собств. фра Джованни да Фьезоле; прозвище Беато Анджелико) (ок.1400—1455) — ит. художник Раннего Возрождения. С 1408 г. — монах-доминиканец во Фьезоле, получивший в монастыре имя «фра (брат) Джованни»; в дальнейшем его стали называть фра Беато (блаженный) Анджелико (ангельский) — за добродетельную жизнь и благочестие (по словам Вазарй, он не брался за кисть, не совершив молитвы), а также за изысканность стиля и одухотворенность его мастерства. Вероятно, А. учился у монастырского миниатюриста конца XIV в., близкого к готич. стилю. Он работал во Фьезоле, Флоренции, в Кортоне, Орвието и Риме, был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. А. относят к флорентийским живописцам; его ранние работы — «Страшный суд» (1430— 1433) и «Коронование Марии» (1434— 1435) — по манере близки позднеготич. миниатюре с ее слабым развитием пространственных отношений. Работы А. отличаются религ. чувством, но лишены аскетизма Средневековья. Поздние его работы — цикл фресок в монастыре Сан-Марко во Флоренции (1439—1445) и росписи капеллы св. Николая в Ватикане (1447—1455) — выполнены в обобщенной манере с использованием средств передачи объема и пространства.
Лит.: Дмитриева НА. Краткая история искусств. Вып. 1-2. М., 1968-1975; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Несселынтраус. М., 1982.
АНДЖЕЛИКО
Анджелико
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
АНДЖЕЛИКО
angйlico) Фра Беато (настоящее имя – Фра Джованни да Фьезоле) (1395, Виккио ди Муджело, Италия – 1455, Рим), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. С юности отличался глубокой религиозностью; ок. 1418 г. стал монахом-доминиканцем. Занимал высокие посты в монашеском ордене, пользовался уважением римских пап. Обучался миниатюре в монастыре Сан-Доменико во Фьезоле; испытал влияние Лоренцо Монако. В ранних работах художника удлиненные, изящно изогнутые, как в позднеготической миниатюре, фигуры сияют чистыми яркими красками и золотом. Монашеское служение не мешало Анджелико быть в центре культурной жизни своего времени. Широта взглядов позволила ему одному из первых оценить значение художественных веяний, предвещавших наступление эпохи Возрождения, и прежде всего новаторское искусство Мазаччо. В 1436 г. был переведен в доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции; позднее стал его настоятелем.
Первое датированное произведение мастера триптих Линайоли (1433–35) было исполнено для цеха льнопрядильщиков Флоренции. «Благовещение» (30-е гг. 15 в.), написанное для церкви Сан-Доменико в Кортоне, – самое поэтичное произведение Фра Анджелико. Краски нежно переливаются, фигуры очерчены изящными линиями, движения подчеркнуто плавны. Под сенью легкой аркады Мария благоговейно слушает слова склонившегося перед ней Архангела Гавриила. Над ее головой – золотой голубь, олицетворяющий Святой Дух. В глубине сада видна сцена изгнания Адама и Евы из Рая. После перестройки монастыря в 1438 г. Фра Анджелико расписал его стены фресками на тему Страстей. Они созданы с применением линейной перспективы, геометрическая четкость пространства и благородные пропорции фигур создают ощущение гармонии. В 1438 г. семья Медичи заказала Анджелико новый алтарь для монастыря Сан-Марко. На фоне золотого занавеса в окружении ангелов Мадонна с Младенцем восседает на троне, перед которым узорчатый ковер. По сторонам стоят святые, среди них – Косьма и Дамиан, покровители семьи Медичи. Мастер создает иллюзию целостного широкого пространства, мягкая светотень объединяет фигуры с пейзажем. В 1447 г. Анджелико расписал в Ватикане капеллупапы Николая V. Фрески, посвященные жизни святых Стефана и Лаврентия, отличаются от предыдущих работ разнообразием эпизодов, сложным построением сцен, обилием подробностей, но в целом живописная манера мастера становится более обобщенной. Художник погиб при пожаре в церкви Санта-Мария сопра Минерва. Канонизирован папой Иоанном Павлом II (1982).
