Анаксагор

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНАКСАГОР
500 — 428 гг. до н. э.) знаменитый греческий философ; родился в Клазоменах, в Ионии. В сорок пять лет он переселился в Афины и сделался близким другом Эврипида и Перикла. За свои философские мнения он был обвинен в безбожии и только благодаря Периклу избег смертной казни, но был изгнан в Лампсак, где и умер. Анаксагор первым принес философию Малой Азии в Афины и первым ввел учение о духовном начале всего сущего.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Анаксагор
греческий философ. Работал в Афинах приблизительно с 461 г., был другом Перикла и Еврипида. Обвиненный в безбожии, покинул Афины. Умер в Лампсаке. Сочинение О природе (Peri physeos; fr.), созданное в 467 г. еще в VI в. н. э. знал Симплиций. А. считался первым человеком, который вел «научный образ жизни» (bios theoretikos). Последователи Сократа, особенно Эсхин, спорили с А., считая его софистом. Подобно Эмпедоклу, А. старался примирить науку Гераклита со взглядами Парменида и Зенона Элейского. Соглашался с мнением Парменида о неизменности бытия. Рождение и гибель есть лишь вечность несчетных эмбрионов всех вещей, различающихся формой, оттенками и вкусом. Они находятся в каждой вещи; их можно разделять до бесконечности (влияние Зенона). Против этого тезиса выступил Демокрит, приписывая атомам только количественные характеристики (форма, величина, упругость). Собственную концепцию А отражал взгляд, что существующий кроме материи действующий разум (Нус) привел во вращательное движение бесформенную и пассивную массу эмбрионов, заложив тем начало мира. Своими поисками первопричин природных явлений помимо физической природы в силе духовной (или бестелесной, понимаемой как род тонкой однородной материи), оказал влияние на Платона и Аристотеля. Безграничный, самовластный, существующий самостоятельно всеведущий разум А., без сомнения, считал божественным бытием. По мнению А., плоская Земля лежала на воздухе, а небесные тела были огромными камнями, разогретыми в условиях постоянного движения.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Анаксагор
из Клазомен(М. Азия) (ок. 500 — 428 до н. э.); греч. материалистич. натурфилософ, происходивший из богатой и знатной семьи. Распространял свое философское учение в Афинах и снискал дружбу Перикла. В дошедшем до нас в отрывках осн. философском труде «О природе» А. утверждал, что нет ни возникновения, ни уничтожения, ни к.-л. качеств, изменений, а существует только соединение и разъединение различных веществ. Изначально существовали бесконечно многообразные гомеомерии, неподвластные качеств, изменениям «семена», находившиеся в смешанном, бесформ., хаотичном состоянии. Позднее возникло движение, и частицы начали отделяться одна от другой, а подобные частицы соединялись с подобными. Возник мир с его многочисл. предметами и живыми существами. Т. к. процесс разъединения и соединения частиц не закончился, говорил А., то существует все многообразие гомеомерий, характер которых определяется лишь преобладанием той или иной гомеомерий определ. вида. Толчок к появлению вещества дал нус, легчайшее и чистейшее вещество из всех веществ, — ум. Дальнейшее развитие А. рассматривал как чисто механич. и поддающееся объяснению. Поэтому А. не признавал богов. Солнце, Луна, звезды и метеориты являлись для А. не божествами, а обыкнов. раскал. каменными массами. А. пытался также дать естеств. объяснение различным другим природным явлениям, таким, как солнечное затмение, наводнение, падение метеоритов. Им были предвосхищены, правда в примитивной форме, космогонич. теория Канта — Лапласа и принцип сохранения материи и энергии. В области гносеологии А. отстаивал утверждение, что противоположное воспринимается через противоположное, что вещи обладают в действительности теми качествами, которыми наделяют их чувства. А. был обвинен противниками Перикла в безбожии и вынужден был в 434 — 433 удалиться в Лампсак.

Источник: Словарь античности. 1989

АНАКСАГОР
   • Anaxagoras,
         ??????????, философ, с которого начинается новое направление в истории греческой философии; обыкновенно А. причисляли к древнейшей ионийской школе и потому называли учеником Гермотима и (ошибочно) Анаксимена. Cic. de n. d. 1, 11. Родился он в Клазоменах в Лидии ок. 70 ол.=500 г. до Р. X. и был приблизительно современником философов Эмпедокла, Парменида, Зенона, Демокрита; рано устранился от общественных дел и посвятил себя науке; после продолжительных путешествий, на 30 году жизни, по словам других — на 45-м, прибыл в Афины (456 г. до Р. X.) в самую блестящую пору деятельности Перикла и близко с ним сошелся. Cic. de or. 3, 34. Эврипида и Фукидида также называют учениками Анаксагора. Cic. tusс. 3, 14. Впоследствии, вероятно за свои космологические мнения, он был обвинен в безбожии (????????), но Перикл избавил его от смертной казни, тем ли, что выхлопотал для него оправдание, или тем, что помог ему бежать, а может быть, и в самом судебном приговоре постановлялось только изгнание. По некоторым свидетельствам, А., хотя и был оправдан, все-таки, оскорбившись обвинением, покинул Афины. Умер в Лампсаке в 428 г. до Р. X. Заслуга его как философа состоит не только в том, что он первый перенес философию из Малой Азии в Афины, но и в том, что он первый ввел учение о духовном начале всего сущего. Это начало для него ????, стоящий в известных отношениях к деятельности, созидающей мир: ????? ?????? ?????? ???? ?????????? ???? ???????? ??????, ??????? ??????????? ???? ???? ???? ?????????? (Aristot. phys. 8, 1). А. отличал этот формальный принцип (?????????) от материи (???????); а материя каждого отдельного существа состоит, по учению А., из подобных одна другой частиц, недоступных внешним чувствам (??????); это так называемое ??????????, позднее обозначавшееся термином ????????????. Только ????, по мнению философа, прост, не смешан и чист (???????, ???????, ???????). А. не соглашался также с ходячими в то время астрономическими теориями: Солнце, по его мнению, огненная масса (?????? ???????), Луна — темное тело с горами, долинами и т. д., освещаемое Солнцем. Сочинение ?. ????, ??????, написанное прозой и восхваляемое древними, между прочим, и за достоинства формы, не дошло до нас. Отрывки изд. Myllach, frgm. philos. Gr., т. I.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Анаксагор
греч. Anaxagoras)
(ок. 500 - 428 до н.э.)
   греческий философ из Клазомен (Малая Азия). После окончания Греко-персидских войн обучался в Афинах, где сблизился с Периклом и Еврипидом. В своих трудах утверждал, опираясь на Эмпедокла, что материя вечна и что ни что не возникает из ничего и не может превратиться в ничто. А. ввел в математику понятие «бесконечно большого» и «бесконечно малого»; занимался астрономией, выясняя причины затмения Луны. Ему также приписывают трактат о сценических декорациях.
   Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1972.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 500 - ок. 428 до н. э.)
   Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда "О природе", где выдвигается учение о неразрушимых элементах, бесконечно делимых по своей природе, что предвосхитило современную теорию о бесконечных множествах. Первоначалами Анаксагор считал неразрушимые "семена", которые образуют формы при соединении по принципу подобия качеств. Первоначальное движение задавал Нус (Ум), представляющий из себя некую тонкую и легкую материю; дальнейшее развитие Анаксагор признавал как чисто механическое, поэтому в его системе не оставалось места богам и сверхъестественным силам. Солнце, луна, звезды объявлялись раскаленными каменными массами. Именно в безбожии и обвинили Анаксагора; он вынужден был покинуть Афины и переселиться в 433 в Лапсак (область Троада), где основал свою школу.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. философ и ученый. Происх. из Клазомен (М. Азия), отказался от наследства в пользу родственников и целиком посвятил себя науке. Переехал в Афины, где прожил ок. 30 лет, входил в близкое окружение Перикла. В к. жизни А. был обвинен в нечестивости за то, что утверждал, будто Солнце - раскаленный кусок железа. А. присудили к штрафу и изгнанию из Афин; он умер в Лампсаке (М. Азия). Из соч. А. ничего не сохран., сведения о нем дошли до нас во фр-тах и свид-вах антич. авторов. А. был слушателем Анаксимена и впервые ввел понятие Ума (Нус) в качестве первопричины мира (см. начало его соч. «О природе»: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и все упорядочил»). Представление о бесконечной природе как хаотическом начале заимствовано А. у Анаксимандра. Принципиально новый вклад в гр. натурфилософию А. сделал, назвав Ум единственной творящей причиной движения и возникновения миров из бесконечной материи. Вещества как таковые безначальны и неуничтожимы, а их видимое возникновение и уничтожение обусловлено соединением и разделением частиц. А. утверждал, что «во всем содержится доля всего» и «чего в каждой отдельной вещи 31 больше всего содержится, тем она... была и есть». Естественнонауч. взляды А. сводились к следующему: часть вещей (плотное, влажное.темное, холодное и все тяжелое) под действием кругового движения получила место на небе, а когда они сошлись в середину и затвердели, из них возникла Земля; Земля, по А., имеет плоскую форму и парит, не падая, благодаря своей величине. Море возникло из земных вод и от стока рек. Солнце, Луна и звезды - раскаленные предметы, охваченные круговращением эфира. Луна ниже Солнца и ближе к Земле, ее свет - отражение солнечного. Солнце по величине превосходит Пелопоннес. А. впервые определил условия затмений и лунных фаз. Ветры возникают от того, что Солнце расплавляет воздух, а громы и молнии - от того, что горячее вещество врывается в облака. Животные первонач. родились во влаге, а потом стали рождаться одно от др. А. предсказал падение метеорита у Эгоспотамов (М. Азия); по его словам, камень этот упал с Солнца.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • АНАКСАГОР из Клазомен

    ок. 500 — 428 до н.э.) — др.-греч. философ, непоследов. материалист. Поселивш. в Афинах, А. положил там нач. развитию философской мысли. После 30-летнего пребыв. в Афинах А., обвин. в безбожии политич. противн