АНАФЕМА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНАФЕМА
греч. anatema) - в христианстве отлучение от церкви, проклятие.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Анафема
греч. anathema) – церковное проклятие, отлучение от церкви.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АНАФЕМА
греч. anathema) - церковное проклятие, сопровождающееся отлучением от церкви; высшая кара в христианстве.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

анафема
1Кор 12.3; 16.22; Гал 1.8,9)-греч. проклятие и отвержение чего-либо (ср. Рим 9.3). (См. клятва, проклятие)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

АНАФЕМА
в христианстве - церковное проклятие отлучение от церкви, считается высшей карой. Установлена со времени Хзлкидонского вселенского собора (451 г.), часто использовалась церквами в политических цепях.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Анафема
(греч. проклятие) – отлучение от Церкви еретиков, раскольников, нераскаявшихся грешников. Установлено со времени Халкидонского Вселенского собора (451). В Православной Церкви обряд отлучения совершается в неделю Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста).

Источник: Краткий православный словарь.

АНАФЕМА
отлучение в древней христианской церкви отвергающих и извращающих коренные истины веры, исключение из общества верующих, удаление от общения с верующими. В таком смысле на соборах объявлялась анафема или отлучение еретикам и нераскаянным грешникам. В православной церкви обряд отлучения таковых совершается в Неделю Православия.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

АНАФЕМА
отлучение от Христа и Его Церкви, исключение из религиозной общины как суровая мера наказания. Считалось, что отлученные лишены защиты от козней дьявола. Они были отстранены от церковных обрядов, их нельзя было хоронить в освященной церковью земле. Каноническое право различает великое отлучение (полное отделение от общины верных) и малое, простое (отстранение от участия в таинствах).

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Анафема
отлучение от Церкви, заклятие. Под этим словом подразумевается обречение человека или животного Божескому отмщению (Левит, 27, 28). В более узком смысле слово «анафема» означает отлучение от Церкви Христовой либо исключение из церковной общины нераскаянных грешников и еретиков. В Православной церкви подобный обряд совершают до сегодняшнего дня, чин отлучения от Церкви положено служить в Неделю Православия.

Источник: Православная энциклопедия.

АНАФЕМА
1Кор 16:22; заклятие, отлучение). Под сим словом в общем смысле разумеется обречение какого либо животного, лица, или места конечной гибели, или Божескому отмщению (Лев 27:28, Нав 6:16). В более тесном смысле под словом анафема в древней христианской Церкви разумелось отлучение от Церкви, или исключении из общества верующих, еретиков или нераскаянных грешников. В православной Церкви обряд отлучения таковых совершается доныне в неделю Православия. В Еврейском языке слово анафема обозначается словом: херем.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Анафема
греч. слово) обозначает 1) что-либо, отделенное в дар божеству и 2) осужденное на заклятие, заклятое; это слово соответствует еврейскому слову херем (см. «Отлучение»). Не только люди, но и животные и города могли быть прокляты, т. е. осуждены на искоренение или разрушение (Лев. 27:21,28,29). Так случилось с Иерихоном (И. Нав. б: 17-21) и с Аханом (И. Нав. 7). Такое заклятие высказывает апостол в 1 Кор. 16:22: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема (проклят), мараната». Последние два слова сирийские (арамейские) и означають Господь грядет». Господь воистину грядет совершить суд над теми, которые не любят Его.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Анафема
греч. anathema — проклятие, отлучение) — церк. проклятие, отлучение от церкви. Введена Халкидонским вселенским собором (451). В средние века отлучение от церкви имело самые тяжелые последствия для человека, вплоть до смертной казни. Предание а. лишало человека всяких шансов на загробное спасение («Вне церкви нет спасения» — этот постулат сформулировал еще в сер. III в. Киприан Карфагенский). Отлучение от церкви применялось к еретикам, раскольникам, тяжким грешникам. Папы римские использовали его и как средство полит, борьбы. Так, в ходе конфликта папы Григория VII с герм, королем Генрихом IV папа дважды предавал короля а-е. Трижды (в 1227,1239 и 1245 гг.) папы Григорий IX и Иннокентий IV отлучали от церкви императора Священной Рим. империи Фридриха II, не желавшего подчиняться им.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Анафема
греч. ???????) — отлучение от Христа и Его Церкви.
Слово А. употреблялось еще древнегреч. авторами и обозначало вещи, пожертвованные божеству, которые больше не могли использоваться обычным, житейским образом. В Септуагинте А. — перевод древнеевр. слова herem, которое в Синодальном переводе Библии передано как «заклятое». В наиболее древних библ. текстах обычай заклятия — одно из рел. правил священной войны. Чтобы достичь победы, Израиль налагал заклятие на добычу, т.е. отказывался извлекать из нее выгоду для себя (Числ 21, 2; Ис Нав 6, 16–18), что влекло за собой полное уничтожение добычи (1 Цар 15).
В Деян 23, 14 А. выступает в значении клятвы, которой поклялись евреи, желавшие убить ап. Павла. Сам ап. Павел пишет, что он готов стать А., т.е. отлученным от Христа, ради своих братьев (евреев). Из слов ап. Павла следует, что А. назывались те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Христа (1 Кор 16, 22; Гал 1, 8). В ранней Церкви А. приобрела значение отлучения от церк. общения. С IV в. слово А. в смысле проклятия осквернителям могил появлялось на древнехрист. надгробиях. Провозглашение А. соборами и епископами, прежде всего по отношению к еретикам, стало обычной практикой. С VI в. источники канон. права различают, с одной стороны, А., или великое отлучение, предполагающее полное отделение от общины верных, а с другой — малое отлучение (простое исключение из участия в таинствах). Когда это последнее перестало применяться, А. и «отлучение» стали синонимами; слово А. при этом относилось в основном к особо торжественно провозглашенным отлучениям. В ныне действующем ККП (1983) термин А. более не используется.
(См. также Экскоммуникация).
Лит-ра: Анафема: История и XX век / Сост. П. Паламарчук. М., 1998; Brun L. Segen und Fluch im Urchristentum. Oslo, 1931; Fransen P. Die Formel «si quis dixerit ecclesiam errare» im Kanon 6 und 8 der 24 Sitzung des Trienter Konzils // Scholastik 25 (1950), 492–517; Idem. RОflexions sur l’anathПme au Concile de Trente // Ephemerides Theologicae Lovanienses 29 (1953), 657–672; Doskocil W. Der Bann in der Urkirche: Eine rechtgeschichtliche Untersuchung. MЯ., 1958; Mein K. Eucharist and Excommunication: A Study in Early Christian Doctrine and Discipline. Frankfurt a.M., 1975.
В. Никитин

