Акбар (Akbar) (1542-1605), 3-й и самый могущественный правитель из династии Моголов, правил Индией в 1555-1605 гг. В возрасте 13 лет А. унаследовал слабое гос-во. В рез-те успешных воен. походов подчинил себе Раджастан, Гуджарат, Бенгалию, Кашмир и Сев. Декан. Введенная им система гражд. и воинской службы позволила обеспечить лояльность и централизованный контроль, а изменение системы сбора зем. налога облегчило положение крестьян. Будучи неграмотным, А. обладал проницательным умом и покровительствовал художникам и ученым независимо от их религ. принадлежности. Основой его успехов было подобающее гос. деятелю отношение к индусскому большинству: врем, отмена дискриминационных налогов, более широкое привлечение индусов к гос. службе, а также его бракосочетания с принцессами Раджпута. Человек противоречивый и порывистый, А. создал основу могольского господства над Индией, сохранявшегося до нач. 18 в., а также во многом упрочил взаимоотношения мусульман и индусов.
Акбар
АКБАР
Джелаль-ад-дин (1542-1605) - правитель Могольской империи в Индии с 1556. Упрочил власть Могольской династии и расширил путем завоеваний пределы гос-ва так, что они охватывали терр. от Балха на С. до р. Годавари на Ю. (включая Кашмир и нынешний Афганистан) и от моря на З. до моря на В. Династич. браками А. укрепил связи с раджпутскими княжествами, конница раджпутов стала основой армии А. В борьбе с сепаратизмом крупных феодалов провел ряд мер, ограничивших самовластие крупных джагирдаров, предпринял в 1574 попытку ликвидировать систему джагиров и вместо раздачи земли крупным военачальникам выплачивать им жалованье из казны, а сбор налога со всех земель поручить гос. чиновникам. Эта политика А. вызывала сопротивление мусульм. феодалов-джагирдаров. Стремясь достичь согласия между своими подданными в религ. сфере, A., в отличие от предыдущих мусульманских правителей, стал выдвигать индусов на важные гос. посты. А. ввел новую религию "дин-и илахи" ("божественную веру"), являвшуюся эклектич. смесью верований и обрядов, почерпнутых в осн. из ислама, индуизма, парсизма и джайнизма. Главой новой религии признавался А., соединивший в своем лице светскую и религ. власть. Последователи этой веры пользовались благоволением А., а после его смерти стали небольшой религ. сектой. А. был выдающимся гос. деятелем, любознательным (хотя и неграмотным) человеком, обладавшим блестящей памятью, смелым, способным военачальником. Лит.: Антонова К. A., Очерки обществ. отношений и политич. строй Могольской Индии времен Акбара (1556-1605 гг.), М., 1952; Smith V. A., Akbar, the Great Mogul, Oxf., 1917. К. А. Антонова. Москва.