Александр Невский
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Источник: Основы православной культуры. 2011
Источник: Краткий православный словарь.
Сын князя Ярослава Всеволодовича, А. с 1236 княжил в Новгороде. 15.07.1240 разгромил в устье Невы шведский воен. отряд; за эту победу А. был прозван «Невским». 5.04.1242 А. одержал победу над соединенными войсками Ливонского и Тевтонского орденов. В 1249, после смерти отца, А. получил в Золотой Орде титул вел. князя Киевского. Вскоре после этого к А. прибыло посольство от Папы Иннокентия IV, предлагавшего совершить совместный крестовый поход против татар. А. отверг это предложение Папы, выбрав союз с татаро-монголами, гарантировавший относительную стабильность в Северо-Вост. Руси. Тем самым были подорваны связи Руси с лат. Западом. В 1252, в результате борьбы с братом, А. получил великое княжение Владимирское. В дальнейшем он проявил себя умелым дипломатом во взаимоотношениях с Золотой Ордой. В 1380 в Новгороде было установлено местное почитание А., общерус. канонизация состоялась в 1547. В 1724 мощи А. были перевезены в С.-Петербург. Память А. в Русской Правосл. Церкви — 30 августа и 23 ноября.
Лит-ра: Послание Папы Иннокентия IV к Александру Невскому // Historica Russiae Monumenta. СПб., 1841, т. 1, с. 68–69; Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987, вып. 1, с. 354–363, 487; Рошко Г. Иннокентий IV и угроза татаро-монгольского нашествия: Послания Папы Римского Даниилу Галицкому и Александру Невскому // Символ 20 (1988), 92–114; Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. СПб., 1995; Кирпичников А.Н. Александр Невский: Между Западом и Востоком // Вопросы истории 11–12 (1996), 115–118; Горский А.А. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского // Александр Невский и история России. Новгород, 1996, с. 64–75.
Я. Кротов, И. Семененко-Басин
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
1) Линейный корабль типа "Слава России", один из большой серии однотипных 66-пушечных кораблей, строившихся одновременно на верфях Санкт-Петербурга и Архангельска. В 1749 г., после окончания строительства, вошел в состав Балтийского флота. Строился в С.-Петербурге под наблюдением корабельного мастера Г.А. Окунева. В 1763 г. в результате взрыва крюйт-камеры погиб, находясь на стоянке в Ревеле (ныне Таллинн).
2) 66-пушечный линейный корабль. Закончен постройкой в 1787 г. Строился при участии корабельного мастера М.Д. Портнова. В 1789 г. принял участие в боевых действиях Балтийского флота против шведской флотилии (при Барезунде), поддерживая артиллерийским огнем высадку русского десанта. В 1814 г. разобран.
3) Фрегат Черноморского флота. Строился в Херсоне под наблюдением корабельного мастера С.И. Афанасьева. Имел на борту 50 орудий. В 1787 г. вошел в состав флота. В составе сил Черноморского флота, под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова, в 1790 г. принял участие в боевых действиях против турецкого флота под Синопом, Анапой, в Керченском проливе, у мыса Калиакрия (1791 г.) и у Тендровской косы. Выведен из состава флота в 1789 г.
4) 74-пушечный линейный корабль. В 1826 г. под руководством В.Ф. Стоке построен в С.-Петербурге на Охтинской верфи и в том же году введен в состав Балтийского флота. Первый русский корабль, строившийся в крытом эллинге. В 1827 г. принял участие в Наваринском морском сражении против турецкого флота, где его экипаж, возглавляемый командиром-капитаном 2-го ранга Л.Ф. Богдановичем, вступив в бой с тремя кораблями противника, один уничтожил, а другой вынудил капитулировать. В 1828-1830 гг. в составе эскадры контр-адмирала П.П. Рикорда участвовал в операциях по блокаде Дарданелл, после чего возвратился на Балтику. В 1832 г. при участии архитектора А.П. Брюллова переоборудован в корабль класса фрегат, к которому относился до 1846 г. (переделан в плавучий склад Кронштадтского порта). В 1847 г. разобран.
