Аксельрод, Любовь ИсааковнаАксененок, Александр Георгиевич

АКСЕНЕНКО Николай Емельянович

Найдено 2 определения термина АКСЕНЕНКО Николай Емельянович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Аксененко, Николай Емельянович

АКСЕНЕНКО Николай Емельянович

Бывший министр путей сообщения РФ (апрель 1997 г. — январь 2002 г.); родился 15 марта 1949 г. в с. Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области; окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог" в 1972 г., Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР в 1990 г.; трудовую деятельность начал в 1966 г. слесарем-сборщиком на Новосибирском авиационном заводе; 1972—1978 — дежурный по станции, начальник станций на Восточно-Сибирской железной дороге; 1978—1984 — заместитель начальника станции, начальник отдела движения, заместитель начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги; в 1984 г. — заместитель начальника Мурманского отделения, 1985—1986 — начальник Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги; 1986—1992 — заместитель начальника, главный экономист, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги; с 1994 г. — заместитель, 1996—1997 — первый заместитель министра путей сообщения РФ; с апреля 1997 г. занимал пост министра путей сообщения РФ, был назначен министром в составе кабинета В. Черномырдина, занимал этот пост в составе кабинетов С. Кириенко (май-август 1998 г.) и Е. Примакова (сентябрь 1998 г. — май 1999 г.); с мая 1999 г. — первый заместитель Председателя Правительства РФ, занял этот пост в составе кабинета С. Степашина и сохранил его при формировании кабинета В. Путина (август 1999 г.); в сентябре 1999 г. при сохранении поста первого вице-премьера был вновь назначен и министром путей сообщения; в январе 2000 г. исполняющим обязанности Президента РФ В. Путиным был освобожден от обязанностей первого заместителя Председателя Правительства; январь—май 2000 г. — министр путей сообщения, вновь утвержден на эту должность в мае 2000 г. в составе правительства М. Касьянова; подал в отставку и был освобожден от должности министра 3 января 2002 г.; являлся членом Совета безопасности РФ с июня 1999 г. по февраль 2000 г.; с августа 1999 г. — заместитель председателя Исполнительного комитета Союза Белоруссии и России; награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени; женат, имеет двоих детей.

Как отмечала "Российская газета" (04.01.2002 г.) в связи с отставкой Н. Аксененко с поста министра, накануне принятого решения председатель Правительства РФ М. Касьянов провел встречу с Генеральным прокурором РФ В. Устиновым, на которой шла речь о предварительных итогах проверки хозяйственной деятельности МПС, которую с осени 2001 г. проводила Генпрокуратура по представлению Счетной палаты, в ходе которой были выявлены хозяйственные нарушения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

