Акмеизм

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Акмеизм
греч. - наивысший расцвет) - направление в русской поэзии нач. XX в., выступавшее за поэтизацию чувств, точность значения слов (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам и др.).

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Акмеизм
греч. acme – высшая степень, вершина) – направление в русской поэзии 1910-х гг. (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова и др.), провозгласило отход от символизма, внимание к материальному миру, точному значению слова.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Акмеизм
(от греч. акте — высшая степень чего-либо, цветущая пора) — литературное течение, возникшее в начале XX в. в русской поэзии в противовес символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Представителями акмеизма в ранние творческие годы были Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

АКМЕИЗМ
(от греч. акте — высшая степень чего-либо, цветущая сила) — художественное течение среди русских поэтов 1910-х гг. Провозглашал возврат поэзии к материальному миру, реальному предмету, стихии «естества», к точному значению слова и освобождение стихотворства от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, характерной для символизма. «Земной» поэзии акмеизма были свойственны отдельные проявления , склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. Идеи акмеизма развивали в раннем периоде творчества Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и др.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

АКМЕИЗМ
(греч. Acme — высшая степень чеголибо, цветущая сила) — течение в русской поэзии начала XX в. Сторонники акмеизма противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» — «стихию естества», декларировали предпо-чтение реальной земной жизни и возвращение слову его изначального, а не символического смысла. Акме-изм ставил своей целью «повернуть» поэзию к земным образам и первозданным чувствам. Наиболее видными и известными представителями акмеизма были С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, Г. Иванов и др. Организационно акмеизм был объединен в группу «Цех поэтов», которая примкнула к журналу «Аполлон». Акмеисты издавали журнал «Ги-перборей» и альманах «Цех поэтов».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АКМЕИЗМ
от греч. akmе – высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. Акмеизм возник из литературной школы «Цех поэтов» (1911–14), которую возглавляли Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий, секретарем была А. А. Ахматова, в состав этой школы входили Г. В. Адамович, В. В. Гиппиус, М. А. Зенкевич, Г. В. Иванов, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут и др. Акмеизм как новое литературное течение был провозглашен в 1913 г. в статьях – литературных манифестах Н. С. Гумилева («Наследие символизма и акмеизм») и С. М. Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии»), опубл. в близком к «Цеху поэтов» журнале «Аполлон». Позднее принципы этого течения были сформулированы О. Э. Мандельштамом (прежде всего в статье «Утро акмеизма», 1919). Поэтами, заявившими о себе как об участниках нового течения, стали Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут. Для литературных деклараций и творчества акмеистов характерно отталкивание от предшествующего литературного направления – символизма, от свойственных символизму многозначности слова и иносказания. Точность, предметность слова, установка на его прямое значение, отказ от мистики и приверженность ценностям земного бытия – отличительные черты акмеизма. В поэзии акмеистов различия преобладают над общими чертами, поэтому единство акмеизма имело во многом условный характер. «Ядро» этого течения составили Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам. Их поэзию сближает высокая роль цитатности, установка на диалог с мировой поэтической традицией.
Как литературное течение акмеизм распался во второй пол. 1910-х гг., однако такие поэты, как А. А. Ахматова и О. Э. Мандельштам, и в дальнейшем высказывались о приверженности его принципам. Родственны акмеизму стихотворения и литературные взгляды ряда поэтов (прежде всего М. А. Кузмина), формального никогда не входящих в число акмеистов.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
289.43 кб

Е.И. СТРЕЛЬЦОВА. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР И АКМЕИЗМ

Гудимова С.А.
Читать PDF
117.55 кб

В. Маяковский и акмеизм

Култышева О. М.
В статье предпринимается попытка компаративного исследования стихов акмеистов и В. Маяковского.
Читать PDF
256.77 кб

Акмеизм и символизм: соотношение социально-философских идей

Зеленков Родион Николаевич
В статье акмеизм и символизм рассматриваются как полярные мировоззренческие системы. Раскрывается позитивное мировоззрение акмеизма, основанное на признании единства мира, ценности природы и человека.
Читать PDF
84.46 кб

В. С. Соловьёв и акмеизм: метафизика и поэзия красоты

Серова Наталья Викторовна
Рассматриваются эстетические воззрения В.С. Соловьёва и акмеистов на образ воплощенной в мире красоты. Обосновываются выдвинутые В.С. Соловьёвым положения о проявлениях красоты в мире как признаках его духовного преображения.
Читать PDF
14.07 мб

ПРЕОДОЛЕВШАЯ АКМЕИЗМ: литературная тактика Лидии Хаиндровой периода эмиграции

Арустамова Анна Альбертовна, Марков Александр Викторович
Статья посвящена исследованию лирики Лидии Хаиндровой, одного из самых ярких поэтов русской эмиграции в Китае, и ее соотношению с поэтикой акмеизма.
Читать PDF
493.66 кб

Символизм и акмеизм: проблема художественной формы в аспекте целостности (всеединства)

Н. Е. Мусинова
Читать PDF
541.13 кб

Неоакмеизм как «Ренессанс» акмеизма: Данте Алигьери, И. Лиснянская, А. Тарковский, Д. Самойлов

Фетисова Екатерина Эдуардовна
Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные черты неоакмеизма в межтекстуальной коммуникации с неоклассицизмом и акмеизмом.
Читать PDF
367.33 кб

Образы Собора и Башни как архетипические ключи к тайнам акмеизма

Ёлшина Татьяна Алексеевна
В статье исследуются образы Башни и Собора как бинарные антиномические основания, структурирующие художественный мир акмеизма; дается анализ того, как Николай Гумилев и школа акмеизма через интеллектуальные аналогии прошлого искал
Читать PDF
121.47 кб

Виды цитирования и трансформация цитат (на материале лирики акмеизма)

Кравцова А. А.
Данная статья посвящена исследованию явления цитирования в поэтическом тексте (на материале стихотворений поэтовакмеистов). В статье описаны основные виды цитат -эксплицитные, имплицитные и трансформированные.
Читать PDF
1.43 мб

«Образы Италии» в «Поэме без героя», или ахматовская «История» акмеизма

Серова М.
The article presents Anna Akhmatova's poetic view on the history of acmeism, which, in our opinion con­tradicts the historical and literary approach.
Читать PDF
240.52 кб

Египетский текст в поликультуре акмеизма

Леонтьева Анна Юрьевна
Статья посвящена формированию египетского текста в восточном сверхтексте акмеизма. Египетский текст рассматривается в контексте эстетики акмеизма и творчества отдельных поэтов.
Читать PDF
330.61 кб

Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма

Кихней Любовь Геннадьевна, Меркель Елена Владимировна
Статья посвящена философии и поэтике быта в картине мира акмеизма. Выдвигается положение об аксиологическом уравнивании быта и бытия в акмеистической эстетике.
Читать PDF
443.91 кб

Федор Сологуб в критическом наследии акмеизма

Слободнюк Сергей Леонович
В статье представлен опыт интерпретации критических портретов Ф. Сологуба,созданных Н. Гумилевым и О. Мандельштамом.
Читать PDF
1.05 мб

Философия искусства акмеизма

Занегина Анастасия Анатольевна
Статья посвящена философско-эстетическому феномену, который Николай Гумилев назвал эйдолологией. Эйдолология это образомоделирующая сфера и онтологический принцип акмеизма.
Читать PDF
0.00 байт

Мифосемантика пространства в поэзии акмеизма

Меркель Елена Владимировна
В статье рассматривается категория пространства в поэзии ведущих представителей русского акмеизма:А. Ахматовой, Л. Гумилева, О. Мандельштама.