АКСАКОВ Константин Сергеевич

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АКСАКОВ Константин Сергеевич
(1817—1860) — российский общественный деятель, публицист, историк, философ, поэт, один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права и проведение в России либеральных преобразований.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Аксаков Константин Сергеевич
(1817-1860) – публицист, историк, литературный критик, поэт. Один из идеологов славянофильства. Прославился тем, что с 1843 г. появлялся на людях в «русском костюме», что воспринималось как оппозиция николаевскому режиму.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

АКСАКОВ Константин Сергеевич
1817-1860), публицист, историк, лингвист и поэт. Брат И. С. Аксакова. Один из идеологов славянофилов. Выступал за отмену крепостного права и созыв всесословного совещательного Земского собора при сохранении монархии. Автор работ по истории Древней Руси, Земских соборов, статей о русских писателях.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ
(1817—1860) Публицист, критик, поэт, лингвист и историк, сын известного русского писателя Сергея Аксакова — Константин Сергеевич Аксаков родился 29 марта 1817 года и провел первые годы жизни в родовом поместье — селе Аксакове Оренбургской ^бернии, подробно описанном его отцом в «Семейной хронике». Осенью 1821 г. семья переехала в другое отцовское поместье — село Надёжино, также Оренбургской губернии. Дети, в том числе Константин, получили прекрасное домашнее образование. Воспитывали их в духе нравственных идеалов, свойственных патриархальному укладу. Впоследствии это в значительной мере способствовало восприятию Аксаковым идей славянофильства.
В 1832 г. Константин поступил на словесный факультет Московского университета, который окончил в 1835 г. со степенью кандидата словесного отделения. В студенческие годы он стал членом философского кружка Н. В. Станкевича, сыгравшего заметную роль в общественной жизни России 1830-х гг. В кружок входили В. Г. Белинский, В. П. Боткин, М. А. Бакунин и др. В острых дискуссиях его участников формировалось мировоззрение молодых людей, основанное на диалектическом методе объективного идеализма, а также создавалась новая эстетика. Этот период запечатлен автором в мемуарах «Воспоминание студенчества. 1832—1835», которые были опубликованы спустя много лет после его кончины, в 1911 г.
В 1830-х гг. Аксаков тяжело пережил сильное, хотя и платоническое увлечение своей двоюродной сестрой. С тех пор целомудрие стало для него важнейшим принципом бытового поведения. Глубоко эмоционально связанный с отцом, Константин Сергеевич почти постоянно жил вместе с ним. Только летом 1838 г. он ненадолго уехал за границу. Во время этого путешествия Аксаков посетил Германию и Швейцарию и утвердился во мнении, что Западная Европа духовно оскудевает и именно славянским народам предстоит обеспечить новый расцвет культуры и нравственности. После возвращения в Россию Аксаков сблизился с выдающимися отечественными славянофилами: А. С. Хомяковым, братьями Киреевскими, Ю. Ф. Самариным и вскоре стал одним из идеологов этого направления в русской общественной и литературной мысли.
Основное содержание жизни Аксакова, бедной внешними событиями, составили научные и литературные занятия. Он не стремился к карьере чиновника, никогда не служил в государственных учрежле,,иях. Имея от рождения средства для безбедного существования, щедро одаренный природой, Аксаков пробовал свои силы в исторической науке, публицистике, лингвистике, литературной критике и в собственно литературном творчестве. При этом большинство его произведений несло отпечаток славянофильских воэфепий. Собственные пьесы и стихи писателя, посвященные событиям отечественной истории, воссоздают образы национальных героев и проникнуты романтически-сланянофильским духом.
Выступая в качестве литературного критика, Аксаков проявил себя непримиримым противником «натуральной школы» и, шире, критического реализма в русской литературе. После ряда мелких рецензий в «Московском наблюдателе» он опубликовал в 1842 г. брошюру, посвященную «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. Полностью отрицая обличительный пафос поэмы, критик сравнивал ее автора с Гомером и Шекспиром и утверждал, что это произведение воскрешает древнейший эпос в русской литературе. Против такого понимания «Мертвых душ» резко выступил в печати В. Г. Белинский, подвергнув автора брошюры острой и обоснованной критике за субъективность и антиисторический подход к анализируемому произведению. Аксаков вступил в полемику и ответил, также в прессе, «объяснением» по поводу рецензии Белинского.