5) Последний русский деревянный фрегат специальной постройки, имел парусно-паровой движитель (парусное вооружение, паровая машина, гребной винт). Входил в состав Балтийского флота. Построен в С.-Петербурге на Охтинской верфи в 1861 г. под руководством создателя его проекта полковника Корпуса корабельных инженеров И.С. Дмитриева и строителя капитана А.А. Свистовского. Паровая машина изготовлена заводом Берда. В 1863 г. под командованием капитана 1-го ранга М.Я. Федоровского в качестве флагманского корабля контр-адмирала С.С. Лесовского в составе эскадры Балтийского флота участвовал в экспедиции ("американской") русского флота на стороне США в их борьбе против экспансии Великобритании. После длительного пребывания и плаваний в водах Северной и Южной Америки летом 1864 г. возвратился в Европу; на Средиземном море обеспечивал выполнение ряда дипломатических поручений. С мая 1865 г. - на Балтике. В 1867 г. под флагом контр-адмирала К.Н. Посьета участвовал в плавании к Азорским островам, после чего убыл на Средиземное море и обеспечивал на острове Крит спасение греческого населения от террора турецких властей. По возвращении на Балтику в 1868 г. потерпел кораблекрушение во время шторма у побережья Дании. Водоизмещение 4,560 тонн, длина 82.9, ширина 15.5, осадка 6.9 метра. Мощность паровой машины 1,880 кВт, скорость полного хода - 11.7 узла. Вооружение: 55 (бомбических, гладкоствольных и нарезных) орудий разного калибра. Экипаж 732 человека.
Источник: Военно-морской исторический справочник
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 (28) июля 1240 г., народ назвал Александра Невским. В 1241 г. молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Kопорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 (18) апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Kрестоносцы были полностью разгромлены. Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока.
В 1242 г. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Kнязь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал укреплять Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар.
Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 г. умер хан Батый. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. В 1262 г. по указанию князя во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока.
Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь- подвижник предал свой дух Господу 14 (27) ноября 1263 г., завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли во Владимир, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября (6 декабря) состоялось его погребение в Рождественском монастыре во Владимире.
Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Kуликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г.
30 августа (12 сентября) 1721 г. Петр I, после продолжительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей блгв. кн. Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург, и 30 августа (12 сентября) 1724 г. мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и поныне. Память блгв. кн. Александра совершается 23 ноября (6 декабря) и 30 августа (12 сентября).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
— великий князь Владимирский и всея Руси, 2-й сын великого князя Ярослава II Всеволодовича, правнука Владимира Мономаха, род. 30 мая 1220 г.; в 1236 г. стал княжить в Новгороде и тотчас же решил обуздать главных его врагов — шведов. С этой целью он прежде всего предпринял с Новгородской дружиной ряд набегов на Финляндию. В отмщение за них, а также побуждаемые папской буллой, провозглашавшей новгородцев союзниками язычников и ослушниками наместника св. Петра, шведы в 1240 г. предприняли "крестовый поход" на Русь, отправив на ладьях в Неву многочисленное войско под начальств. Биргера. Биргер послал А. надменную грамоту: "Если можешь, сопротивляйся. Знай, что я уже здесь и пленю землю твою". Поэтич. народн. легенда рассказывает, что в то же время прискакал к А. крещеный финн, по имени Пелгусий, сторож с о. Котлина, человек очень набожный. Он рассказал, что после бессонной ночи, на заре, стоя на берегу моря и всматриваясь в туманную даль вдруг увидел лодку, в которой стояли свв. Борис и Глеб, и первый сказал второму: "Брате Глебе! вели грести, поможем сроднику нашему Александру Ярославичу". — Не дожидаясь сбора новгородск. рати, А. со своей малочисленной дружиной внезапно напал на шведов на месте их высадки, на лев. берегу Невы, и разбил их 15 июля 1240 г. на голову. Русские дрались отчаянно. Сам А. подавал пример доблести, находясь во главе своей дружины: он добрался до Биргера