АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГАГИОГРАФИЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Агиография

Найдено 13 определений термина Агиография

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Агиография

жития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

АГИОГРАФИЯ

от греческого hagios - святой и grapho - пищу), вид церковной литературы - жизнеописания святых (см. Жития святых).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

АГИОГРАФИЯ

от греч. agios - святой и grapo - пишу, описываю) - вид церковно-ист. лит-ры, содержащий описание жизни "святых". См. Жития святых.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

АГИОГРАФИЯ

Раздел христианской литературы. С греческого языка слово переводится как «описание святых». По жанрам агиография разделяется на жития святых, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы православной культуры

АГИОГРАФИЯ

греч. — описание святых) — раздел церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний святых, а также литературного, исторического, археологического, литургического и народно-культового материала, связанного с ними.

      

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Агиография

греч. agios - святой, grapho - писать)

   вид цер-ков. лит., включающий рассказы о жизни святых (жития), мучеников (мартирологи), монахов.

   Я.Ш.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

Агиография

греч.) - жизнеописания святых, жития, деяния мучеников. Авторы их - агиографы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках современной им истории и повседневной жизни. Поэтому при соответствующем критическом подходе агиографическая литература дает ценную информацию как исторический источник.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Агиография

греч. hagios — святой, grapho — пишу, описываю) — вид церк. лит. — жизнеописания святых. Западная и визант. агиографическая лит. имеет ценность для культурной, социальной и языковой истории, так как ее авторы (главным образом монахи), давая жизнеописания святых, описывали и современный им мир. Агиографич. сочинения начали издаваться с 1643 г. обществом иезуитов-болландистов (Антверпен); одним из его основателей был Иоганн Болланд (1596—1665). «Деяния святых» («Acta Sanctorum»), изданные болландистами, — ценнейший ист. источник.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

АГИОГРАФИЯ

от греч. hagios – святой и grapho – пишу), жития святых, описание жизни, благочестивых деяний, подвигов или страданий людей, которых церковь после смерти канонизировала (причислила к лику святых); один из основных жанров средневековой литературы. Агиографическая литература, возникшая на основе сказаний о первых христианских мучениках, книг Нового Завета, др. памятников ранней христианской литературы, постепенно выработала канон, по которому писались жития (рождение в благочестивой семье; ранняя набожность; аскетизм; подвиги – мученические, проповеднические, военные и др.; гибель; чудеса, творимые мощами святого; похвальное слово святому). От близкого к ней жанра биографии агиографическая литература отличается религиозной целью прославления своего героя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

АГИОГРАФИЯ

(греч. Hagios — святой + graphio — пишу — жизнеописания святых) — литература о жизни и деяниях святых: знаменитых патриархов, еписко-пов, монахов — основателей тех или иных монастырей, а также светских лиц, признанных церковью святыми. Канон этого жанра требовал трехчастного изложения — вступления, собственно жития и заключения. Во вступлении автор просил прощения у читате-лей за свое неумение писать. Основная часть перечисляла деяния святого, его подвиг и обычно дава-лась на контрасте с отрицательным героем. Заключение содержало похвалу герою. Жанр жития неподви-жен, он исключает описание становления характера героя и сводится к подбору материалов, подтверждающих его святость. Поэтому можно провести параллель между житийной литературой и иконописью, построенной на основе тех же требований.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

Агиография

(греч.), жизнеописания святых, охватывают деятельность мучеников и жития святых. Позднее были сведены в сборники для литургич. употребления, причем имена святых и мучеников последовательно были отнесены на отдельные дни месяца. Обширная визант. и зап. агиографич. литература имеет определ. ценность для социальной, культурной и языковой истории, т. к. авторы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках совр. им истории. Читателю предоставляется возможность заглянуть в малоизвестную повседневную жизнь низших слоев народа. Конечно, оценка этих источников затрудняется принятой в них датировкой событий и назидательными тенденциями. С 1643 кружок брюссельских иезуитов-болландистов (основатель — Иоганн Болланд, 1596 — 1665) издавал агиографич. источники в «Acta Sanctorum», из которых до сих пор вышло 67 томов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Агиография

от гр. agios "святой" и grafw "пишу"), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь "другом Божиим", входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

В принципе, житие святого - это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции - Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов

Агиография

от греч. ????? — святой, ????? — писать) — литература о жизни и деятельности святых, направленная на развитие их почитания в Церкви; также раздел историографии, посвященный этой теме.

Эпоха патристики. А. возникла во II в. н.э. вместе с почитанием святых. Первыми документами агиогр. характера были записи о подвигах мучеников (Акты мучеников), а также списки святых, которые получили название мартирологов. Древнейшими из таких списков на Западе были составленные в IV в. в Риме Depositio martyrum и Depositio episcoporum, а также т.н. Мартиролог Иеронима (Martyrologium Hieronymianum). Из скупых хронологических записей А. вскоре превратилась в лит. жанр со своими худож. приемами и определенным набором стандартных образов и выражений, тем самым во многом утратив ист. достоверность. В период гонений на христиан в Римской империи типичным агиогр. произведением было Passio (мученичество, страдание), затем доминирующее положение приобретает Vita (жизнеописание, житие). Одной из самых древних христ. биографий считается Vita et passio Cypriani (сер. III в.). Образцом для жизнеописаний монахов стало созданное ок. 360 Афанасием Великим Житие Антония Великого.

