АКСЕЛЬРОД Павел Борисович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аксельрод Павел Борисович

Аксельрод, Павел Борисович, один из старейших деятелей русского революционного движения. В 1870-х годах принимал деятельное участие в народническом движении, а после распадения в 1879 году общества ""Земля и Воля"" на ""Народную Волю"" и ""Черный Передел"" примкнул к ""чернопередельцам"". Еще раньше А. бывал за границей, приобрел большие познания по истории социалистического движения на западе и принимал участие в журнале ""Община"". В начале 1880-х годов А. поселился за границей и помещал статьи в журнале ""Вольное Слово"". В 1883 году он вместе с Плехановым и другими лицами образовал первую социал-демократическую группу ""Освобождение труда"" и с тех пор работал непрерывно в рядах русской социал-демократии. А. принадлежит к так называемым ""меньшевикам"" и является сторонником блока революционных и оппозиционных сил для достижения в России ближайших политических целей.

Источник: Биографический словарь. 2008

АКСЕЛЬРОД Павел Борисович
(1850-1928) Полит. деятель. Участник народнического движения. С 1879 входил в группу «Черный передел», возглавил группу после отъезда за границу Г.В.Плеханова. В 1883 один из основателей марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 член редколлегии с.-д. газ. "Искра" (также В.Ленин, В.Засулич, Ю.Мартов, Г.Плеханов, А.Потресов), издававшейся в Лейпциге. С 1903 один из лидеров меньшевизма. В 1908-11 ред. газ. «Голос социал-демократа», с 1911 сотрудничал в ж. «Наша заря», с 1913 – в газ. «Живая жизнь». С дореволюционных времен подолгу жил в эмиграции. В 1917 вернулся в Россию, избран пред. ЦК РСДРП (меньшевиков). Осудил Октябрьский переворот, жил в эмиграции, с 1920 идеолог правого течения в зарубежном меньшевизме. Автор работ по актуальным проблемам и истории рев. движения, в т.ч. кн. «Рабочий класс и рев. движение в России» (1907). Кн. воспоминаний «Пережитое и передуманное» (1923).

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Аксельрод Павел Борисович
1850-1928). Участник российского революционного движения. С начала 70-х гг.- народник, участник кружка "чайковцев". Осенью 1874 г. эмигрировал за границу. Вернувшись нелегально в Россию, в 1878 - 1879 г.г. принимает энергичное участие в восстановлении деятельности "Южнорусского рабочего Союза". После раскола партии "Земля и Воля" на "Народную Волю" и "Черный передел" Аксельрод примыкает к чернопередельцам. В 1883 г. вместе с Плехановым, Засулич, Дейчем и Игнатовым основывает первую русскую социал-демократическую организацию, группу "Освобождение труда". С 1900 г. - один из редакторов первых русских социал-демократических газет "Искра" и "Заря". Принимает активное участие в подготовительных работах по созыву II съезда РСДРП. На II съезде партии в 1903 г. Аксельрод примыкает к меньшевикам и в ряде статей в новой "Искре" дает принципиальное обоснование меньшевизма. В годы революции 1905-1907 Аксельрод выдвигает оппортунистическую идею созыва "рабочего съезда" и организации широкой рабочей партии. С наступлением реакции он возглавляет "ликвидаторское течение" в социал-демократической партии. Во время мировой войны Аксельрод занял оборонческую позицию, хотя и принимал участие в Циммервальдской конференции. После Февральской революции 1917 г.- член Исполкома Петроградского Совета, активно поддерживал Временное правительство. Октябрьскую революцию встретил с нескрываемой враждебностью. Вновь эмигрировав заграницу, поднимает кампанию против Советской России и диктатуры пролетариата.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Аксельрод, Павел Борисович