и своим копьем "возложи ему печать на лицо". Значение и впечатление на народ от этой победы было так велико, что он тогда же прозвал А-ра "Невским". Несмотря на это, А. вскоре по своему крутому и властному нраву не поладил с новгородцами и выехал из Новгорода. Но едва он оставил Новгород, как явился новый враг: рыцари Ливонского ордена напали на Псковскую волость, взяли Изборск, подступили к Пскову и сожгли его (1241 г.). Подчинив себе Псков, немцы построили крепостцу в Копорье и вторглись затем в Новгородские земли, грабя и разоряя их до самого Новгорода. Новгородцы опять послали за А. Он явился на призыв и изгнал врагов из новгородск. земель, отняв у них Копорье. Затем в 1242 г., подавая помощь Пскову, А. разбил Ливонских рыцарей на льду Чудского озера, почему эта битва и названа народом "Ледовым побоищем". В 1245 г. А. нанес поражение также и литовцам (у Торопца, у озера Жизца и подле Усвята). Всеми этими победами А. надолго оградил от врагов северо-западные пределы Руси. Сделавшись с 1252 г. великим князем владимирским, А. должен был вести совершенно иную политику по отношению к другим, более могуществен. врагам Руси — татарам. Сознавая невозможность борьбы с Ордой, А. полной покорностью и богатыми дарами приобрел расположение Батыя и его преемников. Еще при жизни велик. кн. Ярослава Батый в 1242 г. призвал А. в Орду на поклон. По смерти отца А. в 1248 г. снова ездил в стан Батыя, а потом и в Татарию, к великому хану, был обласкан тем и другим, и получил ярлык на великое княжение — Киевское, а через 2 года ему удалось получить ярлык и на Владимирское княж. Держась с татарами все время осторожной, уклончивой политики, А. не раз ездил в Орду хлопотать за Русь, постоянно дарил ханов, задабривал их вельмож, исправно платил дань и всячески старался сдерживать поработителей. В 1262 г. вспыхнуло восстание против татар во Владимире, Ростове, Суздале, Переяславле и Ярославле, вызванное тяжелым угнетением от татарских откупщиков дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русскую землю, которой вновь предстоял татарский разгром. Тогда А. в 4-й раз поехал в Орду к хану, чтобы отвратить беду. Он прожил там всю зиму и не только успел отвратить татарский погром, но и выхлопотал у хана освобождение Русской земли от повинности выставлять для татар воен. отряды. Это было последним делом А.: больной он выехал из Орды и на дороге, в Городце на Волге, скончался 14 нояб. 1263 г. Митроп. Кирилл, когда узнал о смерти А., так объявил об этом народу во Владимире: "Чада мои милые! разумейте, яко зайде солнце русской земли!" — и все с плачем воскликнули в ответ: "Уже погибаем!" Когда тело А. было привезено во Владимир, все жители вышли на встречу в Боголюбове. "Бысть же плач велий и кричание и туга, яко несть такова бывало". Так был нужен А., умевший ладить с татарами и тем спасавший Русь от конечного разорения. Похоронили его во Владимиро-Рождественском монастыре. А. был очень популярен на Руси при жизни, чему, кроме его заслуг, способствовали и его блестящая, повелительная наружность, высокий рост, громкий, "как труба", по выражению летописца, голос. Соблюдение Русской земли от беды на востоке и знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили А. славную память на Руси, окружили его жизнь преданиями и особыми "сказаниями", привели к признанию его церковью святым (1380). С. М. Соловьев считает А. самым видным историческим лицом от Мономаха до Дмитрия Донского, и даже выше того и другого своей прозорливостью. На месте, где, по преданию, А. победил (1240 г.) шведов, на лев. берегу Невы, Петр I, вырубив лес и высушив болото, в 1710 г. основал монастырь (Александро-Невская Лавра). Сюда 30 авг. 1724 г. были перевезены из Владимира мощи А., где покоятся и ныне. В память А. Петр В. учредил орден св. А. Невского. (Соловьев. История России с древнейших времен, т. III, гл. 3; кн. Голицын. Всеобщая военная история средних времен, части I и II; Костомаров. Русск. ист. в жизнеописаниях, т. I).
{Воен. энц.}
1220 или 1221–1263
Князь Новгородский (1236–1251) и Тверской (1247 и 1252), великий князь Владимирский (1252–1263). Прославленный полководец Руси. Православный святой.
На Руси к святым причислялись только люди, которые пострадали за Отечество и оставили в исторической памяти народной неизгладимый след. К числу таких личностей относится князьратоборец Александр Ярославич Невский. Его величайшая заслуга перед Русской землей состоит в том, что он сокрушил два крестовых похода – немецких и шведских рыцарей на Новгородскую Русь, до которой так и не докатилось всеразрушающее Батыево нашествие.