В V в. стали появляться агиогр. сборники — патерики, наиболее известными из которых являются: на Востоке — Синайский патерик, Луг духовный Иоанна Мосха, на Западе — Dialogi de vita patrum Italicorum et de aeternitate animarum (Диалоги о жизни италийских Отцов и о бессмертии душ) Григория I Великого и Liber de vita patrum (Книга о жизни Отцов) Григория Турского. В это время сформировалась агиогр. традиция, которая получила широкое распространение в Средние века: описание чудесных событий, связанных с данным святым и произошедших после его смерти (de miraculis post mortem).

Средневековье. В Средние века А. стала доминирующим жанром лит-ры. Хотя в некоторых своих образцах она приобрела характер фантастического повествования, в ней всегда сохранялось определенное фактологическое содержание, вследствие чего она не перестала быть ист. источником, а при скудости ср.-век. хроник — подчас и единственным, по которому возможно восстановить реальный образ святого, факты его жизни и деятельности. Получали развитие все агиогр. жанры: мартирологи, наиболее значительными из которых были мартирологи Беды Достопочтенного, Адона Виеннского, Рабана Мавра, а также жития, наиболее известными авторами которых были Хукбальд, Одон Клюнийский, Флодоард, Петр Дамиан, Фома Челанский. В XIII в. возник жанр компилятивных агиогр. сборников дидактического характера — легендариев, представлявших собой собрания сокращенных житий святых и совершенных ими чудес. В числе таких соч. — Speculum historiale (Зерцало историческое, ок. 1244) Винсент из Бове, Legenda aurea (Золотая легенда, ок. 1258) Иакова Ворагинского. Особую разновидность агиогр. трудов составляли офиц. материалы процессов канонизации.

Новое время. В XVII в. было положено начало критич. подходу в А. Разработка науч. методов в А. связана с именами Ж. Болланда и Ж. Мабийона, а впоследствии — с основанными ими конгрегациями болландистов и мавристов. Проделанная ими работа по изданию ср.-век. агиогр. текстов до сих пор не утратила своего науч. значения. В XVIII в. появились национальные агиогр. издания, напр., во Франции — Gallia christiana, в Германии — Germania sacra, в Швейцарии — Helvetica sacra, в Италии — Italia sacra.

В XIX в. начали выходить критич. издания агиогр. текстов, снабженные ист. исследованиями и комментариями, а также издания энциклопедического характера: Dictionnaire hagiographique (1850), VollstКndiges Heiligen-Lexikon (4 Bd., 1858–82). В XX в. продолжалось развитие всех направлений А.: научно-ист. исследования с критич. изданиями текстов, как правило, с параллельным переводом на совр. языки; издание энциклопедий, наиболее представительной из которых является Bibliotheca sanctorum в 16 томах (1961–99); издание материалов совр. канонизационных процессов; а также художественная лит-ра, сюжетом которой стала жизнь и деятельность святых (в числе авторов — Т.С. Элиот, Г.К. Честертон, Р. Брандштеттер и др.).

А. в России

Первым агиогр. соч. на слав. языке стал выполненный во 2-й пол. IX в. архиеп. Мефодием (Кирилл и Мефодий) или его ближайшими учениками перевод одного из патериков (вероятно, Диалогов Папы Григория I Великого). После принятия крещения на Руси появилось много переводной агиогр. лит-ры. Первыми памятниками русской А. являются сказания о Борисе и Глебе. Центром А. в Киевской Руси стала Киево-Печерская лавра, в которой был написан первый рус. патерик. Помимо доминирующего визант. влияния на рус. А., было ощутимо влияние также и западной А. (жития Людмилы, Вячеслава). В XV в. в Москве под руководством митр. Макария Московского был создан огромный агиогр. свод Великие Минеи-Четии, в состав которого вошли также памятники латинской А. Следующее крупное многотомное агиогр. собрание появилось на рубеже XVII–XVIII вв. Его автор, митр. Димитрий Ростовский, во многом опирался на труды болландистов, используя опубликованные ими источники. В XIX в. в связи с пробуждением интереса к нац. древностям было издано много древнерус. житийной лит-ры, а также появились серьезные ист. исследования по А., среди которых особое значение имели труды Голубинского и Ключевского. В XX в. продолжилась работа по изданию древнерус. агиогр. текстов и их исследованию. Центром этой работы стал Отдел древнерусской литературы Пушкинского дома в Ленинграде.

Лит-ра: Соболевский А.И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910; Ключевский В.О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1988; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998; Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Йge. P., 1908; Delehaye H. Cinq leНons sur la mОthode hagiographique. Bru., 1934; Aigrain R. L’hagiographie: Ses sources, ses mОthodes, son histoire. P., 1953; Meinhold P. Geschichte der kirchlichen Heiligen. Fr., 1967. 2 Bd.; Witkowska A. // EK 6, 475–484.

В. Задворный

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т.

Найдено схем по теме Агиография — 0

Найдено научныех статей по теме Агиография — 0

Найдено книг по теме Агиография — 0

Найдено презентаций по теме Агиография — 0

Найдено рефератов по теме Агиография — 0