-XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие.
Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Kлимент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках.
Древнейший сборник житий святых на Востоке принадлежит Дорофею, епископу Тирскому (IV в.) – «Сказание о семидесяти апостолах», затем «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея (IV в.), сборник Феодора Kиррского (V в.), «Лимонарь» (или «Цветник») Иоанна Мосха.
Жития святых встречаются и в сборниках смешанного содержания (прологи, синаксари, минеи, патерики), и в календарях, месяцесловах и святцах.
Прологом называется книга, содержащая описание житий святых и указания относительно празднований в их честь. У греков эти сборники назывались синаксарями. Самый древний из них – рукописный синаксарь из собрания епископа Порфирия (Успенского); затем следует синаксарь императора Василия (X в.). Русские прологи представляют собой переделки этого Синаксаря.
С введением на Руси христианства минеи являются первыми сборниками житий святых. Затем появляются патерики, вначале переводные: синайский («Лимонарь»), азбучный, скитский, египетский; затем по их образцу был составлен первый русский «Патерик Kиево- Печерский». Kалендари стали составляться уже в I в. христианства, а в IV в. они были настолько полны, что содержали имена на все дни года.
Месяцесловы не столь давнего происхождения. Они обычно прилагаются к богослужебному Евангелию или Апостолу. Древнейший из них приложен к Остромирову Евангелию (XII в.).
Святцы – разновидность календарей, но содержание их более подробно, и они существуют отдельно. Древнейшие русские агиографические сказания – Жития святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, составленные прп. Нестором в XII в. В XV в. как составитель агиографических сборников известен митрополит Kиприан: Жития святителя Петра Московского, прп. Сергия Радонежского, прп. Никона, св. Kирилла Белозерского, св. Новгородских архиепископов Моисея и Иоанна, Слово о перенесении мощей св. Петра. XVI в. является периодом расцвета русской агиографии. При непосредственном участии Макария, митрополита Московского, были составлены «Великие Минеи-Четьи», в которые были внесены все имевшиеся к тому времени жития русских святых.
Центром христианской культуры на юге России была Kиево-Печерская Лавра. Kиевский митрополит Петр Могила собрал материалы, относящиеся к житиям главным образом южнорусских святых, а киево-печерские архимандриты Иннокентий и Варлаам продолжили его дело. Затем к работе был привлечен св. Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский, который, пользуясь сборником Метафраста, «Великими Четьями- Минеями» Макария и другими пособиями, составил Четьи-Минеи святых всей Церкви, включая южнорусских. Первое издание Житий святых Димитрия Ростовского было в 1711- 1718 гг.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Агиография
от гр. agios "святой" и grafw "пишу"), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.
Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.
Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь "другом Божиим", входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.
В принципе, житие святого - это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции - Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Агиография
от греч. ????? — святой, ????? — писать) — литература о жизни и деятельности святых, направленная на развитие их почитания в Церкви; также раздел историографии, посвященный этой теме.
Эпоха патристики. А. возникла во II в. н.э. вместе с почитанием святых. Первыми документами агиогр. характера были записи о подвигах мучеников (Акты мучеников), а также списки святых, которые получили название мартирологов. Древнейшими из таких списков на Западе были составленные в IV в. в Риме Depositio martyrum и Depositio episcoporum, а также т.н. Мартиролог Иеронима (Martyrologium Hieronymianum). Из скупых хронологических записей А. вскоре превратилась в лит. жанр со своими худож. приемами и определенным набором стандартных образов и выражений, тем самым во многом утратив ист. достоверность. В период гонений на христиан в Римской империи типичным агиогр. произведением было Passio (мученичество, страдание), затем доминирующее положение приобретает Vita (жизнеописание, житие). Одной из самых древних христ. биографий считается Vita et passio Cypriani (сер. III в.). Образцом для жизнеописаний монахов стало созданное ок. 360 Афанасием Великим Житие Антония Великого.