Александр родился в стольном городе ПереяславлеЗалесском в семье князя Ярослава Всеволодовича, третьего сына князя Всеволода Большое Гнездо, получившего свое прозвище за большое семейство. Дедом Ярослава по отцовской линии был великий князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, а прадедом – знаменитый победитель Половецкой степи великий князь Киевский Владимир Мономах.
Александр еще мальчиком вместе со старшим братом Федором, рано ушедшим из жизни, под присмотром ближнего боярина Федора Даниловича был посажен на княжение в Вольном Новгороде, который поддерживал тесные связи с ВладимироСуздальской землей, откуда получал недостающую часть хлеба, и обычно приглашал на княжение ее правителей. В случае внешней опасности новгородцы получали с Владимирщины военную помощь.
Сын князя Ярослава еще в детстве прошел хорошую школу ратной выучки и науку княжеского управления и суда. Со временем он стал и тонким дипломатом.
Свободные от татаромонгольского владычества Новгородская и Псковская земли отличались богатством – леса на русском Севере изобиловали пушным зверем, новгородские купцы славились предприимчивостью, а городские ремесленники – искусством работы. Поэтому на новгородские и псковские земли постоянно зарились алчные до наживы немецкие рыцарикрестоносцы, шведские феодалы – потомки воинственных викингов и близкая Литва. Этих захватчиков побуждало к нападениям и еще одно немаловажное обстоятельство – попавшая под иго Золотой Орды Русь не могла оказать реальной военной помощи Новгороду и Пскову.
Крестоносцы ходили в заморские походы не только в Землю Обетованную, в Палестину. Папа Римский Григорий IX благословлял европейское рыцарство и на походы в земли язычников на балтийских берегах, в том числе и на псковские и новгородские владения. Он заранее отпускал им все грехи, которые они могли совершить в походах.
Первыми двинулись в поход на СевероЗападную Русь изза Варяжского моря шведские рыцарикрестоносцы. Королевское войско Швеции возглавили второе и третье лица государства – ярл (князь) Ульф Фаси и его двоюродный брат, королевский зять Биргер Магнуссон. Войско шведских крестоносцев (на Руси их называли «свеи») по тем временам была огромным – примерно 5 тысяч человек. В походе участвовали со своими отрядами крупнейшие католические епископы Швеции. Королевское войско (морской ледунг) вышло из Стокгольма на 100 одномачтовых судах с 15–20 парами весел – шнеках (каждый нес на себе от 50 до 80 человек), они пересекли Балтийское море и вошли в устье Невы. Здесь начинались новгородские земли – пятины, а жившее здесь небольшое племя ижорян платило дань Вольному городу Новгороду.
Сообщение о появлении в Невском устье огромной флотилии шведов доставил в Новгород посланец старейшины ижорян Пельгусия, небольшая дружина которого несла здесь морскую дозорную службу. Шведы высадились на высоком берегу Невы, там, где впадает река Ижора, и устроили временный лагерь. Место это называется Буграми. Исследователи предполагают, что они пережидали здесь безветренную погоду, устраняя повреждения, чтобы затем преодолеть невские пороги и выйти в Ладожское озеро, а затем – в реку Волхов. А оттуда было рукой подать и до самого Новгорода.
Двадцатилетний новгородский князь Александр Ярославич решил упредить неприятеля и не стал терять время на сбор всего городского и сельского ополчения. Во главе княжеской дружины, в доспехах и во всеоружии Александр прибыл на молитву в Софийский собор и выслушал благословение на поход против врага владыки Спиридона.
После церковной службы князь на площади перед собором «укрепил» дружину и собравшихся новгородцев страстной речью ратоборца, сказав им: «Братья! Не в силе Бог, а в правде…»
Во главе небольшого, спешно собранного войска численностью примерно в 1500 ратников – княжеской дружины, ополчения Вольного города и воиновладожан – он быстро двинулся навстречу шведам вдоль берега Волхова, мимо каменной новгородской крепости Ладоги, сторожившей торговые пути во ВладимироСуздальскую землю. Конница двигалась вдоль берега реки. Пешие воины двигались на судах, которые на Неве пришлось оставить.
Новгородское войско сумело скрытно с помощью проводниковижорян подобраться лесом к вражескому лагерю.
