АЛКЕЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЛКЕЙ
ок. 600 г. до н. э.) знаменитый греческий лирический поэт из города Митилены на острове Лесбос. Он был современником поэтессы Сафо; писал страстные политические стихотворения, гимны в честь богов, застольные и любовные песни. Ему приписывается изобретение так называемой алкеевой строфы.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Алкей
(лат. Alcaeus, конец VII в. до н. э. – первая половина VI в. до н. э.) — древнегреческий поэт-лирик. Вместе с Сапфо был ярким представителем лирической песни. Социальные и политические события того времени были темой его творчества. К поэтическим творениям Алкея принадлежат бравурные военные песни, любовные песни, песни на мифологические сюжеты, в его творчестве отражены мотивы гражданской войны. Оказал влияние на Горация.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

АЛКЕЙ
греч. лирич. поэт 7 — 6 вв. до н.э. Родом из г. Митилены на о-ве Лесбосе. Современник Сапфо, вместе с к-рой явл. гл. представ. греч. мелоса (песен. поэзии). А. — актив. участник политич. борьбы против демократии на Лесбосе и воен. действий против афинян, к-рым и посвящены его «Песни борьбы». Кроме того, А. сочинял гимны и обыч. для греч. мелоса эротич. стихотв. В 20 в. открыты новые стихи А., пополн. его фрагментар. наследие. Метры А. очень разнообр.; наиболее хар-рной явл. носящая его имя Алкеева строфа.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АЛКЕЙ
alkaios) (кон. 7–1-я пол. 6 в. до н. э., Митилена, остров Лесбос), древнегреческий поэт. Активно участвовал в политической борьбе, провел несколько лет в изгнании. Возможно, был лично знаком со своей соотечественницей – поэтессой Сапфо: на греческой вазе 5 в. до н. э. они изображены рядом. В одном из сохранившихся отрывков содержится обращение Алкея к Сапфо. Есть также стихотворение Сапфо, которое можно истолковать как ответ на это обращение.
Вместе с Сапфо Алкей – представитель эолийской (написанной на эолийском диалекте древнегреческого языка) сольной лирики (древнегреческая лирика делилась на сольную и хоровую). В творчестве Алкея представлены практически все виды сольной лирики (песни военные, политические, застольные, любовные, гимны богам) и разные строфические формы, среди которых чаще всего встречается строфа, названная его именем.
Алкеева строфа:
u – u – u – uu – uu
u – u – u – uu – uu
u – u – u – u – u
– uu – uu – u – u
Пример силлаботонической имитации алкеевой строфы («Буря», перевод Вяч. Иванова):
Пойми, кто может, буйную дурь ветров.
Валы катятся – этот отсюда, тот
Оттуда… В их мятежной свалке
Носимся мы с кораблем смоленым…
Аллегория корабля-государства, как и многие другие мотивы поэзии Алкея и сама алкеева строфа, стали классикой мировой литературы. Подражания Алкею можно найти не только в античной литературе (Феокрит, Гораций и др.), но и у многих поэтов Нового времени («Арион» А. С. Пушкина).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

АЛКЕЙ
   • Alcaeus,
         ????????,
       1. см. Perseus, 1; Персей;
       2. см. Hercules, 5;
       3. знаменитый греческий лирик из Митилены на Лесбосе, современник Сапфо, жил ок. 612 г. Принадлежал к знатному роду и к аристократической партии, сражался против афинян в войну за Сигей и принимал самое живое и страстное участие в борьбе своей партии с тиранами: Меланхром, Мирсилом и др., равно как и с Эсимнетом (см. ??????????, Айсимнет), мудрым другом народа Питтаком; но наконец партия А. была побеждена и он должен был на долгое время покинуть отечество. Попытавшись силой вернуться на родину, он попал в руки Питтака, который, однако, великодушно пощадил его. Стихотворения А., которые александрийцами были разделены на 10 книг (до нас дошли только скудные отрывки), были написаны на эолийском диалекте с примесью эпических форм и отличались своеобразными особенностями эолийского поэтического творчества; в них открыто и смело высказывалась личность поэта, его пламенные, легко и сильно возбуждающиеся чувства. Необычайной страстностью гневного воодушевления, но вместе с тем силой и мужеством проникнуты были его политические стихотворения (??????????), написанные по поводу междоусобиц, в которых участвовал А. как член аристократической партии. Некоторые Горациевы песни (1, 14 и 37) — подражания этим стихотворениям лесбийского поэта. Кроме того, А. писал гимны в честь богов и дышавшие сильной чувственностью застольные и любовные песни (????????? и ????????). Отголоски симпотических произведений Алкея часто слышатся у Горация, напр. Od. 19; о любовных песнях см. Horat. Od. 1, 32, 5 слл. Произведения А. отличались сильным, стремительным, полным достоинства языком, пластичностью образов, художественным совершенством стихотворной формы. А. приписывается изобретение так называемой алкеевой строфы. Отрывки произведений А. дает Bergk, poetae lyrici gr;
       4. А. из Митилены, младший современник и соперник Аристофана, автор 10 не дошедших до нас комедий, сюжеты которых большей частью были заимствованы из мифологии; из них замечательна по заглавию своему комедия ??????????????;
       5. А. из Мессении, когда жил — неизвестно. Под его именем в греческой антологии сохранились 22 эпиграммы.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Алкей
греч. Alkaios).
