Алан Лилльский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Алан Лилльский
ок. 1128-1202) - фр. богослов и философ, монах-цисцерцианец; участвовал в работе III Латеранского собора (1179), автор тезиса «У авторитета нос из воска», т.е. высказывание авторитета можно трактовать в любом смысле, а поэтому следует подкреплять его разумными доводами. Провозгласил все положения веры рационально доказуемыми. Рассматривал взаимоотношения Бога и мира с позиций неоплатонич. мистицизма, считал природу посредницей между творцом и материей.
Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. Мм 1957.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Алан Лилльский
Alanus ab Insulis, Alain de Lille) — монах-цистерцианец (OCist), богослов, философ и поэт; Doctor universalis (Доктор универсальный); род. ок. 1128, Лилль (ныне Франция), ум. ок. 1203, аббатство Сито.
Преподавал в Париже (ок. 1157–70) и Монпелье (ок. 1171–85), участвовал в III Латеранском соборе (1179). В старости удалился в Сито.
На богословско-филос. взгляды А. оказали влияние идеи Гильберта Порретанского и платонико-пифагорейские концепции Шартрской школы. Согласно А., в борьбе с рел. воззрениями, отрицающими доводы Откровения, бессмысленно обращаться к авторитету Писания и свв. Отцов; для защиты катол. учения следует прибегать к доводам разума, следовательно, богословие должно по возможности строиться как совокупность высказываний, дедуктивно выводимых из самоочевидных посылок, т.е. приближаться к модели, представленной в геометрии. Так, Regulae de sacra theologia (Правила священной теологии) А. представляют собой цепь из 134 аксиом с комментариями, которые, начиная с определения понятия «единицы», описывают процесс перехода от единичности Бога к множественности мира и логически приводят к постулатам, относящимся к богосл. проблематике. Среди них определение: «Бог есть умопостигаемая сфера, центр которой везде, а окружность нигде». А. использует данный метод и в апологии De arte fidei catholicae (Об искусстве католической веры), и в полем. трактате De fide catholica contra haereticos (О католической вере против еретиков).
Перу А. принадлежат также две написанные под влиянием Боэция и Бернара Сильвестра аллегорические поэмы, сквозной темой которых является тема Природы как посредницы между Творцом и творением, поддерживающей установленный в мире порядок. Это De planctu naturae (Плач Природы) — диалог, осуждающий тех, кто, греша, нарушает и извращает естественные законы; и Anticlaudianus (Антиклавдиан) — эпопея, рассказывающая о победе добродетелей над пороками путем воспитания Богом и Природой (с помощью богословия и свободных искусств) совершенного человека, после чего в мире воцаряется новый Золотой век. Большой известностью пользовались также трактаты А. Ars praedicandi (Искусство проповеди), Liber poenitentialis (Книга о покаянии) и словарь библ. понятий Distinctiones (Различия).
Соч.: PL 210; Summa «Quoniam homines» / Гd. P. Glorieux // Archives d’histoire doctrinale et littОraire du Moyen еge 28 (1953); De virtutibus et vitiis et de donis Spiritus sancti / Гd. O. Lottin // Psychologie et morale aux XIIe et XIIIe siПcles 6 (1960), 45–92; Плач Природы (отрывки) / Пер. и предисл. М.Л. Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. М., 1972, с. 330–347.
Лит-ра: Baumgartner M. Die Philosophie des Alanus de Insulis. MЯnster, 1896 (BeitrКge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. 2, H. 4); Raynaud de Lage G. Alain de Lille: PoПte du XII siПcle. P., 1952; Cilento V. Alano de Lilla, poeta e teologo del secolo XII. Mi., 1958; d’Alverny M.-T. Alain de Lille. Textes inОdits: Avec une introduction sur sa vie et ses suvres. P., 1965; Evans G.R. Alan of Lille. C., 1983.
А. Шишков

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002