15 июня 1240 года внезапной и стремительной атакой новгородские конные и пешие (они атаковали врага вдоль берега) ратники сокрушили королевское войско Швеции. В ходе Невской битвы князь сразился в рыцарском поединке с ярлом Биргером и ранил его. Шведы потеряли несколько шнеков, а на остальных судах покинули берега Невы и возвратились восвояси. После поражения крестоносцы сохраняли численное преимущество над новгородской ратью, но на продолжение сражения не решились.
Новгородский князь проявил себя в Невской битве как талантливый военачальник, разбив шведов не числом, а умением. За эту блестящую победу 20летний новгородский князь Александр Ярославич, показавший себя храбрым и бесстрашным воином, был прозван народом Невским. Значение победы над шведским крестовым рыцарством было велико еще и тем, что это была первая победа русского оружия над иноземным врагом после Батыева нашествия.
После сокрушительного разгрома Шведское королевство поспешило заключить с Вольным городом мирный договор. Этот шведсконовгородский мир продлился долго.
Изза обострения отношений с новгородским боярством, не терпевшим сильной княжеской власти, победитель крестоносцев покинул Новгород и с дружиной уехал в родовое владение – ПереяславльЗалесский. Однако вскоре новгородское вече вновь пригласило Александра Ярославича на княжение. Новгородцы хотели, чтобы он вновь возглавил русскую рать в борьбе с вторгшимися с запада на Русь немецкими крестоносцами. Те уже хозяйничали не только на псковских землях, хитростью с помощью изменников бояр овладев Псковской крепостью, но и во владениях самого Новгорода.
В 1241 году Александр Невский во главе новгородского войска взял штурмом каменную крепость Копорье. Затем вместе с подоспевшей суздальской дружиной князь овладел Псковом, жители которого открыли перед освободителями городские ворота, показав при этом высокое искусство штурма мощных каменных крепостей. Освобождением порубежного городакрепости Изборск он завершил изгнание немецких рыцарей с русской земли.
Однако по ту сторону Чудского озера находились владения немецкого Ливонского ордена, который вместе с католическими епископами Прибалтики – Дерптским, Рижским, Эзельским – и не думал отказываться от новых вторжений на Псковщину и Новгородщину. Готовясь к крестовому походу на восток против «язычников», орденские братья призывали в свои ряды рыцарство с немецких и иных земель.
Объединенным рыцарским войском командовал опытный военачальник вицемагистр (вицемейстер) Ливонского ордена Андреас фон Вельвен. Под его рукой собралось огромное по численности для того времени войско – до 20 тысяч человек. Основу его составляла тяжеловооруженная рыцарская конница.
Чтобы покончить с угрозой нового крестового похода на Русь, русский полководец решил сам нанести удар по ливонцам и вызвать их на битву. Во главе русского войска князь Александр Невский выступил в поход, двинувшись на Ливонию южнее Чудского озера и выслав вперед сильный разведывательный отряд во главе с Домашем Твердиславичем и воеводой Кербетом. Тот попал в засаду и почти весь погиб, но теперь князь точно знал направление удара главных сил немецких крестоносцев. Он быстро перевел русскую рать по льду Чудского озера к самому псковскому берегу.
Когда войско Ливонского ордена двинулось по льду озера в псковские пределы, русские уже стояли у них на пути, построившись для битвы. Александр Невский поставил свои полки под самый берег привычным для древнерусского воинского искусства боевым порядком: сторожевой, передовой большой («чело») полки, на флангах (крыльях) встали полки правой и левой руки. Личная дружина князя и часть тяжеловооруженных конных воинов составили засадный полк.
Немецкие рыцари построились в обычный для себя боевой порядок – клином, который на Руси назывался «свиньей». Клин, голова которого состояла из наиболее опытных воинов, протаранил сторожевой и передовой полки русских, но увяз в плотной массе пеших новгородских ополченцев большого полка. «Свинья» утратила свою маневренность и силу. В это время по условному сигналу полки левой и правой руки охватили клин, а русская засада довершила охват вражеского войска.
Началась жаркая сеча, которая грозила крестоносцам полным истреблением. Закованным в тяжелый металл рыцарям пришлось биться в большой тесноте, где не было возможности даже развернуть боевого коня, тоже носившего на себе железные доспехи.
В сражении на весеннем льду Чудского озера русские наголову разбили главные силы Ливонского ордена. Лишь немногим братьям удалось найти спасение, поскольку их настойчиво преследовали до самого ливонского берега.
