Аланы
АЛАНЫ
воинственный народ, родственный скифам и живший первоначально на Кавказе. Затем аланы проникли в Европу, вместе со свевами и вандалами опустошили Галлию и Испанию.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Аланы
ираноязычное племя, разгромленное в 372 г. гуннами. Часть а. во второй пол. IV в. переселилась вместе с вандалами в Испанию, а в нач. V в. — в Сев. Африку.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Аланы
ирано-язычные племена, входившие в сарматский союз. В начале нашей эры кочевали в Приазовье и Предкавказье, на рубеже I-II вв. проникли на Крымский полуостров, где переходили к оседлости.
Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999
АЛАНЫ
ясы, овсы, осы — многочисл. ираноязыч. племена сарматск. происхожд. Известны со 2 в. до н.э. В первых веках н.э. обитали в Ниж. Поволжье, Юж. Приуралье, Подонье, Сев. Прикаспии, Прикавказье и в юж. р-нах Причерноморья (до Днепра).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Аланы
Аланы (Alans), кочевые племена причерноморских степей, к-рые в 1 в. н.э. неоднократно совершали набеги на вост. границы Римской империи. В 4 в. были вытеснены на 3. гуннами, ушли в Галлию в 406 г. и Испанию в 409 г. Там они примкнули к вандалам, в 429 г. часть А. переселилась в Африку.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
АЛАНЫ
ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. н. э. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть А. участвовала в Великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце 9 в. образовали государство в центральной части Северного Кавказа, распавшееся в ходе монгольских завоеваний 13 в. Кавказские А. (по-русски ясы) -предки осетин.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Аланы
лат. Alani)
союз кочевых племен, занимавших с I в. н.э. обширные степные пространства между р. Танаис, Кавказом и Аральским морем. А. участвовали в «великом переселении народов», достигнув Сев. Африки.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
союз кочевых племен, занимавших с I в. н.э. обширные степные пространства между р. Танаис, Кавказом и Аральским морем. А. участвовали в «великом переселении народов», достигнув Сев. Африки.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
АЛАНЫ
• Al?ni,
??????, ???????, сарматский народ, быть может, то же, что албанцы (см. Albania, Албания); первоначально жили на Кавказе, впоследствии проникли на равнины России, а во времена Веспасиана через касийские ворота вторгались также и в Мидию и Армению. Позднее, в 3 в., они разбили при Филиппах в Македонии императора Гордиана, но сами были вытеснены гуннами: со свебами и вандалами опустошили Галлию и Испанию, наконец были разбиты готами и франками и затем исчезли из истории, слившись с другими народами.
??????, ???????, сарматский народ, быть может, то же, что албанцы (см. Albania, Албания); первоначально жили на Кавказе, впоследствии проникли на равнины России, а во времена Веспасиана через касийские ворота вторгались также и в Мидию и Армению. Позднее, в 3 в., они разбили при Филиппах в Македонии императора Гордиана, но сами были вытеснены гуннами: со свебами и вандалами опустошили Галлию и Испанию, наконец были разбиты готами и франками и затем исчезли из истории, слившись с другими народами.
Аланы
кочевые иран. племена, родств. сарматам. В 1 в. н. э. пришли из Внутр. Азии и осели на Южно-Русской равнине восточнее Дона и севернее Кавказа. Первые упоминания об А. относятся к сер. 1 в. н. э. В 3 в. А. неоднократно вторгались в пределы рим. пров. Фракия, в 242 достигли стен Филиппополя. Ок. 370 А. были вытеснены гуннами с их оседлых терр. на З. В 5 в. часть из них примкнула к свевам и вандалам в Галлии и Испании. Отдельные отряды А. переправились в 429 вместе с королем вандалов Гейзерихом в Сев. Африку, где их следы затерялись.
Источник: Словарь античности. 1989
Аланы
этнос (?) центрально-азиатского происхождения. Возможно, социальная, надплеменная прослойка сарматского общества, этакий внеэтнический "рыцарский орден" или не многочисленный, но могучий род, растворившийся в среде покоренного сарматского населения. Осели восточнее Дона и севернее Кавказа. В конце I - II века аланы продвинулись на запад и стали угрожать Римской империи. Часть из них оставалась жить на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье. Формирование аланской материальной культуры следует относить к V веку. В VI - VII века земли аланов простирались от Кубани до Дагестана. Понятие "аланы" в раннее средневековье, вероятно, прикрывало собой целый союз племен. В IX веке аланы были обращены в христианство. Х - XII века являлись периодом наивысшего расцвета военного могущества и культуры аланского населения Северного Кавказа. Очевидно, тогда же произошло оформление раннефеодального государства Алании.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
АЛАНЫ
общее прозвище племен и народов, вошедших в состав империи, созданной Асами-Аланами. Завоевывая народы, Асы приказывали им называться всем одинаково - Аланами. Истории известно, что так одно время назывались и Закаспийские Массагеты (сарматские предки Туркменов), Эсседоны и Аорсы (предки Осетинов) и некоторые Адыгейцы. После падения империи Асов (375 г.), каждый народ возвратился к своему натуральному историческому имени, а Аланами остались одни Асы-Аланы или Танаиты. В 9 ст. часть Аланов проживала в горах Крыма. Они приняли христианство одновременно с нашими предками ок. 860 г. после проповеди св. Кирилла. Последний раз их вспоминает Грек Пахимер, как воинов казачьей дружины Крымского хана Нагая в 14 в. С именем Аланов связываются богатые археологические остатки материальных культур Северо-кавказской, Болгарской и Салтово-маяцкой. Самая поздняя из них Салтово-маяцкая обнаружена на Среднем Донце и на Дону и датируется 8-10 в.в; Она принадлежит Аланам-Асам и по всем данным находит свое подобие на далеком севере в остатках культуры Асов Скандинавских (см. Асы).