АКСЕНЕНКО Николай Емельянович

15.03.1949). Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве С. В. Степашина с 12.05.1999 г. по 09.08.1999 г.; первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве В. В. Путина с 19.08.1999 г. по 16.09.1999 г., первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — министр путей сообщения Российской Федерации в правительстве В. В. Путина с 16.09.1999 г. по 10.01.2000 г.; министр путей сообщения Российской Федерации в правительствах В. С. Черномырдина, С. В. Кириенко, Е. М. Примакова с 14.04.1997 г. по 12.05.1999 г., в правительстве М. М. Касьянова с 10.01.2000 г. по 03.01.2002 г. Родился в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области. Был тринадцатым, младшим ребенком в семье. Разница между ним и старшим братом составляла 24 года. Отец работал локомотивщиком на железной дороге. Окончив в 1966 г. среднюю школу, уехал в Новосибирск и до 1967 г. работал слесарем-сборщиком на авиационном заводе имени В. П. Чкалова. Образование получил в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог (1972), в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР (1990). Во время учебы в институте на экзамене по предмету «Организация движения поездов» профессор засомневался: ставить пятерку или четверку. Посмотрел на студента и сказал: «Четверку тебе ставить нельзя, ты ж министром путей сообщения станешь». Был амбициозным, всегда ходил в лидерах. Рост почти два метра, широкий в плечах, занимался боксом, футболом и хоккеем. После окончания института оставляли в аспирантуре, но ведомственная наука не прельщала. С 1972 работал дежурным по станции Вихаревка, с 1974 г. начальником станций Азей, Нижнеудинская Восточно-Сибирской железной дороги (Иркутская область). С 1978 г. заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги (Воронежская область). С 1979 г. заместитель начальника отдела движения, начальник отдела движения — заместитель начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги. В 1984 г. перешел на Октябрьскую железную дорогу, где работал заместителем начальника Мурманского отделения, с 1985 г. начальником Ленинград-Финляндского отделения. С 1986 г. заместитель начальника, с 1991 г. главный экономист — заместитель начальника, с 1992 г. первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги. С 1994 г. заместитель, с 13.11.1996 г. первый заместитель министра путей сообщения РФ. Курировал вопросы пассажирских перевозок. С 14.04.1997 г. министр путей сообщения Российской Федерации. Выдвинут на этот пост по рекомендации А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова. Сменил в этой должности А. А. Зайцева, отказавшегося расчленять единые железные дороги на несколько самостоятельных участков. Провел радикальное реформирование своей отрасли. Снял с баланса все железнодорожные больницы, поликлиники, санатории. Отказался от взаимозачетов, начал работать с живыми деньгами. По словам Б. Е. Немцова, Н. Е. Аксененко в своей области талантливый человек, жесткий руководитель. В семь утра начинал летучки. Возобновил работы на Байкало-Амурской магистрали. Внедрил систему современной оптоволоконной связи, что превратило российские железные дороги в одни из самых безопасных в мире. 45 тысячами километров оптоволоконного кабеля, проложенного вдоль железнодорожного полотна, позволяющего следить за движением и управлять им, пользуются также многие ведомства, включая МЧС и ФАПСИ. Вынашивал идею соединения рельсовых путей материка с Сахалином и далее с Японией и Южной Кореей. Внешне приглянулся Б. Н. Ельцину, симпатизировавшему высоким, статным людям. 23.03.1998 г. освобожден от должности министра путей сообщения в связи с отставкой правительства В. С. Черномырдина. Рассматривался Б. Н. Ельциным в качестве одной из кандидатур на пост премьер-министра взамен отправленного в отставку В. С. Черномырдина с последующим выдвижением на пост главы государства. 