Битва на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года, вошла в ратную летопись России под названием Ледового побоища, настолько велики оказались потери Ливонского ордена. По летописным сведениям, в сражении были убиты 400 рыцарейкрестоносцев, а 40 попали в плен. Рядовых ливонских ратников, погибших в Ледовом побоище, никто не считал. После поражения немецкое рыцарство незамедлительно попросило у Вольного города мира и долгое время потом не решалось вновь пробовать крепость русского порубежья. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.
Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил тяжеловооруженного рыцарского войска эпохи Средневековья. Полководческое искусство Александра Невского признали и в Золотой Орде. После этого князь Александр нанес ряд поражений литовцам, чьи отряды опустошали новгородское порубежье. Энергичными военными и дипломатическими действиями он укрепил северозападные границы Руси, а в 1251 году заключил мирный договор с Норвегией по размежеванию границ на Севере.
Став великим князем Владимирским, Александр Невский проявил себя как мудрый государственный деятель. Он добился прекращения разорительных набегов золотоордынцев на русские земли, посылки русских дружин в ханское войско, укрепил центральную великокняжескую власть, показав себя дальновидным политиком и дипломатом.
Пользовавшийся всенародной любовью, великий князьполководец таил в себе серьезную угрозу для ханского владычества на Руси. Поэтому одной из версий неожиданной болезни и смерти Александра Невского, возвращавшегося из поездки в Золотую Орду, стало отравление его в ханской столице Сарае. Умер он в Городце на Волге, близ Нижнего Новгорода.
Источник: 100 великих военачальников. 2002
Источник: 100 великих россиян
Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16). "Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития. - Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота".
Сугубый подвиг выпал на долю св. Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского Православия требовала защиты от латинского поругания. Всей душой чувствуя в Церкви "столп и утверждение Истины", понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение "удерживающего" Русской земли - державного защитника чистоты церковного вероучения. Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой. Батый послал сказать князю: "Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?" Видя в случившемся попущение Божие, святой Александр добровольно склонился под старшинство татар.
"Не бойтесь убивающих тело, - провозглашает Слово Божие, - бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне". Душа России жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Смертельным повреждением угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии Рима.
9 декабря 1237 папа повелел упсальскому архиепископу возвестить крестовый поход против русских "схизматиков" и язычников-финнов. Именем Всевышнего Григорий IX обещал прощение грехов всем его участникам, а падшим в бою - вечное блаженство. Исполняя призыв римского первосвященника, в 1240 шведский король отправил в русские земли многочисленное войско под командованием своего зятя - ярла Биргера.
"Загордевся", Биргер послал сказать св. Александру: "Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь и пленяю землю твою". При войске состояли священники, предназначенные для "крещения" русских "дикарей". Летом шведские отряды на ладьях вошли в Неву, к устью Ижоры, и стали станом.
Св. Александр вышел навстречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога. Битве предшествовало чудесное видение, бывшее ижорцу Пельгусию. Тот созерцал ладью с гребцами, овеянными мглой, и двух лучезарных витязей, стоявших, обнявшись, в этой ладье. Это были св. князья-страстотерпцы Борис и Глеб. "Брате Глебе, - сказал Борис, - вели грести, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу!"
Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной. Лишь наступившая ночь спасла пришельцев от полного разгрома - нагрузивши телами павших ладьи, враги под покровом тьмы ушли вниз по Неве в море.
Однако охотники расширить свои владения за счет русских земель не переводились. Папы всеми силами старались ускорить завоевание Прибалтийского края. В промежуток между 1216 и 1240 можно насчитать до сорока папских посланий, выражающих большую "заботливость" о тех, кто шел воевать в "святой земле, вновь приобретенной в Ливонии".
Конечной целью всех устремлений пап продолжала оставаться мечта о порабощении Русской Церкви, а завоевание Ливонии рассматривалось лишь как первый шаг на этом пути. В своих посланиях папы называют русских нарушителями католической веры, повелевают отнюдь не слагать оружия до полной победы, требуют принуждать русских к принятию католичества и, наконец, объявляют всю Русскую землю на вечные времена собственностью, грозно предписывая рыцарям искоренять "проклятый греческий закон и присоединять Русь к римской церкви".
