Аль-Фуркан

Найдено 1 определение
Аль-Фуркан
медресе, действовавшее в г. Бугуруслане с 1994 по 2006 г. Название медресе восходило к арабскому названию 25-й суры Корана «Различение», воспринимаемому как один из эпитетов священного Писания ислама. Зарегистрировано управлением юстиции Оренб. обл. администрации в мае 1999 г. (повторно) под юрисдикцией Бугурусланского муфтията. Согласно уставу, медресе провозглашалось «4-годичным исламским ин-том», призванным предоставлять «ср. профессиональное духовное образование» (к 1999 г., по словам муфтия И.К. Шангареева, обучение в нем завершили 16 чел., а продолжали учиться еще 80 юношей). А.-Ф. занимало спец. построенное для него 3-этажное кирпичное здание, к которому прилегало общежитие для иногородних студентов, по адресу: Бугуруслан, ул. М. Джалиля, 27. Обучение, проживание студентов в общежитии и питание были бесплатны. Уже в момент начала своей работы медресе располагало компьютерным, видео- и копировальным оборудованием, факсимильной связью. Чуть позже, в 1999 г., в Бугуруслане, но уже под эгидой ДУМ «Ассоциация мечетей России», было создано и женское мус. учебное заведение «Маахад Аль-Хидая ли аль-банат» («Ин-т [духовного] руководства для девушек»), в которое ежегодно принималось не более 10 чел. Важнейшим фактором, обеспечившим финансирование строительства медресе, стала личность главы Бугурусланского муфтията И.К. Шангареева. По его словам, А.-Ф. было сооружено «на средства религиозных конфессий арабских и мус. стран, пожертвования прихожан, спонсорство организаций, предприятий, банков, предпринимателей», среди которых он особо выделил двух местных татарских бизнесменов и бугурусланский коммерческий банк «Спутник» (связан с крупнейшей региональной промышленнофинансовой группой, резиденция которой расположена в Бугуруслане, – АО «Оренбургнефть»). А.-Ф. осуществляло подготовку студентов муж. п. по программам «подготовки специальностей имам-хатыба и муэдзина». Обучение в нем происходило на русском яз. (в дальнейшем, после введения 4-летней программы обучения, предполагалось, что обучение в течение двух посл. лет будет происходить по-арабски). В сетке его часов отсутствовали какие-либо светские дисциплины (в этом отношении, как и с точки зрения языка преподавания, оно не было похоже ни на джадидистские, ни на кадимистские медресе дореволюционной России). Так, предметы, изучавшиеся на 2-м курсе, включали Коран, тафсир, хадисы, фикх, сиру, основы веры (акида) и грамматику арабского яз. (нахв). Первоначально занятия в медресе вели выпускники Исламского ун-та в Медине (Саудовская Аравия) – саудовцы, в дальнейшем их заменили выходцы из Сев. Африки (некоторые из которых были российскими гражданами), окончившие старейший саудовский ун-т, созданный в 1949 г., – ун-т «Умм альКура» (Мекка, Саудовская Аравия). По словам И.К. Шангареева, среди студентов медресе было 10% бугурусланцев, 65– 75% татар из др. регионов России и 35% представителей стран «ближнего зарубежья». Однако из 43 студентов медресе А.-Ф. 1999 г. насчитывалось 20 татар, 6 казахов, 4 дунганина, 4 таджика, 3 киргиза, 2 узбека, по одному башкиру, уйгуру, азербайджанцу и русскому. При этом только один из них родился в Бугуруслане, только 6 татар были выходцами из р-нов Оренб. обл. (входящих в зону влияния Бугурусланского муфтията), студентыказахи были выходцами как из юго-вост. р-нов Оренб. обл., так и из Казахстана. Все остальные являлись приезжими. Подавляющее большинство студентов до приезда в А.-Ф. жили в сельской местности или в небольших городах, по укладу жизни близких к деревням. Большинство из них – выходцы из многодетных семей (5–7 детей), где матери – домохозяйки; профессии их отцов чаще всего были связаны с физическим трудом (шофер, столяр, сапожник, строитель, каменщик). Немногие родились в семьях сельских учителей, преподавателей училищ, только у одного шакирда отец был сельским имам-хатыбом. Несомненно, что медресе выступало в роли центра, создававшего принципиально новые возможности для дальнейшей социальной мобильности (по крайней мере на поле российской исламской политики) молодых мусульман из семей невысокого достатка. Это обеспечивалось в т.ч. и щадящими для них условиями проживания и обучения в этом учебном заведении. Медресе А.-Ф. являлось, как это определялось в его уставе, «негос. духовным мус. образовательным учреждением», созданным Бугурусланским муфтиятом и по своему статусу являвшимся местной мус. религиозной организацией. В сфере гражданских взаимоотношений медресе действовало на основе Конституции РФ, российских законов «О свободе совести и религиозных объединений» и «Об образовании». В своей деятельности А.