   1. В греческой мифологии сын Персея и Андромеды, отец Амфитриона, дед Геракла, названного в его честь Алкидом.
   2. Известный греческий поэт-лирик (1-я пол. VI в. до н.э.) из Митилены на о-ве Лесбос. Выходец из аристократического рода, принимал участие в общественно-политической борьбе своего полиса на стороне аристократов, из-за чего был вынужден на определенное время покинуть город. Автор гимнов богам, военных песен и любовных стихов. Античные критики находили в его поэзии величие, краткость и сладкозвучие, соединенное с мощью. Строфа, которая чаще всего встречается у А. и была заимствована Горацием, названа алкеевой.
   Античная лирика / Сост. С. Апт, Ю.М. Шульц. М., 1968; Парнас: Антология античной лирики / Сост. и предисл. С. Ошерова. М., 1980; Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С. 45-49.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 600 до н. э.)
   Греческий лирик из Митилены на острове Лесбос; друг Сапфо; выходец из аристократического рода; постоянный оппонент царствующих тиранов (см. Питтак); был изгнан из Греции, жил в Египте, затем вернулся на родину. Четырехстишную строфу, изобретенную Алкеем, Гораций ввел в римское стихосложение. До нас дошли лишь фрагменты его военных и любовных песен. Ему подражали Анакреонт, Феокрит, Гораций; "Алкееву строфу" применяли в своем творчестве главным образом Клопшток, Гельдерлин.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(ок. 626 - 622 - после 580)
   др.-гр. поэт, представитель сольной лирики. Род. на о-ве Лесбос, принадлежал к мест, аристократии. В юности принял участие в войне против афинян за Сигей (обл. Троады). Вместе с членами своей гетерии (муж. содружества, объединенного общностью жизн. позиции) вел борьбу за власть в Митилене с выходцами из др. знатных родов, в т. ч. с Питтаком; по меньшей мере дважды должен был уйти в изгнание. Александрийские филологи собрали произв. А. в 10 кн.; до нас дошло (гл. обр. благодаря папирусным отрывкам) ок. 500 ст.
   Стихотв. А. предназначались для исполнения в кругу членов гетерии, собравшихся на культовую пирушку. В рамках застольной песни А. размышляет о бренности челов. жизни, призывает к борьбе, нападает на Питтака, к-рый становится объектом фольклорной инвективы. Свою гетерию А. рисует в образе корабля, застигнутого бурей.. Писал также гимны богам, рассчитанные, вероятно, на более широкую аудиторию. Язык А. характеризуется конкретностью образов, создающих законченную картину с минимальным использованием изобр. средств. Особо выделяется т. н. «нанизывающий стиль», состоящий в накоплении коротких двусоставных предложений без всякой орнаментации. По имени Алкея названа часто им употребляемая алкеева строфа. Схема:
   U-U-U-UU_U-
   U-U-U-UU-U-
   U-U-U-U—-
   -ии-ии-и-
   В. Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Алкей
из Митилены на Лесбосе, VII/VI вв. до н. э., греческий лирический поэт. Современник Сапфо, наиболее выдающийся рядом с ней эолийский поэт (то есть писавший на эолийском диалекте) с острова Лесбос. Происходил из аристократического рода. Жил во времена политической и общественной борьбы, которую аристократия острова вела за сохранение своих наследственных привилегий. А. и два его брата принимали деятельное участие в этой борьбе. Предположительно, А. был еще слишком молод, чтобы участвовать в свержении тирана Меланхра. После его смерти власть в Митилене захватил Мирсил. После неудачного покушения на этого очередного тирана А. вместе с другими заговорщиками вынужден был искать убежища во владениях Пирра, лежавших на другом конце Лесбоса. К заговору принадлежал также Питтак (см. Семь мудрецов), который, однако, впоследствии управлял Митиленой совместно с Мирсилом, а когда тот погиб (триумфальная песнь А., которой подражает Гораций в оде на смерть Клеопатры), Питтак был избран народом в качестве "посредника" (то есть регента с особыми полномочиями, задачей которого было смягчение напряжения и урегулирование внутренних конфликтов) и правил в 590-580 гг. А. считал его изменником и называл в своих песнях тираном. А. был изгнан по меньшей мере еще один раз. В это время он посетил Египет, Фракию, Беотию. Через некоторое время он вернулся на родину, где - согласно древней легенде - примирился с Питтаком. А. писал гимны, стасии (военные песни), застольные и любовные песни. Из его богатого наследия, которое ученые александрийцы собрали и издали в 10 книгах, сохранились лишь фрагменты. С начала XX в. их становится все больше, благодаря открытиям все новых папирусов. Значительную часть произведений А. составляли гимны в честь богов: Афины, Аполлона, Гермеса, Ареса, Эроса и др., а также в честь полубогов и героев: Диоскуров, Ахилла, Аякса. Прозаическое изложение Химерием гимна Аполлону