В 1847 г. в «Московском сборнике» под псевдонимом Имрек были опубликованы три большие статьи критика о творчестве современных писателей. Жестко упрекая авторов, «оторванных от народа» (Достоевского, Майкова, Одоевского и др.), Аксаков в то же время весьма сочувственно отзывался о стихотворении Некрасова «В дороге» и восторженно — о «Записках охотника» Тургенева. Полнее всего взгляды критика были представлены в обширном труде под заголовком «Обозрение современной литературы», напечатанном в 1857 году в журнале «Русская беседа».
Деятельность Аксакова-лингвиста также определялась его славянофильскими воззрениями: родную речь он изучал в первую очередь с точки зрения ее самобытности. В феврале 1840 г. молодой ученый успешно сдал магистерский экзамен, а в 1847-м — защитил и магистерскую диссертацию на тему «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846). Плод многолетней работы, это исследование стало самым крупным трудом Аксакова-филолога, отразившим и глубину его знаний, и стремление к строгой логике в изложении, и некоторую противоречивость взглядов.
Диссертация состояла из двух неравнозначных частей. Первая, историко-литературная часть написана под сильным влиянием идей Гегеля. Соответственно творчество Ломоносова диссертант пытался рассматривать как «момент сам в себе», «момент чисто исторический», «момент личностный». Помимо «моментов», введенных в научный оборот немецким философом, в работе приводились достаточно общеизвестные сведения об изучаемом авторе и распространенные оценки его произведений. Другая, большая часть диссертации посвящена языку Ломоносова.
Считая русские грамматические формы гораздо совершеннее иностранных, Аксаков выступал за избавление русской грамматики от вредного влияния «иностранных воззрений». Эмоциональное и глубоко субъективное отношение к предмету исследования определило некоторую односторонность его лингвистических теорий, притинутость примеров. Лингвистические статьи Аксакова содержат, однако, множество интереснейших (хотя часто необработанных, а то и неверно классифицированных) сведений о своеобразии русского языка в сравнении с другими языками. Кроме того, большинство лих статей отличается необычным для научных трудов стилем и представляет самостоятельную художественную ценность.
Аксаков-лингвист помимо собственных научных исследований выступал с обстоятельными рецензиями на уже существующие языковедческие труды. В течение двух десятилетий им были написаны работы: «О грамматике вообще (по поводу грамматики г. Белинского)» (1839), «Несколько слов о нашем правописании» (1846), «О русских глаголах» (1855), «Критический разбор “Опыта исторической грамматики русского языка” Ф. Буслаева* (1859), «Опыт русской грамматики» (1860).
К сожалению, плодотворная научная деятельность К. Аксакова была непродолжительной. После смерти отца у него началась тяжелейшая депрессия, приведшая к чахотке. Не помогло даже лечение за границей, и в декабре I860 г. в Греции он скончался.
Многие литературно-критические статьи Константина Сергеевича Аксакова, не потерявшие актуальности и в наши дни, до сих пор переиздаются.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ К. С. АКСАКОВА
Полное собрание сочинений. Т. 1. Сочинения исторические / Под ред. И. С. Аксакова. М.: тин. П. Вахметева, 1861. VIII, 632 с.; Т. 2. Ч. 1. Сочинения филологические. М.: Унив. тип., 1875. XII, 661 с.; Т. 3. Ч. 2. Опыт русской грамматики. М.: Унив. тип., 1880. 709 с.
Литературная критика / И. С. Аксаков, К. С. Аксаков / Вступ. ст. и коммент. А. С. Курилова. М.: Современник, 1982. 383 с. (Б-ка «Любителям Рос. словесности». Из лит. наследия).
Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. М.: Тип. Н Степанова. 1846. 517 с.
Лстетика и литературная критика / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. 525 с. (История эстетики в памятниках и документах).
Аксаков И. С. Очерк семейного быта Аксаковых // Аксаков в его письмах: в 4 т. М.; СПб., 1888—1896. Т. 1.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Березин 2; Булахов; Венгеров; КЛЭ; Муратова; РП I; Славяноведение; Хрестоматия.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.

Аксаков Константин Сергеевич

Аксаков, Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей ""славянофильского"" направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской губернии, умер 7 декабря 1860 года на острове Занте. Биография А. не богата внешними фактами, но общий склад его личной жизни с раннего детства до могилы многое выясняет в его мировоззрении и отношениях к основным вопросам русской жизни. Старший сын Сергея Тимофеевича не только вырос, но и всю жизнь провел в характерной семейной обстановке. Несомненно значительным было влияние отца, отличавшей его глубины чувства, теплоты и живости воображения, его ""русского направления"", оптимистического отношения к помещичьему быту, художественно-археологического увлечения старой Москвой. Глубокая привязанность к отцу - наиболее сильное чувство в личной жизни А.: горе после смерти Сергея Тимофеевича расшатало его здоровье и свело через 1 1/2 года в могилу. От матери, Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, А. унаследовал, быть может, отличавшую его от пассивной, более созерцательной натуры отца, боевую энергию в защите своих воззрений: Ольга Семеновна была дочерью пленной турчанки. До 9 лет А. рос в деревне, Аксакове-Багрове, затем Надеждине-Парашине, чем и исчерпалось личное общение его с крестьянством, оставившее на всю жизнь ряд отрадных и живых впечатлений, на которые А. любил ссылаться в спорах с противниками его направления. С 1826 года А. почти безвыездно живет в Москве, далекий от встреч с реальными условиями житейской борьбы и суровыми чертами житейской действительности. Попытка поехать за границу в 1838 году была испорчена отсутствием привычки жить самостоятельно и заботиться о своих потребностях. Не выдержав докуки мелочей жизни, А. едва еле пять месяцев выдержал вне отчего дома. Эти черты существенно освещают его индивидуальность, как идеалиста-теоретика. В 1832 году пятнадцатилетний А. поступил на словесный факультет Московского университета и окончил курс кандидатом в 1835 году. Студенческие годы связали его с кружком Станкевича , высокая идеалистическая настроенность которого глубоко захватила А. ""Видя, - писал он позднее, - постоянный умственный интерес в этом обществе, слыша постоянные речи о нравственных вопросах, я, раз познакомившись, не мог оторваться от этого кружка и решительно каждый вечер проводил там"". Вместе с друзьями А. погрузился в изучение немецкой философии, в частности Гегеля. Но крепкая семейная традиция, ставшая второй натурой, не замедлила поставить А. в противоречие с безоглядным рационализмом русских гегелианцев. Сложившееся в кружке общее воззрение на русскую жизнь и на русскую литературу, ""большею частью отрицательное"", постоянные ""нападения на Россию, возбужденные казенными ей похвалами"", поражали А. и, по собственному его свидетельству, причиняли ему боль. Но этот разлад привел к разрыву лишь позднее. Пока в Станкевичевском кружке ""отрицательное"" направление выражалось преимущественно в вопросах литературных и отодвигалось на второй план идеалистическим ""прекраснодушием"", пока, затем, члены кружка переживали период ""правого"" гегелианства и ""примирения с действительностью"", А. жил с ними общей жизнью, оставившей след в душевной личной симпатии к противникам, с которыми пришлось вести непримиримую и полную взаимной нетерпимости принципиальную борьбу. Эта связь порвалась после кончины Станкевича и отъезда Белинского в Петербург (1839), когда Белинский, доведя свое увлечение правым гегелианством до крайностей ""Бородинской годовщины"", пережил крутой перелом в сторону страстной критики русской действительности. А. в эту пору сближается с другим кругом - старших основателей славянофильства: Киреевскими и Хомяковым . Теоретические основы их учения А. принял готовыми; оно прекрасно отвечало тем настроениям и симпатиям, какие взрастили в нем отчий дом и личный характер. Теми же чертами, воспитанными в А. влиянием отца, определилось и место, занятое им в кругу славянофилов. Художественно-археологическое увлечение старинным русским бытом и своеобразием национальной жизни вообще, глубокая нравственная потребность в положительном, сочувственном отношении к национальной жизни сделали А. историком славянофильской школы. Значение А. в развитии славянофильства именно в том, что он более чем кто-либо другой поставил это учение в тесную связь с пониманием и оценкой конкретных особенностей русской исторической жизни. Во всей литературной деятельности своей А. развивает воззрение на славянофильские идеалы как на действительные основы русской жизни в ее прошлом и настоящем, приветствуя и проповедуя положительное отношение к ней и в науке, и в художественном творчестве. Осуществление этих идеалов представлялось ему возвратом к старине, еще живой в недрах народной массы. И возврат этот он понимал образно, придавая, вместе с отцом, большое значение наружности, которая ""составляет тон жизни"", освобождению от ""западной моды"". А. отпускает бороду, ходит в косоворотке и мурмолке. Запрет этой одежды, приказ сбрить бороду - приводит в отчаяние Аксаковых: ""конец надежде на обращение к русскому направлению!"" - Литературная деятельность А. по форме весьма разнообразна: стихи, комедии, филологические исследования, литературно-критические и исторические статьи. Стихи, которые А. писал в течение всей жизни, - не поэзия. Это - дидактические стихотворения, развивающие ту или иную мысль. Задолго до 1860-х годов А. утверждал, что ""общественный элемент... существенный элемент литературы нашей"", особенно в такие, как переживаемая его поколением, ""эпохи исканий, исследований, трудовые эпохи постижения и решения общих вопросов"". И его стихотворения - призыв и проповедь. В 1843 году написан ""Возврат"", с призывом: ""пора домой"", в Московскую Русь. Стихотворение ""Петру"" выражает упрек преобразователю за насилие над русской жизнью и веру, что народ русский возродится в своей самобытности ""с своею древнею Москвой - и жизнь свободный примет ход"". Таковы все стихотворения А.: для изучения его воззрений это материал не менее важный, чем его статьи. Полного собрания их, как и вообще полного собрания сочинений А., не существует. Таковы и драматические произведения А.: ""Освобождение Москвы в 1812 году"", ""Князь Луковицкий""; лишенные литературных достоинств, они выпукло выражают тенденции А. Суть первого - в речах представителя земщины Прокопия Ляпунова, выражающего взгляды А. на значение народа, земли - против бояр; суть второго - в идеализации воззрений и быта крестьянства, в противовес ничтожеству помещичьего общества. - Среди филологических работ А. особняком стоит диссертация на степень магистра русской словесности (1846 год; диспут - в 1847 году): ""Ломоносов в истории русской литературы и русского языка"". Этот труд - дань воззрениям гегелианского периода; в нем находим оправдание Петровской реформы как ""решительного освобождения от исключительной национальности, решительного перехода в другую, высшую сферу"" от старины, ""лишенной уже жизни внутри"". Остальные филологические работы А. ставят задачу ""самобытного воззрения"" на русский язык, освобождения его от подведения ""под формы и правила иностранной грамматики"". - Литературно-критические статьи А. начинаются с мелких рецензий в ""Телескопе"", ""Молве"" и ""Московском Наблюдателе"" конца 1830-х годов. Сложившееся его воззрение выражено в позднейших статьях: ""Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или Мертвые Души"" (отд., М., 1842), вызвавшей полемику между А. и Белинским (ответ А. в ""Москвитянине"" 1842 года, № 9); в рецензиях за подписью ""Имярек"" в ""Московском литераторе и ученом сборнике"", 1846 год; в ""Русской Беседе"" за 1857 год (""Обозрение современной литературы"") и 1858 год (""О повести госпожи Кохановской: ""После обеда в гостях""); в ""Молве"" за 1857 год. В критике основная мысль А. - осуждение ""подражательности"", требование ""самостоятельности умственной и жизненной"". И его критерий приводит к предпочтению Кохановской - Тургеневу , потому что Тургенев ""не прямо смотрит на предмет и на человека, а наблюдает и списывает"", Кохановская же не анализирует, а дает ""здоровое дыхание цельной жизни"". А. пишет Кохановской, что она - ""первый русский художник, ставший не в отрицательное, а в положительное отношение к русской жизни"", притом не искусственно, как Григорович , а свободно и цельно. Поэтому для А. повести Кохановской, вместе с ""Семейной хроникой"" С.Т. Аксакова, ""начинают собой новую эпоху в литературе"". В том же критерии - корень двойственности отношений А. к Гоголю : от него ждали раскрытия художественно-положительного отношения к русскому быту, но он остался ""величайшим писателем русским, не договорившим своего слова, которое рвалось уже в новую область"". - Важнейшая область литературного наследия А. его исторические сочинения: ряд статей и заметок. По поводу ""Истории России"" С.М. Соловьева А. высказал мысль, что ""в настоящее время, при состоянии исторической науки, история России невозможна""; он упрекал автора в том, что ""он очень легко и скоро строит русскую историю, тогда как еще не известно, когда наступит для нее время""; пока на очереди ""время исследований, изысканий, приготовительной обработки"". А. не ожидал, однако, накопления материалов и монографий и тоже ""строил русскую историю"" - не в систематическом труде, но в цельном воззрении на основные черты русского исторического развития. Отрицая возможность стройного изложения русской истории, он выдвигал ряд широких обобщений, вытекавших из готовой доктрины, иллюстрируемой историческими ссылками. Теории родового быта он противопоставил теорию быта общинного, в статьях: ""Родовое или общественное явление был изгой?"" (""Московские Ведомости"", 1850 год, № 97) и ""О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности"" (""Московский Сборник"", т. I, 1852 год), с заключением, что ""община постоянно была... основою русского общественного устройства"", и что ""русская земля есть изначала наименее патриархальная, наиболее семейная и наиболее общественная (именно общинная) земля"". Отрицая всякую роль насилия в образовании как древней княжеской, так и московской государственной власти, А. поясняет ""добровольное признание власти"" тем, что народ русский, ""отделив от себя правление государственное... оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему возможность жить этой общественной жизнью"" (записка 1855 года ""О внутреннем состоянии России""). Дуализм земли и государства, их противоположение, сильно укоренившееся в сознании русского общества Николаевских времен, представляется А. существенной чертой и политического быта, и мировоззрения русского: ""государство никогда у нас не обольщало собою народа... Не хотел народ наш облечься в государственную власть, а отдавал эту власть выбранному им и на то назначенному государю, сам желая держаться своих внутренних, жизненных начал"". Эта черта - следствие предпочтения русским народом пути ""внутренней правды"" и его пренебрежения к ""внешней правде"", устанавливаемой принудительным законом. Идеалы общинного строя всего быта и путей ""внутренней правды"" А. представляет исконными основами национальной русской жизни, принципиально противоположными основам исторической жизни западной Европы, строившей свой быт на насилии, принудительности, индивидуализме и ""внешней правде"" формального закона, которою прикрывалась ложь внутренних отношений. Высокая нравственная ценность ""русских"" начал делает русский народ носителем общечеловеческих идеалов, народом богоизбранным: ""русская история может читаться, как жития святых"", так как, ""по крайней мере, по стремлению своей жизни"", русский народ всегда хранил дух ""христианско-человеческий"". Петр Великий насильственно нарушил верность России высоким национальным началам ее быта и правильное развитие этих начал. Но только верхние слои русского общества преобразованы Петром; народ остался ""на корню"", в нем ""Россия, оставшаяся в своем самобытном виде"". И этому верхнему слою нечего нести народным массам. Их А. представляет себе мощными духом и бытом, носителями ""того общего человеческого, какое явит великая славянская и именно русская природа"" всему миру. Резкое противопоставление исторически бессильной дворянской интеллигенции народу в учении славянофилов и, особенно, А., несомненно, оказало свое влияние, как и учение об общине, на развитие народнических воззрений Герцена , а через него - на позднейшее народничество. Вся деятельность А., какие бы формы она ни принимала, сводится к выработке и пропаганде определенных воззрений на сущность русской национальной жизни, к призыву вернуться к подавленным ее началам. Что всего нужнее для торжества этих начал, А. изложил в записке ""О внутреннем состоянии России"", поданной через графа Блудова императору Александру II в 1855 году: ""Правительство наложило нравственный и жизненный гнет на Россию; оно должно снять этот гнет""; оно должно вернуться к основным началам русского гражданского устройства, ""а именно: правительству - неограниченная власть государственная, народу - полная свобода нравственная, свобода жизни и духа; правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, слова"". Свободу слова - ""устного, письменного и печатного всегда и постоянно"" - А. считал высшим и священным благом для страны. Для правительства важно и необходимо знать народное мнение и для того созывать на земские соборы выборных от всех сословий и со всех концов России. Но мнение собора государь может принять или не принять. Народ не должен вмешиваться в правительственное дело: иначе он ""изменяет своему пути внутренней духовной свободы и правды и непременно портится нравственно"". Таков политический идеал А. - итог его духовной работы. - См.: С.А. Венгеров , ""Критико-биографический словарь русских писателей и ученых"", т. I, СПб., 1889; его же, ""Очерки по истории русской литературы"" (1907); Костомаров , ""О значении исторических трудов К. Аксакова по русской истории"", СПб., 1861; Пыпин , ""Характеристики литературных мнений с 20-х - 50 годов""; ""История русской этнографии"", т. II; Коялович , ""История русского самосознания""; Милюков , ""Сергей Тимофеевич Аксаков"" (в сборнике статей ""Из истории русской интеллигенции""); Н.Н. Платонова, ""Кохановская"", СПб., 1909. А. Пресняков.

Источник: Биографический словарь. 2008

Аксаков, Константин Сергеевич

Аксаков Константин Сергеевич


Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860)


— старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, род. 29-го марта 1817 года в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губ.; умер 7 декабря 1860 г. К. С. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать К. С. Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, "с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца". Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была "История Трои". К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. "Между детскими годами и зрелым возрастом, — говорит И. С., — почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. у К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался". Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15-ти лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С 12-ти лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях "дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение". Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, 15-ти лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров — Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин — внесли новый дух в университетское преподавание; с другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических. Во время пребывания К. С. Аксакова в университете (1832—1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам К. С. Аксаков и др. — словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем "кружка Станкевича". В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков и др. В 1833—1840 годах К. С. Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих "Университетских воспоминаниях" (День", 1862 г., №№ 39— 40). Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург (в 1839 г.) К. С. Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами — и они навеки прекратили сношения (письма Белинского к К. С. Аксакову напечатаны в "Руси" 1881 года). Вообще жизнь К. С. Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства в 1860 г. Поэтому дальнейшая биография, а пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ. Поселившись в Москве, К. С. Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою, как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 г. только что кончившим курс 18-летним кандидатом. Вслед за тем он принимал довольно деятельное участие (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в тех журналах, в которых сотрудничал Белинский — "Телескопе", "Молве" и "Московском Наблюдателе". К. С. Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в "Московском Сборнике", "Русской Беседе" и "Молве". После смерти его много стихотворений напечатано в "Дне", "Руси" и "Русском Архиве". В начале тридцатых годов К. С. Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: "Олег под Константинополем!" (напечатана она была в 1858 г.). Эта шутка явилась пародией на так называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был проф. M. T. Каченовский. Как эта комедия, так и два других драматических произведения К. С. Аксакова — "Освобождение Москвы в 1612 году", драма в 5-ти действиях, появившаяся в 1848 году и только один раз игранная в декабре 1850 г. в бенефис Леонидова, а затем снятая с репертуара, и комедия "Князь Луповицкий", писанная в 1851 году и напечатанная в 1856 году в приложении к "Русской Беседе", а в 1857 г. в Лейпциге — имеют цели не художественные, а дидактические и важны вообще для характеристики тех или иных воззрений автора. То же самое можно сказать и про его оригинальные стихотворения, в которых он постоянно является публицистом. В 1842 году К. С. Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: "Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души" и в "Москвитянине" того же года, в № 9 ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским. Затем три критические статьи К. С. Аксакова по литературе, с подписью Имрек, появились в "Московском Сборнике" 1846 года: 1) о сборнике гр. Соллогуба "Вчера и сегодня", 2) о книге проф. Никитенко "Опыт истории русской литературы"; 3) "О петербургском сборнике" Некрасова, — и затем уже в пятидесятых годах несколько статей в "Русской Беседе" — "Обозрение современной литературы", 1857 г., кн. I, "О повести г-жи Кохановской После обеда в гостях", 1858 г., кн. 4, "О переводе Кронеберга летописи Тацита", ibid., — и одна большая в "Молве" — "О сочинениях Жуковского", 1857 г., № 11. В "Русской Беседе", начавшей выходить с 1856 г., К. С. Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 г. редактировал еженедельную газету "Молва", где поместил много мелких статей. В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка", представленную для получения степени магистра русской словесности. К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенные работы К. С. Аксакова, исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития. Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений, из которого первый том, как и другие тоже под редакцией и с предисловием И. С. Аксакова, появился в 1861 году, второй — в 1875 г. и, наконец, третий в 1880 г. Первый том состоит из 27-ми статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны. Так, между прочим, здесь появилась впервые статья о "Богатырях князя Владимира", приготовленная для "Московского Сборника" 1853 года, возобновленного еще в 1852 году (когда была напечатана в нем статья К. С. Аксакова "О древнем быте у славян вообще и у русских в частности"). Но этот том был запрещен цензурой в полном составе, состоялось распоряжение "всем главным участникам — братьям Аксаковым, кн. Черкасскому, Хомякову, Киреевским не иначе печатать свои статьи, как проведя их через Главное Управление цензуры в Петербурге" и, кроме того, все сотрудники сборника были отданы под полицейский надзор (см. "Русский Архив", 1878 г., № 11, рассказ редактора "Сборника" И. С. Аксакова). В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на І, VI, VII и VIII тома "Истории России" Соловьева, "О древнем быте славян вообще и русских в частности", "Краткий исторический очерк земских соборов", "О состоянии крестьян в древней России", "По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным" и др. В этих статьях К. С. Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, а общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти, и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой, что русский народ шел путем внутренней правды и поэтому древнерусская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства; что, наконец, русскому народу принадлежит особое, высокое и беспримерное, положение во всемирной истории как носителю христианских добродетелей. II и III тома заняты сочинениями филологическими, причем весь третий посвящен "Опыту русской грамматики"; во II томе обращает особенное внимание критический разбор "Опыта исторической грамматики русского языка" Ф. И. Буслаева. Ученая критика в лице И. И. Срезневского ("Изв. Имп. Акад. Наук", 1860 г., т. 9, вып. I) филологические сочинения К. С. Аксакова ставит ниже его исторических трудов. В заключение следует еще поименовать ряд публицистических статей, напечатанных в "Русской Беседе" и в "Молве" при жизни автора, и в "Руси" после его смерти. В "Беседе" — "О русском воззрении", 1856 г., кн. І и II, и "Примечания на народную повесть о бражнике", 1859 г., кн. 6; в "Молве" — по поводу статьи В. Ламанского "О распространении знаний в России", 1857 г., № 10, "Замечания на статью Даля о народной грамотности", ibid., № 35, ряд передовых статей. Из посмертных же статей особенно замечательна напечатанная в "Руси", 1881 г., №№ 26—28, записка "О внутреннем состоянии России", поданная в 1855 г. через графа Блудова только что вступившему тогда на престол Императору Александру II. К. С. Аксаков умер от чахотки на острове Занте (одном из семи Ионических островов), куда приехал в сопровождении брата, Ивана Сергеевича, летом 1860 г. Для характеристики нравственной личности К. C. Аксакова особенно важны воспоминания о нем Н. Бицына, появившиеся в "Русском Архиве".



"Н. Бицын" — псевдоним Николая Михайловича Павлова, автора многих исторических и критических статей, сотрудника "Руси", ныне живущего в своем имении Каширского уезда; свои воспоминания об Аксакове он поместил в № 4 за 1885 г. "Русского Архива". "Очерк семейного быта Аксаковых" в приложении к І тому писем И. С. Аксакова. — Венгеров, "Критико-биографический словарь", вып. 5, 6 и 7; на стр. 201-й пятого выпуска приведена библиография статей биографических и критических по поводу разных произведений. Для оценки всей деятельности К. С. Аксакова важны статьи: Н. Костомарова — "О значении критич. Трудов К. Аксакова по русской истории" ("Рус. Слово", 1861 г., № 2, стр. 1—28), "Московское Словенство" ("Современник", 1862 г., №№ 1 и 2), К. Н. Бестужева-Рюмина — "Славянофильское учение и его судьба в русской литературе" ("Отечественные Записки", 1862 г., №№ 1, 2 и 3), предисловия И. С. Аксакова к трем томам полного собрания сочинений брата. А. Пыпина — "Характеристики литерат. мнений с 1820 по 1850 гг.", его же — "Константин Аксаков" ("Вестник Европы", 1884 г., №№ 3 и 4), Op. Ф. Миллера — "Учение первоначальных славянофилов ("Рус. Мысль", 1880 г., № 1).


С. Трубачев.


