Александров, Анатолий Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Николаевич
(25 V 1888, Москва - 16 V 1982, там же)
Душа моя тиха. В натянутых
струнах
Звучит один порыв, здоровый
и прекрасный,
И льется голос мой задумчиво
и страстно.
А. Блок
Выдающийся советский композитор, пианист, педагог, критик и публицист, редактор целого ряда произведений русской музыкальной классики, АН. Александров вписал яркую страницу в историю русской и советской музыки. Выходец из музыкальной семьи - мать была талантливой пианисткой, ученицей К. Клиндворта (фортепиано) и П. Чайковского (гармония),- он окончил в 1916 г. с золотой медалью Московскую консерваторию по классам фортепиано (К. Игумнов) и композиции (С. Василенко).
Творческая деятельность Александрова поражает своим временным размахом (свыше 70 лет) и высокой продуктивностью (более 100 опусов). Он завоевал признание еще в дореволюционные годы как автор светлых и жизнеутверждающих «Александрийских песен» (ст. М. Кузмина), оперы «Два мира» (дипломной работы, удостоенной золотой медали), ряда симфонических и фортепианных произведений.
В 20-е гг. Александров в числе зачинателей советской музыки - плеяды талантливых молодых советских композиторов, таких, как Ю. Шапорин, В. Шебалин, А. Давиденко, Б. Шехтер, Л. Книппер, Д. Шостакович. Душевная молодость сопутствовала Александрову на протяжении всей жизни. Художественный облик Александрова многогранен, трудно назвать жанры, которые не нашли бы воплощения в его творчестве: 5 опер - «Тень Филлиды» (либр. М. Кузмина, не законч.), «Два мира» (по А. Майкову), Сорок первый (по Б. Лавреневу, не законч.), «Бэла» (по М. Лермонтову), «Дикая Бара» (либр. Б. Немцовой), «Левша» (по Н. Лескову); 2 симфонии, 6 сюит; ряд вокально-симфонических произведений («Ариана и Синяя Борода» по М. Метерлинку, «Память сердца» по К. Паустовскому и др.); Концерт для фортепиано с оркестром; 14 фортепианных сонат; произведения вокальной лирики (циклы романсов на стихи А. Пушкина, «Три кубка» на ст. Н. Тихонова, «Двенадцать стихотворений советских поэтов» и др.); 4 струнных квартета; серии программных фортепианных миниатюр; музыка для драматического театра и кино; многочисленные сочинения для детей (Александров был одним из первых композиторов, писавших музыку для спектаклей Московского детского театра, основанного Н. Сац в 1921 г.).
Наиболее ярко дарование Александрова проявилось в вокальной и камерно-инструментальной музыке. Его романсам присущ тонкий просветленный лиризм, изящество и изысканность мелодики, гармонии и формы. Те же черты - в фортепианных произведениях и в квартетах, входящих в концертный репертуар многих исполнителей у нас в стране и за рубежом. Живая «общительность» и глубина содержания характерна для Второго квартета, замечательны по своей тонкой образности циклы фортепианных миниатюр («Четыре повествования, Романтические эпизоды, Страницы из дневника» и др.); глубоки и поэтичны фортепианные сонаты, развивающие традиции пианизма С. Рахманинова, А. Скрябина и Н. Метнера.
Александров известен и как замечательный педагог; будучи профессором Московской консерватории (с 1923 г.), он воспитал не одно поколение советских музыкантов (В. Бунин, Г. Егиазарян, Л. Мазель, Р. Леденев, К. Молчанов, Ю. Слонов и др.).
Значительное место в творческом наследии Александрова занимает его музыкально-критическая деятельность, охватывающая самые различные явления русского и советского музыкального искусства. Это талантливо написанные воспоминания и статьи о С. Танееве, Скрябине, Метнере, Рахманинове; художнике и композиторе В. Поленове; о сочинениях Шостаковича, Василенко, Н. Мясковского, Молчанова и др. Творчество АН. Александрова стало своеобразным связующим звеном между русской классикой XIX в. и молодой советской музыкальной культурой. Оставаясь верным традициям горячо любимого им Чайковского, Александров был художником, находящимся в постоянном творческом поиске. /О. Томпакова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Александров, Анатолий Николаевич

(род. 1888) — современный композитор, испытавший влияние Чайковского, затем Дебюсси, Метнера и отчасти Скрябина. До 1924 издано свыше 20 опусов его сочинений (струнный квартет, романсы, пьесы для фортепиано, в том числе 5 сонат).