Аланы
(самоназвание – ироны), в византийских источниках – аланы, по-грузински – осы, по-русски – ясы, - многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке до н.э. из среды полукочевого сармат ского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1-ом веке н. э. в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства аланов этого времени – скотоводство. В 372 г. аланы были разбиты гуннами (См. Гунны). Часть аланов вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. Другая часть аланов отошла в предгорья Кавказа. В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных племен, возглавленное аланами в письменных источниках получившее название Алании. Происходит процесс оседания кочевников-аланов и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В 8 – 9 в.в. зарождаются феодальные отношения у аланов, временно вошедших в состав Хазарского каганата (См. Хазарский каганат). На рубеже 9 – 10 в.в. у аланов возникает раннефеодальное государство; в 10 в. аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производства, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются: Нижнее-Архызское на р. Большой Зеленчук, Верхнее- и НижнееДжулатское на р. Терек, Ахалкалинское на р. Сунже. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольменообразные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, состоящие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения аланов были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство аланов в 4 – 5 в.в. представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными камнями или стеклом (полихромный стиль); позднее появились украшения, отделанные птичьими головами. В 7 – 9 в.в. распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства аланов (10 – 12 в.в.) свидетельствуют предметы из Змеиного могильника (Северная Осетия): орнаментированные золоченые бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золоченый конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетенкой. В 10 – 12 в.в. у аланов зародилась письменность, был создан героический Нартский эпос (См. Нартский эпос). Тяжелый удар был нанесен аланам монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238 – 39 г.г. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировались с местным кавказским населением. С 14 в. среди аланов стал распространяться ислам (См. Ислам). Прямыми потомками аланов являются современные ирано-язычные осетины. Определенную роль аланы сыграли в этногенезе и культуре других народов Северного Кавказа. См. Осетины, Сарматы, Тавры, Чми.
АЛАНЫ
в рус. источниках - ясы, в груз. - овсы, осы) - многочисл. ираноязычные племена сарматского происхождения. Известны со 2 в. до н. э. под назв. роксалан. В первых веках н. э. обитали в Ниж. Поволжье, Юж. Приуралье, Подонье, Сев. Прикаспии, Предкавказье и в юж. р-нах Сев. Причерноморья (до Днепра); это - время их экспансии на Ю., на Сев. Кавказ, что хорошо прослеживается по распространению погребального обряда А. в катакомбах. По свидетельству Иосифа Флавия, Тацита и др., сильные и воинств. племена А. совершали успешные походы в Закавказье, Мидию, М. Азию и в р-ны Римской империи. Первоначально основой х-ва степных А. являлось скотоводство в сочетании с земледелием; позднее высокого развития достигло гончарное, ювелирное дело и металлургия. Обществ. строй А. характеризовался выделением вождей племен и образованием союза племен. В 4 в. А. этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения А. в 4 в. разгромили гунны, в 6 в. - авары. Часть А. участвовала в великом переселении народов и оказалась в Зап. Европе (в Галлии) и даже в Сев. Африке, где вместе с вандалами образовала гос-во, просуществовавшее до сер. 6 в. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией А. Культуру А. 4-5 вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Сев. и Зап. Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С 7 по 10 вв. значит. часть ср.-век. Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длит. времени сев.-кавк. А. вели упорную борьбу с араб. халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре 8-11 вв. дают знаменитые катокомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Сев. Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких междунар. связях А. с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией. В 9-10 вв. у А. складываются раннефеод. отношения. С 7 в. в Алании начинает распространяться христианство из Византии и Грузии. В условиях разложения первобытно- общинных отношений, дифференциации населения образовался крупный племенной союз А., к-рый в 10-12 вв. приобрел черты примитивного гос-ва с выделением царей-"багатаров" (царь Дургулель). Возникли крупные поселения гор. типа (г. Дедяков). В 10-12 вв. у А. зародилась письменность на греч. алфавите. В это время А. были оседлым народом, создавшим замечет. Нартский героич. эпос и высокую культуру, пришедшую в упадок только после татаро-монг. нашествия на Кавказ (1222). С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. A., являющиеся прямыми предками осетин, сыграли известную роль в этногенезе и складывании культуры и др. коренных народов Сев. Кавказа. Термин "А." бытовал на Сев. Кавказе до 19 в. уже в значении "приятель", "сосед". Лит.: Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 3, М., 1887; Кулаковский Ю., Аланы по сведениям классич. и визант. писателей, К., 1889; Готье Ю. В., Кто были обитатели Верхнего Салтова?, "ИГАИМК", 1927, в. 5; Крупнов Е. И., Археологич. памятники верховьев р. Терека и басс. р. Сунжи, "Тр. ГАИМК", 1947, в. 17; Абаев В. И., Осетинский язык и фольклор, (в.) 1, М.-Л., 1949; История Северо-Осетинской АССР, М., 1959; Кузнецов В. A., К вопросу о позднеаланской культуре Сев. Кавказа, "СА", 1959, No 2; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; T?ubler E., Zur Geschichte der Alanen, "Klio. Beitr?ge zur alten Geschichte", 1909, Bd 9, H. 1. E. И. Крупнов. Москва.