-Ф. руководствовалось Кораном, Сунной и «нормами шариата» в «соответствии с религиозно-правовым направлением... имама Абу Ханифы» и «при уважении традиционных мазхабов имамов Шафии, Малики, Ханбали (цит. по тексту документа. – Авт.)». Неханифитские мазхабы упоминались в уставе медресе лишь в одной из статей его 1-й главы, в дальнейшем же, при определении функций ректора, ученого и попечительского советов, ссылки давались только на ханифитский мазхаб. Однако возможно, что часть преподавателей А.-Ф. была привержена ханбалитскому мазхабу; это, вероятно, отражалось на процессе обучения. Цели А.-Ф. определялись как «повышение духовного потенциала и укрепление духовно-нравственных устоев общества, создание... основы для подготовки гармонично развитых и высокообразованных личностей, совм. исповедание и распространение ислама». Медресе должно было содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, религиозными и социальными группами людей, учитывая разнообразие (существующих в обществе. – Авт.) мировоззренческих подходов». Начиная со 2-й пол. 2004 г., А.-Ф. стало объектом жесткого давления власти. Так, во время рейда подразделения войск спецназначения в нач. октября 2004 г. было заявлено, что в медресе «обнаружена ваххабитская литература». В сер. ноября 2004 г. деятельность медресе была приостановлена самим И.К. Шангареевым. В дальнейшем медресе вновь стало действовать, но только лишь в качестве краткосрочных курсов. Наконец, в феврале 2005 г. прокуратура Оренб. обл. подала в областной суд исковое заявление о ликвидации медресе А.-Ф. Месяцем позже, в марте 2005 г., был произведен обыск в «Маахад АльХидая», где была также «обнаружена ваххабитская литература», что позволило поставить вопрос и о его закрытии. Внимание власти (как федеральной, так и региональной) к А.-Ф. было частью проводившегося в разл. регионах России курса на «искоренение» того, что официальные власти называли «очагами ваххабизма». В марте 2006 г. медресе А.-Ф. было окончательно закрыто. Его ликвидации предшествовали очередной рейд подразделения спецвойск и обыск в здании, которое оно занимало. Итогом обыска стало «обнаружение листовки» запрещенной партии «Хизб ат-Тахрир», а в самом медресе «была выявлена ячейка международной организации “Партия освобождения ислама”», в которую входили «обучавшиеся в медресе выходцы из Узбекистана». В связанном с этими событиями заявлении оренб. обл. прокуратуры подчеркивалось, что «у быв. работников медресе (речь шла о его преподавателях – в то время российском гражданине тунисского происхождения и нескольких татарах. – Авт.) также была обнаружена» соотв. литература. В заявлении следователя прокуратуры говорилось, что они «автоматически становятся членами партии Освобождения ислама». В свою очередь, в заявлении УВД по Оренб. обл. отмечалось: «Возникло подозрение, что... сам руководитель медресе может иметь отношение к распространению листовок экстремистского содержания». Лит.: Аль-Фуркан терпит фиаско // Оренбуржье. 24.01.2002; Дмитриев А. Проповедника ваххабизма устроили в колонию // Коммерсант. 29.06.2006; Джадваль аль-хисас ли ас-сана ас-сания ли аль-амм ад-дирасий 1998–1999 (Расписание занятий 2-го курса на 1998–99 учебный год) // Личный архив автора; Интервью с муфтием // Оренбуржье. 8.08.1998; Косач Г.Г. Муфтият российского постсоветского региона: становление и эволюция // Вестник Евразии. – М., 2000, № 2; Он же. Ислам в Оренбургской области. – М., 2008; Лапшин В. О религиозной обстановке в Оренбургской области // Бугурусланская правда. 10.12.1998; Никольский В. «Постриг бороду – значит законспирировался». Директор Исламского правозащитного центра Исмагил-хазрат Шангареев расскажет Вашингтону о положении мусульман в России. – http://portal-credo. ru/site/?act=press&type=list&pressid=260; Открытое письмо мусульманской общественности президенту В.В. Путину // Известия. 5.03.2007; Оренбургские спецслужбы против ваххабитов // Бугурусланская правда. 12.02.2005; Рындина Л. Чему учат в медресе? // Бугурусланская правда. 1.08.1998; Снимок из архива Масхадова // Южный Урал. 16.03.2005; Страсти улеглись // Азан. – Самара, 2.09.1999; Список студентов Высшего исламского института «Аль-Фуркан» // Личный архив автора; Устав религиозной организации негосударственного духовного мусульманского образовательного учреждения Бугурусланского исламского медресе «Аль-Фуркан» Оренбургского духовного управления мусульман Бугурусланский муфтият. – Бугуруслан, 1997. Г.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
5.82 мб

Интервью с Марион Фуркад. Дюркгейм и science studies для экономической социологии

Фуркад Марион

Похожие термины:

  • ФУРКАДЕ–ГЕРДИНГ Эльза Мария

    Аргентинская гитаристка. Родилась 10 июня 1913 г. в Рамос Мехия, провинция Буэнос–Айрес. Гитарой занималась у профессора Орасио Маттозо и позже усовершенствовала знания в Академии Прата. На концерте
  • ФУРКАЦИЯ

    построение учебного плана старших классов средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.) с преимущественным вниманием к определенной группе предм