АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
археологическая культура железного века (8-3 вв. до н. э.) в бассейне Камы, отчасти Средней Волги. Названа по д. Ананьино (под г. Елабуга), близ которой был найден могильник. Раскопаны городища, могильники. Население занималось подсечным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, металлургией.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
культура Прикамья. Железный век. VIII-III вв. до н.э. Название дано по могильнику у с. Ананьино близ г. Елабуги. Селища, городища, могильники. Бревенчатые жилища. Скотоводство и земледелие.
Круглодонная керамика с ямочками и оттисками шнура по верхнему краю сосуда.
Бескурганные могильники. Каменные стелы на могилах.

Источник: Археологический словарь. 1996

Ананьинская культура
археологическая культура железного века ( V III— III вв. до н. э.), распространившаяся в бассейне Средней Волги и Камы. Получила название по наименованию деревни Ананьеве (Татарстан). Население занималось скотоводством и земледелием, а также охотой и рыболовством. Большое развитие получили чёрная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Ананьинская культура
археологическая культура железного века, распространенная в 8 – 3 в.в. до н. э. в бассейне рек Камы, отчасти средней Волги, Вятки и Белой. Названа по деревне Ананьино (Елабужский район, Татарстан), близ которой в 1858 г. был открыт могильник. Племена занимались подсечным земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством; знали металлургию меди, бронзы, железа. Изготовляли своеобразную круглодонную глиняную посуду, орудия из кости, а также ткани из шерсти и растительного волокна. Установлено существование торговых связей с племенами Кавказа и Сибири, скифами, сарматами и др. Городища располагались на мысах рек и были защищены валами, рвами и частоколами; жилища преимущественно наземные. Умерших хоронили в грунтовых могилах. Были распространены культы: женского божества, неба, Солнца. Находки свидетельствуют о рас паде первобытнообщинных отношений, выделении родовой верхушки и военных вождей, возникновении патриархального рабства; женщины находились в подчиненном положении. Многие ученые считают племена ананьинской культуры предками современных удмуртов и коми-зырян. См. Железный век, Конецгорское селище, Тиссагеты.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
археологич. культура, распространенная в басс. Камы и отчасти Волги в 8-3 вв. до н. э. Названа по д. Ананьино (Елабужский р-н Тат. АССР), близ к-рой в 1858 П. В. Алабиным был вскрыт богатый могильник. Большинство городищ А. к. располагалось на высоких мысах берегов рек и было защищено со стороны плато высоким земляным валом и глубоким рвом. С остальных сторон они были ограничены крутыми склонами оврагов и берегов рек и окружены частоколом из бревен. Неукрепленных селищ мало. Жилища были гл. обр. наземные. Известно одно полуподземное родовое жилище. Ананьинцы знали металлургию меди и железа, умели обрабатывать кость и кожу, изготовлять ткани из шерсти и растит. волокна и своеобразную глиняную посуду (круглодонные низкие чашки с орнаментом в верхней части). Для А. к. характерны копья с бронз. и жел. наконечниками, бронз. втульчатые топоры-кельты, бронз. и жел. кинжалы, ударное оружие ближнего боя - клевцы (напоминает кирку), лук и стрелы с костяными, бронз. и изредка с жел. наконечниками, жел. ножи, шилья. Ананьинцы занимались земледелием (подсечным), скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Установлено наличие торг. связей у них с племенами Кавказа, Сибири, скифами и савроматами (в обмен на пушнину получали оружие, украшения, ткани). Для ананьинцев можно установить почитание женского божества, культ неба и солнца и, вероятно, сил природы. Умерших хоронили в грунтовых могилах. С мужчинами клали оружие, орудия труда, украшения, с женщинами - гл. обр. украшения. Археологич. памятники А. к. свидетельствуют о культурном единстве и родств. связях всего населения этой терр., хотя в отдельных р-нах выделяются нек-рые локальные группы. Изучение погребального обряда и инвентаря указывает на социальное расслоение внутри об-ва А. к., выделение родовой верхушки и воен. вождей, подчиненное положение женщины и наличие патриархального рабства. Т. о., для социального строя племен А. к. характерно разложение первобытнообщинных отношений. По вопросу о происхождении А. к. в науке существуют различные точки зрения; сами же ананьинцы многими учеными считаются предками совр. удмуртов и коми-пермяков.

Лит.: Збруева А. В., История населения Прикамья в Ананьинскую эпоху, в кн.: МИА (No 30), М., 1952; Бадер О. Н., Очерк работ Камской археологич. экспедиции в 1953-54 гг., "Уч. Зап." (Перм. гос. ун-та), 1956, т. 11, в. 3.