Первое датированное произведение мастера триптих Линайоли (1433–35) было исполнено для цеха льнопрядильщиков Флоренции. «Благовещение» (30-е гг. 15 в.), написанное для церкви Сан-Доменико в Кортоне, – самое поэтичное произведение Фра Анджелико. Краски нежно переливаются, фигуры очерчены изящными линиями, движения подчеркнуто плавны. Под сенью легкой аркады Мария благоговейно слушает слова склонившегося перед ней Архангела Гавриила. Над ее головой – золотой голубь, олицетворяющий Святой Дух. В глубине сада видна сцена изгнания Адама и Евы из Рая. После перестройки монастыря в 1438 г. Фра Анджелико расписал его стены фресками на тему Страстей. Они созданы с применением линейной перспективы, геометрическая четкость пространства и благородные пропорции фигур создают ощущение гармонии. В 1438 г. семья Медичи заказала Анджелико новый алтарь для монастыря Сан-Марко. На фоне золотого занавеса в окружении ангелов Мадонна с Младенцем восседает на троне, перед которым узорчатый ковер. По сторонам стоят святые, среди них – Косьма и Дамиан, покровители семьи Медичи. Мастер создает иллюзию целостного широкого пространства, мягкая светотень объединяет фигуры с пейзажем. В 1447 г. Анджелико расписал в Ватикане капеллупапы Николая V. Фрески, посвященные жизни святых Стефана и Лаврентия, отличаются от предыдущих работ разнообразием эпизодов, сложным построением сцен, обилием подробностей, но в целом живописная манера мастера становится более обобщенной. Художник погиб при пожаре в церкви Санта-Мария сопра Минерва. Канонизирован папой Иоанном Павлом II (1982).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Анджелико
, фра Беато (Angelico, fra Beato), наст. имя Гвидо ди Пьетро Ок. 1387, Виккьо да Муджелло — 1455, Рим. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Прозвище Анджелико (Ангельский) получил вскоре после смерти. Впоследствии часто фигурировал в литературе под именем фра Беато Анджелико (Блаженный, Ангельский). Впервые упоминается как художник в документах в 1417 и 1418 под мирским именем Гвидо ди Пьетро. Ок. 1420—1422 поступил в монастырь Сан Доменико во Фьезоле под именем фра Джованни. В 1449—1452 был приором этого монастыря. Работал во Фьезоле, Флоренции, Орвьето (1447), Риме (с 1447), возглавлял обширную мастерскую. Одним из его помощников и учеников был Б. Гоццоли. Значительная часть росписей и выполненных для флорентийских церквей алтарных картин фра Анджелико находится в основанном в 1869 музее Сан Марко (Флоренция, бывш. монастырь Сан Марко). Фра Анджелико занимает особое место в живописи флорентийского Раннего Возрождения. Его искусство проникнуто глубокой и искренней религиозностью. В то же время художник органично усвоил основы нового изобразительного языка, разработанные Мазаччо и Мазолино: пластическую трактовку форм, их ясность и обобщенность, основы линейной перспективы, пространственное решение композиций. Немаловажное место в его композициях занимают мотивы, навеянные ренессансной архитектурой, что может быть результатом многолетних контактов фра Анджелико с архитектором Микелоццо, строителем флорентийского монастыря Сан Марко. Религиозность фра Анджелико проникнута мироощущением человека Возрождения, увидевшего в реальности отблеск небесной гармонии и неизвестную его предшественникам приветливую, ясную красоту, радостное многообразие. Он открывает зрителю прелесть цветущих садов и лугов, стройность силуэтов кипарисов, прозрачные краски пейзажных далей и бледнеющую у горизонта голубизну неба, движение скользящих по стене теней, переносит действие на городские площади и в уютные дворики, на берег моря или в нарядные светлые помещения. В трактовке этого простодушно-радостного мира художник отчасти опирался на эмпиризм поздней готики, но он видит этот мир без присущей готике стилизации, сообщая ему более непосредственное, живое очарование. Его хрупкие белокурые Мадонны и ангелы с радужными крыльями являют поэтическое сочетание реальности и светлой неземной красоты. Один из самых утонченных колористов Раннего Возрождения, строящий красочную гамму на гармонии голубых, серебристо-розовых, светло-красных, сиреневых, белых тонов, фра Анджелико не уподобляет их драгоценным эмалям, как это делали готические мастера; его краски легки и прозрачны, как бы окутаны серебристым светом. Особенно тонких красочных переходов достигает он в росписях. В Короновании Марии (ок. 1438—1446, Флоренция, музей Сан Марко) красочная гамма строится на градациях дымчато-белых тонов, фигуры Христа и Марии как бы сотканы из сгущающегося тумана. Фра Анджелико создал новый тип алтарной картины, в которой отвлеченная иератичность уступает место лирическому контакту со зрителем, единству задумчиво-созерцательного состояния персонажей. Канонический тип алтарного полиптиха с изображенными на отдельных створках фигурами Мадонны и святых на золотом фоне, которому художник отдал дань в Алтаре Линайоли (ок. 1438—1440) и фреске Мадонна с тенями (оба — Флоренция, музей Сан Марко), являются новым типом композиции с пространственной структурой и объединенными в единую группу Мадонной и святыми. Новый тип алтарной композиции представляет и Благовещение (ок. 1430, Мадрид, Прадо), ставшее прототипом для более поздних вариантов (ок. 1433—1434, Кортона, церковный музей; ок. 1440, монастырь в Монте-Карло, коридор), где евангельское событие трактуется как полная поэтического очарования сцена, разыгрывающаяся в светлой лоджии цветущего сада. Большей строгостью и простотой отличаются фрески фра Анджелико в монашеских кельях (Рождество, Преображение, Коронование Марии, Благовещение), написанные в сдержанной и тонкой красочной гамме. Эта сдержанность, возможно связанная с особенной строгостью устава доминиканских монастырей, уступает место в последнем фресковом цикле фра Анджелико — росписях капеллы Николая V (1447—1450, Рим, Ватикан) — большей декоративной нарядности, великолепию архитектурных фонов, разнообразию и яркости типажа. Росписи капеллы Николая V, выполненные совместно с Б. Гоццоли, предвосхищают флорентийские повествовательные циклы 2-й половины XV в.
Лит.: Pope-Hennesy J. Fra Angelico. London, 1952; Proccaci U. Catalogo dei documenti sulla vita e le opere del Angelico e delle fonti storiche fino a Vasari. Firenze, 1964.
И. Смирнова
Лит.: Pope-Hennesy J. Fra Angelico. London, 1952; Proccaci U. Catalogo dei documenti sulla vita e le opere del Angelico e delle fonti storiche fino a Vasari. Firenze, 1964.
И. Смирнова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006