АМФИТЕАТРОВАмфитеатров Егор Васильевич

Амфитеатров Александр Валентинович

Найдено 4 определения термина Амфитеатров Александр Валентинович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович

(1862-1938) Прозаик, публицист, фельетонист. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1885). С 1889 сотр. в разл. газ. С 1899 издавал (с В.Дорошевичем) радикальную газ. «Россия». Противник самодержавия, известен антиправительственными публикациями, в т.ч. памфлетом о царской семье "Господа Обмановы" (1902). Преследовался властями, ссылался. В 1904-16 жил во Франции и в Италии, затем вернулся в Россию. После 1917 непримиримый враг большевизма. В 1919-21 трижды арестовывался ВЧК. В 1921 бежал с семьей в Финляндию, поселился в Италии. Сотрудничал в берлинских и парижских эмигрантских изд. Автор прозаических произв., пьес, многочисленных статей, фельетонов и очерков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Амфитеатров Александр Валентинович

Амфитеатров, Александр Валентинович, известный писатель (родился в 1862 году), сын протоиерея московского Архангельского собора, по матери племянник А.И. Чупрова . Окончил курс Московского университета по юридическому факультету. Уже студентом принимал деятельное участие в ""Будильнике"" и других юмористических изданиях. Готовясь к оперной карьере, по окончании университета уехал в Италию; оттуда писал корреспонденции в ""Русские Ведомости"". В конце 1880-х годов много работал в тифлисском ""Новом Обозрении"". В начале 1890-х годов А. стал деятельным сотрудником ""Нового Времени"" и приобрел известность сначала ""московскими"", затем воскресными фельетонами (под псевдонимом Old Gentleman). В 1894 - 96 годах много путешествовал по славянским землям и корреспонденциями из Болгарии способствовал русско-болгарскому ""примирению"". В 1899 году, оставив ""Новое Время"", основал вместе с Дорошевичем и другими газету ""Россия"", имевшую огромный успех. В начале 1902 года ""Россия"" за фельетон А.: ""Господа Обмановы"" была закрыта, а А. выслан в Минусинск. Через год он был переведен в Вологду, затем получил разрешение поселиться под Петербургом. В 1903 году способствовал успеху только что возникшей газеты ""Русь"", но вскоре, за статью о ""Коноваловской истории"", в горном институте, ему была воспрещена литературная деятельность, а сам он опять был выслан в Вологду. Уехав в ""дни свободы"" за границу, издавал в Париже журнал ""Красное Знамя"", закрывающий ему пока возможность вернуться в Россию. Журналист плодовитый и отзывчивый, колоритный стилист, А. в публицистической деятельности своей пережил два фазиса. В период сотрудничества в ""Новом Времени"" он, по собственному определению, принадлежал к ""умеренно-охранительной группе"". В 1897 году поездка в Польшу ""сильно поколебала"" его доверие к ""охранительству и национализму""; началось охлаждение между ним и ""Новым Временем"", кончившееся во время зимних студенческих беспорядков 1899 года разрывом. Период этот стоил А. ""мучительного нравственного перелома"". С тех пор его ""дорога определилась"": он собирается ""идти по ней, покуда жив"". В последние годы А. сосредоточился почти исключительно на беллетристике. Он написал длинный ряд интересных повестей, рассказов и драм, в которых легкость манеры преобладает над художественной выдержанностью. Замыслы его всегда очень широки. Так, например, в ""Восьмидесятниках"" и ""Девятидесятниках"" он стремился выяснить общественную психологию этих сложных эпох. Под общим заглавием ""Сумерки Божков"" автор задумал, по собственным его словам, ""написать двенадцать романов, изображающих ликвидацию русского XIX века в веке XX-м - переломы в искусстве, в семье, в торговле и т. д."". Всего чаще, однако, эти широкие замыслы быстро переходят на изображение превосходно изученного автором оперно-театрального мира. Из-за горячей любви к этому миру А. теряет чувство меры. Гениальные певцы, гениальные композиторы, гениальные оперы, гениальные постановки так и кишат в романах А. Много в этих изображениях мало прикрытой портретности. Иногда автор вводит описание реальных лиц и событий 1880-х и 1890-х годов. Из драм А. с большим успехом шла ""Отравленная совесть"". Продуктивность А. огромна. Отдельными изданиями вышли: ""Людмила Верховская"" (1888), ""Случайные рассказы"" (1890), ""Разбойник Федька"" (1892), ""Психопаты"" (1893), ""Сон и явь"" (1893), ""Сказка и были"" (1893), ""Виктория Павловна"" (1903; 3-е изд., 1907), ""В моих скитаниях"" (1903), ""Литературный альбом"" (1904 и 1907), ""Мария Лусьева"" (1904; 3-е изд., 1908), ""Житейская накипь"" (1904 и 1905), ""Сибирские рассказы"" (1904 и 1907), ""Бабы и дамы"" (1908), ""Издали"" (1908), ""Красивые сказки"" (1908), ""Против течения"" (литературные статьи, 1908), ""Сумерки Божков"" (2 ч., 1909), ""Сказочные были"" (3-е изд., 1907), ""Страна раздора"" (балканские впечатления; 2-е изд., 1907), ""Женское настроение"" (3-е изд., 1908), ""Легенды публициста"" (1905), ""Курганы"" (1905), ""Контуры"" (1906), ""Сказания времени"" (1907), ""Македонские евреи"" (1907), ""Покаяние Филиберта"" (1907 и 1908), ""Победоносцев"" (совместно с Е.В. Аничковым, 1907), ""Притчи скептика"" (1908), ""Современники"" (1908), ""Фантастические правды"" (1908), ""Восьмидесятники"" (1907 и 1908; 2 т.), ""Девятидесятники"" (1910, 2 ч.), ""Старое в новом"", ""Пять пьес"" (1908), ""Антики"" (1909), ""Жар-птица"" (1911) и др. Рассказы, запрещенные русской цензурой, появлялись в заграничных изданиях. - Ср. Венгеров , ""Критико-биографический словарь"" (т. VI). С. В.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Амфитеатров, Александр Валентинович