28.04.1998 г. вновь назначен министром путей сообщения РФ. 24.08.1998 г., в связи с отставкой правительства С. В. Кириенко, назначен исполняющим обязанности министра путей сообщения РФ. С 30.09.1998 г. вновь министр путей сообщения РФ. После отставки правительства С. В. Кириенко Б. Н. Ельцин колебался в выборе кандидатуры на пост премьер-министра между хозяйственником Н. Е. Аксененко и силовиком С. В. Степашиным. По словам Б. Н. Ельцина, «Аксененко вроде по всем статьям подходит. Решительный, твердый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошел долгий трудовой путь, поднялся, что называется, от земли. Сильный руководитель. Однако Дума изначально относится к нему неприязненно, встретит в штыки. Это хороший вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить ее к конфронтации. А потом выдать ей совсем другую кандидатуру. Вот только какую? Степашина или Путина? Путина или Степашина?» (Ельцин Б. Н. Президентский марафон. М., 2000. С. 311). Остановился на С. В. Степашине, хотя знал, что это кандидатура временная. Руководителю администрации А. С. Волошину поручил готовить представление в Думу на С. В. Степашина, а в телефонном разговоре с председателем Думы Г. Н. Селезневым назвал кандидатуру Н. Е. Аксененко. Фамилию Н. Е. Аксененко Г. Н. Селезнев назвал на заседании Думы. Спикеру не поверили. В качестве доказательства он сослался на то, что как раз помыл уши и все слышит четко. Уши Г. Н. Селезнева вошли в фольклор. Кандидатура С. В. Степашина прошла с первого раза: «Все ждали неприятного Аксененко и с облегчением проголосовали за приятного Степашина» (Там же. С. 315). Пытаясь сгладить сделанную в разговоре с Г. Н. Селезневым оговорку («Аксененко — премьер»), при беседе с С. В. Степашиным и Н. Е. Аксененко Б. Н. Ельцин оговорился еще раз: «Не переживай, Николай. Сегодня он премьер, а завтра — ты. Поживем до осени, там видно будет» (Михайлов А. Г. Портрет министра в контексте смутного времени. М., 2001. С. 343). Б. Н. Ельцин сказал ему слова, которые стали рекламным слоганом: «Надо чаще встречаться». С 12.05.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ. Во время формирования правительства С. В. Степашина сумел без его ведома прорваться к отдыхавшему в сочинской резиденции президенту Б. Н. Ельцину и заручиться его согласием на свою роль «главного» первого вице-премьера по отношению ко «второму» первому вице-премьеру М. М. Задорнову. Произвел на публику невыгодное впечатление: с трудом формулировал свои мысли, заявил, что будет заниматься всеми вопросами, даже теми, которые входили в обязанности главы правительства. С первых дней своего назначения начал вести себя независимо от С. В. Степашина. В интервью подчеркивал собственное особое мнение, не совпадающее с мнением председателя правительства. На замечания С. В. Степашина не реагировал. С 14.06.1999 г. член Совета безопасности РФ. С 09.08.1999 г. освобожден от должности первого заместителя Председателя Правительства РФ в связи с отставкой правительства С. В. Степашина. С августа 1999 г. заместитель председателя Исполнительного комитета Союза Белоруссии и России. С 19.08.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ. С 16.09.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ — министр путей сообщения РФ. 10.01.2000 г. был лишен поста вице-премьера, оставшись министром путей сообщения. 18.05.2000 г. вновь был назначен министром путей сообщения РФ в правительстве М. М. Касьянова. 04.08.2000 г. на Осеннем бульваре в Москве служебная автомашина «Ауди», в которой находился Н. Е. Аксененко, въехала в автокран. В начале октября 2001 г. Правительство РФ рассмотрело и признало целесообразным принять его план о запуске строительства железнодорожного моста с материка на остров Сахалин. 10-километровый мост и приданная ему 570-километровая железнодорожная ветка будут строиться восемь лет и стоить 4,5 млрд долларов. Окупиться строительство, по расчетам Н. Е. Аксененко, должно после 2030 г. 19.10.2001 г. на дачу Н. Е. Аксененко, где отмечался день рождения его внука, в десятом часу вечера в сопровождении работника ФСБ приехала женщина-следователь и вручила повестку с предложением явиться в прокуратуру в качестве свидетеля. В тот же день Генеральный прокурор РФ В. Устинов проводил брифинг по поводу предстоящего расследования причин гибели атомной подводной лодки «Курск». Во время общения с журналистами В. В. Устинову по громкой связи позвонил следователь Генпрокуратуры и сообщил о результатах допроса министра путей сообщения. Следователь доложил, что Н. Е. Аксененко по окончании допроса было зачитано постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по статье «злоупотребление служебным положением» и объявлено о мере пресечения — подписке о невыезде, которую министр подписать отказался. Выслушав подчиненного, В. В. Устинов попросил журналистов «не раздувать скандала»: «Я могу сказать одно: не только по железной дороге возбуждено уголовное дело, но и по ряду других министерств, по которым проходят и будут проходить очень высокие должностные лица. И допрос в прокуратуре еще не означает, что вина человека доказана полностью. Точку во всех делах ставит суд. Мы не собираемся ставить клеймо. Когда ситуация прояснится, мы от общественности ничего скрывать не будем. А то, что кто-то отказывается подписывать протокол, кто-то не отказывается… Это его право» (Известия. 