А. В. Збруева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
конец 8–3 вв. до н.э., распространена на территории Среднего Поволжья (от р. Ветлуга до г. Ульяновск) и в бассейне р. Кама. Название дано по первому открытому могильнику у с. Ананьино близ Елабуги Татарской АССР, раскопанному П.В.Алабиным в 1858 г. В Волго-Камье и более северных районах (вплоть до Печорского Приполярья) А. к. доживает до 3–2 вв. до н.э., на Средней же Волге — до конца 6 или начала 5 в. до н.э. Известны неукрепленные поселения, городища и могильники. На поселениях и городищах находят остатки наземных бревенчатых жилищ (площадь 10 ? 5 м; 12 ? 4 м). Кроме того, на поселении Конецгор обнаружены разделенные на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами. Население занималось скотоводством и земледелием, а также охотой и рыболовством. Большое развитие получили черная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело, занимались и ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением посуды. Характерна круглодонная керамика с ямочным и шнуровым орнаментом (табл. 22). На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг). Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками, иногда очень обширными (Старший Ахмыловский могильник содержал более 1 100 погребений). На самых ранних из них (например, I Мордовский) в стороне от могил находились группы каменных стел с изображением оружия. В 6–5 вв. до н.э. их сменяют стелы на могилах, иногда с изображением мужчин с оружием или без него. Господствует обряд ингумации в могилах-ямах, над которыми возводились деревянные срубы-домики. Преобладали одиночные погребения, но известны парные и коллективные; представлены расчлененные (повторные) и частичные (захоронения черепов). Погребения в ряде случаев сопровождались мясной напутственной пищей (мужчины — кониной, женщины — говядиной) и различными предметами, включая глиняные сосуды. В мужских погребениях обычно находят оружие, орудия труда (копье, кельт, меч, кинжал, наконечники стрел, клевец) и украшения. В женских могилах встречаются украшения (браслеты, гривны, наборы из бляшек и трубочек-пронизей, нашивавшихся на кожаный головной венчик). Для раннего периода А. к., как и для галыштатской культуры периода «С», характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия. Известны также кремневые наконечники стрел и скребки. На А. к. оказали большое влияние культуры Кавказа (колхидо-кобанская), скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Особенно значительными были связи ананьинцев с носителями культур Кавказа (многочисленные импортные изделия). Установлено, что технологические приемы обработки железа восходят именно к кавказским традициям.

Источник: Археологический словарь. 1990

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
2.43 мб

Хронология раннего периода ананьинской культурно-исторической области

Кузьминых Сергей Владимирович, Чижевский Андрей Алексеевич
В статье рассматриваются вопросы хронологии раннего периода развития ананьинской культурно-исторической области.
Читать PDF
384.69 кб

К вопросу о датировке начального этапа ананьинской культуры Волго-Камья

Коренюк С. Н.
Статья посвящена обоснованию датировки начального этапа ананьинской культуры Волго-Камья.
Читать PDF
318.61 кб

Особенности расположения памятников ананьинской культуры в Пермском крае

Демаков Д.А.
В статье дается характеристика особенностей расположения памятников ананьинской культуры, относящейся к эпохе раннего железного века, и характеризуется ее начальный этап.
Читать PDF
913.96 кб

Болгарское IX селище - памятник финала ананьинской культуры в окрестностях г. Перми

Васильева Анастасия Владимировна, Коренюк Сергей Николаевич, Перескоков Михаил Львович
В статье анализируются материалы раскопок Болгарского IX селища в окрестностях г. Перми. Характеризуются исследованные объекты, предположительно интерпретированные авторами как жилая (?) и культовая постройки.
Читать PDF
1.40 мб

Усть-Нечкинские городища в среднем Прикамье на этапе ананьинской культуры (топография, планировка, и

Черных Елизавета Михайловна, Перевозчикова Светлана Александровна
Публикуются материалы новых раскопок известного памятника на территории удмуртского Прикамья, до настоящего времени остающегося загадкой для специалистов.
Читать PDF
1.50 мб

Система расселения носителей ананьинской культурно-исторической области в бассейне рек Вятка и Ветлу

Оруджов Эдуард Игоревич
В статье рассматриваются закономерности размещения поселенческих памятников ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики (АКГШК) ананьинской культурно-исторической области (АКИО) бассейнов рр. Вятка и Ветлуга.
Читать PDF
817.05 кб

Особенности материальной культуры ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики бассейнов рек Вя

Оруджов Эдуард Игоревич
В статье рассматриваются особенности материальной культуры ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики (АКГШК) ананьинской культурно-исторической области (АКИО) бассейнов рек Вятка и Ветлуга.
Читать PDF
703.42 кб

ПРЕДМЕТЫ КОНСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ ИЗ ЗУЕВСКОГО МОГИЛЬНИКА АНАНЬИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ В УДМУРТ

Черных Елизавета Михайловна
Статья подготовлена к 120-летию открытия Зуевского могильника, который является одним из немногих крупных ананьинских некрополей в Прикамье.