В V в. стали появляться агиогр. сборники — патерики, наиболее известными из которых являются: на Востоке — Синайский патерик, Луг духовный Иоанна Мосха, на Западе — Dialogi de vita patrum Italicorum et de aeternitate animarum (Диалоги о жизни италийских Отцов и о бессмертии душ) Григория I Великого и Liber de vita patrum (Книга о жизни Отцов) Григория Турского. В это время сформировалась агиогр. традиция, которая получила широкое распространение в Средние века: описание чудесных событий, связанных с данным святым и произошедших после его смерти (de miraculis post mortem).
Средневековье. В Средние века А. стала доминирующим жанром лит-ры. Хотя в некоторых своих образцах она приобрела характер фантастического повествования, в ней всегда сохранялось определенное фактологическое содержание, вследствие чего она не перестала быть ист. источником, а при скудости ср.-век. хроник — подчас и единственным, по которому возможно восстановить реальный образ святого, факты его жизни и деятельности. Получали развитие все агиогр. жанры: мартирологи, наиболее значительными из которых были мартирологи Беды Достопочтенного, Адона Виеннского, Рабана Мавра, а также жития, наиболее известными авторами которых были Хукбальд, Одон Клюнийский, Флодоард, Петр Дамиан, Фома Челанский. В XIII в. возник жанр компилятивных агиогр. сборников дидактического характера — легендариев, представлявших собой собрания сокращенных житий святых и совершенных ими чудес. В числе таких соч. — Speculum historiale (Зерцало историческое, ок. 1244) Винсент из Бове, Legenda aurea (Золотая легенда, ок. 1258) Иакова Ворагинского. Особую разновидность агиогр. трудов составляли офиц. материалы процессов канонизации.
Новое время. В XVII в. было положено начало критич. подходу в А. Разработка науч. методов в А. связана с именами Ж. Болланда и Ж. Мабийона, а впоследствии — с основанными ими конгрегациями болландистов и мавристов. Проделанная ими работа по изданию ср.-век. агиогр. текстов до сих пор не утратила своего науч. значения. В XVIII в. появились национальные агиогр. издания, напр., во Франции — Gallia christiana, в Германии — Germania sacra, в Швейцарии — Helvetica sacra, в Италии — Italia sacra.
В XIX в. начали выходить критич. издания агиогр. текстов, снабженные ист. исследованиями и комментариями, а также издания энциклопедического характера: Dictionnaire hagiographique (1850), VollstКndiges Heiligen-Lexikon (4 Bd., 1858–82). В XX в. продолжалось развитие всех направлений А.: научно-ист. исследования с критич. изданиями текстов, как правило, с параллельным переводом на совр. языки; издание энциклопедий, наиболее представительной из которых является Bibliotheca sanctorum в 16 томах (1961–99); издание материалов совр. канонизационных процессов; а также художественная лит-ра, сюжетом которой стала жизнь и деятельность святых (в числе авторов — Т.С. Элиот, Г.К. Честертон, Р. Брандштеттер и др.).
А. в России
Первым агиогр. соч. на слав. языке стал выполненный во 2-й пол. IX в. архиеп. Мефодием (Кирилл и Мефодий) или его ближайшими учениками перевод одного из патериков (вероятно, Диалогов Папы Григория I Великого). После принятия крещения на Руси появилось много переводной агиогр. лит-ры. Первыми памятниками русской А. являются сказания о Борисе и Глебе. Центром А. в Киевской Руси стала Киево-Печерская лавра, в которой был написан первый рус. патерик. Помимо доминирующего визант. влияния на рус. А., было ощутимо влияние также и западной А. (жития Людмилы, Вячеслава). В XV в. в Москве под руководством митр. Макария Московского был создан огромный агиогр. свод Великие Минеи-Четии, в состав которого вошли также памятники латинской А. Следующее крупное многотомное агиогр. собрание появилось на рубеже XVII–XVIII вв. Его автор, митр. Димитрий Ростовский, во многом опирался на труды болландистов, используя опубликованные ими источники. В XIX в. в связи с пробуждением интереса к нац. древностям было издано много древнерус. житийной лит-ры, а также появились серьезные ист. исследования по А., среди которых особое значение имели труды Голубинского и Ключевского. В XX в. продолжилась работа по изданию древнерус. агиогр. текстов и их исследованию. Центром этой работы стал Отдел древнерусской литературы Пушкинского дома в Ленинграде.
Лит-ра: Соболевский А.И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910; Ключевский В.О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1988; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998; Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Йge. P., 1908; Delehaye H. Cinq leНons sur la mОthode hagiographique. Bru., 1934; Aigrain R. L’hagiographie: Ses sources, ses mОthodes, son histoire. P., 1953; Meinhold P. Geschichte der kirchlichen Heiligen. Fr., 1967. 2 Bd.; Witkowska A. // EK 6, 475–484.
В. Задворный