Аксельрод Павел Борисович


(род. 1850) — с.-д. меньшевик; сын еврея-корчмаря. С раннего возраста А. зарабатывал средства к существованию. Первой литературной работой А. была статья о положении еврейской бедноты в " Могилевских Губ. Ведомостях". 16 лет А. познакомился с сочинениями Лассаля, оказавшими на него сильное влияние. Поступив в Киевский ун-тет, А. начал пропаганду в рабочей среде, но в 1874 созданный им кружок был разгромлен полицией, сам А., работавший уже среди крестьян Могилевский губ., задержан, привлечен к дознанию, но бежал за границу. В Женеве А. примкнул к кружку "бакунистов", по поручению кружка ездил в Россию для того, чтобы завязать связи (1875). После возвращения в Швейцарию, А. сотрудничает в органе бакунистов "Работник" (1876) и редактирует основанный им журнал "Община", где пишет о германской соц.-демократии. В 1879 А. приехал в Россию и после раскола "Земли и Воли" примкнул к "Черному Переделу"; полицейские преследования заставили его в 1880 опять уехать в Женеву. Здесь он сотрудничал в "Вольном Слове", выступал на Международном конгрессе в Хуре (под именем Александровича). Эволюционируя от анархизма бакунистов к марксизму, А. вместе с Плехановым, Л. Дейчем, И. Игнатовым и В. Засулич основывает первую группу русских с.-д. (группа "Освобождение труда"). Первые с.-д. литературные выступления А. направлены против народничества ("Рабочее движение и социал-демократия", 1885; "Письма к русским рабочим об освободительном движении пролетариата", 1889; статьи в сб. "Социал-Демократ", в газете "Рабочий", в американской рабочей газете "Знамя" и др.). С 1890 А. сотрудничает в журн. "Социал-Демократ"; в 1895—96 входит в "Союз русских социал-демократов". С появлением в 90-х гг. "экономизма", А. выступает его противником. При переиздании известной брошюры Кремера "Об агитации" (1896) А. пишет к ней предисловие, сотрудничает в журн. "Работник", а в брошюрах "Историческое положение и взаимное отношение либеральной и соц. демократии" и "По вопросу о современных задачах и тактике русских социал-демократов" наиболее полно формулирует свою позицию в борьбе с "экономизмом". В этих брошюрах, наряду с верными, с точки зрения революционного марксизма, положениями, замечается некоторое приукрашивание и преувеличение роли либералов. По мнению А., "значительная часть" "высших классов" в России "заражена разрушительными (т. е. революционными) стремлениями"; их легальные организации, якобы, "заключают в себе огромную революционную силу"; в то же время российский пролетариат, будто бы, "не в состоянии возвыситься до роли сознательной революционной силы без прямой или косвенной поддержки буржуазии" и т. п. С 1900 А., вместе с Лениным, Плехановым, Мартовым, Потресовым и В. Засулич, входит в состав редакции "Искры". На 2 съезде РСДРП (Лондон, 1903) А. выступает сторонником оппортунистической (Мартовской) редакции § 1 "Устава", отвергая ленинскую редакцию этого §, как закрывающую двери в партию для "людей, хотя бы и не могущих быть принятыми непосредственно в организацию, но являющихся, тем не менее, членами партии". Как пример таких людей А. приводит "профессора, который считает себя соц.-дем. и заявляет об этом". Невыбранный съездом в число редакторов "Искры", А., однако, вскоре (после разрыва с Лениным) был кооптирован Плехановым, вместе с другими членами редакции старого состава. В новой "Искре" А. первый выступил с наиболее принципиальным обоснованием раскола ("Объединение российской социал-демократии и ее задачи" и "Общереволюционные и пролетарские тенденции в нашем движении" в №№ 55, 57, и др. фельетоны). По мнению автора, РСДРП является "партией революционной интеллигенции, опирающейся на пролетариат". Организация революционеров-профессионалов имеет тенденцию к превращению в "якобинский клуб, т. е. организацию революционно-демократических элементов буржуазии, ведущую за собою... наиболее активные слои пролетариата". Партия до сих пор воспитывала пролетариат только "в общереволюционном, а не социально-пролетарском духе". "Классовую борьбу" "со всем буржуазным строем" с.-д. практика почти что игнорирует и фактически исчерпывается одной только "борьбой с самодержавием", "связанной с пролетарским учением лишь общедемократической фразеологией". "Политической работы в социалистическом смысле не видать и не слыхать", "Необходимо реформировать нашу практику в принципиально-пролетарском смысле". Это нелепое противопоставление "общереволюционной"и "специально-пролетарской" практики, выдвинутое в момент, когда в порядке дня стояла революция против царизма, послужило меньшевизму ширмой для принижения революционных задач пролетариата в буржуазно-демократической революции. Осенью 1904 А. выдвигает (от имени редакции новой "Искры") "план" участия соц.