особые церковные службы, состоящие из хвалебных песнопений и молитв в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых. Исполняется стоя, с участием всех молящихся.
АКАФИСТ
АКАФИСТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Акафист
(греч. неседальный) – хвалебное песнопение, состоящее из 25 отдельных песнопений, исполняемое стоя и посвященное прославлению Иисуса Христа, Богородицы, какоголибо праздника или святого, память которого в этот день совершается. Первый А., называемый Великим, был посвящен Богородице и составлен в VII в. по случаю избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626.
Источник: Краткий православный словарь.
АКАФИСТ
греч. — пение несидальное) — особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов) сообразно числу букв греческого алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста, посвященного Богоматери (см.). Акафист было принято слушать стоя (в современной церковной практике — стоя на коленях).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
АKАФИСТ
(греч. «неседальная песнь») – особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых и состоящее из основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуия». Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Kонстантинополя от нашествия персов. Автором этого акафиста считают или монофилитского патриарха Сергия (610-638), или Георгия Писидийского, летописца при императоре Ираклии, или же патриарха Фотия, воспевшего эту песнь якобы в связи с нашествием россов.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
АКАФИСТ
(греч. Аkathistes — сажусь) — церковное хвалебное песнопение, исполняемое стоя всеми присут-ствующими. Этот «неседальный» гимн берет свое начало от Великого Акафиста, хвалебного песнопения в честь Богородицы. Как и все виды церковного пения, возник в Византии, его автором предположительно является св. Роман Сладкопевец. Задача акафиста — воплощение идей православия, их озвучивание в музыке. Звучащее Слово дополнялось созерцанием икон, синтезируясь в едином церковном искусстве, которое дол-жно было, воздействуя на чувства человека, переносить его в возвышенный мир, переключать его с проблем сиюминут-ных на вечное. Важнейшим положением византийской, а затем и древнерусской эстетики, стала богоданность церковной музыки. Само же пение называлось ангелогласным, говорилось, что в нем в молитве сливаются голоса ангельские и человеческие. Оно не было искусством в привычном смысле слова, художественным произведением, так как создавалось не для услаждения слуха лю-дей, а для возглашения истины.
АКАФИСТ
греч. – «исполняемый стоя», гимн) – византийское молитвеннохвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святого. Оно состоит из вступления, в котором призывается к их прославлению, 12 малых строф – кондаков – и 12 больших строф – икосов, – объединенных своеобразной метрической структурой и сквозным рефреном. Каждая из строф начинается одной из 24 букв греческого алфавита от альфы до омеги. В кондаке раскрывается одно из положений церковного учения о тайнах Божиих. Икос продолжает развитие темы кондака, затем следуют обращения, сопровождаемые словом «радуйся!» («Аллилуйя!»). 25я строфа (кондак) заканчивается молитвенным обращением к святому и троекратным «Аллилуйя». Среди возможных авторов акафиста называют Романа Мелода (V – VI вв.), константинопольского патриарха Сергия (610 – 038), начальника канцелярии константинопольского патриарха Георгия Писиду. В VIII – X вв. на смену акафисту пришел канон, акафист же сохранился в качестве келейной молитвы. Российское духовенство познакомилось с акафистом лишь в XII в., а с XVIII в. ввело его в богослужение.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Акафист
(в переводе с греческого означает «неседальное пение») – одна из форм церковной поэзии, произошедшая от древних кондаков. Современные акафисты посвящены прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери и Ее образов, праздников и святых мучеников.
Обычно акафист включает 25 строф, разделенных попарно. Каждая пара строф, кроме последней, является смысловым звеном. Первая строфа, или кондак, менее пространная, она служит вступлением и завершается возгласом «Аллилуйя». Исключение – предначинательный кондак. Вторая, более пространная строфа называется икосом и заканчивается 12 приветствиями, начинающимися словом «Радуйся». Последняя строфа акафиста – это молитвенное обращение к прославляемому. Первый (или Великий) акафист был посвящен Божьей Матери. Он был составлен в начале VII века в память об избавлении Константинополя от персидского нашествия. Чуть позднее – в VIII–X веках – акафист вытесняется каноном. Но в VIII–XIX веках этот жанр возрождается в России. Что касается Устава, то акафисты читают в составе как молебнов, так и других богослужений. Великий же акафист принято читать на пятой неделе Великого поста.
Обычно акафист включает 25 строф, разделенных попарно. Каждая пара строф, кроме последней, является смысловым звеном. Первая строфа, или кондак, менее пространная, она служит вступлением и завершается возгласом «Аллилуйя». Исключение – предначинательный кондак. Вторая, более пространная строфа называется икосом и заканчивается 12 приветствиями, начинающимися словом «Радуйся». Последняя строфа акафиста – это молитвенное обращение к прославляемому. Первый (или Великий) акафист был посвящен Божьей Матери. Он был составлен в начале VII века в память об избавлении Константинополя от персидского нашествия. Чуть позднее – в VIII–X веках – акафист вытесняется каноном. Но в VIII–XIX веках этот жанр возрождается в России. Что касается Устава, то акафисты читают в составе как молебнов, так и других богослужений. Великий же акафист принято читать на пятой неделе Великого поста.
Источник: Православная энциклопедия.
Акафист
греч. ?????????) — хвалебное песнопение Вост. Церкви в честь Иисуса Христа, Богородицы или к.-л. святого; во время исполнения А. не позволяется сидеть (в этом отношении противоположность А. — седален, или кафизма). А. состоит из вступительной строфы, или кукулия, и 24 следующих за ней песен: 12 более кратких (кондаков) и 12 более продолжительных (икосов); первый икос звучит сразу после кукулия, и в дальнейшем оба вида песнопений чередуются друг с другом. Заключительную часть каждого икоса составляют т.н. похвалы, или хайретизмы (от ????? — «радуйся!») — приветственные обращения, последнее из которых — припев, воспроизводящий заключительный стих кукулия; все кондаки имеют припев Аллилуйя.
Наиболее известным А. древней Церкви является А. Пресвятой Богородице, созданный в V — нач. VI в. Его автором предположительно является Роман Сладкопевец. Гимн состоит из двух частей: исторической (в ней отражены события истории спасения, связанные с Воплощением) и богословской (содержит исповедание догматов веры). Этот А. на протяжении веков исполнялся христианами как Вост., так и Зап. Церквей. В 1981 А. Пресвятой Богородице был торжественно исполнен в ознаменование 1500-й годовщины Эфесского собора в базилике Санта Мария Маджоре. По решению Папы Иоанна Павла II от 31 мая 1991 с исполнением А. Пресвятой Богородице связано получение полной индульгенции. Первый перевод на лат. язык (ок. 800) оказал заметное влияние на ср.-век. гимнографию. В наст. время известны многочисл. переводы А. на совр. языки.
Другие А. (Иисусу Сладчайшему, Страстям Христовым, Николаю Чудотворцу и т.п.), вошедшие в церк. обиход, во многом были созданы по образцу А. Пресвятой Богородице. Их исполнение в Вост. Церквях не предусмотрено богослужебным уставом, однако по желанию они могут быть включены в молебны, а иногда в вечерню или утреню; А. часто используют также в домашних молитвах.
Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997; Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998; Акафист Пресвятой Богородице / Пер. с греч. яз. А. Десницкого. М., 1999; Meester P. de. L’inno acatisto. R., 1905; Wellesz E. The Akathistos Hymn. Kopenhagen, 1957; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1961.
М. Насонова
Наиболее известным А. древней Церкви является А. Пресвятой Богородице, созданный в V — нач. VI в. Его автором предположительно является Роман Сладкопевец. Гимн состоит из двух частей: исторической (в ней отражены события истории спасения, связанные с Воплощением) и богословской (содержит исповедание догматов веры). Этот А. на протяжении веков исполнялся христианами как Вост., так и Зап. Церквей. В 1981 А. Пресвятой Богородице был торжественно исполнен в ознаменование 1500-й годовщины Эфесского собора в базилике Санта Мария Маджоре. По решению Папы Иоанна Павла II от 31 мая 1991 с исполнением А. Пресвятой Богородице связано получение полной индульгенции. Первый перевод на лат. язык (ок. 800) оказал заметное влияние на ср.-век. гимнографию. В наст. время известны многочисл. переводы А. на совр. языки.
Другие А. (Иисусу Сладчайшему, Страстям Христовым, Николаю Чудотворцу и т.п.), вошедшие в церк. обиход, во многом были созданы по образцу А. Пресвятой Богородице. Их исполнение в Вост. Церквях не предусмотрено богослужебным уставом, однако по желанию они могут быть включены в молебны, а иногда в вечерню или утреню; А. часто используют также в домашних молитвах.
Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997; Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998; Акафист Пресвятой Богородице / Пер. с греч. яз. А. Десницкого. М., 1999; Meester P. de. L’inno acatisto. R., 1905; Wellesz E. The Akathistos Hymn. Kopenhagen, 1957; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1961.
М. Насонова
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002