Александров, Анатолий Николаевич


род. 13 (25) мая 1888 в Москве. Композитор, пианист, педагог. Нар. арт. СССР (1971). Доктор искусствоведения (1941). В 1907—1910 занимался у Н. С. Жиляева гармонией и у С. И. Танеева контрапунктом. В 1916 окончил Моск. конс. по кл. ф-п. К. Н. Игумнова и композиции С. Н. Василенко. С 1916 выступал как пианист с исполнением своих произведений. В годы гражданской войны служил в Красной Армии. В первые годы после Октябрьской революции пианист и лектор в рабочих клубах Москвы. С 1923 преподаватель, с 1926 проф. по кл. композиции Моск. конс. Среди его учеников — В. В. Бунин, Г. Е. Егиазарян, А. Н. Мазаев, К. В. Молчанов, Г. А. Мушель, Ю. М. Слонов, Е. Н. Тиличеева, Н. К. Чемберджи и др. Автор статей, в т. ч. "Мои встречи с С. В. Рахманиновым" (в кн.: Воспоминания о Рахманинове, т. 2. М., 1957, 2 изд. 1961), "Из воспоминаний о С. И. Танееве" ("СМ", 1963, №№ 5, 8) и др.


Соч.: оперы — Два мира (по А. Майкову, 1916), Сорок первый (по Б. Лавреневу, 1933, неоконч.), Бэла (по М. Лермонтову, Москва, 1946), Дикая Бара (конц. исп. Москва, 1957); для оpк. — симфония (1965), Память сердца — симф. повесть об одной трагической любви (по музыке к фильму "Северная повесть", 1962), сюиты: из музыки для театра — Романтическая (с хором, 1932), Классическая (1931) и кино — Забавная (1956), Русские народные мелодии (1970), из оперы Бэла (1949, 1971), Увертюра на две рус. нар. темы (1948); для ф-п. и оpк. — Концерт-поэма (1972); 4 струн. квартета (1914, 1942, 1942, 1953); для ф-п. — 14 сонат (1914, 1918, 1920, 1922, 1923, 1925, 1932, 1942, 1945, 1951, 1955, 1962, 1964, 1971), 6 прелюдий (1907—1910), 4 прелюдии (1913—1916), Былая одержимость, четыре отрывка (1911—1917), Видения (5 пьес, 1919—1923), 3 пьесы (1925), 3 этюда (1925), 4 повествования (1939), Баллада (1939, новая ред. 1957) 4 пьесы (1951), Маленькая сюита (1952), Романтические эпизоды (10 пьес, 1962), Элегия и Вальс (1964), Страницы из дневника (тетр. 1—2, 1967), 3 фуги (1971) и др.; для голоса и ф-п. — вок. циклы и сюиты: Из "Александрийских песен" (сл. М. Кузмина, тетр. 1—4, 1915, 1922, 1924—1925, 1927—1929), Сердце собачье (9 песен, сл. Н. Габричевской, 1931), Три кубка (сюита из трех частей, сл. Н. Тихонова, 1942), Человеку в пути (вок. сюита, сл. М. Алигер, 1944), Верность (вок. сюита, сл. С. Северцева, 1950), Три стихотворения Хафиза (пер. А. Фета, 1912), Четыре стихотворения К. Бальмонта и И. Северянина (1913—1914), Два стихотворения Реми де Гурмона (1915—1916), Два стихотворения А. Пушкина (1918), Три стихотворения В. Александрова (1915—1919), Три стихотворения Е. Баратынского (1919), Осень, три стихотворения В. Пяста (1923—1924), Четыре песни на стихи С. Есенина и В. Ходасевича (1924), Отблески времен (сл. В. Соловьева, Хафиза в пер. А. Фета, Е. Баратынского, Т. Броука в пер. Усова, А. Пушкина, 1912, 1920, 1921, 1924, 1925—1929), Слова несказанные (4 романса, сл. А. Блока, С. Есенина, Ф. Тютчева, Э. Верхарна, 1926), Золотые ветви (6 песен, сл. А. Глобы, 1928—1929), Рассказ об утиле (сл. А. д´Актиля, 1930), Слепой (сл. В. Ходасеча, 1930), 5 романсов (сл. А. Пушкина, 1936), Освеженный сад (5 стихотворений, сл. Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, Ф. Петрарки, 1944), Два стихотворения Г. Державина (1935—1944), Двенадцать стихотворений советских поэтов (сл. С. Щипачева, Н. Берендгофа, В. Звягинцевой, С. Маршака, А. Лахути, А. Исаакяна, А. Ерикеева, 1947), Шесть романсов на стихи Е. Баратынского (1949), За родину, три стихотворения советских поэтов (сл. М. Матусовского, М. Исаковского, Н. Тихонова, 1947), 3 романса (сл. А. Пушкина, 1949), Три стихотворения Н. Бараташвили (пер. Б. Пастернака, 1949), 9 романсов (сл. разных поэтов, 1953—1965), 4 романса (сл. разных поэтов, 1967), Холодное солнце зимы (5 романсов, сл. А. Баратынского, А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, 1953), Две песни (сл. С. Фейнберга, 1942), Колыбельная Сереже (сл. С. Прокофьевой, 1956), 5 хоров a cappella на сл. Ф. Тютчева (1971) и др.; дет. дошкольные песни для голоса или дет. хора и ф-п., школьные и пионерские песни для хора; хоры — Готовы всегда (сл. Д. Алтаузена, 1930), Яблочко (сл. С. (Щипачева, 1932), Разведчик Чирков (сл. Т. Сикорской, 1932), Песня о комиссаре Фурманове (сл. А. Ойслендера, 1932), Мы славим Россию (сл. А. Лучина, 1934); обр. песен для голоса и ф-п. — Двенадцать песен народностей Запада (1931), Три песни народов Северного Кавказа (1941), Американские народные песни (10 амер. и англ. песен, 1944), Восемь чешских и словацких песен (1947), Три французские народные песни (1952), Шесть французских народных песен (1960), Греческие народные мелодии (1958), датские, норвежские, корейские мелодии и др.; для ф-п. — Башкирские мелодии (12 пьес, 1950) и др.; музыка для театра и кино, в т. ч. к фильмам "Тринадцать" (1936), "Ленин в Октябре" (1937), "Северная повесть" (1960).





