АЛОНСО БЕРРУГЕТЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Берругете, Алонсо
Berruguete, Alonso) 1488, Паредес де Нава — 1561, Толедо. Испанский скульптор и живописец. Сын и ученик П. Берругете. После смерти отца в 1505 покинул Паредес де Нава, уехал в Италию. Учился и работал в Риме и Флоренции. В Риме ему покровительствовал Микеланджело, во Флоренции решающим оказалось влияние художников-маньеристов. Свой творческий путь начал как живописец. В 1517 вернулся в Испанию, некоторое время пробыл в Сарагосе, где находился в свите короля, затем жил в Вальядолиде и Толедо. Он приобрел известность, приблизился ко двору, стал личным художником Карла V. В 1522 посетил Гранаду, что, вероятно, было связано с желанием короля украсить стены Королевской капеллы. Карл V заказал художнику 15 композиций. По финансовым обстоятельствам затея эта не осуществилась, целостность художественного образа Королевской капеллы не была нарушена. В написанных на традиционные религиозные сюжеты картинах Берругете с их затесненным пространством, плоскими удлиненными фигурами и однотипными лицами, застывшими в вычурных и неустойчивых позах, использованы искусственные приемы маньеризма. Берругете писал картины всю жизнь, но его истинным призванием оказалась не живопись, а скульптура. Берругете работал в мраморе, алебастре, дереве, однако его подлинная стихия — сложные алтарные композиции из раскрашенного дерева с многофигурными плоскими "картинными" рельефами и отдельными, часто меньших размеров статуями святых, апостолов и пророков, входивших в состав алтарей. Очевидна связь Берругете с испанскими национальными традициями, его близость к приемам средневекового творчества. Вместе с тем мастер владел достижениями ренессансной культуры, свободным языком пластических форм. Его произведения — наглядный пример того, как изменялись в Испании классические идеалы. Они несут отпечаток более поздней кризисной эпохи, хотя хронологически относятся к раннему времени. Образы Берругете полны драматизма, экзальтации, смятения. Пропорции угловатых, а иногда словно "нескладных" фигур вытянуты, масштабные соотношения между ними не всегда соблюдены. Позы динамичны, неестественны, неустойчивы, жесты резки и порывисты, лица, обнаруживающие некий общий тип, полны внутреннего напряжения. Виртуозно владея языком изобразительной условности, мастер создал оригинальную художественную систему, которая отражала его личное восприятие окружающего мира и человека. Его искусство — искусство страстного душевного порыва, резких конфликтов. С большой силой запечатлевал он страдание, скорбь, боль. Первое крупное произведение Берругете, исполненное в Испании, — алтарь для доминиканского монастыря Ля Мехорада в старом городке Ольмедо (1525, ныне — Вальядолид, Нац. музей скульптуры) — отмечено архаизирующими чертами. Самая значительная работа — деревянное раскрашенное ретабло церкви Сан Бенито в Вальядолиде (1526—1532, Вальядолид, Нац. музей скульптуры), разрозненное, состоящее из многих композиций, рельефов, статуй святых и пророков. Подчеркнутой экспрессии, вычурности поз, жестов, мимики персонажей Берругете сопутствует их декоративная красота. Применена традиционная испанская техника раскраски деревянной скульптуры, когда составляющий основу золотой фон создает эффект мягкой светозарности (эль эстофадо). Переливчатые теплые красноватые и холодные голубовато-сизые тона, тончайшее золотое узорочье одежды уподобляют скульптуру драгоценному изделию. С годами искусство Берругете приобрело большую духовную содержательность, диапазон его творческих возможностей расширился. Ретабло (1537) в церкви Сантьяго в Вальядолиде с центральной группой Поклонение волхвов мастер решает в спокойных, монументализированных формах. Исполнена глубокого чувства скульптурная группа, изображающая встречу Марии и Елисаветы в алтарной композиции церкви Св. Урсулы в Толедо (1546, Толедо, музей Санта Крус). В 1539—1548 Берругете и его помощники создали 36 рельефов, украшающих так называемые верхние скамьи на правой стороне хора собора в Толедо (левая сторона исполнена Фелиппе Бигарни в 1538—1542). На спинках скамей Берругете поместил рельефные изображения пророков и святых, представленных в рост в сложных позах и поворотах, в беспокойно развевающихся одеждах. На узкой стороне хора Берругете завершил работу Фелипе Бигарни над епископским местом и поместил над ним редкую по смелости скульптурную группу из алебастра Преображение (1543—1548) в легком архитектурном обрамлении. Активно и свободно включенное в окружающее пространство, это произведение словно охвачено вихревым волнообразным движением. На примере творчества Берругете можно судить о столь типичной для искусства стран Пиренейского полуострова совмещенности стадий развития, что создавало возможность стремительного перехода от поздней готики к формам, предвосхищающим барокко. Самое позднее произведение Алонсо Берругете — мраморная гробница кардинала Хуана Таверы в толедском госпитале де Афуэра — была завершена скульптором в год его смерти. Обратившись к ренессансной традиции импозантной гробницы со свойственной ей уравновешенной и полновесной пластической формой, обнаружив виртуозное мастерство в обработке полированного мрамора, мастер внес неожиданные акценты в трактовку угловых женских фигур. Вне классической традиции оказалась характеристика лица усопшего, отмеченная чертами сурового реализма. Мастера такого масштаба и настолько близкого национальным вкусам Испания той поры еще не знала, но влияние его искусства на испанскую пластику ограничилось внешним подражанием.
