АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
— Московского Архангельского Собора Протоиерей, Московского Университета Катехизатор, Член Российской Академии и бывшего при Московском Университете Вольного Российского Ученого Собрания, Ордена Св. Анны II степени Кавалер, родился в Москве, обучался в Московской Духовной Академии, а по окончании наук проходил Священнические должности при Московских Соборах и Ключарскую при Успенском; скончался в Москве 1801 году.
Из сочинений его наипаче известны: 1) Церковный Словарь Славенский, который он в 1771 г. при открытии Вольного Российского Собрания поднес оному, и от сего Собрания напечатан в 1773 г. В дополнение к тому сочинитель издал еще два Прибавления, первое напечатанное в 1776 г., а другое в 1779 г. К сему последнему присовокупил он Русский стихотворный перевод Ирмосов Церковных на Рождество Христово, Богоявление и Пятидесятницу и Степенных первого гласа. В 1794 г. он, приведши все сии книги в один общий порядок и дополнив, издал в 3 частях в С.-Петербурге, но много статей включил и таких, которые ни к Церкви, ни к Церковному Словарю не принадлежат. В 1815 и 1816 гг. вышло в Москве 3-е издание сей книги со многими сочинителевыми дополнениями и также излишками. Оно однако ж Цензурою поправлено, по крайней мере, в слишком вольных Авторских изъяснениях многих Церковных статей. Сие издание в 4-х частях; а с 1817 г. напечатано в С.-Петербурге уже 4-е издание в 5 частях. Над умножением оного излишками больше, нежели каково было последнее издание самого Автора, трудился покойный Коллежский Советник Дм. Мих. Соколов, Казначей Росс. Академии. Но он издал только до буквы "С" и умер 1819 г., а доканчивал, уже сокращеннее, Дейст. Стат. Советник П.И. Соколов, Непременный Секретарь Росс. Академии. Все сие издание в 8 долю листа; 2) В VI части Опыта Трудов Вольного Российского Собрания напечатано его Описание книги Апостола Русского, с поправками изданного Полотским Доктором Франциском Скориною в Вильне 1505 г. в 8 долю листа; 3) Краткое решение на задачу, предложенную от Вольного Российского Собрания, о Соборе Киевском, бывшем на Мартина Еретика в 1157 г., но оно не напечатано; 4) Решение на задачу Князя Потемкина Таврического, для чего в Церковных обыкновенных Канонах не полагается второй Песни Ирмосов, но оно также нигде не напечатано; 5) Способ, как преподавать Катехизис, также не напечатан; 6) В 1769 г. он издал гражданскими буквами для Университетских учеников книгу Митрополита Петра Могилы, известную под именем Православного Исповедания с Историческими, Географическими, Догматическими и Словесными изъяснениями и примечаниями, выбранными им из Гофманнова греко-латино-немецкого издания сей книги; а с 1781 г. начал было печатать в Москве полное Гофманново треязычное издание с прибавлением славенского текста, однако ж не дозволено было оное кончить (См. ст. Петр Могила); 7) Около 1795 г. он собрал Исторический Словарь всех Еретиков и Раскольников с показанием их учения, но книга сия не издана и сохраняется в библиотеке Александро-невской Академии.
Из Гомилетических его сочинений изданы в Москве: Речь о достоинстве и пользе Катехизиса, говоренная в Московском Университете 1759 г. при вступлении в должность Катехизатора, напечатано в 4 долю листа; Надгробное Слово С.П. Муравьевой, напечатано 1768 г. в 8 долю листа; Слово Благодарственное Императрице Екатерине II, говоренное при освящении обновленного Моск. Архангельского Собора 1772 г., напечатано в 4 долю листа. Из переводов его известна только Гроциева книга de veritate Religionis (О Религиозной истине. — лат.), которую он издал под названием Благочестие Христианское, доказанное против Безбожников, Язычников, Жидов и Магометан и прибавил к оной многие Гроциевы же и свои примечания, и несколько стихов своих; напечатана она в первый раз в Москве 1768 г., а вторично 1801 г. в 8 долю листа.