Александров, Анатолий Николаевич



(род. 25.V.1888 в Москве) — сов. композитор, пианист, педагог. Музыке начал обучаться с 8 лет под рук. матери (ученицы К. Клиндворта и П. Чайковского). К этому времени относятся первые опыты сочинения музыки. Учился в Моск. университете, занимался по теории музыки с Н. Жиляевым и С. Танеевым (1907—10), в 1916 окончил Моск. консерваторию по двум специальностям (класс фп. К. Игумнова и композиции С. Василенко). Его дипломная работа 2-актная опера "Два мира" (по А. Майкову) удостоена золотой медали. В этом же году были напечатаны первые соч. молодого композитора (ор. 1, 2, 5, 8, 10, 11). Все годы, вплоть до 1974, А. выступал в концертах как пианист с исполнением своих произведений. В 1918—19 работал в Наркомпросе; в 1919—20 дирижер в Камерном т-ре, в 1922—23 дирижер и редактор Радиовещания. В 1923—65 преподаватель (с 1926 проф.) консерватории. Среди его учеников В. Бунин, Н. Будашкин, Г. Егиазарян, М. Иорданский, К. Молчанов, М. Музафаров, Г. Мушель, Л. Сарьян, Ю. Слонов, Я. Солодухо, Б. Сосновцев, Е. Тиличеева, Н. Чемберджи и др. В течение ряда лет был пред. секции детской музыки СК СССР. Его плодотворная деятельность отмечена присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1946), нар. арт. РСФСР (1964), нар. арт. СССР (1971), награждением орденами Ленина (1953), Дружбы народов (1978), Трудового Красного Знамени (1943); он удостоен Гос. премии СССР (1951) и ученой степени доктора искусствоведения (1941). Один из старейших сов. композиторов. А. — автор более 100 произв. разных жанров. Широк диапазон его творчества, значительны достижения композитора в области фортепианной и вокальной музыки, ценный вклад он внес в камерно-инструм. жанр, создал прекрасные детские песни, музыку к к/ф и др. Музыка А. отличается благородством, ясностью мировосприятия, лиризмом, романтической взволнованностью, стройностью формы, высокой культурой профессионализма и мастерства.


Соч.: оперы "Бэла" по Лермонтову (1941—45, пост. 1946), "Дикая Бара" по повести Б. Немцовой (1954—57, исп. 1957), "Левша" по Лескову (1975); 2 симфонии (1965, 1978), Романтическая сюита (1920, 2 ред. 1932), Классическая сюита (1926, 2 ред. 1932), Забавная сюита (1956), сюиты из оп. "Бэла" (1949, 1971), симф. повесть "Память сердца" (1960), Русские мелодии (1969), Симфония-концерт для фп. с орк. (1974); 4 квартета (1914, 1942, 1942, 1953); 14 сонат для фп. (1916, 1918, 1920, 1922, 1923, 1925, 1932, 1939, 1945, 1951, 1956, 1962, 1964, 1971), 2 баллады, "Видения" (5 пьес, 1919—23), 4 повествования (1939), Романтические эпизоды (1962), Страницы дневника (2 тетради по 10 пьес, 1967), 3 мал. сюиты (1929, 1952, 1973), 3 фуги (1971) и т. д.; более 150 романсов на ст. классиков и соврем. поэтов, среди них циклы: 4 тетради "Александрийских песен" (17) на ст. Кузмина (1915, 1922, 1925, 1929), "Человеку в пути" на ст. Алигер (1944), "Верность" на ст. Северцева (1950) и др.; обработки нар. песен разных национальностей СССР, Европы, Америки; 5 хоров на ст. Тютчева (1971), св. 150 детских песен, в т. ч. циклы "Стройка", "Дуда", "Летние заботы" и др.; музыка к спект., мультфильмам (10) и худож. к/ф "Тринадцать" (1936), "Ленин в Октябре" (1937), "Северная повесть" (1960).






Александров, Анатолий Николаевич


Род. 1888, ум. 1982, композитор, автор оперы "Бэла" (1945), 14 сонат для фортепиано, струнных квартетов, вокальной сюиты "Верность" (1950), романсов. Народный артист СССР (1971). С 1926 профессор Московской консерватории. Лауреат Госпремии СССР (1951).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008