позволяет нам предположить, что поэт менее заботился о выражении религиозных чувств, чем о красочности мифологического повествования, а кульминацией произведения было явление бога на празднестве летнего солнцестояния в Дельфах, когда сама природа приветствовала его появление. Другой гимн был сложен одновременно в честь трех богов: Геры, Зевса и Диониса. Эти песни содержали краткое перечисление атрибутов богов, их славных деяний и событий их жизни, а также просьбы о благосклонности, чаще же всего - о помощи в борьбе с врагом или о возвращении на родину. Еще теснее связаны с политической деятельностью А. стасии, составляющие основную часть наследия поэта. Это были песни, предназначенные для исполнения в кругу товарищей по борьбе, чаще всего во время пира, в прямой и непосредственной форме выражающие чувства и взгляды общественной группы, вовлеченной в бесконечную и беспощадную борьбу за власть. В них А. насмехался над тиранами, особенно над "изменником" Питтаком, выражал боль и отчаяние, вызванные тем, что власть захватили самозванцы, призывал бороться с ними. В одной из песен он представляет невероятно живую и пластичную зарисовку своего дома, внутренность которого напоминает арсенал, так много там блестящего оружия и боевых доспехов. Это описание А. заканчивает призывом к вооруженному восстанию. Наиболее знаменита песня, от которой сохранилось только начало, где описывается корабль, носимый бурей по морю, заливаемый волнами и близкий к крушению. Этот образ, позднее истолкованный как аллегория государства, раздираемого внутренними конфликтами, имел для А. несколько иное значение. Он имел в виду не столько государство в позднейшем смысле этого слова, сколько судьбы своей общественной группы и опасности, грозящие ей в борьбе за власть. Аллегории мы находим также и в других его фрагментах. Вслед за Архилохом А. тоже рассказывает в одной из песен, как убегая с поля боя он потерял щит, чтобы спасти жизнь. Другую песню он написал по случаю возвращения брата из вавилонского изгнания; в ней А. прославлял военные подвиги, особенно победу над воином-исполином. Близко к военным песням стоят застольные. Для этого жанра характерно сохранившееся начало песни, где поводом к пирушке является радость при вести об убийстве тирана. Застольные произведения А. отличают те же несдержанные интонации. Он не признает неторопливого, умеренного пития вина, ему близка только буйная пирушка. Любой повод хорош, чтобы начать пить: зимнее ненастье, летний зной, описание которого он взял у Гесиода, приближающийся конец дня, важное событие, радость и печаль, от которой вино - лучшее лекарство. Менее всего сохранилось фрагментов из эротических произведений; эта часть наследия А. лучше известна по произведениям Феокрита. Среди немногочисленных фрагментов обращает на себя внимание отрывок серенады у дверей возлюбленной, а также жалоба девушки, пораженной любовью. Возможно, к любовным песням принадлежало повествование о власти любви над Еленой, которой это чувство велело бросить мужа, бежать с Парисом и стать причиной кровавой войны. А. писал на эолийском диалекте. Язык его был простым, с малым количеством украшений, но зато метким и сочным. Он использовал афоризмы и народные поговорки: "По когтям узнают льва", "Истина в вине"; народное происхождение имеют также употребляемые им стихотворные размеры., среди которых алкеева строфа, названная так, поскольку поэт часто ее применял. А. пользовался большим уважением в древности, и вокруг его личности быстро плодились легенды. Наиболее известная из них повествует о любви А. к Сапфо, которой он тоже посвящал стихи. Им интересовались аттические трагики и комедиографы V в. до н. э., а также авторы схолийй. В александрийскую эпоху А. был включен в число 9 лириков. Его песни были собраны, обработаны и изданы. Его брали за образец выдающиеся поэты этого периода: Асклепиад и Феокрит. В Риме им восхищался Цицерон, а Гораций перенял и алкееву строфу и многие мотивы и замыслы А. В I в. н. э. Дионисий из Галикарнасса славил А. за возвышенность, краткость, красоту и поэтическую силу. Однако наивысшего развития достигла аллегория корабля-государства, которая через Феогнида, Горация и многих других поэтов стала всеобщим достоянием. Из-за использования эолийского диалекта произведения А. не вошли в круг школьного чтения и поэтому быстро погибли. Папирусные находки, однако, свидетельствуют о том, что А. долго еще читали на окраинах греческого мира.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Похожие термины:

  • Алкей Мессенский

    кон. 3 - нач. 2 в. до н. э.)    Греческий поэт из города Мессины. Сохранилось около 20 его эпиграмм, отражавших его социально-политические и эстетические пристрастия. Противник политики македонского ца