Лит.: Camon Aznar J. Alonso Berruguete. Madrid, 1979; Azcarate J. M. de. Alonso de Berruguete. Salamanca, 1988.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

АЛОНСО БЕРРУГЕТЕ
ок. 1490–1561) Алонсо Берругете принадлежит к числу наиболее значительных художников Испании первой половины XVI века. Он был ведущим скульптором своего времени, занимался архитектурным проектированием, а также живописью. Как пишет Т. П. Каптерева: «Искусство Алонсо Берругете — само воплощение страстного душевного порыва. Пропорции его фигур вытянуты, формы нередко искажены, позы динамичны, жесты резки и порывисты, лица отражают внутреннее возбуждение. Стремление к неправильному, характерному, ярко выразительному сочетается в произведениях Берругете с обостренным ощущением декоративной красоты, особенно в цветовом решении деревянных скульптур, предназначенных для алтарных композиций. Переливчатые теплые красновато-золотистые и холодные голубовато-сизые тона, золотое узорочье одежд — все создает впечатление изощренного красочного зрелища. Мастера такого масштаба и настолько близкого национальным вкусам Испания той поры еще не знала, и не случайно уже современники признали Берругете самым выдающимся испанским скульптором». Алонсо Берругете родился около 1490 года в Паредес-де-Нава провинции Валенсия. Его отец Педро Берругете был известным живописцем. Он автор, в частности, трех циклов картин из жизни Фомы Аквинского, Доминика и других для ретабло церкви Санто-Томас в Авиле. За десять лет до рождения Алонсо дотоле состоявшая из отдельных феодальных королевств Испания была объединена под властью Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Деятельность новых правителей была направлена на укрепление абсолютной власти и католической церкви. Уже к началу XVI века Испания стала одной из сильнейших держав мира. Благодаря итальянским походам Карла V идеи и образы Возрождения стали широко популярны на Пиренейском полуострове. Испанские художники все чаще ездили в Италию для знакомства с новейшими европейскими образцами. Так, работал в Италии и Педро Берругете, несколько лет служивший при дворе урбинского герцога Федериго де Монтефельтро. Отец Алонсо расписывал знаменитую библиотеку герцога и, вернувшись на родину, был, несомненно, «пропитан» ренессансным духом. Свое творческое кредо Педро Берругете передал своему сыну. Последний, пройдя первый курс обучения у отца и приобретя некоторый минимум профессиональных знаний, отправился учиться дальше в Италию. В Италии Берругете пробыл с 1504 по 1517 год. Значительную часть итальянского периода своей жизни Алонсо был учеником Микеланджело, постигая у великого мастера искусство ваяния и живописи. Вазари неоднократно упоминает Берругете в числе учеников Микеланджело или среди помощников последнего в монументальных работах в Риме. От гениального мастера Берругете научился изображению экспрессивно заостренной формы, напряженному ритму складок одежды и силуэтов фигур. Гуманизм, явившийся предтечей Ренессанса в Италии и Германии, вместе с тем не получил там большого распространения. Поэтому в творчестве Берругете идеи ренессансного гуманизма нередко проявлялись только внешне. Великолепно разбирающийся в современном итальянском искусстве, Алонсо Берругете, тем не менее, облекал в итальянские одежды своих глубоко национальных героев. Художник талантливо сочетал внутреннее напряжение и внешнюю сдержанность надменных кастильцев с итальянской экспрессивностью и динамизмом. В то время строившиеся храмы и монастыри обильно украшались скульптурным и живописным декором. В убранстве интерьеров роль рельефов, круглой скульптуры и настенной живописи была значительна. Берругете, по всей вероятности, участвовал в создании ретабло гранадской капеллы вместе с Филипе Бигарни. Алонсо сотрудничал ранее с Бигарни в Сарагосе, а также значительно позже в Толедо. В 1522 году он посетил Гранаду