{Болховитинов}
— протоиерей Архангельского собора в Москве, законоучитель Московского университета и ученый, род. в 1727 году, в Москве, ум. там же, 22-го июля 1801 г. Отец его был причетником при церкви Николая чудотворца, что Кузнецкой. В 1738 г. Алексеев поступил в славяно-греко-латинскую академию и при окончании курса в ней, в 1752 г., получил место диакона в Архангельский собор с обязательством жениться на дочери своего предместника, со держать всю его осиротевшую семью и докончить курс в академии. В 1757 г., 9-го сентября, московская синодальная контора уведомила тамошнюю консисторию, что диакон Архангельского собора П. Алексеев "в рассуждении его немалолетних школьных и при разобрании и описи синодальной библиотеки (патриаршей ризницы) немалых трудов, по указу Св. Синода произведен на место престарелого и болезненного того же собора священника Стефанова во священника, но с тем, чтобы больной священник своею поделью (т. е. принадлежащими на его часть крестьянами и доходами) владел до своей смерти, а он, Алексеев, до того времени оставался бы на своей диаконской подели". В июле 1759 г. священник Алексеев "усмотрен Московским университетом быть способным к истолкованию катехизиса обучающимся в университете ученикам", вследствие чего Св. Синодом утвержден в должности катехизатора с сохранением доходов по собору и с освобождением от очередной проповеди и требоисправлении. В 1764 г., вследствие сокращения доходов в Архангельском соборе, по причине отобрания крестьян, Алексеев перешел на службу ключарем в Успенский собор "ввиду лучшего там содержания", а в 1771 г. был назначен протоиереем в Архангельский собор и присутствующим в консистории. В 1775 г. в ведомости о соборянах Архангельского собора он показан: "от роду 55 л., ходил до богословия, вдов", а против этого рукою митрополита Платона написано: "За протопопом есть дела". С этого же времени он перестает быть присутствующим в консистории и возникают его несогласия сперва с прот. Успенского собора А. Левшиным, братом митрополита Платона, а чрез это вскоре и с этим последним. Благодаря тому, что Алексеев был духовником кн. Потемкина и вообще пользовался известностью и уважением за свои ученые труды в светском обществе, он находил себе сильную поддержку со стороны светских влиятельных лиц в этой неравной для него борьбе. Дело доходило даже до Государыни, которая в 1778 г. так писала московскому главнокомандующему кн. Волхонскому: "доходят ко мне сведения о неблагопристойных поступках успенского протоиерея А. Левшина во многих случаях противу духовенства и других оказанных, а особливо, что он в крестных ходах делает сам собою учреждения мимо первенствующего там архиерея; а 23-го июня, при таковом ходе, архангельского протоиерея П. Алексеева обругал, сторожам приказывал вытолкать, грозил ему не только словами, но и палкою. Да и когда упомянутый прот. Алексеев приносил жалобу пр. архиерею Ростовскому (первоприсутствующему в московской синодальной конторе), то он и по его увещанию не укротился". В 1787 г. Государыня пожаловала прот. Алексееву золотой крест на черной ленте, а в 1797 г. Император Павел I-й, во время коронации, по личному усмотрению, наградил его орденом св. Анны 2-й ст. П. А. Алексеев был одним из первых и деятельных членов вольного российского собрания, учрежденного Мелиссино в 1771 г. при Московском университете. После него остались многочисленные труды. Так, ему принадлежат: "Чин поставления на царство Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича" ("Опыт труд. вольн. российского собрания", ч. 1—11, 1774—75 гг.), "Церковный словарь", 3 части, 1773—76 гг., "Рассмотрение славянской старопечатной книги "Апостол". Кроме того, он издал "Православное исповедание Петра Могилы" в 1769 г., "Описание Архангельского собора"; трудился над составлением исторического словаря всех еретиков и раскольников, составил "Начертание греко-российской церкви" в 5 ч. и два рассказа о патр. Никоне, приписанные Алексеевым Петру I-му, написал проповеди: "Надгробное слово над С. П. Муравьевой", СПб., 1768 г., "Благодарственное слово Императрице Екатерине", М., 1772 г., "Речь о достоинстве и пользе катехизиса", M., 1759 г. Не изданы следующие работы Алексеева: "Способ преподавать катехизис" и "Для чего в канонах не полагается второй песни". Переведены Алексеевым с иностранного и изданы сочинения: Гуго Гроция — "Христианское благочестие", Корнелия Агриппы — "О превосходстве женского пола" и Варнавы Бриссония — "О персидском царстве", в 3-х ч., М., 1781 г. После смерти Алексеева появились: "Описание происшествий во время народного мятежа в Москве в 1771 г." ("Рус. Арх." 1863 г.) и "Рассуждение о возможности произведения священника во епископа без принятия монашества" ("Чт. в общ. ист. и др.", 1867 г., кн. 3). За последние десятилетия помещено в "Рус. Арх." много писем Алексеева к разным лицам. Алексеев владел большим собранием рукописей, что видно из одного письма его к гр. Мусину-Пушкину: "Моих же рукописей количество, чрез 40 лет собираемых, накопилося до многочисленности".