Амфитеатров Александр Валентинович

— даровитый писатель. Род. в 1862 г.; сын протоиерея моск. Архангельского собора. Окончил курс Моск. университета по юридическому факультету. Уже студентом принимал деятельное участие в "Будильнике" и других юмористических изданиях. Готовясь к оперной карьере, по окончании Унив. уехал в Италию; оттуда писал корреспонденции в "Русск. Вед.". В конце 80-х гг. много работал в тифлисск. "Нов. Обозрении". В начале 90-х гг. А. стал деятельным сотрудником "Нов. Времени" и приобрел известность сначала "московскими", затем воскресными фельетонами (под псевдонимом "Old Gentleman"). В 1894—96 гг. много путешествовал по славянским землям и корреспонденциями из Болгарии способствовал русско-болгарскому "примирению". В 1899 г., оставив "Новое Время", основал вместе с Дорошевичем и другими газету "Россия", имевшую огромный успех. В начале 1902 г. "Россия" за один из фельетонов А. была закрыта, а А. выслан в Минусинск. Через год он был переведен в Вологду, затем получил разрешение поселиться под Петербургом. В 1903 г. создал успех только что возникшей газете "Русь", но вскоре, за статью о "Коноваловской истории" в Горном институте, ему была воспрещена литературная деятельность, а сам он опять был выслан в Вологду. Журналист плодовитый и отзывчивый, блестящий и колоритный стилист, А. в публицистической деятельности своей пережил два фазиса. В период сотрудничества в "Новом Времени", он, по собственному определению, принадлежал к "умеренно-охранительной группе". В 1897 г. поездка в Польшу "сильно поколебала его доверие к охранительству и национализму"; началось охлаждение между А. и "Нов. Временем", кончившееся во время мартовских студенческих беспорядков 1899 г. разрывом. Период этот стоил А. "мучительного нравственного перелома". С тех пор его "дорога определилась": он собирается "идти по ней, покуда жив". А. написал длинный ряд интересных повестей, рассказов и драм, в которых легкость манеры преобладает над художественною выдержанностью. Из драм его с большим успехом шла "Отравленная совесть". Отдельным изданием вышли: "Людмила Верховская" (1888), "Случайные рассказы" (1890), "Разбойник Федька" (1892), "Психопаты" (1893), "Сон и явь" (1893), "Сказка и были" (1893), роман в защиту женской эмансипации — "Виктория Павловна" (1903), "В моих скитаниях" (1903), "Литературный альбом" (1904), "Мария Лусьева" (1904), "Житейская накипь" (1904), "Сибирские рассказы" (1904) и др. рассказы, запрещенные русскою цензурою, появлялись в заграничных изданиях.