и вполне мог помочь своему товарищу. По желанию Карла V Берругете должен быт также украсить строгие стены капеллы пятнадцатью живописными композициями, но заказ не был осуществлен по финансовым обстоятельствам. Особое распространение в начале XVI века получили большие многофигурные композиции в алтаре — ретабло. Именно они составляют большую часть работ Берругете. Скульптор исполнил ретабло в капелле Архиепископской коллегии в Саламанке (раскрашенное дерево, 1529–1533), ретабло «Поклонение волхвов» в церкви Сантьяго в Вальядолиде (раскрашенное дерево, 1537), ретабло в церкви Сантьяго в Касересе (раскрашенное дерево, 1558). В этом своеобразном жанре трудно отделить скульптуру от архитектуры. Чтобы добиться гармоничного сочетания архитектурного оформления алтарной части — колонн, карнизов сводов, заполненных рельефами, и круглой скульптуры помещенной в архитектурную раму, надо было свободно владеть искусством и ваяния, и зодчества. В ретабло работы Берругете скульптура рождается из массы здания, как в готике. Хороший пример подобной работы в скульптуре церкви Сан-Бенито в Вальядолиде (1531). Кстати, в старой столице Кастилии, наряду с Толедо, протекала основная деятельность Берругете. Образы святых в этой церкви полны рвущегося изнутри пафоса и напряженного духовного горения. При этом пропорции вытянуты, а туловища неистово изгибаются. Линии развевающихся одежд перебивают закономерности строения формы жесты фигур, несоразмерных друг другу, патетичны и манерны. В Толедо Берругете выполнил несколько заказов архиепископа города Алонсо де Фонсеки. В большом ретабло церкви Святой Урсулы выделяется своей жизненностью группа «Встреча Марии и Елизаветы». Бурный ритм складок одеяния падающей на колени Елизаветы полон реального движения и одновременно возвышенно-торжествен. Помимо алтарных образов, Берругете занимался мелкой пластикой — вырезал рельефы на креслах для священства в соборе в Толедо, а также настенные барельефы, полные движения и словно вырывающиеся из лепных рам. В 1561 году в церкви Сан-Хуан Батиста около Толедо Берругете изваял надгробие для кардинала Хуана де Таверы и спустя несколько недель в сентябре там же скончался. Е. Штейнер пишет: «Наследие Берругете интересно тем, что он фактически первый привез на Пиренейский полуостров ренессансный стиль Донателло и Микеланджело и не копировал слепо их образцы, но выработал свой собственный глубоко эмоциональный почерк. В своих статуях Берругете преобразил материальность итальянской скульптуры в угловатые уплощенные экзальтированные образы, которые по их формальным признакам можно считать барочными. Но вместе с новейшими веяниями в творчестве Берругете уживались архаизирующие тенденции — так, он предпочитал старинную испанскую традицию полихромией скульптуры — эстофадо. В полумраке храмов, при мерцающем свете свечей ярко раскрашенные и обильно позолоченные статуи производили сильное впечатление на присутствующих. Берругете часто не отделывал тщательно свои работы, давая лишь обобщенную трактовку без подробной проработки деталей. В этом он был наследником Микеланджело и предшественником Эль Греко, которому к моменту смерти Берругете исполнилось двадцать лет». Эмоциональное содержание скульптуры Берругете полвека спустя было подхвачено в живописи обосновавшимся в Толедо знаменитым художником Эль Греко. «Эль Греко, — отмечает Т. П. Каптерева, — был хорошо знаком с работами Берругете в Толедо: его великолепными рельефами, украшающими деревянные скамьи в хоре собора, и там же с композицией из раскрашенного алебастра „Преображение“, его мраморной гробницей кардинала Таверы в госпитале Сан-Хуан де Афуэра и одним из самых вдохновенных созданий мастера — скульптурной группой, изображающей встречу Марии и Елизаветы в алтаре церкви Св. Урсулы. Влияние Берругете сказалось в скульптурных работах Эль Греко».

Источник: 100 великих скульпторов. 2002