Аид

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аид
в греческой мифологии бог подземного мира и царства мертвых. Аид - также само царство мертвых. У римлян - Плутон.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Аид
в мифологии древних греков мрачный подземный мир мертвых, где правит его царь Аид, сын Кроноса и Реи, брат Зевса.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

АИД
Гадес — в греч. миф. бог — владыка царства мертвых, а также само царство. А. — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подзем. владе-ниях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с к-рыми разделил наследие свергнут. отца. А. царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Аид
древнегреческий бог преисподней и его подземное царство, куда, согласно поверьям древних греков, отправлялись души умерших. По представлениям древних греков, этот мрачный владыка загробного мира владел всеми драгоценными камнями и металлами земли, но, самое главное, следил за тем, чтобы умершие не могли вернутся обратно на землю, в мир живых. Аид украл племянницу Зевса, дочь богини Деметры, Персефону, и женился на ней.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Аид
(греч. Aides, также Hades, Aidoneus, вероятно — невидимый), мрачный царь подземного мира, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии, супруг Персефоны. При разделе мира он получил подземное царство, неумолимо и безжалостно управлял мертвыми, поэтому назывался также Zeus katachthonios (подземный Зевс). Поскольку А. не давал возможности мертвым возвращаться из его царства, он был страшен и ненавистен людям. После Гомера А. иногда отождествляли с Плутоном, в более позднее время под А. понимали также его царство, сам подземный мир. В искусстве часто изображалось похищение А. Персефоны.

Источник: Словарь античности. 1989

АИД
   • ?????,
         эпическое ????? и ????????, ???????, Pluto Dis, сын Кроноса и Реи (Hesiod. theog. 453), брат Зевса, властелин преисподни, подземный Зевс (????? ???????????, ????, ???????, Ноm. Il. 15, 188. 9, 457). В преисподне, полученной им при разделе управления миром после победы над титанами, он царствует со своею супругой Персефоной над тенями, как Зевс с Герою царствует в Олимпе. Строго и неумолимо он призывает души людей и держит их в заключении, так что никто не может возвратиться ко свету дневному; поэтому его прозвания: ????????, запирающий двери, ?????????? и ??????????, принимающий многих, ?????????, покоющий всех. У Гомера (Il. 5. 654) он называется ??????????, славный конями; это название относили иные к похищению Персефоны, увезенной им на колеснице в подземный мир; но неизвестно, знает ли Гомер про сказание о похищении Персефоны; по крайней мере, он нигде о нем не упоминает. Вероятно, в основании этого выражения лежит древнее представление, что А. увозит на своих колесницах души умерших. Впоследствии эту должность провождения души исполняет Гермес (??????????), хотя еще Пиндар (ol. 9, 35) говорит о жезле А., которым он угоняет тени в свое царство. Толпы мертвых, находящихся во власти А., символически обозначаются стадами рогатого скота, которые пасутся у него Менойтием (?????????) в преисподне и на Ерифее. Более мягкое название ??????? или поэтическое ???????, употреблявшееся в обыденной жизни и в мистериях, А. получил потому, что он властвует над глубиною земли, откуда человеку идут все богатства, и растения, и металлы. Бог, скрытый в глубине и творящий там тайно (?????, невидимый), обладает шлемом, имеющим качества шапки-невидимки наших сказок; когда Афина надела его в битве под Троею, то даже Арей, хотя и сам бог, не мог видеть ее. Ноm. Il. 5, 845. Кроме похищения Персефоны (см. Proserpina, Прозерпина) об А. было мало мифов. Когда Геракл напал на Нелея (см. Hercules, 11, Геркулес), А. поспешил на помощь пилосцам, но был ранен Гераклом. Ноm. Il. 5, 395. Appolod. 2, 7, 3. Pind. ol. 9, 36. А. были посвящены кипарис и нарциcс; ему приносили в жертву черных овец, отвращая при жертвоприношении лицо; обращаясь к нему, молящиеся ударяли об землю руками. Ноm. Od. 10, 527. Il. 9, 568. Статуй и бюстов А. — мало; его изображали похожим на братьев — на Зевса и Посейдона, но с мрачным выражением лица, с волосами, спускающимися на лоб, и обыкновенно в широком одеянии; в руках у него ключ к преисподне, около него находится Кербер. Об А. или Аде в смысле самой преисподни см. Inferi, Подземный мир. Представления римлян о Плутоне (или Dis — dives, богатый) и о Просерпине, как о властителях подземного мира, кажется, довольно позднее заимствование греческих Плутона и Персефоны; по крайней мере, в древней формуле обречения на смерть (напр., Деция Муса Liv. 8, 9) оба божества не называются в числе называемых властей преисподни.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884