Ср. Венгеров, "Крит.-биогр. Словарь" (т. VI).

С. В.

{Брокгауз}



Амфитеатров, Александр Валентинович

(псевд. Old Gentlman; Fa — Mi; A. Амфи; Сюрприз) [14(26).12.1862, Калуга (в нек-рых источ. Москва) — 26.2.1938, Леванто (Италия)] — арт. оперы (баритон), писатель, драматург, критик и публицист. Муж А. Амфитеатровой-Левицкой. Образование получил в Моск. ун-те на юридич. ф-те (окончил в 1885). Одновременно обучался пению и был муз. рецензентом. В 1885 — 87 выступал как оперный певец в провинциальных т-рах (в т. ч. в Тифлисе).

Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Амонасро. Среди др. партий — Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Эскамилио. В числе партнеров — П. Лодий, М. Лубковская, И. Супруненко. Пел п/у И. Прибика.

В 1888—90 муз. рецензет тифлис. газ. "Новое обозрение". В 1899 совм. с В. Дорошевичем основал газету "Россия". В 1905 эмигрировал в Париж. В 1915 принимал участие в постановке "Князя Игоря" в Милан. т-ре "Ла Скала". Вернувшись в Россию, с 1916 работал редактором газеты "Рус. воля". В нач. 1920-х гг. вновь эмигрировал за границу.

Соч.: Московская опера. "Риголетто" Верди // Суфлер. 1883. № 13; "Корделия", опера Н. Ф. Соловьева // Россия. 1900. № 293; роман "Сумерки божков" (1908—09); "Борис Годунов" в Милане / А. В. Амфитеатров. Заметы сердца. — М., 1909; Победа "Бориса Годунова" // Речь. 1909. № 12; Дон Кихот. І. В Брюсселе / о гастролях Шаляпина /. II. О Шаляпине / А. В. Амфитеатров. Маски Мельпомены. — М., 1910; Записная книжка: Титто Руффо. А. Г. Меньшикова. Иза Кремер. О пении / о болг. певце Михайлове-Стояне/ Масканьи / Там же; Яша Рубинштейн / сын А. Г. Рубинштейна // Одесские новости. 1910. № 8236; Русская Валькирия /выступление в Италии рус. певицы Елены Раковской/ // День. 1913. № 4.

Лит.: А. В. Амфитеатров как актер // Рампа и жизнь. 1910. № 29. С. 483.



Амфитеатров, Александр Валентинович

(род. 1862) — писатель; известен преимущественно как талантливый фельетонист, работавший в изданиях самых различных направлений — "Русских Ведомостях", "Новом Времени", "России", "Петербургских Ведомостях", "Русском Слове", "Руси", основанной им "Русской Воле" (1916—17) и ряде крупных провинциальных газет (Тифлис, Киев, Одесса и др.). В газете "Россия" А. поместил в 1902 свой нашумевший фельетон "Господа Обмановы", представлявший собой весьма прозрачную и смелую сатиру на последних Романовых, за что А. поплатился высылкой в Минусинск, а затем в Вологду. Выехав в 1905 за границу, А. издавал в Париже в течение ряда лет революционный журнал "Красное Знамя". Из беллетристических произведений А., написанных с уклоном в бульварный жанр, пользовались успехом широкие картины быта, идей и нравов конца 19 в. — "Восьмидесятники" и "Девятидесятники", а также повести, посвященные "женскому вопросу" и проблеме проституции — "Марья Лусьева" и "Виктория Павловна"; сюда же относится сборник статей А. "Женское нестроение". А. известен также как драматург ("Отравленная совесть", "Волны", "Полоцкое разорение", "Оруженосцы" и др.). В качестве историка А. много работал над изучением эпохи и личности Нерона, посвятив этой теме обширное исследование "Зверь из бездны". Работал А. и в области литературной критики, посвящая свои фельетоны модным явлениям литературного дня. А. переведены также на рус. яз. произведения Гольдони. После Октябрьской Революции А. — эмигрант.

Сочинения А. изданы "Просвещением" (СПб, 1911—1916) в 37 тт. Любопытная автобиография А. помещена в Крит.-биогр. словаре С. Венгерова, т. VI, стр. 331—34.

Л. Гроссман.



Амфитеатров, Александр Валентинович

[1862—1923] — фельетонист и беллетрист. Газетная вырезка, обрывок случайно услышанной беседы, скандал в московских аристократических кругах вдохновляют его, служа материалом для фельетонов, подчас весьма острых. Один из таковых, "Господа Обмановы", т. е. Романовы, вызвал ссылку А. в Минусинск [1902]. Фельетонный характер окрашивает все творчество А. Он пишет стихи, драмы, критические статьи и романы — об артисте Далматове и о протопопе Аввакуме, о Нероне ("Зверь из бездны"), о быте и нравах конца XIX в. (романы "Восьмидесятники" я "Девятидесятники"), о женском вопросе и проституции ("Виктория Павловна" и "Марья Лусьева") — всегда многословные и почти всегда поверхностные. А. привлекает общественная хроника с широким захватом эпохи. У него же находим произведения из эпохи крепостного права ("Княжна"), из жизни театра ("Сумерки божков"), на оккультные темы (роман "Жарцвет"). "Бегом через жизнь" — так характеризует творчество А. один из критиков. Большинство книг А. — свод старых и новых фельетонов. Бульварные приемы А. способствовали широкой популярности его, особенно в мелкобуржуазных слоях. Портретность фигур придает его сочинениям интерес любопытных общественно-исторических документов.

Столь же пестра жизнь А. и эклектична его идеология. "Бурсак без бурсы", впитавший с молоком матери влияние церковной среды, великолепно знающий и чувствующий мир Пролога и Миней, аромат старинного яз. (отразившийся напр. в его пародии на "Слово о полку Игореве"), кандидат юридических наук и оперный артист (три года работы в Италии и России), политический эмигрант (в 1905 выехал в Париж, где издавал в течение ряда лет революционный журн. "Красное знамя"), редактор протопоповской националистической "Русской воли", — он кончает белой эмиграцией после Октября. Такой конец был предопределен, ибо А. — типичный представитель той части буржуазии, к-рая революционна в словесных упражнениях, причем упражнения эти не отличались излишней принципиальностью. А. печатался как в либеральных с народническим уклоном "Русских ведомостях" и "Русском слове", так и в "С.-Петербургских ведомостях" и в "Новом времени", упомянутой "Русской воле" и т. п. изданиях. Стиль фельетониста заставляет А. пользоваться в своих беллетристических произведениях

несколько необычным в его время лит-ым приемом: он вставляет в текст обширнейшие цитаты, приводит полностью какую-нибудь афишу или целые главы из старинных оккультных книг — прием, который широко применяется в наше время.

Библиография: Львов-Рогачевский В. Л., Писатель без выдумки, "Современный мир", кн. 9, 1911, или в его сб. "Снова накануне", М., 1913.

В. К.

{Лит. энц.}



Амфитеатров, Александр Валентинович

(1862—1938) — Рус. прозаик, более известный произв. др. жанров. Род. в Калуге, окончил юридический ф-т Моск. ун-та, профессионально занимался пением (два года выступал на оперных сценах Тифлиса и Казани); долго жил за границей. Рано начал лит. деятельность; за острые памфлеты был выслан в Минусинск (Красноярского края). Тв-во А. и его политич. пристрастия претерпели ряд изменений; писатель не принял Окт. революцию и умер в эмиграции в Италии.

Единственным произв. А., имеющим отношение к НФ, остался мистико-фантаст. роман "Жар-цвет" (1885; 1910), возникший в результате стремления откликнуться на модные общественные веяния (в данном случае — на спиритизм); в отличие от Л.Н.Толстого, высмеявшего суеверия в пьесе "Плоды просвещения", А. всерьез относится к убеждению своего героя — "не может быть, чтобы от человека ничего не оставалось", однако в конце концов рационализм берет верх, и все сверхъестественные явления объясняются помутнением сознания героя.

В. Р.



Амфитеатров, Александр Валентинович

Род. 1862, ум. 1938. Прозаик, публицист, фельетонист, лит.и театральный критик, поэт-сатирик и драматург (псевд. Old Gentleman и др.). Выпускник юридич. факультета Московского ун-та. В разные годы сотрудник "Осколков", "Будильника", русской газеты в Милане, "Нового времени" и др. С 1921 в эмиграции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович

псевд. Old Gentleman, Икс, Аббадонна и др.) (14.12.1862, Калуга - 26.2.1938, Леванто, Италия) - прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик.

Отец Валентин Николаевич - протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, мать - Елизавета Ивановна (урожд.

Чупрова), дворянка, сестра профессора А.Чупрова. В 1881 А. окончил 8-ю московскую гимназию, в 1885юридический факультет Московского университета. В автобиографии он писал: «Увлекся искусством, стал учиться петь у профессора Кизатти, потом у А.Александровой-Кочетовой.

Окончив университетский курс в 1885, через год поступил на оперную сцену. Имел контракт с Мариинским театром, но оказался для него «слишком молодым» и отправился для усовершенствования в Италию, где учился у знаменитого Виче». Первые стихи опубликованы в мае 1878 в журнале «Пчела»; в 1882-87 сотрудничал в юмористическом журнале «Будильник». После возвращения из Италии пел два сезона в Тифлисе и Казани. Первое крупное произведение - повесть «Алимовская кровь» (Рус. ведомости, 1884, 24,25,27 окт.), В 1886-87 корреспондент русских газет в Милане, в 1889 оставил оперную карьеру, работал фельетонистом и театральным обозревателем в тифлисском «Новом обозрении» (188891), бакинском «Каспии» (1892): вел в московском «Новом времени» (1891-99) рубрики «Москва, Типы и картинки» и «Этюды», выступая как остроумный, но не беспристрастный журналист умеренно-охранительного толка.

В 1897 А. совершил поездку в Польшу, которая, по его признанию, сильно поколебала «доверие к охранительству и национализму», после чего началось «охлаждение между ним и «Новым временем», окончившееся во время мартовских студенческих беспорядков 1899 разрывом». К этому времени опубликованы романы «Людмила Верховская» (М., 1890) и «Жар-цвет» (ч. 1-2, журн. «Север», 1895, № 2-47), свидетельствовавшие об увлечении А. оккультизмом и спиритизмом, сборник рассказов «Психопаты» (М., 1893), «Оборванные струны» (М., 1895), драмы «Полоцкое разорение» (М" 1892), «Отравленная совесть» (СПб., 1898), которые шли в московском Малом театре. В 1899 А. совместно с В.Дорошевичем основал радикальную газету «Россия», где выступал с фельетонами, литературно-критическими статьями, сатирическими сказками, направленными против косности и застоя в общественной жизни. Накануне 1-й революции совершил резкий поворот влево, критикуя правящую династию в памфлете «Господа 06мановы» (Россия, 1902, 13 янв.), за что газета была вскоре закрыта, А. сослан в Минусинск, затем в Вологду.

Оказался там в большой колонии политических ссыльных (А.Богданов, Н.Бердяев, А.Ремизов, Б.Савинков и др.), но «во внимание к заслугам его престарелого отца» был в 1903 освобожден. В январе-феврале 1904 получил разрешение выехать корреспондентом на Дальний Восток, но за публикацию в газете «Русь» статьи «Листки» (27 апр.) был лишен права литературной деятельности и в июле уехал за границу. В Париже в 1906-7 издавал журнал «Красное знамя» - без определенного политического направления, но с ярко выраженной антицаристской направленностью. Выступал с публичными лекциями в Высшей русской школе общественных наук, издал сборник «Современные сказки» (Женева, 1905, вып. 15), «Акафист Сергию Каменноостровскому и Стихиры» (Париж, 1906), высмеивая политику С.Витте и других политических деятелей; совместно с Е.Аничковым написал памфлет «Победоносцев» (СПб., 1907).

С 1906 по 1916 жил в Италии, постоянно общался с Г.Лопатиным, часто виделся и переписывался с М,Горьким, что дало повод В.Поссе назвать Горького и А. «Герценом и Огаревым русской эмиграции»; работал над многотомными историческими романами: «Восьмидесятники» (т. 1-2.

СПб., 1907), «Девятидесятники» (т. 1-2. СПб., 1910-11), «Закат старого века» (т. 1-2. СПб., 1910), «Дрогнувшая ночь» (СПб., 1914), предполагая объединить их в хронику о судьбах русского общества под общим заглавием «Концы и начала», Бытовой натурализм, за который критики называли А. «маленьким русским Золя», сочетался в них с тонкими наблюдениями, пристрастием к красочному факту: А, включал в повествование реально существующих лиц или их шаржированные образы, легко узнаваемые читателями. По отчетам библиотечной выставки 1911 книги А, занимали 2-е место в России после сочинений А.Вербицкой.И.Шмелев считал достоинством язык романов - «живой, с русской улицы, с ярмарки, из трактира, из гостиных, из «подполья», из канцелярий, от трущоб».