Усерднейшими исполнителями этих предписаний стали монахи-воины, давшие обет распространять оружием католичество. Первое такое военно-монашеское общество было основано в Прибалтике еп. Альбертом и названо Орденом меченосцев, или "братьев Христова воинства". В 1202 папа Иннокентий III благословил это предприятие, и с той поры между непрошеными пришельцами и коренными обитателями края разгорелась беспощадная кровавая борьба, длившаяся более трех десятилетий, пока, наконец, в 1236 войска Ордена не были окончательно разгромлены.
Однако наука на этот раз впрок не пошла. Остатки меченосцев соединились в следующем году с прибалтийским отделением Тевтонского ордена, образовав новый, Ливонский орден, продолживший попытки завоевать русские земли.
В 1240 немцы изменой взяли Псков, но св. Александр освободил город внезапным походом, даже без особого труда. Немецкие наместники были закованы в цепи и отправлены в Новгород. Весть об освобождении Пскова поразила ливонских немцев, понимавших, что борьба приближается к решительному моменту. В поход выступили главные силы Ордена. Их-то и разбил св. Александр в знаменитой битве, состоявшейся 5 апреля 1242 на льду Чудского озера и получившей название Ледового побоища.
Этой победой был положен конец притязаниям крестоносцев, что, однако, вовсе не означало прекращения многолетней вражды. Немцы хоть и оставили мысль вслед за Ливонией поработить северные русские земли, но не раз вступали с псковскими отрядами в кровавые столкновения. За год до своей кончины св. князь опять воевал против Запада: в поход на Юрьев-Ливонский он послал сына Дмитрия и брата Ярослава.
Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью. В 1251 Иннокентий IV прислал к св. Александру двух кардиналов - Гальда и Ремонта. Папа уверял, будто отец Александра вел. кн. Ярослав незадолго до кончины обещал минориту Плано-Карпини принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых св. Александр лишь недавно очищал Русские земли.
Что мог ответить на это блгв. князь, ревнитель и защитник русского Православия? Посольство было безоговорочно отвергнуто. "Совещав с мудрецами своими", св. Александр ответил папе: "...От Адама и до потопа, а от потопа до разделения язык и до начала Авраамля, а от Авраам до... до Августа Кесаря, а от начала Августа царя до Христова Рождества и до Страсти и до Воскресения Его, от Воскресения же и до Вознесения на небеса и до царства Константина Великаго и до Перваго Вселенскаго Собора святых отец, а от Перваго и до Седьмаго Собора. Сии вся добре сведаем... учения сии целомудрствуем... якоже проповедашеся от святых апостол Христово Евангелие во всем мире, по сих же и предания святых отец Седми Собор Вселенских. И сия вся известно храним, а от вас учения не приемлем и словес ваших не слушаем".
К несчастью, не все князья разделяли святую ревность Невского героя. Современник св. Александра Даниил Романович, князь Галицкий, избрал иной путь. Он совершил попытку воспользоваться силами христианского Запада в стремлении отстоять от татар независимость своих земель. Во владении галицкого князя была почти вся Западная Русь. В 1250, когда Батый прислал сказать ему: "Дай Галич", Даниил, не чувствуя себя в силах бороться, вынужден был подчиниться и приехал в Орду на поклон. Против ожидания, встречен он был ласково, пробыл в ставке хана почти месяц и цели своей достиг: Батый оставил за ним все его земли.
Нестерпимо унизительной показалась князю эта поездка. "О злее зла честь татарская! - восклицает летописец. - Даниил Романович, князь великий, владевший Русской землей - Киевом, Волынью, Галичем, стоит на коленях, холопом называется, дань обещает платить, за жизнь свою трепещет, угроз боится!"
Оскорбленное самолюбие князя заставило его искать путей освобождения от монгольской зависимости. Чтобы рассчитывать на помощь Запада (крестовый поход), нужно было подчиниться папской власти - и Даниил вступил в переговоры с папою Иннокентием IV о соединении церквей. Папа, склонявший Даниила к латинству еще до поездки князя в Орду (при посредничестве вездесущего Плано-Карпини), был донельзя рад. Он обещал различные льготы и милости, послал в 1253 и 1254 всем государям Средней и Восточной Европы призывы о помощи Даниилу, а в 1255 году "присла послы честны... рекий: Сыну! Приими от нас венец королевства!" В г. Дрогичине Даниил короновался присланной ему от папы короной с титулом Галицкого короля.
