АМПИР
Ампир
стиль в архитектуре и декоративном искусстве в первой половине XIX в., завершивший развитие классицизма: монументальность форм, богатство убранства (А. Захаров, К. Росси, А. Воронихин и др.).
АМПИР
от фр. "империя") - архитектурный стиль позднего классицизма.
Примеры: архитектурные ансамбли Архангельского, Останкина, Кускова, Остафьева, Муранова, Ольгова, Никольского-Урюпина.
Примеры: архитектурные ансамбли Архангельского, Останкина, Кускова, Остафьева, Муранова, Ольгова, Никольского-Урюпина.
Источник: Археологический словарь. 1996
АМПИР
фр. empire - империя) - стиль позднего классицизма в зап.-европ. архитектуре и прикладном искусстве. Характерны строгие монументальные формы и обращение к древнерим. и древнеегип. декоративным формам.
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Ампир
стиль в архитектуре и искусстве, в основном декоративном) трех первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Как и классицизм, ампир вобрал в себя наследие античного мира: архаической Греции и имперского Рима.
"Ампир"
кинотеатр, располагавшийся на ул. Сумская, 5 (ныне ул. Сумская 7/9). Открыт 13.03.1913 в здании, построенном по проекту арх. А.И. Горохова. Управляющим кинотеатра был Д.И. Харитонов. В 1919 переименован в кинотеатр им. К. Либкнехта, затем - в 1-й Комсомольский. Размещение в центре города делало его очень популярным. В настоящее время кинотеатр не работает (занят под торговые центры).
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
Ампир
фр. empire – букв. империя) – художественный стиль, созданный во Франции в период империи Наполеона Бонапарта, завершающий этап развития классицизма. Ориентирован на искусство архаики в Древней Греции, на римскую античность (дорический и тосканский ордера), копирование образцов древнеримского и древнеегипетского декора (военные трофеи, крылатые сфинксы и др.). В России получил распространение как самобытный вариант русского классицизма в первой четверти XIX в.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Ампир
(от фр. empire — империя) — стиль позднего классицизма в западноевропейском искусстве первой трети XIX в. Возник во Франции в период империи Наполеона I(1804—1814). В России данный стиль получил распространение после Отечественной войны 1812 г. Для стиля ампир характерны монументальные, массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре и т. п. Крупнейшие представители ампира в России — архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси и др.
АМПИР
(франц. empire — империя) — стиль в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в. Завершающая стадия классицизма. Идеологически стиль ампир был направлен на прославление национальной славы и воинской доблести, могущества государства и власти монарха. Среди художественных средств декорума использовались армейские атрибуты (элементы), присущие победителям — орлы, лавровые венки, шлемы, колесницы, а также скульптурные группы, изображавшие героев, древнегреческих и древнеегипетских богов.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Ампир
(франц. empire — империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве, завершавший эпоху франц. классицизма и относившийся ко временам Империи Наполеона I (1804 — 1815). Массивные формы А. (например, дорич. колонны) были часто несоразмерны с предметами обстановки, украшениями мебели. Центральное место в декоре занимала античная символика императорской власти и триумфальных побед (орел, Виктория, трофеи), «наполеоновские пчелы», широко использовавшиеся в композиции, были не античного, а меровингского происхождения, они применялись взамен лилий бурбоновской традиции. С гиль А., разработанный архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном, существенно зависел от вкусов Наполеона, мнившего себя рим. императором. Проникая во все области искусства и обществ, жизни (мода, дворцовые интерьеры), воздействовал на художеств, творчество Европы.
Источник: Словарь античности. 1989
АМПИР
художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Хронологически рамки оригинального «Стиля империи», как еще называют А., ограничены концом правления Директории (1 799) до реставрации династии Бурбонов (1815). А. завершил развитие классицизма. Для него характерны подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (орнамент, военные эмблемы), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики. Его отличает парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. В некоторых странах А. выражал идеи государственной независимости, которая отстаивалась в антинаполеоновских войнах. Русский А. тоже дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (арх. А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальной скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
АМПИР
(фр. Еmpire — империя) — художественный стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в., возникший во Франции в период империи Наполеона I и ставший завершением классицизма. Для ампира характерны четкие и монументальные формы и образы, сочетающиеся с парадной помпезностью. Основным творческим источником ампира стало искусство архаики в Древней Греции, искусство императорского Рима и культура Древнего Египта. В античности ампир черпал мо-нументальность, лаконизм, идею утверждения имперско-го величия, выраженную посредством многочисленных атрибутов и символов. Широкое распространение в архитектуре ампира получили массивные портики дорического и тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой, главным образом, римского происхождения (доспехи, венки, геральдические орлы и т.п.). Пластические особенности древнеегипетского искусства подсказали мастерам ампира активное использование больших поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн.
Ампир в архитектуре сложился в императорский период во Франции, когда широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски, памятные, императорские колонны). Особенно ярко ампир про-явился в искусстве мебели, где часто использовался эффект сочетания темного дерева и накладного законченного бронзового декора в духе египетских и рим-ских древних украшений. Ампиру свойственно тяготение к яркой гамме цветов — яркосинему, красному, золотому, белому. Лучшим мастером мебели в стиле ампир был Ж. Жакоб, изделия которого отличались сочетанием темного дерева и золоченого бронзового декора с древнеримской и египетской эмблематикой. Ножки и ручки предметов мебели изогнуты, стилизованы под лапы и фигурки животных.В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных Карло Росси (Главный штаб, Алек-сандринский театр), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство), Жаном де Томоном (стрелка Васильевского острова) и др. Кроме того, в русской скульптуре ампир нашел отра-жение в ряде памятников (памятник К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площади), в московских фонтанах, в монументальнодекоративной пластике, украшающей многие здания Москвы и Санкт-Петербурга.