20.10.2001). На следующий день Н. Е. Аксененко провел пресс-конференцию, где возмущенно заявил, что за этой историей стоят люди, «желающие остановить реформу МПС и дискредитировать правительство». Среди нарушений, которые расследовала Генеральная прокуратура, — нецелевое использование в МПС бюджетных средств, финансирование аппарата министерства из «черной кассы», предоставление льготных тарифов ряду компаний, в результате чего происходило аккумулирование значительных средств в пользу частных лиц, а также приобретение за счет министерства жилья людям, не имевшим отношения к МПС. Н. Е. Аксененко назвал действия Генеральной прокуратуры нелогичными, поскольку Правительство РФ постановлением «О железнодорожном транспорте» от 18.07.1996 г. разрешило МПС заниматься тем, в чем его теперь обвиняют. По словам министра, МПС является единственным министерством, совмещающим в себе регулирующие и хозяйственные функции, т. е. само назначает зарплаты и премии сотрудникам, распоряжаясь деньгами по своему усмотрению. По конфиденциальной информации, полученной газетой «Известия» в Генеральной прокуратуре, В. В. Устинов не получил из Кремля четкого указания относительно Н. Е. Аксененко. Генпрокурору было предложено всего лишь «покопать в направлении МПС». 23.10.2001 г. во время второго вызова в Генпрокуратуру с министра взяли подписку о невыезде за пределы России. Дождавшись возвращения Президента РФ В. В. Путина из загранкомандировки, Н. Е. Аксененко пытался попасть к нему на прием. Принят не был. Заместитель руководителя администрации президента Д. Н. Козак в связи с этим заявил: «Если министр верит в то, что решение независимого органа можно изменить путем воздействия исполнительной власти, то это абсолютно неправильно и незаконно» (Известия. 23.10.2001). В тот же день Н. Е. Аксененко срочно ушел в «плановый» отпуск, во время которого ишемическая болезнь сердца дополнилась воспалением слезного мешка, что потребовало хирургического вмешательства. Генеральная прокуратура предъявила ему обвинение в превышении полномочий и нецелевом использовании 70 млн рублей, которые тратились на зарплаты, премии и командировочные. По словам члена Комиссии по борьбе с коррупцией Государственной думы РФ Б. Л. Резника, то, что вменили Н. Е. Аксененко, мелочи: «Главное — он в своем ведомстве создал порочную систему. Железнодорожные поселки по России вымирают, больницы и школы разваливаются. При этом подвижной состав раскуплен. В Сочи построили потрясную пятизвездную гостиницу для верхушки МПС. В Японии закупили рельсы по цене в разы дороже российских, хотя наши сталепрокатные заводы стоят без работы. Миллионы долларов ушли на реконструкцию Рижского вокзала в Москве, где один поезд в сутки» (Комсомольская правда. 15.08.2002). Устроил, пригрел всех своих 12 братьев и сестер, их дочерей и сыновей. 03.01.2002 г. освобожден от должности министра. В октябре 2003 г. утвержденное Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н. Е. Аксененко было направлено в суд. Ему инкриминировалась статья 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий) и статья 160 (присвоение или растрата в крупном размере) УК РФ. Судебное разбирательство не состоялось из-за отъезда Н. Е. Аксененко за границу на лечение. По утверждениям прессы, экс-вице-премьер улетел в Европу на частном самолете. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999). Женат, есть сын и дочь. Супруга — сестра жены Г. М. Фадеева, предшественника и преемника Н. Е. Аксененко на посту министра путей сообщения РФ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Самые открытые люди. Энциклопедия биографий

Найдено схем по теме АКСЕНЕНКО Николай Емельянович — 0

Найдено научныех статей по теме АКСЕНЕНКО Николай Емельянович — 0

Найдено книг по теме АКСЕНЕНКО Николай Емельянович — 0

Найдено презентаций по теме АКСЕНЕНКО Николай Емельянович — 0

Найдено рефератов по теме АКСЕНЕНКО Николай Емельянович — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!