Алексеев, Александр Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Алексеев, Александр Алексеевич

— живописец, род. в 1811 г., ум. 8-го сентября 1878 г., в Петербурге. Происходил из дворовых мальчиков вдовы гвардии прапорщика О. Г. Куминой, в сельце Лубеньки, Кашинского уезда Тверской губ. Он был учеником у Крылова, расписывавшего иконостас в имении кн. А. П. Путятина, и у Венецианова, обратившего на него внимание в апреле 1825 г. Состоя, вместе с другими питомцами названного родоначальника русской бытовой живописи, пенсионером общества поощрения художников, с 1826 г., Алексеев получил, по присуждению совета Академии Художеств: 21-го сентября 1827 г. — 1-ю серебряную медаль, а 22-го января 1829 г. — 2-ю золотую, от имени названного общества, за бывшую на академической выставке 1827 г. и принадлежавшую впоследствии П. П. Свиньину, очень интересную по сюжету картину с натуры: "Перспективный вил мастерской Венецианова", и, наконец, 29-го декабря 1832 г., по утверждении данной ему еще в марте 1828 г. отпускной, — аттестат на звание свободного художника. Немногим раньше он написал оригинальный образ "Всех скорбящих радости" для Обуховской больницы (1829 г.); затем им были выставлены в Академии в 1830 г. — пять портретов: 3 мужских, 1 женский и 1 "девочки с розою". По отзыву академика Мокрицкого, Алексеев хорошо писал с натуры, но владел особым даром копировать с различных мастеров. Впоследствии он был учителем рисования в Псковской, Архангельской и Олонецкой губ.


Архив И. А. X., дела презид. 1829, № 1, и правл. 1829, № 7 и 1832, № 132; "Сборник матер. для истории И. А. Х.", П. Н. Петрова, II, и "Указатель" к нему А. Е. Юндолова; "Отеч. Зап." 1857, т. 115, отд. I, с. 94; в "Воспом. о Венецианове" А. Мокрицкого; и "Русс. Стар." 1878, т. 23, с. 464—5; в ст. П. Н. Петрова: "А. Г. Венецианов".


Н. С.


