АКЕРМАН Янис Давович

Найдено 1 определение
АКЕРМАН Янис Давович
24.4.1897, Митава - 8.1.1972, Миннеаполис, США) - авиаконструктор, общественный деятель. Родился в крестьянской семье, лютеранин: родными языками считал латышский и русский, Окончил в 1915 митавское реальное училище и поступил на механическое отделение Рижского политехнического института, эвакуированного вскоре в Иваново-Вознесенск. В 1916 добровольцем («охотником») поступил в русскую армию и был направлен на Теоретические курсы авиации при Московском техническом училище. Руководитель курсов профессор Н.Жуковский отметил талантливого курляндца, самого молодого на курсе, и стал привлекать его к научным исследованиям. По окончании курсов и Московской школы авиации А. по рекомендации Жуковского был направлен в декабре 1916 за границу для продолжения обучения и участия в работе русских закупочных миссий. Чувство благодарности своему великому учителю А. сохранял всю жизнь.
Во Франции А. прошел полный курс летчикаистребителя, закончив последовательно школу первоначального обучения («Ecole dAviation») в Эво, школу высшего пилотажа («Ecole dAcrobacy Aerien») в По и знаменитую школу воздушного боя («Ecole de Tir Aerien») в Козо. В конце лета 1917 унтер-офицер вольноопределяющийся А. был переведен летчиком-приемщиком в русскую военно-закупочную миссию в Италии и участвовал в подготовке уникального перелета русского экипажа из Италии в Россию на тяжелом бомбардировщике Капрони. Однако большевистская революция сделала Перелет невозможным, и после заключения Брестского мира прапорщик А. эмигрировал в США.
Первое время трудился рабочим на заводе Форда, закончил городской колледж Детройта. В 1922-25 учился на авиационном отделении Мичиганского университета в Эн Арбор, слушал лекции профессора С.Тимошенко. Получив диплом бакалавра по авиационной технике, а также вид на жительство, перешел работать инженером на авиационное отделение компании «форд», где участвовал в серийном производстве самолетов по лицензии. Одновременно начал преподавательскую деятельность в среднем специальном заведении - Технической школе «Cass». Для преподавания в высшем учебном заведении требовался диплом магистра, и в 1927 А. поступил в магистратуру Мичиганского университета, где руководил строительством Гуггенхеймовской аэродинамической лаборатории. В том же году А. был приглашен главным конструктором в небольшую авиационную фирму «Hamilton Metalplane».
Вместе с Т.Гамильтоном он построил очень удачные легкие пассажирские самолеты Н-19, Н-20, Н-2 1 и Н-22, завоевавшие ряд призов на авиационных конкурсах и первыми среди цельнометаллических аппаратов подобного класса получившие сертификат летной годности.
Диплом магистра А. защитил в 1928 и получил приглашение прочесть пробный цикл лекций по авиационной тематике в университете Миннесоты; на следующий год университет присвоил ему звание адъюнкт-профессора, А, быстро стал одним из видных авиационных деятелей штата Миннесота, много сделал для организации воздушного движения на Северо-Западе США, создал студенческий аэроклуб. В 1934 он был назначен комиссаром по аэронавтике штата, входил в Национальную комиссию по гражданской авиации. В связи с переездом в Миннеаполис, где располагался университет, А, пришлось оставить работу в «Hamilton Metalplane». Он занял пост главного конструктора в находившейся поблизости авиационной фирме «Mohawk», где в конце 20-х построил 3 удачных легких пассажирских свободнонесущих моноплана смешанной конструкции.
По заказу Воздушного корпуса США А. вместе со своими студентами построил в 1930 оригинальный экспериментальный низкоплан с толкающим винтом JDA-8. Успешные испытания самолета укрепили его авторитет. В 1931 А. было присвоено звание профессора, и Совет университета Миннесоты поручил ему сформировать кафедру авиационной техники.А. был одним из организаторов высшего авиационнотехнического образования в США. Созданная им кафедра накануне 2-й мировой войны была преобразована в крупный авиационный факультет.А. был автором ряда программ, инструкций и методических разработок по подготовке авиационных инженеров, организовал и провел несколько посвященных этому вопросу конференций. Долгое время он возглавлял Общество поощрения инженерного образования США, Значительных успехов А. добивался в конструкторской и научной работе.