Продолжая очерки о Балканах, которые суммировали его впечатления от неодно- кратных поездок в Болгарию, Македонию и др. страны («В моих скитаниях. Балканские впечатления». СПб., 1903), А. издал книгу «Славянское горе» (М., 1912), печатал корреспонденции в газетах «Киевская мысль» и «Одесские новости», в петербургской «Нашей газете». Романы «Марья Лусьева» (1903), «Виктория Павловна» (1903), «Марья Лусьева за границей» (1910), «Дочь Виктории Павловны» (1914-15), посвященные проблеме женской эмансипации, вызвали упреки критики в легковесности и торопливости: «Бегом через жизнь, не давая ее углубленной трактовки» (А.Измайлов).

В литературно-критических работах А. создал выразительные портреты Л.Толстого, М.Горького, Л.Андреева и др. писателей, актеров, драматургов. В Италии продолжал работу над исторической хроникой из жизни Рима эпохи Нерона «Зверь из бездны» (т. 1-4; полн. изд. в собр.

соч., т. 5-8. СПб., 1911-14), антологией сатиры и юмора «Забытый смех. Поморная муза» (сб. 1-2. М" 1914-17). В 191112 руководил журналом «Современник», пытаясь воскресить в нем демократические традиции одноименного журнала 1860-х, однако отсутствие ясной политической программы не принесло журналу успеха.

В сентябре 1910 А. писал Н.Рубакину. «Считаю себя... не записанным эсером. Но в хороших отношениях со всеми другими левыми партиями, борющимися с монархизмом», В годы 1-й мировой войны А, занял, по его словам, «яро-патриотическую позицию и в качестве корреспондента «Русского слова» в Риме горячо отстаивал русское дело». Вернувшись в 1916 на родину, сотрудничал в газетах «Русская воля», «Петербургский листок», журналах «Бич», «Нива», «Огонек» и др. Продолжал работать над серией романов под общим названием «Сумерки божков», в которую предполагал включить 12 томов, «изображающих ликвидацию русского XIX века в веке ХХ-м переломы в искусстве, в семье, в торговле, в политике и т.д.

В феврале 1917 за публикацию «Этюдов» с криптограммой, высмеивающей министра внутренних дел А.Протопопова (Рус. воля, 22 янв,), был выслан в Иркутск, «ввиду вредной его деятельности», но освобожден февральской революцией. Октябрь встретил крайне отрицательно, определив большевистский переворот как «лавину ужасов и мерзостей», Работал во «Всемирной литературе», создав для секции «исторических картин» пьесы «Аввакум» и «Василий Буслаев» (Берлин-Ревель, 1922).

Оценивая последнюю, А.Блок писал: «Все изрядно упрятано в литературу, сглажено, как у Ал.Толстого (или Римского-Корсакова), отчего эта самая русская мордобойная «правда» выходит немного слащавой, книжной, даже... газетной. Есть, однако, и живые слова и та сочность, которая свойственна А. всегда». М. Горький похвалил драму: «Хорошая вещь. Я полагаю лучшее из всего когда-нибудь сочиненного Амфитеатровым».

Проживая в революционном Петрограде, А. трижды подвергался арестам и допросам в ЧК. Речь, произнесенная им на банкете по случаю приезда Г.Уэллса, и неопубликованный очерк «Ленин и Горький» свидетельствуют о его резко отрицательном отношении к советской власти. Опасность нового ареста заставила А. эмигрировать: 23.8.1921 вместе с семьей он на лодке уехал в Финляндию. Опубликовал в рижской газете «Последние новости» открытое письмо Ленину, в котором констатировал исчезновение «грани между идейным коммунизмом и коммунизмом криминальным», т.к.

для осуществления «самых соблазнительных лозунгов» избран «противоестественный путь, путь крови и насилия». После недолгого пребывания в Праге поселился в Италии (Леванто), где прожил до смерти. Сотрудничал в берлинских, парижских, шанхайских изданиях («Сполохи», «Перезвоны», «Илл. Россия», «Слово»), был постоянным сотрудником парижской газеты «Возрождение», поддерживал монархическую организацию «Братство русской правды». Написанные в это время исторические хроники («Сестры». Берлин, 1922-23: «Гнездо». Прага, 1922) продолжали и развивали его ранние произведения. Используя «человеческие документы», А. почти не прибегал к вымыслу, хотя романтическое повествование часто брало верх над объективным изложением. Манера его письма приобрела философский характер, романист пытался осмыслить опыт последнего десятилетия, объясняя «социально-политическое безобразие русской коммуны» крахом старой культуры, рухнувшей под напором «извечной азиатчины». В книге «Горестные заметки. Очерки красного Петрограда» (Берлин, 1922) собраны статьи, печатавшиеся в гельсингфорской газете «Новая русская жизнь». Дневниковые записи А. близки «Несвоевременным мыслям» Горького, «Окаянных дням» И.Бунина. Не прекращая публицистическую деятельность, А. все больше погружался в изучение древних памятников, легенд и поверий, в стихию древнерусской литературы и фольклора.

Итогом этой работы явились книги «Одержимая Русь: демонические повести XVII века» (Берлин, 1929), «Соломония бесноватая» (Златоцвет, 1924, #22-30). Параллельно работал над сборником «Зачарованная степь» (1921), «На заре и другие рассказы» (1922), романами «Без сердца» (Берлин, 1922) и «Скиталица» (Берлин, 1922).

Продолжая работу над исторической хроникой «Концы и начала», создал роман «Вчерашние предки» (т. 1. Новый Сад, 1928; т. 2. Белград, 1931) - пятую часть повествования, доведенного до начала XX в.; намерение А. охватить период до 1-й мировой войны и Октябрьской революции не осуществилось. В те же годы А. развивал тему женского равноправия - в книге «Заря русской женщины» (Белград, 1929). В романе «Лидяша» (кн.

1-3. Рига, 1928) история «одной женской жизни» раскрывается на фоне повествования о тайной проституции.

В последние годы жизни А. выступал с воспоминаниями о театральных деятелях, этюдами о писателях и актерах (В.Комиссаржевской, А.Сум6атове-Южине, М.Писареве, И.Гор6унове и др.). Лекция, которую он прочитал в Миланском филологическом обществе в мае 1929, легла в основу его книги «Литература в изгнании» (Белград, 1929).

Характеризуя разные ветви эмигрантской литературы, А. замечал картину не упадка, «а высокого подъема и прочного созидания». В произведениях И.Бунина, С.Зайцева, И.Шмелева, А.Куприна, В.Набокова и др. писателей русского зарубежья он находил «красочного богатства несравненно больше, чем в предшествовавший нам литературный период от кончины Чехова до революции». Работал над книгой о Гоголе «Человек, смешащий людей», которая осталась неоконченной (этюды в газете «Возрождение», 1936: сборнике «Земля Колумба». Нью-Йорк, 1937, № 2).

Значительная часть обширного творческого наследия А. осталась неопубликованной. Собрание его сочинений (далеко не полное), выходившее в России с 1910, оборвалось на 37м томе. В некрологе Н.Кривич писал: «Ушел последний выдающийся представитель целой полосы в истории русской журналистики». Критики отмечали, что исторические романы и хроники А. во многом носили автобиографический характер, под прозрачными псевдонимами его героев угадывались «вся Москва и весь Петербург». В.Ивинский заметил, что А. - писатель «подлинной культуры и культуры национальной, тонко чувствующий прелесть русского языка, знавший его как мало кто другой и любивший его».

Соч.: Собр.соч., т. 1-30, 33-35, 37. СПб., 1911-16 (1-е изд.

1910-14); Русский поп ХН-го века. Белград. 1930; Стена плача и стена нерушимая. Брюссель, 1931; Две надежды. Шанхай, 1936; Мертвые боги.

Рассказы. Роман.М., 1991.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Найдено схем по теме Амфитеатров Александр Валентинович — 0

Найдено научныех статей по теме Амфитеатров Александр Валентинович — 0

Найдено книг по теме Амфитеатров Александр Валентинович — 0

Найдено презентаций по теме Амфитеатров Александр Валентинович — 0

Найдено рефератов по теме Амфитеатров Александр Валентинович — 0