{Половцов}





Алексеев, Александр Алексеевич


живописец портретов и бытов. сцен, учен. Венецианова; р. 1802, † 1879.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич
18.08.1901 (Казань)-9.08.1982 (Париж). График, режиссер и художник-аниматор. Раннее детство провел в Константинополе, где отец работал военным атташе. После исчезновения отца при невыясненных обстоятельствах семья вернулась в Россию. В 1912-17 учился в 1-м кадетском корпусе в Петербурге. Увлекся рисованием и получил разрешение раз в неделю рисовать в музее. С началом революции уехал к родственникам в Уфу, продолжал заниматься рисованием и записался в Школу искусств, организованную Д. Д. Бурлюком. В 1919 бежал из Уфы и добрался до Владивостока. В январе 1920 с беженцами сел на корабль, который через Японию, Китай и Индию пришел в Египет. Из Египта перебрался в Англию, затем во Францию; в 1921 обосновался в Париже. Познакомился в Париже с С. Ю. Судейкиным, стал его учеником и помощником. В 1922-25 работал декоратором-исполнителем во многих парижских театрах: у Н. Балиева, Ж. Питоева, Ф. Комиссаржевского, Гастона Бати, Луи Жувэ и др. Участвовал в оформлении спектаклей Русского балета С. П. Дягилева и Шведского балета. Посещал занятия в академии Гранд Шомьер. В 1923 женился на актрисе театра Ж. Питоева А. А. Гриневской; в том же году у них родилась дочь Светлана. С 1925 при поддержке писателя Ф. Супо и издателя Я. Шифрина стал получать заказы на иллюстрирование книг, в том числе французских переводов «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1927), «Братьев Карамазовых » Ф. М. Достоевского (1929), «Пиковой дамы» (1928) и «Повестей Белкина» (1930) А. С. Пушкина. Многие иллюстрации были напечатаны мастером-гравером Эдмоном Ригалом. В 1927 участвовал в выставке «7 иллюстраторов» в галерее d ’Art Contemporain, в 1928 совместно с А. Бродовичем провел выставку в галерее J. Povolotzky, в 1929 выставил литографии (иллюстрации к роману «Братья Карамазовы ») в галерее d ’Art Contemporain. Участвовал в Выставке русского искусства в Брюсселе (1928). В 1930 тяжелая болезнь, вызванная работой с кислотами, привела к удалению легкого и длительному лечению в санатории. По возвращении в Париж под впечатлением от экспериментальных фильмов «Механический балет» Ф. Леже и «Идея» Б. Барташа решил попробовать себя в кинематографе. Разработал способ съемки анимационных фильмов с помощью «игольчатого экрана». «Игольчатый экран» представлял собой большое число подвижных иголок, укрепленных на освещенной белой доске и отбрасывающих на нее тень в виде штрихов; при надавливании на игольчатую поверхность длина теневых штрихов укорачивалась, благодаря чему создавалось изображение, напоминающее штриховую гравюру. В 1933 вместе со своей ученицей и помощницей Клер Паркер (1906-1981) реализовал изобретение в восьмиминутном анимационном фильме «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского. В том же году основал студию анимационных фильмов, в которой работали П. Гранвиль (звук), А. Гриневская, К. Паркер (съемки), Ж. Виоле и Е. Раик (декорации). В 1935 поставил кукольноигровой фильм «Спящая красавица». Позже переключился на создание рекламных анимационных роликов для коммерческих фирм. В 1939 его офорты демонстрировались на выставке «Сон в искусстве и литературе», организованной журналом «Visages du Monde» в галерее d’Art Contemporain В 1940 вместе с А. А. Гриневской нашел прибежище у родственников К. Паркер в США. В 1941 получил развод и женился на Паркер. В 1943 снял в Канаде в технике «игольчатого экрана» экспериментальный фильм «Мимоходом». В 1946 вернулся в Париж. В дальнейшем выпустил около 50 рекламных рисованных фильмов. Создал анимационные фильмы «Нос» (по повести Гоголя, 1963), «Картинки с выставки» и «Три темы» (1972 и 1980; оба - по музыкальным темам М. П. Мусоргского), пролог и эпилог к фильму «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. О. Уэллс, 1962). Разработал ряд новых технических приемов в области анимации и написал несколько теоретических статей. Создал иллюстрации к «Слову о полку Иго реве» (1950), «Доктору Живаго» Б. Пастернака (1959), «Сказкам» Э. Т. А. Гофмана (1960), «Запискам из подполья» Ф. М. Достоевского (1967) и «Анне Карениной» Л. Н. Толстого (1951-57; не издано). В книжной иллюстрации использовал технику рисунка пером, офорта, акватинты, цветной литографии и ксилографии, прибегал к «игольчатому экрану», фотомонтажу и другим приемам из области анимационного кино. Исполнил несколько медалей по заказу Монетного двора. В 1952 и 1954 получил почетные дипломы за анимационные фильмы на Венецианском биеннале; стал членом Французской кинематографической академии. В 1971 режиссер Жан Мусель снял о нем телевизионный фильм «Мой иллюстрированный мир». Голландский писатель Е. du Perron вывел его в образе одного из героев романа «Le pays d’origine» (1980). В 1975 и 1984 состоялись выставки в замке Аннеси, в 1991 - в галерее des Artistes в Париже (в честь 90-летия со дня рождения). В 1988 японская корпорация «Pioneer» записала лазерный диск о его творчестве (реж. Сесиль Стар). В 1995 ретроспективная выставка и показ его фильмов состоялись в рамках XIX Московского кинофестиваля. Дочь художника, Светлана АлексееваРоквелл, передала Музею кино в Москве копии отдельных документов и фильмов отца. Фонд мастерской А. А. Алексеева находится в Архивной службе Национального центра кинематографии Франции.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
668.54 кб

Александр Алексеевич Вознесенский

Семенов Виктор Николаевич
Саратовский краевед Виктор Николаевич Семенов является автором книги «Ректоры Саратовского университета. Факты жизни и деятельности (Изд-во Саратовского университета, 1999). В июне 1942 г.
Читать PDF
205.42 кб

Государственные контролеры - Александр Аггеевич Абаза, Самуил Алексеевич Грейг