-демократов в земской кампании, начавшейся в период министерства Святополк-Мирского. Критикуя демонстрации, направленные прямо против царизма, как "низший тип" классовой борьбы, "план" А. рекомендует "высший тип" демонстраций — перед земскими собраниями. Цель этих демонстраций — заставить буржуазных либералов "выступать от имени народа" (другими словами, передать гегемонию в революции либералам). При этом демонстранты должны остерегаться привести либералов в состояние "панического страха", ведя себя мирно и прилично. Логическим выводом из этих положений было отрицание меньшевиками необходимости для с.-д., в случае победы революции, участвовать во временном революционном правительстве; буржуазной революцией должна руководить буржуазия, а не пролетариат. В дальнейшем А. становится главным выразителем тактики меньшевизма. На 4-м (объединительном) Съезде РСДРП (Стокгольм, 1906) А. выступил с программным докладом о тактике по отношению к Гос. думе (издан отдельной брошюрой "Две тактики", СПб, 1906), защищая идею "политического сотрудничества пролетариата и буржуазии в абсолютистской России". "Главная тактическая задача" состоит в сочетании "дела развития классового самосознания и политического объединения рабочих масс" с этим требованием сотрудничества с буржуазией. С.-д. должны заключать "договоры и соглашения" с либералами. Условия соглашений должны обсуждаться на рабочих собраниях. Пролетариат должен отвоевать себе место на легальной арене рядом с буржуазией. У А. нет даже и следа понимания того, что крестьянство представляет собою особый слой буржуазной демократии, что с ним, а не с буржуазией пролетариату по пути в буржуазно-демократической революции. Проведение восстания против царизма, по мнению А., не дело с.-д. партии. Еще осенью 1905 А. выдвинул идею созыва "рабочего съезда" (в письмах к "Организационному Комитету меньшевиков", напечатанных в газете "Начало"). Этот "широкий" рабочий съезд, по его роли, должен был заменить собою с.-д. партию. В 1905, на подъеме революции, идея "рабочего съезда" почти не имела успеха. На склоне революции, в 1907, эта идея ожила в меньшевистских кругах (литературные выступления Эль, Щегло, Ларина и др.). Ларин договорил ее до конца, предложив создать единую партию из с.-д., с.-р. и др. течений, представленных в рабочем классе. 5-й Съезд РСДРП (Лондон, 1907) принял резолюцию с осуждением идеи "рабочего съезда". От "рабочего съезда" лежал прямой путь к "ликвидаторству", появившемуся в рядах с.-д. с 1908. Являясь идейным вождем "ликвидаторства", работая в редакции ликвидаторского "Голоса Социал-Демократа", с самого его возникновения, А. ставил перед ликвидаторством задачу "фракционного оформления" и "сплочения" с целью "партийной революции", которая должна "европеизировать, т. е. коренным образом изменить характер русской соц.-демократии, как он сложился в дореволюционную и революционную эпоху, и организовать ее на тех же началах, на каких зиждется партийный строй европейской соц.-демократии" ("Наша Заря", № 6, 1912), т. е. подпольная революционная партия должна быть заменена легальной и реформистской. С началом империалист, войны А. оказывается в рядах циммервальдской правой, участвует как представитель меньшевистского Организационного Комитета на Циммервальдской конференции (1915) и подписывает, в числе других, ее манифест. В 1916 участвует в Бернском междунар. совещании и во второй интернациональной Кинтальской конференции. Под интернационалистической маской Циммервальда А. высказывает социал-шовинистические взгляды: "упрекать бельгийских социалистов за оборону своей страны" есть "цинизм, а не марксизм"; поведение немецких с.-д. тоже не было изменой социализму — "пока существуют отечества", "вопрос о патриотизме и самообороне будет существовать" и т. д. Ленин характеризует позицию А. в этот период, как "двойной поклон: один в сторону немецких социал-шовинистов, другой — в сторону французских", а "заявление А., что “поражение России, не могущее затронуть органического развития страны, помогло бы ликвидировать старый режим”... взятое в связи с оправданием немецких шовинистов, представляет из себя не что иное, как попытку подслужиться к Зюдекумам" (Ленин, т. XIII, ст. "Русские Зюдекумы"). Непосредственного участия в революции 1917 А. не принимал, находясь за границей. После Октябрьской Революции держится на правом крыле меньшевизма. В сентябре 1920 А. выступил с резкой критикой ЦК меньшевиков за его признание исторической необходимости Октябрьской Революции, в которой большевики играют роль "якобинцев конца 18 в.". По Аксельроду, "якобинцы достигли власти в результате стихийного хода революции, большевики же узурпировали диктатуру". Историческим материализмом в этой концепции даже и не пахнет.


В последнее время А. высказывался за вооруженную интервенцию против СССР, в полном согласии с погромной брошюрой Каутского "Интернационал и Советская Россия". А. состоит членом Международного Бюро 2-го Интернационала. В августе 1925 справлял свое 75-летие.



В. Астров.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008