{Половцов}





Аксаков, Константин Сергеевич


(1817—1860) — известный публицист-славянофил, сын Сергея Тимофеевича и брат Ивана Сергеевича А. В 30-х гг., будучи еще студентом Московского ун-та, А. примкнул к кружку Станкевича, около 1840 перешел в кружок Хомякова и др. Внешняя жизнь А. вся сводится к участию в кружковых спорах и литературной деятельности, очень разнообразной: А. работал по рус. истории и филологии, а кроме того писал публицистические и критические статьи, стихотворения и драмы. Общественно-исторические взгляды А. стоят в теснейшей связи с настроениями той части помещиков-барщинников 40—60-х гг., которая была заинтересована в реформе крепостного хозяйства на капиталистических началах, но в то же время страшилась результатов развития в России промышленного капитализма и связанного с ним обострения классовой борьбы. Для А. Россия и Европа — два разных мира: история России ни в чем не похожа на западноевропейскую. В рус. истории, вместо классовой борьбы, как на Западе, А. усматривает стремление к "согласию" и "христианское смирение". Русский народ в изображении А. — народ не государственный, не политический. Он предоставляет всю полноту власти добровольно признанному им правительству, а себе оставляет "свободу духа и жизни" и "силу мнения". Такое толкование истории подсказано классовым инстинктом поместного дворянства: трепеща перед возможной народной революцией, оно стремилось создать убеждение, что рус. истории не свойственны революционные пути и что помещики всем ходом исторического процесса гарантированы от покушений крестьянства на самодержавную власть. Этим же объясняется возмущение А. диалектикой Гегеля, революционное значение которой он хорошо понимал. Особенности "русского духа" лучше всего выражаются, по мнению А., в созданной русским народом с незапамятных времен общине, которую А. понимает как "союз людей, отказывающихся от своего эгоизма", — союз, основанный на "нравственном законе". Этот восторг перед общиной выражал в скрытой форме взгляды определенных помещичьих кругов.


Помещики, главным образом, центральной и восточной России в годы, предшествующие реформе 1861, возлагали на сельскую поземельную общину особые надежды. Они надеялись, что после юридического освобождения крестьян общину с ее круговой порукой можно будет легко и надежно использовать для обеспечения помещику получения прибавочного продукта от освобожденных крестьян. Положительное значение исторической теории А. заключается в том, что она, выдвигая на первый план самодеятельность земли, отрицала первенствующую роль государства в историческом процессе, которую приписывали государственной власти Б. Чичерин и С. Соловьев. А. была сделана попытка применить свою теорию к политической практике в "Записке о внутреннем состоянии России", поданной им Александру II в 1855: он рекомендует царю сохранить в полной нерушимости свое самодержавие и лишь время от времени созывать "земский собор", чтобы узнать мнение "земли". Но это мнение должно иметь лишь совещательное значение и вовсе не обязательно для царя. Обычно же правительство может узнавать мнение народа из печати, которой нужно дать относительную свободу. В условиях самодержавного режима, печать — в схеме А. — должна была служить средством для выявления перед "земским царем" "нужд народа" (читай: помещиков и смежных с ними социальных групп). Теми же идеями, какими проникнута публицистика А., полны и его филологические работы: он старается, вопреки фактам, доказать полную самобытность рус. языка и народной поэзии, и поэтому научного значения его изыскания не имеют. Более любопытен А. как литературный критик, т. к. он задолго до публицистики 60-х гг. провозгласил чисто служебное значение искусства, которое он вполне подчиняет общественным интересам. Относясь отрицательно к политической борьбе, А. не намеревался, однако, отказываться от такого мощного орудия власти над массами, как искусство. Собственные поэтические произведения А. не показывают в нем художественной одаренности: поэзия его — рифмованное изложение публицистических тем, обычных для всего его славянофильского мировоззрения.


Лит.: Аксаков К. С., Полн. собр. сочинений, 3 тт., М., 1861, 1875, 1880; Венгеров, С. А., Передовой боец славянофильства. Очерки по истории рус. лит., СПб., 1907; Костомаров, Н. И., О значении исторических трудов К. С. Аксакова по рус. истории, СПб, 1861; Пыпин, А. П., Характеристика литературных мнений от 20-х до 50-х гг.; Венгеров, С. А., Критико-биографич. словарь рус. писателей и ученых, т. 1, СПб, 1889; Покровский, М. Н., Русская история в самом сжатом очерке (дополн. очерк "Кем и как писалась рус. история до марксистов", во 2 и след. изд.).



М. Клевенский.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008