Ампир в архитектуре сложился в императорский период во Франции, когда широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски, памятные, императорские колонны). Особенно ярко ампир про-явился в искусстве мебели, где часто использовался эффект сочетания темного дерева и накладного законченного бронзового декора в духе египетских и рим-ских древних украшений. Ампиру свойственно тяготение к яркой гамме цветов — яркосинему, красному, золотому, белому. Лучшим мастером мебели в стиле ампир был Ж. Жакоб, изделия которого отличались сочетанием темного дерева и золоченого бронзового декора с древнеримской и египетской эмблематикой. Ножки и ручки предметов мебели изогнуты, стилизованы под лапы и фигурки животных.В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных Карло Росси (Главный штаб, Алек-сандринский театр), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство), Жаном де Томоном (стрелка Васильевского острова) и др. Кроме того, в русской скульптуре ампир нашел отра-жение в ряде памятников (памятник К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площади), в московских фонтанах, в монументальнодекоративной пластике, украшающей многие здания Москвы и Санкт-Петербурга.
АМПИР
от франц. empire – империя), стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Ампир с его стремлением к величию и грандиозности, героике и торжественности наиболее ярко выразил себя в основном в архитектуре и скульптуре. Массивные, подчеркнуто строгие архитектурные формы, военные мотивы в декоре, опора на художественное наследие Древнего Рима и Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы.
Возник во Франции во время правления Наполеона I (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Военный триумф наполеоновской армии находил выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн. Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри; загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу; Арка Карусель, 1806–11); Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях; Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10); в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. Мастера прикладного искусства обращаются к формам и декоративным мотивам египетской и римской утвари (Ж. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише).
В отличие от Франции, где стиль воплотился в основном в украшении дворцовых интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, в России на первый план вышли градостроительные задачи, которые решались с небывалым размахом и масштабностью; возводились прежде всего общественные здания. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома де Томоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10); К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25; Александринский театр, 1829–32; ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812 г. Для них характерны незыблемая мощь и величие, предельный лаконизм и строгость, тяжеловесная торжественность форм. Архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга, окончательно сложившийся в эпоху ампира, включен в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведенного по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). Московский ампир отличается большей камерностью; создается тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущевых-Селезневых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814).
В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11; памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединенный темой моря и развернутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13; рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812; статуи героев и маски мифических морских существ). Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. «Начало музыки», 1825; Б. И. Орловский. «Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840); происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813; «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьей», 1811; серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). Особой популярностью пользовался цикл гипсовых медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 г. и военной кампании 1813–14 гг.
Русская живопись первой трети 19 в. обнаруживает соприкосновение с ампиром лишь отдельными чертами: подчеркнутой статуарностью фигур, немного тяжеловесной торжественностью («Семейный портрет» Ф. П. Толстого, 1830; поздние работы В. Л. Боровиковского, например, «Портрет писательницы Ж. де Сталь», 1812).
Ампирные мотивы получили широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. В орнаментах особенно часто используется римская символика и военные атрибуты: венки, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге воспроизводил в своих изделиях типы древнегреческих ваз («Гурьевский сервиз», 1809–18).
Возник во Франции во время правления Наполеона I (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Военный триумф наполеоновской армии находил выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн. Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри; загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу; Арка Карусель, 1806–11); Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях; Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10); в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. Мастера прикладного искусства обращаются к формам и декоративным мотивам египетской и римской утвари (Ж. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише).
В отличие от Франции, где стиль воплотился в основном в украшении дворцовых интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, в России на первый план вышли градостроительные задачи, которые решались с небывалым размахом и масштабностью; возводились прежде всего общественные здания. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома де Томоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10); К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25; Александринский театр, 1829–32; ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812 г. Для них характерны незыблемая мощь и величие, предельный лаконизм и строгость, тяжеловесная торжественность форм. Архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга, окончательно сложившийся в эпоху ампира, включен в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведенного по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). Московский ампир отличается большей камерностью; создается тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущевых-Селезневых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814).
В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11; памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединенный темой моря и развернутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13; рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812; статуи героев и маски мифических морских существ). Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. «Начало музыки», 1825; Б. И. Орловский. «Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840); происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813; «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьей», 1811; серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). Особой популярностью пользовался цикл гипсовых медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 г. и военной кампании 1813–14 гг.
Русская живопись первой трети 19 в. обнаруживает соприкосновение с ампиром лишь отдельными чертами: подчеркнутой статуарностью фигур, немного тяжеловесной торжественностью («Семейный портрет» Ф. П. Толстого, 1830; поздние работы В. Л. Боровиковского, например, «Портрет писательницы Ж. де Сталь», 1812).
Ампирные мотивы получили широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. В орнаментах особенно часто используется римская символика и военные атрибуты: венки, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге воспроизводил в своих изделиях типы древнегреческих ваз («Гурьевский сервиз», 1809–18).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007