Митр. Евгений, "Словарь". — Подробная биография Алексеева в "Истории Рос. акад.", т. I и у А. Н. Корсакова ("Рус. Арх." 1880 г., 2). В биографиях высказан совершенно противоположный взгляд на характер деятельности Алексеева. — "Душеполезное Чтение" 1869 г., январь, статья Н. П. Розанова. — Его же, "История Моск. епарх. управления", ч. II, кн. 1, стр. 64—66. — Письма и донесения: "Рус. Стар." 1889 г., т. LXIV и "Рус. Арх." 1889 г., 3.
{Половцов}
Алексеев, Петр Алексеевич
— протоиерей московского Архангельского собора, член Российской академии наук; род. в 1727 г. в Москве, сын пономаря замоскворецкой церкви св. Николая; учился в московской Славяно-греко-латинской академии, был дьяконом (1752), затем священником Архангельского собора, с 1759 г. до смерти своей состоял катехизитором в Успенском соборе; с 1771 г. — протоиерей Архангельского собора, † 22 июля 1801 г. Был ярым противником монашества, восставал против его преобладающего положения среди русского духовенства, что вызвало его борьбу с митрополитом Платоном; много трудился на литературном поприще, оставив ряд оригинальных и переводных сочинений, и приобрел громкую известность изданием "Церковного словаря", предназначенного для справок при чтении церковных книг, труд филологический и историко-экзегетический, свидетельствующий о его обширной учености и обнимающий почти все предметы классического и средневекового мира, который послужил источником при составлении самых лучших словарей последующего времени ("Церковный словарь, или истолкование речений словенских древних, также иноязычных, без перевода положенных в Свящ. Писании и других церковных книгах. 3 ч., М., 1773—1776 гг.).
{Брокгауз}
Алексеев, Петр Алексеевич
протоиерей, член Российск. акад.; р. 1727, † 22 июля 1801 г.
{Половцов}
Алексеев, Петр Алексеевич
(1849—1891) — ткач, известный революционер 70-х гг., родился в дер. Новинской Сычевского уезда Смоленской губ. В раннем детстве ему пришлось искать работы на ткацкой фабрике. В возрасте 16—17 л. А. самоучкою выучился читать и писать и 20 лет примкнул к кружку московских пропагандистов (Здановича, Бардиной и др.). А. переходил с одной фабрики на другую, был арестован и после двух лет тюрьмы был, вместе с другими членами кружка, предан в 1877 суду особого присутствия Сената.
В своей речи на суде А. обрисовал те ужасные условия, в которых жил тогда рабочий класс, дал оценку "крестьянской реформы" 1861 и закончил: "Русскому рабочему народу остается только надеяться на себя и не от кого ждать помощи, кроме от нашей интеллигентной молодежи... Она одна... неразлучно пойдет с нами до тех пор, пока подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах"... За эту речь А. получил 10 лет каторги, отбыв которую он был поселен в глухом улусе Якутской области. Летом 1891 по дороге в Якутск он был убит якутами с целью грабежа. Речь А. на суде, по словам очевидца, произвела огромное впечатление не только на публику, но и на часовых-жандармов и судей. Она была напечатана в революционном издании "Вперед" (1877, т. 5) и много раз перепечатывалась революционными группами.