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
193.97 кб

«Житие антиохийского патриарха Христофора» и византийская агиография

Моисеева София Александровна
Автор статьи, признавая в рассматриваемом произведении, во-первых, этап развития сирийской ветви мелькитского летописания и, вовторых, зарождающийся на антиохийской почве жанр городской хроники, акцентирует внимание на реализации
Читать PDF
149.02 кб

Крымская агиография как отражение изменений в политической и церковной структуре Таврики иконоборчес

Могаричев Ю. М.
The article deals with hagiographic works on the 'Crimean' saints who were canonized mainly on the initiatrive of the local political and church elite. These are Lives of Stefan Surozhsky, St.
Читать PDF
160.00 кб

2004. 03. 019-020. Шиитская агиография. 2004. 01. 019. Amir-moezzi, Mohammad all considerations surl

Кораев Т. К.
Читать PDF
107.24 кб

Сербская историческая агиография: между хроникой и житием

Алексеев Сергей Викторович
Статья посвящена жанровым особенностям наиболее значительного памятника сербской средневековой историографии «Житиям королей и архиепископов сербских» архиепископа Даниила II и его продолжателей.
Читать PDF
293.72 кб

Мороз Б. А. Святые Русского Севера: народная агиография

Раденкович Л.
Читать PDF
137.61 кб

Агиография и педагогика раннего средневековья

Ефимов А. С.
В статье рассматривается место агиографии в педагогической традиции раннего западноевропейского Средневековья, прежде всего в пределах Франкского королевства.
Читать PDF
225.93 кб

К вопросу о критериях канонизации святых Русской Православной Церкви: агиография и литература

Игумен Дамаскин (орловский)
В статье анализируется историческое значение агиографии, изучающей жития святых как церковно-исторический жанр, описываются характерные особенности агиографии, отличающие её от жизнеописаний подвижников благочестия.
Читать PDF
115.70 кб

Моисеева С. А. Арабская мелькитская агиография IX-XI веков. М. : Изд-во ПСТГУ, 2015 (серия «Литерату

Панченко Константин Александрович
Читать PDF
53.10 кб

Современная Российская агиография и проблемы культурно-исторической памяти

Семененко-Басин Илья Викторович
Почитание святых традиционный элемент христианской религиозной культуры. В последней четверти ХХ в. происходили канонизации жертв коммунистического режима в Советской России. В 1981-2000 гг.
Читать PDF
621.91 кб

Донатистская агиография и римское государство

Мамонтов Андрей Леонидович
В настоящей статье рассмотрены семь дошедших произведений донатистской агиографии. В ходе исследования было выяснено, что атрибуция части текстов донатистам сомнительна (особенно «Мученичество Киприана»).
Читать PDF
255.89 кб

Псковская агиография как источник по истории русско-ливонских отношений XIII-XV вв. : к постановке в

Подберёзкин Филипп Дмитриевич
Жития псковских святых ранее комплексно не привлекались при исследовании русско-ливонских отношений.
Читать PDF
285.97 кб

Агиография, эпиграфика и нумизматика: "Мученичество Пиония" в историческом контексте

Пантелеев Алексей Дмитриевич
В спорах о датировке событий и времени создания «Мученичества Пиония» часто используются данные эпиграфики и нумизматики.
Читать PDF
0.00 байт

ВИЗУАЛЬНО-ТЕКСТОВАЯ АГИОГРАФИЯ В НАСТЕННЫХ ЛИСТАХ СОВРЕМЕННЫХ СТАРООБРЯДЦЕВ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ

Костров Александр Валерьевич, Моррис Тамара Балдановна
В последнее время у некоторых старообрядческих согласий происходит ренессанс настенного листа, который в новых условиях бытования принимает разные специфические формы.
Читать PDF
0.00 байт

Агиография XX века. Проблема жанра и методов его исследования

Макаренко Евгения Константиновна
Статья посвящена малоисследованной в современном литературоведении проблеме агиографии последних веков: проблемы развития и функционирования жанра жития святых XVIII XXI вв. и методов его исследования.
Читать PDF
0.00 байт

II Международный научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве»

Дорофеева Людмила Григорьевна
Представлена информация о прошедшем 9-10 октября 2017 года в БФУ им. И. Канта Международном научном семинаре «Агиография в русском культурном пространстве».

Похожие термины:

  • АГИОГРАФИЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

    греч. hagios – святой, grapho – пишу) – вид христианской литературы, посвященный жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми. Ее основными жанрами были жития святых, мартирии, видения, чудеса, хожде
  • Варлаам, агиограф

    (в миру псковский священник Василий) — агиограф, составивший (с 1542 по 1563 г.), по поручению митрополита Макария, жития многих русских святых. За житие Евфросина псковского, в котором высказывается мн
  • Агиографы

    греческие и латинские христианские писатели, авторы биографий святых. Произведения агиографов обладают различной исторической ценностью. Агиография — это разновидность аскетической литератур