В 1933 его проект выиграл конкурс, объявленный фирмой «Эдисон» на создание ветряного двигателя системы «флеттнера». Гигантский ротор был построен под руководством А. и установлен на опытной ветроэлектростанции в штате НьюДжерси. В 1936 после экспериментальных исследований в университетской лаборатории он построил легкий самолет-бесхвостку. Затем возглавил разработку рекордного гоночного самолета «Laird Turner» LTR-14. На нем знаменитому американскому летчику Р.Тернеру удалось в 1938 побить рекорд скорости, поставленный ранее на французском самолете Кодрон С-4 6 0, созданном русским эмигрантом Ю.Отфиновским. Одновременно А. консультировал разработку высотного реактивного перехватчика в фирме «Porterfield Aircraft» в Канзас Сити. В начале 30-х А. заинтересовался проблемой исследования высших слоев атмосферы при помощи специальных стратосферных самолетов. Им была разработана программа фундаментальных международных научных исследований в этой области, получившая поддержку в научных кругах многих стран мира, в том числе и в СССР, но ее осуществлению помешала 2-я мировая война. Проведенные А, исследования по разработке герметичных кабин самолетов и систем индивидуального жизнеобеспечения пригодились американскому самолетостроению в годы войны.
Большое внимание А. уделял исследованиям в области экспериментальной аэродинамики и расчета на прочность авиационных конструкций, общим проблемам проектирования самолетов. В 30-е совместно с учениками он опубликовал ряд научных работ по данным вопросам. В 1936 вышла фундаментальная книга-учебник А. - «Проблемы анализа самолетных конструкций», впоследствии неоднократно переиздававшаяся. В 1940 А.
был приглашен консультантом в крупнейшую авиационную фирму «Боинг» в Сиэтле, где участвовал во всех исследованиях по аэродинамике строившихся там тяжелых самолетов. Им были разработаны профиль и форма крыла для знаменитой «летающей крепости» Боинг В-29 «Super Fortress», послевоенных - авиалайнера В-377 «Strato Cruiser», воздушного танкера К-9 7 и первого многомоторного реактивного бомбардировщика В-4 7 «Strato Fortress». Одновременно в 40-х А.
консультировал фирмы «Bell Aircraft», разрабатывавшую первый американский реактивный истребитель, и «Minneapolis Honeywel).
Regulator», проектировавшую автопилоты. С началом 2-й мировой войны А. был приглашен в состав Советов национальных оборонных научных исследований, Национального аэронавтического консультативного комитета и Центра научных исследований ВМФ. В 1944-45 служил специальным советником ВВС США в Европе.
После войны авторитет А, был столь велик, что он был избран председателем Национального аэронавтического общества и Института аэронавтических исследований, президентом Академии наук штата Миннесота.А. состоял членом многочисленных общественных организаций.
До самого ухода на пенсию в 1958 он бессменно возглавлял созданный им факультет. Под его руководством при университете Миннесоты была построена в 1953 Аэронавтическая лаборатория «Rosemount», оснащенная сверхзвуковой аэродинамической трубой, в которой впервые была достигнута скорость потока 7,06 М. Руководителем лаборатории А.
оставался до конца 60-х. В послевоенные годы вышел ряд его публикаций, посвященных авиационной теории и проблемам высшего авиационно-технического образования.
Соч.: Production of Electric Power from the Winds // Minnesota Technolog, 1932, January; Future Prospects for the Employment of Aeronautical Engineers // Journal of Engineering Education, 1942, March; Problems of Industry Raids on University Faculties // Ibid.
1957, June.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции