Анаксимандр

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

АНАКСИМАНДР
   • Anaximander,
         ????????????, сын Праксиада, родился в Милете ок. 610 г. до Р. X., был другом или учеником Фалеса; жил при дворе Поликрата на Самосе; умер несколько позже 546 г. В сочинении, которое у позднейших авторов называется ????? ??????, он образным поэтическим языком кратко излагал свое учение. Вероятно, только отделами этого сочинения были приписывавшиеся также Анаксимандру книги о неподвижных звездах (????? ???? ?????????) и описание земли (???? ????????); а может быть, последнее относится к географической карте. Землю он считал цилиндрическим телом, находящимся в середине мира и держащимся на равном расстоянии от всех точек окружности. Он первый старался научно доказать мысль, что космос есть нечто постоянно созидающееся. Ему же приписывают изобретение солнечных часов, небесного глобуса и т. п.; ср.: Cic. div. 1, 50, 112. Началом (?????) сущего А. признавал бесконечное (??? ?????????). Относительно этого ??? ????????? он утверждал, что оно ????? ????????? ???? ????? ????????, ???? ?????? ????? ??? ?????? ????????? ???? ???? ??????????.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Анаксимандр
греческий философ. Считался учеником и последователем Фалеса. Первым из греков написал произаической философское сочинение под названием О природе, от которого сохранился лишь один по-разному интерпретируемый фрагмент. Это произведение еще во II в. до н. э. знал Аполлодор Афинский, а ранее его, очевидно, читали Аристотель и Теофраст. А. был создателем первой немифологической космогонии. Началом мира (arche) является у А. вечная и неизмери беспредельность (apeiron), соответствующая Хаосу Гесиода(?). Из беспредельности может рождаться бесконечное количество миров, которые должны, однако, погибнуть и вновь раствориться в ней. Из находящейся в вечном движении беспредельности появилась пара противоположностей - тепло и холод, которая дала начало земле, окруженной прослойками воды, воздуха и огня. Позднее слой воды частично испарился, а рассеяние воздухом огненного слоя стало причиной рождения небесных тел. А порвал с традиционными религиозными представлениями, хотя - как кажется - был убежден в божественной сущности беспредельности. А. писал также о рождении органической жизни (наземные животные произошли от морских, а человек - от рыб). А. начертил первую карту земли и моря (ее затем усовершенствовал Гекатей Милетский) и сделал первую модель мира. Землю он считал лежащим в центре вселенной неподвижным цилиндром, на верхних поверхностях которого находится обитаемый мир (ойкумена). А. изобрел солнечные часы; он исследовал также удаленность, величину и траектории звезд.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Анаксимандр
(ок. 611 — 546 до н. э.), греч. философ из Милета, вероятно, выходец из торговой аристократии. Наиболее яркий представитель ионийской натурфилософии, последователь Фалеса; очевидно, первый философ, который стал писать прозой. На осн. вопрос ионийской натурфилософии, что является первоначалом всех вещей, А. отвечал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия. Он называл ее апейроном, т. е. бесконечным, безграничным, вечным, неизменным, из него возникают все вещи и после своей гибели в него же возвращаются. Апейрон, по А., не являлся поддающейся эмпирич. восприятию первичной или осн. субстанцией, как, например, вода у Фалеса или воздух у Анаксимена. Т. о., апейрон представлял собой более высокую ступень философской абстракции. Из апейрона выделяются две осн. противоположности: холодное и теплое, затем влажное и сухое, взаимодействие между которыми образует вещи и миры. Картина мира у А. следующая: в центре мироздания располагается неподвижная Земля, имеющая цилиндрич. форму, она свободно парит в воздухе вследствие равного расстояния от нее небесных тел. Первоначально Земля была покрыта водой, затем вследствие воздействия солнечных лучей часть влаги испарилась и появилась суша. Первые животные произошли из мор. ила и в свою очередь дали начало роду людскому. По А., существует бесконечное множество миров, которые расположены как последовательно во времени, так и рядом друг с другом. Т. о., А. предпринял попытку дать всеобъемлющее, рациональное объяснение мира и жизни, свободное от мифологии, а также наивно-материалистич. и диалектич. их толкование. Происхождение звезд и их движения, облаков, землетрясений объяснялись естеств. причинами. С именем А. связывается создание небесного глобуса и географич. карты.

Источник: Словарь античности. 1989

Анаксимандр
греч. Anaximandros)
(ок. 610 - 546 до н.э.)
   греческий философ из Милета, представитель ионийской философской школы, друг и ученик Фалеса. Традиция называет его также географом и геометром. Рассматривая мир в его целостности и единстве, А. брал за основу и начало всего существующего в природе не воду, не воздух и не землю, а то, что он сам назвал термином «апейрон» - материально-вещественное начало.
   Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 116-128; Богомолов А.С. Античная философия. М., 1975. С. 45-49; Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966. С. 60-72.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(610 -ок. 540)
   др.-гр. философ, ученый и географ. Происх. из Милета. К 547 относится его трактат «О природе», от к-рого до нас дошли немногочисл. фр-ты и свид-ва антич. авторов. А. считал началом всего существующего бескон. природу, из к-рой все возникает и в к-рой все уничтожается, причем возникновение и уничтожение миров представляют собой постоянно повторяющийся цикл, процесс. Возникновение А. объяснял не качественным превращением первоэлемента, а выделением противоположностей из Единого вслед, вечного движения. А. полагал началом природу, среднюю между воздухом и огнем и воздухом и водой. По его мнению, всякая вещь рождается не из одной вещи, а из своих собст. начал, к-рые суть бесконечны и порождают бесчисл. миры. Цицерон приписывает А. отрицание бессмертия богов: они рождены, возникают и погибают через долгие промежутки времени. Признавая временную природу каждого из 4 элементов (вода, земля, воздух, огонь) в отд., А. сообщал свойства бескон. начала некоему промежуточному веществу. А. принадлежит изобретение гномона; согл. Диогену Лазртскому, он первый составил геогр. карту и соорудил небесный глобус. А. открыл наклонение зодиака и выдвинул поразительную теорию животного происх. человека (из рыб), а также идею постепенной эволюции животного мира. Причиной всех метеоявлений А. считал пневму, объясняя гром прорывом пневмы через густой аэр (облачный туман). Филос. взгляды А. представляют собой след, (после Фалеса) этап развития гр. натурфилософии, явл. попыткой решить проблему начала и всеобщего при помощи естественнонауч. методов и наблюдений в рамках чувственно-веществ. многообразия.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
314.32 кб

Оправдание отсутствия в эстетике: Гегель и Анаксимандр

Богатов Михаил Александрович
Читать PDF
232.00 кб

Генезис научной космологии в философии Анаксимандра

Петряков Сергей Геннадьевич
Приведена реконструкция космологической системы Анаксимандра как первой научной картины Вселенной. Указана ее роль в развитии науки и космологии.

Похожие термины:

  • АНАКСИМАНДР из Милета

    ок. 610 — 546 до н.э.) — др.-греч. философ, стихийный материалист и наив. диалектик, преемник Фалеса. А. приписыв. первое составл. карты Земли, к-рая изображ. в форме плоск. круга (с Дельфами в центре), окруж.
  • Анаксимандр Милетский

    греческий историк конца V – начала IV вв., тезка знаменитого философа, автор несохранившихся до нашего времени сочинений по генеалогии древних эллинских родов. От трудов Анаксимандра уцелели тольк