Акварель

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Акварель
фр. aquarelle от лат. aqua - вода) – краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Ее основные качества – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка, слоновой кости), чистота цвета.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АКВАРЕЛЬ
(лат. Аqua — вода) — водяная прозрачная краска с растительным клеем в качестве связу-ющего вещества, а также живопись такими красками. Акварель отличают чрезвычайно тонкая растирка пиг-мента и большой процент клеящих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Главное отличительное свойство акварели — прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник сознательно использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, лег-кости и воздушности изображения. Акварель позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: акварель с рисунком карандашом или пером; работа акварелью по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка его теней; живопись акварелью по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.
Живопись водяными красками была известна в древности и в средние века, но чистая акварель стала применяться на рубеже XV–XVI вв. для раскраски рисунков, гравюр, чертежей. В технике акварели работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Сезанн, А. А. Иванов, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АКВАРЕЛЬ
от лат. aqua – вода), особая техника, занимающая промежуточное положение между живописью и графикой. Художник-акварелист работает водорастворимыми красками по бумаге или картону. Связующим веществом в акварельных красках является гуммиарабик. Акварельные краски легко смешиваются с водой, растекаются по поверхности бумаги, требуют большой осторожности в работе. Белый фон бумаги в акварельной технике изображает свет и пространство, что является особенностью графических техник. Водорастворимыми красками работали художники Древнего Египта и Китая, средневековые миниатюристы и художники эпохи Возрождения (Ж. Фуке во Франции, А. Дюрер в Германии). Акварель долгое время использовали как вспомогательную технику для подкрашивания гравюр и рисунков. С 16 в. она становится популярной в самых разных странах. Блестящими акварелистами были французские художники 18 в. О. Фрагонар и Г. де Сент-Обен. В 18–19 вв. акварель переживает небывалый расцвет в Англии, становится ее своеобразной «национальной техникой» (Д. Констебл, У. Тернер).
Английские акварелисты не применяли белила, краски накладывались прозрачным слоем, сквозь который просвечивала бумага. В местах самых сильных бликов бумага оставалась нетронутой в своей белизне. Главное изобретение английской классической акварели – увлажнение бумаги. Краски растекаются по поверхности сырой бумаги, образуя эффектные расплывчатые пятна, чудесно передающие туманные дали, облака. Эту особенность акварели У. Тернер впервые использовал как художественный прием. Русские художники первой пол. 19 в. (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. Ф. Соколов и др.) работали акварелью более сухо и строго.
Сначала художник осторожно накладывал первый слой краски, обозначая основные цветовые и тоновые отношения. Следующий слой можно было наложить лишь тогда, когда высохнет предыдущий. В классической русской акварели в одном пятне никогда не смешивались разные цвета. Художники второй пол. 19 в. (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель), напротив, подчеркивали в своих работах текучесть и светоносность акварельных красок. Мастера «Мира искусства» и В. А. Серов часто пользовались смешанной техникой, соединяя акварель с гуашью и темперой.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
277.28 кб

Акварель Прикамья 1950-х - первой половины 1980-х гг. В контексте отечественного искусства

Суворова А.А.
В статье анализируется искусство акварели Прикамья 1950-х - первой половины 1980-х годов.
Читать PDF
158.19 кб

Рисунок и акварель в творчестве и педагогической деятельности В. А. Серова (1865-1911 гг. )

Псурцев Д.П.
В статье отражается творчество В. А. Серова русского живописца и графика. В педагогической деятельности Серова ставится акцент на те приемы и методы, которые активизируют учебную и творческую деятельность молодых художников.
Читать PDF
8.44 мб

Оригинал или копия? к вопросу об атрибуции акварелей и рисунков Г. С. Сергеева

Капарулина Ольга Анатольевна
В художественном наследии Гаврилы Сергеевича Сергеева (1765/1766-1816) очень многопланово отразилась одна из малоизвестных, но характерных особенностей изо- бразительного искусства XVIII века - копирование оригиналов других художн
Читать PDF
165.94 кб

Об авторстве нескольких акварелей, посвященных возведению Александровской колонны, из собрания Научн

Соломатина Н. Н.
Статья посвящена атрибуции акварелей К. И. Кольмана (1786-1846), связанных с возведением Александровской колонны, из собрания НТБ ПГУПС. Новые материалы дополняют сведения о работе рисовальщиков, состоявших при архитекторе О.
Читать PDF
1.81 мб

О месте захоронения Ермака по акварели Михаила Степановича знаменского

Белич Игорь Владимирович
Статья посвящена самому неизученному и вместе с тем спорному вопросу последнего похода Ермака – местонахождению его могилы. Сказы сибирских летописей называют одно место, а опирающиеся на них историки – иное.
Читать PDF
169.92 кб

Надписи на акварелях (М. Волошин)

Часовских Т. Н.
Читать PDF
147.13 кб

Роль выпускников ЛВХПУ ИМ. В. И. Мухиной в развитии акварели Прикамья

Суворова А. А.
Статья посвящена роли художественных вузов в формировании искусства региональных художественных центров. В статье рассматривается деятельность выпускников Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И.
Читать PDF
11.58 мб

Рисунки и акварели М. Н. Воробьева

Болтаевская Татьяна Игоревна
В статье рассматривается графика М. Н. Воробьева, анализируются самые значительные его работы. Прослеживается развитие мастерского подхода художника к изображаемому объекту.
Читать PDF
137.82 кб

Андре Дюнуайе де Сегонзак. Рисунки и акварели

Калитина Нина Николаевна
В статье рассматриваются рисунки и акварели Дюнуайе де Сегонзака, известного французского художника первой половины ХХ столетия.
Читать PDF
234.92 кб

Художественно-выразительный язык акварели

Зайцева Ирина Владимировна
С помощью акварельной живописи проводятся первоначальные этапы практического изучения законов живописи. Студенты должны понимать основной язык акварели.
Читать PDF
2.61 мб

Акварелист Олег Игоревич Померанцев (1949-2012) как продолжатель традиций реалистического искусства.

Мартынова Анастасия Геннадьевна
В статье рассказывается о петербургском самобытном художнике-акварелисте, Олеге Игоревиче Померанцеве (1949-2012). Творчество мастера неразрывно связано с русским реализмом.
Читать PDF
1.05 мб

Акварельная живопись, как часть творческого метода К. Ф. Богаевского в раскрытии образа Киммерии и Т

Таран И.В., Галушка Н.В.
В работе рассматриваются основные жизненные вехи крымского художника К. Ф. Богаевского, анализируются его наиболее известные акварельные работы. Дается оценка вклада Богаевского в раскрытие образа Киммерии и Тавриды.
Читать PDF
352.63 кб

Акварельная пейзажная живопись К. А. Сомова

Хомич Елена Геннадьевна
В статье рассматриваются акварельные пейзажи К. А. Сомова разных периодов его творчества.
Читать PDF
91.41 кб

К. П. Брюллов и Г. Г. Гагарин: к вопросу об атрибуции акварельного «Портрета капитана В. А. Корнилов

Корнилова Анна Владимировна
Г. Г. Гагарин традиционно считается учеником К. П. Брюллова. Нередко он копировал произведения своего учителя, и потому их имена часто произносятся рядом. Это касается и акварели «Портрет капитана В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурный потенциал Крыма в акварельной живописи В. К. Яновского. Основные вехи его творческого

Таран И.В., Галушка Н.В.
В работе рассматриваются основные этапы жизни крымского художника В. К. Яновского, анализируются его наиболее известные работы.