Но для борьбы с татарами нужна была не корона - военная помощь. А та не приходила. Призывы папы остались без последствий. Даниил порвал с ним все отношения и, видя, что не в силах справиться с татарской угрозой, уступил. По требованию приднепровского баскака Куремсы он приостановил военные приготовления и в 1261 срыл укрепления волынских городов.
В 1264 Даниил умер, и последствия его недальновидности не заставили себя долго ждать. Не прошло и ста лет после смерти князя, как вся его отчина была расхищена соседями-латинянами. Восточной частью Южной Руси завладели литовцы, западною - поляки, и, по соединении их между собой в единое Польско-Литовское государство, Южная Русь на многие века была оторвана от русской жизни, подвергаясь нескончаемому иноверческому насилию, выбиваясь из-под его гнета долгими кровавыми усилиями...
В 1243 Батый назначил в русские города своих надзирателей - баскаков, а князьям приказал явиться к нему для подтверждения их прав на владение своими княжествами. Первым подвергся этому унижению вел. кн. Ярослав Всеволодович, отец св. Александра. С выражением покорности он должен был отправиться в Орду, а одного из своих сыновей отправил даже в далекий Каракорум, в ставку Великого хана.
В 1247, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело - дать его тому или иному князю. Батый принял св. Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев.
Возможно, именно в это время св. князь обратил ко Христу сына всемогущего Батыя, царевича Сартака, став его побратимом. От него Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями - Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, и это открывало перед св. Александром широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью вел. князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства: возрастание Русского Православного царства совершилось на почве, уготованной мудрой политикой князя.
Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 умер Батый, и в Орде произошел государственный переворот: Сартак был умерщвлен своим дядей Берке, который и стал ханом. В Русскую землю были посланы татарские чиновники для переписи народа и сбора дани. Александр поспешил в Орду, но не успел умилостивить хана - в рязанских, муромских, суздальских землях появились татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников, темников, переписывали жителей для обложения их поголовной данью - не включали в списки лишь духовных лиц. Чуждое, иноземное управление вводилось, таким образом, внутри Руси, грозя разрушить остатки самостоятельности страны.
В 1257 неутомимый князь вновь едет в Орду. Ханский наместник Улагчи, ведавший русскими делами, потребовал, чтобы и Новгород подвергся унизительной процедуре переписи. С горестью должен был взять на себя князь дело тяжелое и неприятное - склонить к рабству новгородцев, не знавших доселе поражений от татар и не считавших себя покоренным народом. Св. князь едва успел усмирить горожан - баскаки сочли жителей, распределили налоги и уехали, так как Александру удалось выговорить для новгородцев право доставлять определенное количество серебра в Орду самим или через великих князей, не имея дела с татарскими сборщиками.
В русских землях росло недовольство притеснениями. Положение стало нестерпимым, когда монгольскую дань взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане, получившие название бесерменов. Сам способ сбора дани был очень отяготительным - в случае недоимок насчитывались грабительские проценты, при невозможности заплатить брали в рабство чуть ли не целыми семьями. Но не это переполнило чашу народного терпения. Когда к тяготам хозяйственным прибавились глумления над верой - расплата стала неминучей.
В 1262 во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других городах ударили в набат. По старому обычаю, собрали народное вече, на котором решено было ненавистных откупщиков истребить. Бунт, естественно, вызвал ханский гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда св. Александр, в который уже раз "избавы ради христианския" приехал в Сарай.
Ему снова удалось уладить дело благополучно - хан Берке оказался даже более милостив, чем можно было ожидать: он не только простил русским избиение бесерменов, но и освободил Русь от обязанности поставлять воинов для своего ближайшего похода. Достигнуть этого оказалось не просто, и князю пришлось провести в Орде всю зиму и лето. Осенью, возвращаясь на родину с радостными вестями, он заболел и умер, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Алексий.
Весть о кончине св. Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину. Блж. митр. Кирилл, выйдя к народу, со слезами воскликнул: "Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!" Останки любимого князя первосвященник с духовенством, бояре и народ встретили у Боголюбова: по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий.
23 ноября тело великого труженика и радетеля Православной России было погребено во владимирской соборной церкви Рождественского монастыря. Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита.
Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной. "Драгоценная отрасль священного корня, - молитвенно взывает Церковь к блгв. князю, - блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище... Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение".
Митрополит Иоанн (Снычев)