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

АНАФЕМА
(семит. «херем» – «отделять», «оставлять исключительно для религиозного употребления») – заклятие, отлучение. В русском переводе Библии слово «херем» переводится в Ветхом Завете – заклятие, а в Новом Завете – анафема.
В самых древних текстах обычай заклятия, свойственный израильскому народу и его соседям, не просто уничтожение побежденного врага, но одно из религиозных правил священной войны. Для того чтобы достичь победы, Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на добычу и таким образом отказывается извлекать из нее выгоду и налагает на себя обет посвятить ее Богу (см. Чис. 21, 2; Нав. 6). Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи: как живых существ, так и материальных предметов. Неисполнение его наказывается (см. 1 Цар. 15), так же как и его кощунственное нарушение, которое может оказаться причиной поражения (см. Нав. 7). В действительности применение такого заклятия было довольно редко. Большая часть ханаанских городов была просто занята Израилем (см. Нав. 24, 13; Суд. 1, 15), например Газер (см. Нав. 16, 10; 3 Цар. 9, 16), Иерусалим (см. Суд. 1, 21; 2 Цар. 5, 6). Некоторые из них заключили даже союз с Израилем, например Гаваон (см. Нав. 9) и Сихем (см. Быт. 34).
Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось (см. Суд. 3, 1-6; 3 Цар. 9, 21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия, и вновь утвердить святость избранного народа (см. Втор. 7, 1-6). Отсюда определенный систематизм в истории завоеваний: религиозная установка, утверждавшая абсолютную власть Бога Израиля над Святой Землей и ее обитателями, переносилась и в прошлое.
Развитие понятия «херем» привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу (см. Втор. 13, 13- 18; Иер. 25, 9); с другой – посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа (см. Лев. 27, 28; Чис. 18, 14).
В Новом Завете ни о какой священной войне, ни о заклятии врагов не может быть и речи. Но слово сохраняется со значением проклятия. В устах иудеев в клятвенных формулах (см. Мк. 14, 71; Деян. 23, 12) оно имеет значение призыва проклятия против самого себя в случае нарушения клятвы. У апостола Павла это формула, которая выражает суд Божий над неверными (см. Гал. 1, 8; 1 Kор. 16, 22). Kто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа (1 Kор. 16, 22), – говорит Павел. Kогда он же говорит: Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования (Рим. 9, 3-4), он уточняет, что анафема для христианина – это отлучение от Христа.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
716.39 кб

Анафема в рассказах А. И. Куприна «Анафема» и В. А. Никифорова-волгина «Торжество православия»

Сузрюкова Елена Леонидовна
В статье на материале рассказов А.И. Куприна и В.А.
Читать PDF
93.25 кб

Анафема как форма уголовной и политической репрессии в карательной политике российского государства

Павлушков А.Р.
В статье с опорой на различные источники предпринимается попытка изучить использование анафемы в качестве формы уголовной и политической репрессии.

Похожие термины:

  • АНАФЕМА, МАРАН-АФА

    Transparency of Council proceedings Совет Европейского Союза формулирует в своем регламенте условия, при которых общественность получает доступ к его документам (статья 207 Договора о создании Европейского Сообщ
  • Анафема в христианстве

    отлучение от церкви, проклятие, осуждение, т.е. высшая церковная кара.